Поиск по материалам сайта
Cлово "MIT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДОДЕКАФОНИЯ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. РОЗЕНШТОК-ХЮССИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
11. МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ,
Входимость: 1. Размер: 26кб.
12. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. НЕОКАНТИАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 12кб.
14. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРО"-"ИУД")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
15. ИРОНИЯ (др.-греч. eironeia - букв. “притворство”, отговорка)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
16. Словарь средневековой культуры. МЕДИЦИНА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
17. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МАХ")
Входимость: 1. Размер: 34кб.
19. НЕОКАНТИАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 10кб.
20. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 16кб.
21. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
22. ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Реальный словарь классических древностей. ТРАГЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
24. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БОЙС
Входимость: 1. Размер: 11кб.
25. МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898-1979)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
26. РОЗЕНШТОК-ХЮССИ (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
27. Мифы народов мира. ЗАГОВОРЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: - библейские (иудео-христианские) и языческие (греко-латинские). Первые были окружены благочестивым ореолом, вторые - ореолом научности. Эмпирические данные о нехристианских странах стремились согласовать с библейскими топосами (такими, как, например, упоминаемые в Библии «народы Гога и Магога» или земной рай ) и античными стереотипами (рассказами о «чудесах Индии» или мифами о гиперборейцах). Подлинные названия городов и стран средневековые авторы соотносили с античными и библейскими. Обычаи и верования других народов становились понятными постольку, поскольку они рассматривались в связи с аналогичными традициями, существовавшими в древности. На известную со времен античности оппозицию «варварство - цивилизация» накладывалась присущая культурному сознанию средневековья оппозиция «язычество - христианство». Чуждость дохристианского прошлого увязывалась с чуждостью внехристи-анского настоящего. Жившие за пределами христианской Европы народы отождествлялись в средние века с теми, которые существовали в античную эпоху. Наиболее известными источниками информации об И.ых З.ях были «Естественная история» Плиния Старшего, сочинения популярного в средневековье автора III в. Гая Юлия Солина, писателей V в. Макробия и Марциана Капеллы и др. Не только раннес-редневековые авторы (такие, как Исидор Се-вильский или Рабан Мавр), но и создатели обширных энциклопедий XIII в.-т.н. «образов мира» (Альберт Великий,...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: окружен войсками Арминия. Tac. ann. 1, 57. II. Segestus, Άκέστες, см. Акест . СЕГЕСТА СЕГЕСТА - Segesta или Egesta, Σεγέστα, 'Έγ. или Α'ίγεστα, город, находившийся недалеко от северного берега Сицилии, между Панормом и Дренаном, основанный, по обыкновенному преданию, троянцами, почему и 2 реки поблизости получили названия Симоента и Скамандра. Римляне приписывали основание его Энею (Verg. Aen. 5, 718. 755 слл. Acesta. Cic. Verg. 4, 33). Только Страбон рассказывает об основании его греками, товарищами Филоктета. Негреческая С. (Thuc, 7, 57) находилась постоянно в борьбе с соседними городами, особенно с Селинутом, чем и подала повод к несчастному предприятию афинян. Thuc. 6, 6. Некоторое время этот город назывался Дикеополем (Δικαιόπολις), после того как был завоеван Агафоклом. Римляне считали С. одного со своим городом происхождения. Благодаря своему порту (н. Castellamare), С. вела оживленную торговлю; вблизи находились также источники минеральных вод. Развалины, особенно театра, находятся теперь в 2 милях от Алькамо. Еще два других города того же имени находились: один в Лигурии, между городом Луною и Portus Veneris, н. Sestri di Levante, другой в Карнии. СЕГЕТИЯ СЕГЕТИЯ - Segetĭa, см. Seia, Сейя . СЕГИМУНД СЕГИМУНД - Segimundus, Σεγιμου̃ντος, сын...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДОДЕКАФОНИЯ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: - звук, букв. - двенадцатизвучие) Способ сочинять музыку, пользуясь «двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами» («Komposition mit zwolf nur aufeinander bezogenen Tonen» - А. Шёнберг), один из видов современной музыкальной техники. Возник в процессе развития атональной музыки. Известны различные роды додекафонной техники. Из них наибольшее значение приобрели методы Шёнберга и И. М. Хауэра. Сущность шенбергского метода Д. состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счете из единственного первоисточника - избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков называется серией (франц. serie - ряд, нем. Reihe; Шёнберг первоначально применил термин Grundgestalt - основной образ, основная первичная форма). Серия представляет собой избранный автором для данного сочинения комплекс интервалов. Ни один из звуков в серии не повторяется: сам порядок звуков является строго определенным (некоторые теоретики Д. считают его эквивалентом ладовости). Как комплекс интервальных взаимоотношений между звуками серия подобна мелодическому мотиву, фразе. Общая структурная функция серии сравнима с ролью основного мотива, характерного гармонического последования в недодекафониой музыке, основного мелодического звукоряда как модели для мелодических образований в некоторых...
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как "втором боге". В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, - теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: "Поэт - уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий ...
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: отраслях производства - электронике, атомной энергетике, аэрокосмической технике. В архитектуре стиль Х.-Т. оформился в середине 70-х как способный наиболее полно выразить достижения науки и техники в эпоху научно-технического прогресса (молочный завод в Юваскюля, Финляндия, архитектор М. Мякинен, передающие радиостанции в Зальцбурге и Инсбруке, Австрия, архитектор Г. Пейхл). Х.-Т. базируется на искреннем показе функций, структур и материалов и проявляется в подчеркнутом артикулировании конструктивных и технологических элементов. В сферу эстетически значимых попадают элементы, формирующие облик производственной Среды на промышленных предприятиях, которые до этого в ограниченной степени являлись объектами художественно-проектной деятельности: трубы, градирни, эстакады, водонапорные башни, силосы, воздухозаборные шахты, трубопроводы, установки кондиционирования и другое, что до недавнего времени предпочитали скрывать от зрителя. Преображенные эстетическим видением художника, архитектора, дизайнера и вынесенные из подвалов и чердаков на фасады и в интерьеры зданий инженерные коммуникации и технологическое оборудование оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря необычности форм, скульптурности объемов, интенсивности цветовой окраски противопожарного покрытия, блеску отшлифованной поверхности стального каркаса. Выйдя...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: термин ортодоксальной и особенно еретической христианской мистики, означающий либо некоторую сущность в ее неумаленном объеме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового Завета: во Христе «обитает вся П. Божества телесно», Кол. 2:9), либо множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную, внутренне завершенную «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из полного числа (напр., тридцати) эонов, в которых до конца развертывает себя верховная первосущность. Внутри П. зоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменательным, числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего зона - Софии, или Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть ее возвращение в П. В ортодоксальной теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключенной в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве человеческих душ, которые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника, в Новое время - у Вл. Соловьева и особенно Вяч. Иванова; срв. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» - Церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов...
7. Большой толковый словарь по культурологии. РОЗЕНШТОК-ХЮССИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: философ, историк, культуролог, принадлежащий к духовной традиции диалогич. принципа. В 1934-36 проф. в Гарвард. ун-те, в 1936-57 проф. Дартмут. колледжа (г. Ганновер, штат Нью-Хэмпшир). Р.-Х. испытал влияние иудаизма, философии Гераклита, нем. классич. философии, включая Фейербаха, концепции И. Г. Гамана, холизма и "дизангелистов" (в противоположность "евангелистам" в качестве носителей "благой вести"). Резко критиковал Дарвина, Маркса, Ницше, Фрейд а. Свой стиль, противостоящий "систематич." и "эссеистич.", Р.-Х. называл "постсистематич." и "постафористическим", предполагающим наличие не "коллег", а "друзей". Бросающееся в глаза нарочитое стремление к нек-рой обыденности напоминает Г. К. Честертона, к-рого Р.-Х. высоко ценил. Междисциплинарный характер теоретизирования и сосредоточенность на классич. проблемах человеч. бытия, истории и культуры позволяют говорить о мощном культурологич. компоненте творчества Р.-Х. Характерная особенность его работ - сочетание истор. анализа с учетом...
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - систе-ма мифологических представлений древних балтийских (балтских) племён. Общебалтийская мифологическая система не сохранилась, но в некоторых случаях она реконструируется на основе мифологических систем отдельных балтийских племён: западных - пруссов, ятвягов и др., и восточных - жемайтов и аукштайтов (литовцев), латышей и др. На рубеже 1-го и 2-го тыс. н. э. балтийские племена занимали территорию к югу и востоку от Балтийского моря, соседствуя со славянами и прибалтийскими финнами. Самые ранние сведения о мифологии и ритуале балтийских племён, помимо археологических данных о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к кон. 1 в. н. э. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м. (прежде всего у пруссов)...
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
Часть текста: охранять Абдеру, и тот стал их жертвой. В А. родились философы Демокрит и Протагор. В классической Элладе эпитетом «абдерит» называли простака, наивного, недалекого человека. АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ (от лат. ab origine - с начала) коренные жители страны или области. Первоначально древнейшее население Средн. Италии, осевшее в устье р. Тибр, называлось латинами - по имени царя Латина. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983. С. 54-63, 68-72, 83-86. АВГИЙ АВГИЙ (греч. Augeas , Augeias ) в греческой мифологии царь Элиды, сын бога солнца Гелиоса (или Посейдона, Форбаса, Элея) и дочери царя Нелея Гирмины; владел неисчислимыми стадами скота, стойла которого не чистились 30 лет. Геракл их вычистил за один день: выгнал табун на пастбище, провел ров от р. Алфей и пустил в конюшни воду, которая смыла все нечистоты. В переносном смысле выражение «авгиевы конюшни» означает запущенное, захламленное помещение. АВГУРЫ АВГУРЫ (лат. augures ) - члены римской коллегии жрецов (авгурата), которые предсказывали будущее по полету птиц и их поведению. Согласно преданию, коллегия а. была учреждена Ромулом и вначале состояла из патрициев; в 300 г. до н.э. на основании Огульниева закона в нее получили доступ и плебеи; пополнялись путем кооптации, а с 154 г. до н.э. на основании Домициева закона - путем избрания 17 трибами, выбранными по жребию. Авгурат был пожизненным; авгур носил богатую одежду и изогнутый посох. С помощью специальных ритуалов (ауспиций) а. истолковывали волю богов - их согласие или несогласие с действиями людей. А. могли даже отложить проведение народного собрания, произнеся формулу «Alio die!» («В другой день!»). Принадлежность к а. высоко ценилась римской аристократией, поскольку давала возможность влиять на законодательство. Однако уже в конце...
10. Большой толковый словарь по культурологии. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: о духе. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в США. Брит. Н. представлено именами Э. и П. Кэрдов, Ф.Г. Брэдли, Холдейном, Д. Бейли, отчасти Бозанкетом, Мак-Таггартом и Коллингвуд ом. Полемика между сторонниками кантовского (Грин) и гегелевского (П. Кэрд) пути преодоления традиции англ. позитивизма определила круг гносеологич. проблем англ. гегельянства и Н., выдвинув на первый план соотношение индивидуального и всеобщего сознания. Теоретически трудность решения этого вопроса предопределялась непреодоленными - в пределах англ. гегельянства и Н. - элементами психологизма, а также формально-логич. подходом, при к-ром противоречивость эмпирич. реальности отождествлялась с ее неистинностью, а "истинная" реальность должна была удовлетворять требованиям непротиворечивости. Т.о., формальнологич. закон тождества оказывался высшим критерием истинности вообще. Вследствие такого подхода "истинная" реальность - "абсолютный опыт", т.е. абсолютное сознание, имеющее божеств. характер (представляющее собой единство мышления, чувства и воли), - оказалась метафизически оторванной от "неистинных" эмпирич. сознаний (индивидуальных Я), отчужденной от них, подавляющей их. Тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма" Брэдли, стремление предотвратить растворение личности в "абсолютном опыте", отстоять права индивидуальности, ее свободу проявилась в умеренном Персонализм е Бозанкета и "радикальном персонализме" Мак-Таггарта, к-рые пытались сочетать гегелевский абсолютизм с утверждением метафизич. ценности личности. Стремление решить эту проблему в "метафизич. аспекте" привело Мак-Таггарта к выводу, что рац. смысл "абсолютной идеи" в том, что она есть "духовное сооб-во" личностей, к-рые сохраняют всю полноту своей целостности и неповторимости; эта тенденция, выдвинувшая на первый план проблему человеч. общения,...