Поиск по материалам сайта
Cлово "NAVE"
Входимость: 6. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 6. Размер: 20кб.
Часть текста: - Navigatio, ναυτιλία. Мореплавание достигло у греков, которые самой природой были направлены на морскую стихию, уже рано известной степени совершенства. Гомеровский корабль (ср. Autenricht, hom. Wörterbuch и Fridrichs, hom. Realien, стр. 325 слл.), по отношению к ребрам и такелажу, был сооружен приблизительно следующим образом. Во всю длину корабля шел киль или днище судна, τρόπις, carina, a над ним второе бревно, загнутое спереди кверху, так называемая килевая балка, στείρη. На этой балке были утверждены ребра (δρύοχοι), которые, будучи загнуты соответственно закруглению судна, доходили до верхнего края и спереди и сзади были длиннее, в середине же короче. Поперек них лежали бортовые балки, ε̉πηγκενίδες; бок корабля состоял из ивовой плетенки; вся обшивка носила название τοι̃χος. Особенное внимание обращали на одинаково прочную постройку обеих сторон судна, которое в случае обладания этим качеством получало почетный эпитет α̉μφιέλισσα. Для соединения ребер употреблялись бревна. Над килевым бревном, в том месте, где стояла мачта, лежало гнездо, μεσόδμη, в которое опускали нижний конец мачты; несколько повыше...
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: они должны были передать город, уступить треть своей области и употреблять железо только для обработки полей. Это подчинение П. могло прекратиться только тогда, когда Арунт, сын П., потерпел поражение при Ариции от Аристодема, тирана Кум; тогда, вероятно, и Рим изгнал этрусский гарнизон и снова завладел отнятою областью. Flor. 1, 10. Dion. Hal. 5, 21 слл. Sil. It. 8, 389. Oros. 2, 2 слл. ПОРТАОН ПОРТАОН - Porthāon, см. Oeneus, Эней , II. ПОРТИК ПОРТИК - Portĭcus, (ср. Στοά, Стоя ), галерея, просторные сводчатые ходы, частью пристроенные к другим общественным и частным зданиям; обыкновенно такими ходами окружались со всех сторон торговые площади, а снаружи защищались стеной, которая прерывалась только проходящими через площадь улицами. Такие стены служили для помещения картин. Эти портики, кроме того, что служили для гуляющих защитою от сильного солнечного жара и от дождя, назначались также для ученых собраний, очень роскошно украшались и имели очень большую длину. В Риме было их очень много, в Афинах особенно известна картинная галерея, στοὰ ποικίλη. ПОРТИТОР ПОРТИТОР - Portĭtor, назывался как откупщик пошлин в гавани (τελώνης, publicanus), так и его приказчик. ПОРТМ ПОРТМ - Porthmus, Πορθμός, 1. пролив между Италией и Сицилией, с прибавлением Σικελικός и без этого прибавления, н. Faro di Messina. Thuc. 4, 25; 2. гавань на Эвбее, в области города Эретрии, напротив аттического берега, которая, несмотря на разрушение стен Филиппом Македонским (342 г. до Р. X.), сохранялась до позднейшего...
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕП"-"ЛИК") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕП"-"ЛИК") ЛЕПРЕОН ЛЕПРЕОН - Leprĕon, Λέπρεον, τό, и Leprĕos, ο̉ Λέπρεος, город в Трифилии, области Элиды, основанный, по преданию, минийцами из Лемноса. Л. лежал в 40 стадиях от моря к югу от Пилоса (у и. Стровицы), на одном из выступов горы Минфы, и имел сильную крепость. Лепреаты участвовали в битве при Платеях как самостоятельный народ (Hdt. 9. 28) и старались неоднократно, притом с успехом, сохранить свою независимость от Элиды. При заключении мира в 399 г. эта независимость была утверждена за ними. Оттого некоторые географы причисляли область их к Аркадии, другие же считали Лепреатиду совершенно самостоятельною и отдельною страною. Strab. 8, 342. 344 сл. Paus. 5, 4, 4. ЛЕПТИН ЛЕПТИН - Leptines, Λεπτίνης, 1. брат старшего Дионисия, командовал флотом против карфагенян. Он навлек на себя неудовольствие своего брата и был смещен и изгнан в 390 г. до Р. ...
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: и наибольшей безусловностью для средневекового христианина обладала В. Бога над людьми и всем миром вообще. В каждом из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько...
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: всё возраставшее, объясняется родством с главным богом. В 15 в. до н. э. культовыми центрами Н. становятся также Ниневия и Калху. Культ Н„ в котором он поднимается до уровня космических божеств, прослеживается вплоть до селевкидского времени. К рангу высших божеств Н. причисляется и как писец таблиц судеб, иногда он считается их обладателем и тогда наделяется эпитетами Мардука. В одном из новоассирийских текстов Н. называют «открывающий источники» и «руководитель роста урожая» (снова перенос на Н. космических черт Мардука). На статуе 8 в. до н. э. есть характерная надпись: «доверяйся Набу и никакому другому богу». Особенно почитался в нововавилонский период, когда постепенно стал вытеснять Мардука. В мифах, как сравнительно поздно появившийся бог, Н. не встречается. В одном заклинании из Ашшура Н. назван сыном Эйя (Энки) и фигурирует в функции Ассалухи-Мардука. Супруга Н. - богиня судьбы Ташмету. Символ Н., как и шумерской богини Нисабы (с которой его роднят многие черты), - писцовый грифель. Часто его изображают стоящим на священном пьедестале, установленном на рыбокозле или драконе Мушхуше (символ Мардука). в. а. НАВПЛИЙ НАВПЛИЙ (Ναύπλιος), в греческой мифологии: 1) сын Посейдона и Ами-моны, эпоним города Навплий в Арголидском...
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах, обвитый шерстяными пурпурными нитями. Theocr. id. 2. ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА) ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА) - Iynx, 'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности сделалась символом страстной любви; ей приписывали магическую силу возбуждать любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах, обвитый шерстяными пурпурными нитями. Theocr. id. 2. ИКАР ИКАР - Icarus, 'Ίκαρος, 1. см. Daedalus, Дедал . Icarium mare, Ίκάριον πέλαγος, называлась юго-восточная часть Эгейского...
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: словарь классических древностей Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕР") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕР") БАБРИЙ БАБРИЙ - Babrius (Babrias), Βάβριος, греческий баснописец, живший, по Лахману, при Домициане, по другим - еще позже, а по третьим - ок. 150 г. до Р. X. в Сирии, переложил, по примеру Сократа, басни Эзопа (см. Aesopus, Эзоп ) в холиамбы или скацонты (сенары, оканчивающиеся спондеем или хореем). Его труд состоял, полагают, из 10 книг и служил образцом для подражания всем позднейшим баснописцам, именно римским; но до нас сохранилась лишь небольшая часть его сочинений. Рукопись, содержащая 123 басни, найдена в 1844 г. на Афонской горе; ее издали Boissonade (1844), Lachmann (1845) и Schneidewin (1853). Миноид Минас (Minoides Minas), нашедший рукопись, продал ее в 1857 г. Британскому музею, вместе со списком еще 95 холиамбических басен, подлинность которых оспаривает Gobet, a защищает Sauppe. БАВИЙ БАВИЙ - Bavius, благодаря Вергилию (Exlog. 3, 90) прославившийся вместе с Мевием как дурной поэт. По Евсебию, он умер в 33 г. до Р. X. в Каппадокии. БАВКИДА БАВКИДА - Baucis, см. Philemon, Филемон . Βαυκαλήματα или καταβαυκαλήσεις, песни, которыми матери и кормилицы убаюкивали маленьких детей, нося их на руках. Колыбели вошли в употребление, по-видимому, только впоследствии. БАГАУДЫ БАГАУДЫ - Bagaudae, так назывались галльские крестьяне, возмутившиеся при Диоклетиане вследствие притеснений от римских ...