Поиск по материалам сайта
Cлово "NOTION"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОР"-"БУН")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
3. ДЮФРЕНН (Dufrenne) Мишель (р. 1910)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
4. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. ДЮФРЕНН
Входимость: 1. Размер: 12кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИС"-"НУР")
Входимость: 1. Размер: 44кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОР"-"БУН")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
Часть текста: обычно принимающая облик ящерицы. При молитвах её имя произносится первым до Мула Джади и божественной триады (Батара Гуру, Мангалабулан, Сорипада). Б. н. Т. считается покровительницей дома и полевых работ. м. ч. Бораспати ни Тано. Бораспати ни Тано. Ящеричный орнамент в доме. Остров Суматра. БОРАТА БОРАТА - Борота, в осетинском нартском эпосе один из трёх родов, населяющих нижний квартал нартского поселения; отличается от других родов нартов - Алагата и Ахсартагката своим богатством: громадными стадами скота, табунами лошадей. Глава рода Бурафарныг (букв. «богатство, счастье») обычно выступает как заговорщик, подстрекатель других, не имеющих элементарного чувства чести. Чтобы показать своё богатство, он устраивает пиршества, для чего пригоняет большое количество быков и стада мелкого скота. Эта черта характерна для всего рода Б., который стремится выделиться среди других родов нартов, устраивая богатые поминки по своим предкам. Б. к. БОРДОНГКУЙ БОРДОНГКУЙ (Бордонкуй), в якутской мифологии злой дух верхнего мира. Считается, что он уже давно скончался из-за чрезмерного обжорства: им были выпиты все реки и съедены острова, бывшие на них. н. А. БОРЕАДЫ БОРЕАДЫ (Βορεάδαι), в греческой мифологии крылатые сыновья (Калаид и Зет) бога северного ветра Борея и Орифии, дочери афинского царя Эрехфея, братья Клеопатры и Хионы (Apollod. Ill 15, 2). Подобно отцу, Б. олицетворяли ветры, их действия были быстры и стремительны. Б. - участники похода аргонавтов. Во время похода они освободили Финея - мужа Клеопатры от терзавших его гарпий (Apoll. Rhod. II 178 след.). По другому мифу, Б. освободили свою сестру Клеопатру...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГРА"-"ГУС") ГРАФФИТИ ГРАФФИТИ (ит. graffiti, букв. - нацарапанные) - древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.п. ГРЕВС ГРЕВС - Иван Михайлович Гревс (1860-1941) историк, педагог, публицист, краевед. Учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург. ун-та (1879-83), участвовал в "Ольденбургском кружке" (Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбурги, В.И. Вернадский , Д.И. Шаховской и др.). Изучая историю рим. землевладения, подолгу работал в Италии и Париже, испытав влияние историка Н.Д. Фюстель де Куланжа. В дис. (опубл. в 1900) обосновывалась мысль, что Римская империя сохраняла прочность автономного дома - "ойкоса"; отвергалось представление о капиталистич. характере рим. хозяйствования. В 1890-х гг. Г. - один из самых популярных проф. Высших женских курсов (Бестужевских); с 1902 - в ун-те. Ученики (среди них Федотов , Карсавин , Анциферов ) называли Г. padre (отцом) и мейстерзингером культуры. В 1917-18 Г. проявил себя как публицист. Приняв Февральскую революцию как ниспровержение всего устаревшего и давящего, он вместе с тем отмечал ее "разрушительную силу". Уйдя в 1923 из ун-та вследствие несогласия с возобладавшими установками М.Н. Покровского,...
3. ДЮФРЕНН (Dufrenne) Мишель (р. 1910)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: человека в философии Хайдеггера, Д. в своей культурологии исходит из неразрывности человека и природы. Культура сможет вернуть совр. человечеству чувство укорененности в мире, если только она реабилитирует в полной мере “Природу”, избегая в ее понимании уступок и одностороннему натурализму, и спиритуализму или прагматизму. Существуют различные способы субъекта относиться к миру, а для мира проявлять себя в субъекте. Выразит, возможности человеч. субъективности определяются тремя видами априори: субъективность конституируется на уровне присутствия посредством телесного априори, к-рое выделяет структуру практически осваиваемого человеком мира с помощью собств. тела, его естеств. и создаваемых искусств, органов; на уровне понятий посредством априори, к-рое детерминирует возможности объективного познания объективного мира; на уровне высших чувств посредством т.н. “аффективного априори”, понятие к-рого детально разрабатывает сам Д. (“Феноменология эстетич. восприятия”, “Поэтическое”, “Понятие априори”, “Эстетика и философия”). Именно аффективное априори открывает духовный мир культурных смыслов, переживаемых глубиной индивидуального,...
4. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: мифологией и на ранней стадии представляла собой переработку её в духе поступательно крепнувшей монотеистической тенденции; в различные периоды И. м. испытывала влияние египетской, шумеро-аккадской и особенно иранской (в частности, зороастрийской) мифологий, а позднее - синкретистско-гностической мистики. Центральный цикл источников для ранней И. м. - библейские тексты (ветхозаветные), возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от 13-12 до 2 вв. до н. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период. Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила наряду с собственно И. м. более ранние религиозно-мифологические представления древних евреев и сопредельных народов. Всё это явилось...
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: (das Asthetische - в немецком; the aesthetic - в английском; l'esthetique - во французском - один термин для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике XX в.). Чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с конца XIX в. отождествляли его с эстетским (как сущностью эстетизма - особого мировоззрения, полагавшего эстетическое, художественный опыт в качестве высшей и единственной ценности), гедонизмом, что придавало ему негативный оттенок. Однако к середине XX в. в академической эстетике категория Э. утвердилась в позитивном смысле и достаточно повсеместно. Для обозначения предмета эстетики она, в качестве само собой разумеющегося научного термина, активно употребляется Д. Лукачем, Гадамером, Г. Маркузе, Дюфренном, Э. Сурио, А.К. Кумарасвами и многими другими эстетиками. При этом они нередко используют это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествляет его с понятием «эстетическое сознание»; Маркузе видел в эстетическом один из основополагающих способов жизни «свободного общества» будущего. Дюфрен связывал эстетическое, как «a priori» (значимое понятие в эстетике Дюфрена) существующее в природе и в произведении искусства («квази-субъект»), с «эстетическим опытом». Д. Лукач поставил целью своего многотомного исследования «раскрытие своеобразия эстетического»,...
6. Большой толковый словарь по культурологии. ДЮФРЕНН
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: и манипулятивную, приведшую человека к глубокому отчуждению от природы, собств. сущности и высших ценностей бытия, Д. стремится прояснить фундаментальные основания культуры, к-рые позволили бы установить гармонические отношения человека с миром. Восприняв пафос хайдеггеровской концепции искусства как "истины бытия", Д. ищет такие основания в богатстве эстетич. опыта, трактуемого с позиций феноменологич. онтологии. Вместе с тем, полемизируя с крайностями онтологизма и чрезмерной десубъективации человека в философии Хайдеггера, Д. в своей культурологии исходит из неразрывности человека и природы. Культура сможет вернуть совр. человечеству чувство укорененности в мире, если только она реабилитирует в полной мере "Природу", избегая в ее понимании уступок и одностороннему натурализму, и спиритуализму или прагматизму. Существуют различные способы субъекта относиться к миру, а для мира проявлять себя в субъекте. Выразит. возможности человеч. субъективности определяются тремя видами априори: субъективность конституируется на уровне присутствия посредством телесного априори, к-рое выделяет структуру практически осваиваемого человеком мира с помощью собств. тела, его естеств. и создаваемых искусств. органов; на уровне...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИС"-"НУР")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: большой и многолюдный город провинции Мигдонии в Месопотамии на реке Мигдонии, в 37 милях на юго-восток от Тигранокерты (Tac. ann. 15, 5), бывший складочным пунктом для товаров Востока. Под владычеством мекедонян он назывался также Άντιόχεια η̉ Μυγδονική (Plut. Lucull. 32). Он был завоеван Лукуллом и уступлен Тиграну, потом опять был завоеван Траяном и в третий раз Л. Вером. Север сделал его сильной крепостью на восточной окраине царства. Впоследствии он перешел в руки персов. Теперь это деревня Низиб. НИСИДИЕН НИСИДИЕН - Nasidiēnus, имя лица, переделанное, может быть, Горацием (Horat. Sat. 2, 8) из действительного имени; происходя из простого народа, он сделался богатым откупщиком, любил играть видную роль, показывать свой вкус и старался приобрести расположение знати, но при всем том не мог скрыть своего низкого происхождения. НИСИРОС НИСИРОС - NisСћros, Νίσυρος, еще н. Нисиро или Нисари, возвышенный и скалистый остров на Карнафийском море, недалеко от мыса Триопиона, между Телосом и Косом....