Поиск по материалам сайта
Cлово "NIETZSCHE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. НИЦШЕ И ПОСТ-КУЛЬТУРА.
Входимость: 5. Размер: 10кб.
2. Библиография
Входимость: 4. Размер: 47кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. НИЦШЕ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
4. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕБ"-"НУЭ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
5. ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
9. КУЛЬТУРА 20 века
Входимость: 1. Размер: 44кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 83кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАД"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРА 20 ВЕКА
Входимость: 1. Размер: 47кб.
13. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 1. Размер: 49кб.
14. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДЕЛЁЗ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
15. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ХАЙДЕГГЕР
Входимость: 1. Размер: 12кб.
16. МАНН (Mann) Томас (1875-1955)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
17. 5. ЯЗЫК СТАНОВИТСЯ ОБЪЕКТОМ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
19. БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler) Альфред (1887-1968)
Входимость: 1. Размер: 2кб.
20. ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
21. 1. ВОЗВРАТ ЯЗЫКА
Входимость: 1. Размер: 12кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. НИЦШЕ И ПОСТ-КУЛЬТУРА.
Входимость: 5. Размер: 10кб.
Часть текста: в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869 г. был утвержден профессором классической филологии Базельского университета, а несколько позже Лейпцигский университет присвоил ему без защиты на основании опубликованных статей докторскую степень. Работал в Базельском университете до 1879 г., когда по состоянию здоровья вынужден был уйти в отставку. С 1868 г. был увлечен музыкой Р.Вагнера, но через 10 лет стал одним из наиболее острых критиков вагнерианства и поздней музыки своего кумира, в которой усмотрел начала смерти музыки и острый декаданс культуры в целом. Судьба отвела Ницше менее 20 лет для активной творческой деятельности, которая проходила в подвижнической борьбе с тяжелейшей болезнью, победившей его в самом начале 1889 г. - наступило полное помрачение рассудка. Личная трагедия гения, его менталитет и профессиональные знания и интересы способствовали формированию направления его пророчески-афористического мышления. Сам Ницше считал себя материалистом, атеистом, имморалистом, психологом, пророком, поэтом и музыкантом. В концентрированном поэтико-афористическом виде основные идеи его мировоззрения выражены в книге «Так говорил Заратустра» и более дискурсивно изложены в остальных его работах. Один из главных тезисов философии Ницше: культура больна, человечество больно, человек болен и вырождается. Всё требует лечения, которое он начинает с глобальной «переоценки всех ценностей» традиционной культуры. Идеалом здорового общества и человека для него является древнегреческая досократова цивилизация, в которой господствовало дионисийское (от бога Диониса-Вакха) начало - приоритет инстинктивной воли к...
2. Библиография
Входимость: 4. Размер: 47кб.
Часть текста: — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера). — М., 1963. —121 с. 16. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). — М., 1989. — 50 с. 17. Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи своими именами. — М.,1986. — С. 185-194. 18. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. — М.,1990. —107 с. 19. Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопр. философии. — М., 1992. — № 4. — С. 53 - 57. 20. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К....
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. НИЦШЕ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: неклассической эстетики. Его зашифрованные и метафорические тексты не поддаются однозначному истолкованию. Все творчество Н. пронизано стремлением вырваться за узкие рамки западного рационалистического образа мышления и утвердить спонтанный взгляд на жизнь, творчество, искусство. В эстетической эволюции Н. можно выделить три основных этапа. В произведениях первого периода 1872-1878 («Рождение трагедии из духа музыки» (1872) и «Несвоевременные размышления» (1878) развиваются панэстетические идеи А.Шопенгауэра, Р.Вагнера и иенских романтиков. Во втором периоде (1876-1886) в книгах «Человеческое слишком человеческое» (1876), «Утренняя заря» (1881), «Веселая наука» (1882) усиливается влияние классической эстетики. И, наконец, в произведениях третьего периода (1883-1898) «Так говорил Заратустра» (1883-1884) и в набросках незавершенной серии книг под общим названием «Воля к власти» утверждается трагический оптимизм отчаяния и «неклассический» поэтический символизм. Философско-эстетические идеи Н. формировались в качестве реакции на системные установки немецкого классического идеализма. Отсюда его стремление к расшатыванию классических принципов мышления и одностороннему углублению поэтического символизма иенских романтиков и волюнтаризма А. Шопенгауэра. В произведениях Н. заметно сужается традиционная проблематика онтологизированной философии искусства. Будучи приверженцем разомкнутого художественно-поэтического образа мышления, он концентрирует свое внимание на разработке тех проблем, которые открывают ...
4. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕБ"-"НУЭ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕБ"-"НУЭ") В начало энциклопедии По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕБ"-"НУЭ") Небрежность, халатность Небрежность, халатность (в общем праве) (negligence), совершение одним лицом опасного для др. лица деяния без учета возможных последствий. В об-ве есть твердо установленные обязанности: одного автомобилиста по отношению к др.; работодателя - к работнику; производителя товара - к потребителю; врача - к больному. Однако степень обязанности в каждом конкретном случае может определить лишь суд. Обязанность предвидеть опасные последствия своих действий вытекает из требований закона. Ин-т страхования ответственности позволяет судам точнее выявлять случаи Н., совершаемые в целях получения компенсации. Вопрос, в какой степени установление вины служит сдерживающим фактором против беспечности, представляется весьма спорным, и некрые правовые системы заменяют концепцию ущерба за Н. компенсационными схемами без определения виновной стороны. Невербальное общение Невербальное общение (non-verbal communication), способ личной передачи информации между людьми как добавление к речи или вместо нее. Беседа людей постоянно (и часто невольно) сопровождается Н.о.: позы, выражение лица и глаз, жестикуляция. Такой язык тела усиливает речевое сообщение или неуловимо противоречит ему (напр., когда отводят глаза в сторону). Жесты в большинстве случаев непроизвольные, но мы можем использовать их и по желанию, т.е. осознанно, напр., пожимание плечами, жест, указывающий на что-либо, и пр. Есть универсальные жесты и выражения лица....
5. ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: производящий желания. Эдипов путь ошибочен именно потому, что блокирует творч. силы бессознательного, ограничивает их семейным театром теней, тогда как шизоанализ призван освободить революционные силы желания и направить их на освоение широкого социально-истор. контекста, обнимающего континенты, расы, культуры. Бессознательное не фигуративно и не структурно, оно машинно. Либидо — воплощение энергии желающих машин, результат машинных желаний. Критикуя пансексуализм Фрейда, Д. не посягает на его несущие опоры — либидо и сексуальные пульсации. Он сохраняет противопоставление Эрос — Танатос, усложняя его новыми значениями: Эрос, либидо, шизо, машина — Танатос, паранойя, “тело без органов”. Если работающие “машины-органы” производят желания, вдохновленные шизофренич. инстинктом жизни, то параноидальный инстинкт смерти влечет к остановке машины, возникновению т.н. “тела без органов”. Его худож. аналогом может служить отстраненное восприятие собств. тела как отчужденной вещи, не-организма у А. Арто, Сартра, Камю. Так осуществляется чарующее волшебное притяжение-отталкивание между пассивной и активной частями желающей машины. Это противоречие снимается на уровне субъекта, или машины-холостяка — вечного странника, кочующего по “телу без органов”, возбуждающего, активизирующего его, но не вступающего с ним в брак. Лит....
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: современник же его Грегорий называл его βασιλεὺς λόγων. Как учитель и писатель, Ф. занимался красноречием и философией. Из 36 речей его, известных еще Фотию, до нас дошли 34, одна из них сохранилась только в латинском переводе. Содержание их было большей частью панегирическое и посвящено памяти различных императоров, но в них говорится также о дружбе, земледелии и других предметах. Изд. W. Dindorf (1832). Из философских его сочинений мы имеем 4 комментария к Аристотелю в парафрасической форме (изд. Spengel, 1866). ФЕМИСТО ФЕМИСТО - Themisto, Θεμιστώ, 1. нереида Hesiod. theog. 261; 2. дочь Гипсея, вторая жена Адаманта, мать Орхомена, Сфингия, Левкона, Ерифрия, Схойнея и Птоя. Афамант женился на ней, считая свою первую жену Ину умершей; когда же он узнал, что Ино жива и заблудилась в ущельях Парнасса во время празднеств в честь Вакха, он велел привести ее тайно в свой дом. Ф., узнав об этом, решила убить детей Ины и для этого приказала Ине, которую считала рабыней, одеть своих детей в белое платье, а детей Ины в черное. Ино же сделала наоборот, и Ф. убила ночью своих собственных детей, когда же открыла свою ошибку, убила и себя. ФЕМИСТОГЕН ФЕМИСТОГЕН - Themistogĕnes, Θεμιστογένγς, сиракузянин; ему приписывают описание похода Кира Младшего в глубь Азии. Хеn. Hell. 3, 1, 2. Plut. de glor. Ath. 345 сл. Tzetz. Chil. 7, 937. Одни полагают, что это псевдоним Ксенофонта, другие же, что Ф. принимал участие в составлении анабазиса Ксенофонта....
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: "БОД"-"БЭС") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС") БОДИ-АРТ БОДИ-АРТ - body art - англ.: телесное искусство. худож. направление, использующее в качестве "сырой реальности" тело, телесность, позу, жест - невербальный язык тела. Близок к поп-арту, обыгрывающему артифактуальность бытовых предметов, а также к Хэппенинг у и Перформанс у с их публичной импровизационностью. Объектом Б.-а. служит как тело модели, так и его фотографии, муляжи. Композиции создаются по принципу живых картин. Философско-эстетич. специфика связана с повышенным интересом к пограничным экзистенциальным ситуациям: жизнь - смерть, Эрос - Танатос, сознание - бессознательное, искусство - неискусство. Другая доминанта - социальная, расовая, нац., сексуальная самоидентификация, фрейдистская символика, садомазохистские мотивы. Боль, насилие, риск, телесные страдания - эпицентр творч. интересов: Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, К....
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: aisthetikos - воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «Э.» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и...
9. КУЛЬТУРА 20 века
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: реалистич. изобразит, искусства (к-рое ограничивается рамками обывательского салона и идеол. обслуживания нек-рых тоталитарных режимов). При явном разрастании сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к сфере массовой культуры при всей своей предполагаемой элитарности) сокращается и маргинализируется сфера “большого” религ. мышления и серьезной теологии. Социальная стратификация смыслов и ценностей культуры имеет, очевидно, тот же истор. возраст, что и классовое расслоение; однако такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделяет 20 в. среди прочих исторических эпох. Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства 20 в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекат. кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. обществ, и антропол. дисциплин. Массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными “дочеловеческими” реакциями и импульсами (“драйвами”) масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Факт, что высокая культура как бы обслуживает “докультурные” потребности и устремления (подсознат. силы, связанные с эросом, желаниями господства и инстинктами разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для 20 в. Типологически его культура выстраивается вокруг главной проблемы эпохи: увязать между собой высокое, почти культовое отношение к культуре и культурности (как продуктам и орудиям антропной власти над реальностью) с радикальным и систематическим негативизмом по отношению к культуре и культурности. В течение века вырабатываются и всеядные культурные элиты, к-рые признают за культурные ценности как классику авангардизма,...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Часть текста: значений, из которых эстетическая концепция А. м. взяла пересечение «высшего», «идеального» и «самодостаточной сущности». Философская идея абсолюта адаптировалась к музыке в суждениях йенских романтиков об инструментальной музыке, контрастировавших с прежде устойчивым (у Руссо, Канта, в теории музыкальных аффектов Дидро и др.) признанием рангового превосходства вокальных жанров. Термин «А. м.» впервые введен Р. Вагнером в 1846 г. (в его «Программе» к Девятой симфонии Бетховена) в значении высших выразительных возможностей самостоятельного искусства звуков. Согласно Вагнеру, А. м. непосредственно выражает «бесконечное». В понятийное поле А. м. у Вагнера входят такие выражения, как «абсолютный язык звуков», «абсолютная мелодия», «абсолютная гармония». Под влиянием Фейербаха, полемизировавшего с «абсолютной философией» Гегеля, а также - собственных идей о «художественном произведении будущего» в 1850-е годы оценочная окраска термина «А. м.» у Вагнера меняется: теперь он означает «частичное искусство», отделившееся от своих корней (слова и танца в древнегреческой трагедии) и потому опустившееся до уровня «пустой абстракции». Однако музыкальная эстетика наследует от Вагнера первый смысл, вводящий в понятие об А. м. представление об исчерпывающем проявлении музыкальной специфики, ее собственно эстетической сущности. Об инструментальной музыке как «чистом», «абсолютном искусстве звуков» писали Ф. Лист, Ш. Гуно, В. С. Калинников, Г. Ларош и др. Начиная с поел, трети XIX в. термин «А. м.» отождествляется с идеальной схематикой музыкальных форм, с тектоникой композиции (О. Гостинский, 1877, А. Хальм, 1913), но также - со свободой творчества от традиционных структурных шаблонов (Ф. Бузони, 1906, считал образцами А. м. прелюдийные и связующие фрагменты...