Поиск по материалам сайта
Cлово "MOLE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 2. Размер: 26кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
4. Реальный словарь классических древностей. РИМ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
5. Мифы народов мира. ПЕРВОЧЕЛОВЕК
Входимость: 1. Размер: 19кб.
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧИА"-"ЧЭН")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОМ"-"ДУЦ")
Входимость: 1. Размер: 78кб.
10. Мифы народов мира. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАВ"-"ЗЕМ")
Входимость: 1. Размер: 34кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Часть текста: стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй. В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X. Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал (так, X. у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь, на пародийном языке Аристофана - птиц). Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порождённое Ночью. В «Облаках» X. вместе с Облаками и Языком является богом Сократа (Nub. 424), и тот даже им клянётся (627). Так, к концу классического периода в Греции существуют две концепции X., исходящие из гесиодовской концепции. Одна выдвигает на первый план понятие X. как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного; а другая понимает X. как нечто живое и животворное, как основу...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ") МНЕВИС МНЕВИС (mrw - wr), в египетской мифологии божество в виде чёрного быка. Центр его культа - Гелиополь. М. почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами. Эпитет М.- «посредник Ра, который сообщает истину Атуму». Почитавшиеся М. быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Матерью М. была корова Хесат. М. отождествлялся с обожествлённым быком Бухисом, считался ба - душой Pa, a также города Нехен (Иераконполь). Р. Р. МНЕМОСИНА МНЕМОСИНА - Мнемозина (Μνημμοσύνη); в греческой мифологии богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида (Hes. Theog. 135). Родила от Зевса муз - девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует...
3. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: пол. 3 в. н. э. лагерь и город приходят в упадок. В кон. 19 в. крепость была раскопана и реконструирована в камне. ЗАВЕЩАНИЕ ЗАВЕЩАНИЕ (греч. diatheke, лат. testamentum). Первое З. было составлено предположительно еще до 6 в. до н. э. в Риме или Великой Греции. Согласно первым З., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма З. была принята лишь в 3 в. до н. э. В свое время Солон дополнил закон о З. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; З. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; З. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте З. оформлял государств, чиновник, у которого оно и хранилось. В момент составления документа завещатель должен был быть совершеннолетним и правоспособным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять З. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели ( закон , по которому женщины не могли быть завещателями, был отменен Адрианом). Наследниками могли стать только свободные граждане, а наследство могло быть оставлено в пользу еще не...
4. Реальный словарь классических древностей. РИМ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: - Roma, ΄Ρώμη (н. Roma), главный город Римского государства по обоим берегам (особенно по левому) Тибра в Лациуме, на расстоянии 16 миль от моря. Местность, где был основан и лежит Р., ниже впадения Аниена в главную реку, холмиста, а в долинах между возвышенностями была сперва болотиста и, наверное, не совсем здорова, пока болота не были осушены каналами и заселены. В то время уже случались наводнения. Liv. 35, 9. 38, 26. Tac. aim. 1, 75. Horat. Od. 1, 2, 13. a. p. 67. Местность весьма выгодная по своему положению, как посредствующее звено между материком и морем. Liv. 5, 54 и особенно Cic. r. р. 2, 3-5. Для топографии Р. необходима история Р., причем лучше всего принимать три периода: Р. во времена царей, Р. во времена Республики, Р. в период императоров. I. Р. во времена царей. Основание города Ромулом (753 г. до Р. X.) ограничивалось сперва Палатинским холмом (Mons Palatinus) или Палациумом (Palatium), т. е. Roma quadrata, под чем в теснейшем смысле понимали только местность Pomoerium'a Poмула. Северо-западная сторона Палациума называлась Germalum, т. к. там, по преданию, пристали двойни и были вскормлены волчицей в Луперкале (с посвященной Пану пещерой и священной смоковницей). Сабинская колония Тита Тация была основана на М. Capitolinus, к северо-западу от Палациума, и на Collis Quirinalis, к северо-востоку от Капитолия. Оба холма соединялись расширенным Помериумом (незастроенной полосой земли вокруг стен). Место гаданий (ауспиций) перенесено было в капитолийский кремль (Tac. ann....
5. Мифы народов мира. ПЕРВОЧЕЛОВЕК
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: трёх цветов - красного, белого и чёрного как цветов соответственно крови, молока и выделений). Архаичная классификация по принципу макро-микрокосмических соответствий кладётся в основу ритуала жертвоприношения. Типичный пример П. - ведийский Пуруша, чьё название образовано от глагола со значением «наполнять» (по такому же принципу обозначается народ, ср. лат. populus, plebs, «плебей» при plenus, «полный»; близки к этому и такие примеры, как рус. «люди» при готск. liudan, «расти»; литов. tauta, «народ» при индо-европ. *teu-/*toy-, «тучнеть»). Пуруша выступает в функции материального «заполнителя» вселенной («Ведь Пуруша - это вселенная», РВ Х 90, 2). Пуруша был принесён в жертву богам и из этой жертвы возникли гимны, напевы, поэтические размеры, ритуальные формулы; кони, быки, козы и овцы; боги; элементы космического и социального устройства. В древней иранской традиции в качестве П. выступает Гайомарт. Но Гайомарт шестое из творений Ормазда (см. Ахурамазда ), созданное из земли («Бундахишн»). Зато семя людей и быков, созданное "из света и небесной влаги, было вложено в его тело, чем и объясняется его роль как прародителя и. прототипа всего человечества. В иранской традиции также отождествлялись части тела П. с элементами мира: плоть (или кости) - земля, кровь - вода, волосы - растения, зрение - огонь, дыхание - ветер. Известны эддические отождествления, мотивирующиеся «экстериоризацией» частей тела космического великана Имира. В раввинской литературе Адам изображается как П. огромных размеров: в момент сотворения его тело простиралось от земли до неба, заполняя собою всю землю с севера до юга, с запада до востока. Увидев, что ангелы испугались Адама, бог уменьшил размеры его тела. Адам светоносен: пята его затмевает солнечный диск; он обладает исключительной силой зрения (способность видеть весь мир от края до края); уподобление Адама и Евы солнцу и звёздам сохранялось и в апокрифической христианской литературе. Космическая природа Адама подтверждается, ...
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: странице . КАНДИНСКИЙ КАНДИНСКИЙ - , Василий Васильевич (1866-1944) Русский художник, с 1921г. постоянно живший за рубежом, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см.: Авангард ). Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере взлета духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий, которая возникла в кругах европейской интеллигенции под влиянием социально-политических кризисов и конфликтов начала XX в. и новейших естественнонаучных открытий (в частности, атомно-энергетической теории строения материи). Основные идеи его эстетики были изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (в первом немецком издании под названием «Ruckblicke», 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Художник, по К., - пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель - выразить в художественной форме объективно существующее Духовное. В художнике живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое К. называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно: 1. личности самого художника, 2. его эпохе, 3. искусству вообще - «элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства. Прекрасным в искусстве К. считал все то, что «вызвано внутренней необходимостью», что «совершенствует и обогащает душу», возбуждает ее «вибрации». Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья - «принцип внутренней необходимости», или...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: дочь в подземный медный терем и стерёг её. Однако Зевс проник в терем золотым дождём, и Д. родила сына Персея. По приказу отца Д. с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Ящик прибило к острову Сериф, где Диктис вытащил его и спас Д. и Персея. Царь острова Полидект, брат Диктиса, влюбившись в Д., решил услать возмужавшего Персея за головой горгоны, чтобы от него не было помех. По возвращении на остров с головой горгоны Персей нашёл мать вместе с Диктисом у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову горгоны. Персей обратил его в камень. Диктис стал правителем острова, а Д. с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, бежал из Аргоса (впоследствии Персей случайно убил Акрисия во время гимнастических состязаний) (Apollod. II 4, 1-4). По другой версии, Полидект женился на Д. и воспитывал Персея. Д. вместе с сыном вернулась в Аргос после того, как во время игр в честь погибшего Полидекта Персей диском случайно убил Акрисия (Hyg. Fab. 63). а. т.-г. Образ Д. нашёл воплощение в античном изобразительном искусстве (произведения вазописи, помпейские фрески и др.). В европейском искусстве ранее всего использовался в книжной миниатюре, а с нач. 16 в. широко распространился в живописи, особенно в эпоху барокко (Л. Лотто, Корреджо, Ф. Приматиччо, Тициан, Я. Тинторетто, П. Веронезе, А. Блумарт, Я....
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧИА"-"ЧЭН")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: тучи и вызывала дожди; Уитака стала эротическим божеством; Юбекайгуайя указывала сроки начала пахоты и охраняла урожаи. Все три находились при этом в неразрывном единстве и часто почитались совместно, причём составное астральное божество плодородия могло называться любым из трёх имён, но чаще всего - Ч. с. я. с. ЧИБРАФРУИМЕ ЧИБРАФРУИМЕ - в мифологии чибчамуисков бог войны, покровитель сословия воинов. Считался помощником Бочики. С. А. Созина. ЧИБЧАКУМ ЧИБЧАКУМ - Чибчачум («опора», «сила чибча»), в мифологии чибчамуисков бог природных сил, хранитель земли чибча, никуда не отлучающийся из её пределов. Однажды Ч„ рассердившись на людей за несоблюдение установленных им обычаев, запрудил течение рек Сопо и Тивито и затопил долину Боготы. Бочика, который по просьбе чибча избавил их от наводнения, обязал Ч. держать на плечах землю. Время от времени Ч., чтобы отдохнуть, перекладывает землю с одного плеча на другое, поэтому происходят землетрясения. Ч. особенно почитался земледельцами, золотых дел мастерами и торговцами. В жертву Ч. приносили...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОМ"-"ДУЦ")
Входимость: 1. Размер: 78кб.
Часть текста: damjâmi, укрощать); форма dubenus, находящаяся у Феста (р. 67 М.), вероятно, описка вместо dumenus. По первоначальному римскому воззрению, кто-нибудь мог быть господином лишь относительно вещей (ср. Dominium ) и т. к. на рабов смотрели как на вещи, то Д. противопоставлялся servis. В древнейшие времена и дети находились в действительном владении ( dominium ) отца; поэтому обычай, по которому дети называли отца Д., о чем упоминается Светонием (Oct. 53) и Мартиалием (1, 82), без сомнения, относится к глубокой древности. Когда, во времена Империи, утонченные греческие нравы более и более проникли во все общественные отношения, тогда названия Д. и domina стали употребляться, как выражения вежливости, сперва при дружном обращении братьев к братьям (Sen. ер. 106), мужа к жене (Suet. Claud. 39) и наоборот (Verg. Aen. 2, 214), подобно тому как и у греков супруга называлась δέσποινα, однако и при менее близких орошениях мужчины называли взрослых девиц domina, κυρία, и отдаленные знакомые приветствовали друг друга словами dominus или domine frater (Sen. ep. 3). Но в особенности во времена Империи подлая лесть старалась почтить императоров этим именем, как единственных достойных господ...
10. Мифы народов мира. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: мироздания и роли, которую играют в нём его объекты, равнозначно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов («операционная связь» синхронического и диахронического описаний). Таким образом, эти аспекты представляют лишь два проявления одной сущности: то, что порождено в ходе создания и устроения космоса, и является его составом; всё, что входит в состав космоса, возникло в ходе его развития. Но к. п. не полностью выводимы из К. м. и реконструируются отчасти при анализе ритуалов, языковой семантики и т. л. Сфера космологического и космогонического для мифопоэтического сознания очень широка, поскольку оно отождествляет (или, по крайней мере, связывает, чаще всего однозначно) природу (макрокосм) и человека (микрокосм): человек создан из элементов мироздания, или наоборот, - вселенная происходит из тела первочело-века (см. Антропогонические мифы ). Будучи подобием вселенной, человек - один из элементов космологической схемы. Сфера социального, структура и механизм деятельности человеческого общества («мезокосма») также определяются с точки зрения мифопоэтического сознания в большой степени космологическими принципами и аналогиями, которые являются фактически внутренними характеристиками социума - в то время как профанический уровень жизни человека не входит в систему высших ценностей мифопоэтического сознания. Только в сакрализованном мире существуют и известны правила его организации, структура пространства и времени. Вне его - хаос, царство случайного. Переход от неорганизованного хаоса к...