Поиск по материалам сайта
Cлово "MIMESIS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 6, "АРХ"-"АЭД")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
2. АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 64кб.
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 83кб.
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АСК")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИР")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРГ"-"ЭЭТ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 6, "АРХ"-"АЭД")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: и таинственных, враждебных Богу и человеку существ, довольно отчетливо выражена в канонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе - «князь мира сего», Ин. 12:31 и др.); речь идет о духовной войне верующего на стороне Бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12), о бессилии «Ангелов», «Начал» и «Властей» («Сил») отлучить христианина от любви Божьей (Рим. 8:38-39; «начала», как и «начальства» в Еф. 6:12 - это греч. &p%cd - лексический вариант слова «А.»). В ортодоксальной христианской системе А. безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги сатаны, как и он сам, они выступают как антагонисты Бога-Творца. Напротив, в гностических представлениях А. рассматриваются, во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами Бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. у гностиков сливаются с Господом - Богом Ветхого Завета). Это...
2. АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: Европы и Америки: в Берлин, ун-те он изучал в 20-е гг. право и роман, филологию, в Марбург., а затем Йельском и Принст. ун-тах преподавал филол. дисциплины. А. определяет свою задачу филолога значительно шире, чем это принято в совр. науке. В первом исследовании — дис. “Техника новеллы раннего Возрождения в Италии и во Франции” (1921) — его интересует не только “техника” (или “стиль”) лит. произведения. Он рассматривает новеллу прежде всего как часть культуры: “Ее субъектом всегда является об-во, как ее объектом — земной мир вообще, мир, к-рый мы называем культурой”. Культура включает в себя всю историю, все “произведения” человека. Тогда новелла, с т.зр. А., должна не только отражать индивидуальность, “дух” создателя-автора, но становится “частью истории”, творением “духа народа”, или даже “самой историей” — появляется как точка пересечения “эпохи и национальности”, “времени и места”. Филолог, т.о., приобретает статус историка, изучающего историю “культуры” на основании литературно-худож. текстов. А. расширяет сферу филол. анализа до общегуманитарного исследования, в к-ром объединяются подходы лит.-ведения, социологии, психологии, историко-культурные и философско-эстетич. методы. “Толкование текста” приобретает первостепенное значение, ибо “слово”, “текст” — один из осн. способов сохранения культуры и одна из возможностей осмыслить историю. Развивая идеи Вико, А. рассматривает познание как творчество. Как “мир природы” сотворен Богом, к-рый этим раскрывает свой “замысел”, так и “мир народов”...
3. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: о подземной тьме. Тартар мыслился местом наказания умерших. ПОДКИДЫВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДКИДЫВАНИЕ ДЕТЕЙ - В Греции детей (особенно девочек) подкидывали по разным причинам, особенно часто подкидывали физически неполноц. детей. Это же явление имело место и во всей Римской державе в период ранней Империи. В некоторых греч. городах издавали спец. законы, запрещавшие П. д. ( Фивы ). В Риме также было запрещено подкидывание первородных сыновей и дочерей. Родители подброш. детей могли требовать их возвращения, но должны были при этом компенсировать приемным родителям или воспитателям затраты на содержание ребенка. Судьба подкинутой дочери - излюбл. мотив новоаттич. комедии. Самый знаменитый мифологич. сюжет, связанный с П. д., - сюжет мифа об Эдипе. ПОДОБАЮЩЕЕ ПОДОБАЮЩЕЕ (греч. рrероn, лат. decorum), также соответствующий, приличный, служащий мерилом ценности в античной социальной этике и эстетике. В этике требуется честность, любовь к порядку, постоянство и соблюдение должного соотношения слова и дела. Внутр. отличительным чертам П. соответствуют внешние - красота и здоровье. В искусстве (музыка, красноречие, поэзия ) П. считается непрем, условием в композиции, создании характеров и стиля, а также художеств, средством, используемым для приспособления по мере надобности к теме, ситуации и изображаемой персоне. ПОДРАЖАНИЕ ПОДРАЖАНИЕ (греч. mimesis, лат. imitatio). П. природе определяет, согласно античным представлениям, отношение искусства к действительности. Способность к П. отличает искусство в узком смысле от других видов человеч. деятельности. Учение о П., разработанное в основном Платоном и Аристотелем, хотя ...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: и волшебного как наиболее адекватный способ художественного видения латиноамериканской истории и культуры. В отличие от европейского мифологизма XX в., усматривающего в реализации мечты прежде всего эстетический феномен, М.р. связан с современными народными верованиями (например, в реальное существование Эльдорадо). От фантастики этот метод отличается обыденностью, повседневностью того, что кажется фантастическим европейцу. В волшебном реализме (термин А.Карпентьера, предшествующий М.р.) «наивный» афро-карибский тип восприятия противостоит европейскому. Дуализм местной и колониальной культур порождает двойственную картину мира, двоящийся художественный стиль. В произведениях М.р. народные верования аборигенов трактуются не как экзотический фольклор, но как достоверное знание. Им невозможно овладеть посредством западноевропейской научно-рационалистической традиции. М.р. мыслится как альтернатива традициям христианской средневековой и просветительской западной эстетики. В нем выражаются эстетические чувства, вкусы, ценности региональных сообществ, не прошедших этап модернизации, не воспринявших идеи рационализма и прогресса, «ученой» культуры. Его основа - устная культурная традиция с ее магически-суеверным отношением к миру. М.р. 90-х гг., не чуждый идеям транскультурности, трактует ее не каки деструктивное для латиноамериканской ментальности взаимодействие архаических и модернизаторских тенденций, но как их равноправное сосуществование в...
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Часть текста: понятие А. м. обязано немецкой философии, в которой термин «абсолютный» имел широкий спектр значений, из которых эстетическая концепция А. м. взяла пересечение «высшего», «идеального» и «самодостаточной сущности». Философская идея абсолюта адаптировалась к музыке в суждениях йенских романтиков об инструментальной музыке, контрастировавших с прежде устойчивым (у Руссо, Канта, в теории музыкальных аффектов Дидро и др.) признанием рангового превосходства вокальных жанров. Термин «А. м.» впервые введен Р. Вагнером в 1846 г. (в его «Программе» к Девятой симфонии Бетховена) в значении высших выразительных возможностей самостоятельного искусства звуков. Согласно Вагнеру, А. м. непосредственно выражает «бесконечное». В понятийное поле А. м. у Вагнера входят такие выражения, как «абсолютный язык звуков», «абсолютная мелодия», «абсолютная гармония». Под влиянием Фейербаха, полемизировавшего с «абсолютной философией» Гегеля, а также - собственных идей о «художественном произведении будущего» в 1850-е годы оценочная окраска термина «А. м.» у Вагнера меняется: теперь он означает «частичное искусство», отделившееся от своих корней (слова и танца в древнегреческой трагедии) и потому опустившееся до уровня «пустой абстракции». Однако музыкальная эстетика наследует от Вагнера первый смысл, вводящий в понятие об А. м. представление об исчерпывающем проявлении музыкальной специфики, ее собственно эстетической сущности. Об инструментальной музыке как «чистом», «абсолютном искусстве звуков» писали Ф. Лист, Ш. Гуно, В. С. Калинников, Г. Ларош и др. Начиная с поел, трети...
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: В.э.; начала формироваться на основе греко-римской и древнееврейской эстетик в русле новой христианской идеологии еще в предвизантийский период ( у отцов Церкви П-Швв.) и в основном сложилась к Vie. Большой вклад в ее развитие внесли Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, псевдо-Дионисий Ареопагит. В качестве наиболее значимых были разработаны категории прекрасного, света, образа, символа, аллегории, знака, имени, искусства. Идеал В.э. трансцендентен - умонепостигаемый и неописуемый Бог в антиномическом единстве трех ипостасей. Он - источник красоты, превосходящий все прекрасное. Весь универсум (материальный и духовный) представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на него и возводящих к нему. В частности, все прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и бесчисленные образы словесных, музыкальных, изобразительных искусств (христианских, естественно) доставляют воспринимающему их духовную радость и являются в конечном счете образами (eikon), символами (symbolon) и знаками (semeion) Бога и духовных сфер, непонятийными формами выражения духовных сущностей. Наиболее полно в самом общем виде символическую концепцию В.э. разработал анонимный христианский неоплатоник, творивший на рубеже V-VI вв. и вошедший в историю культуры под именем псевдо-Дионисия Ареопагита. Весь универсум (включая и социум) он рассматривал в качестве иерархической системы восхождения (возведения) человека к Богу и передачи высшего знания от Бога к человеку по ступеням этой иерархии (небесных и церковных чинов - taxis). В обоих процессах эстетические компоненты играют у ...
7. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АСК")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: греч. поэт и певец (кифаред) из Метимны на о. Лесбос. Его жизнь овеяна легендами. Наиболее известно предание, поведанное Геродотом, о замечательном спасении А. дельфином. При возвращении на корабле из Тарента в Коринф с богатыми сокровищами А. был ограблен моряками и, спасаясь, прыгнул за борт. В воде его подхватил на спину дельфин и доставил А. к Тенарскому мысу. Имя А. стало нарицательным. А. придал дифирамбу лит. - художеств, форму. Из сочинений А. ничего не сохранилось. АРИСТАГОР АРИСТАГОР - милетский тиран; был зятем и двоюродным братом милетского тирана Гистиея. В 500 до н. э. побудил к восстанию ионич. города. После поражения бежал во Фракию и погиб там в бою против одного из фрак, племен в 497 до н. э. АРИСТАРХ АРИСТАРХ - 1. А. из Самоса (ок. 320 - 250 до н. э.), астроном и математик. В сохранившемся сочинении А. «О величине и расстоянии Солнца и Луны» дается остроумный и правильный способ определения расстояния от Солнца и Луны до Земли посредством угла, составл. линиями зрения от глаза к Солнцу и Луне в тот момент, когда она наполовину освещена. Из-за отсутствия точных приборов А. не мог измерить этот угол достаточно точно и определил его в 87° (в действительности 89°50′). Исходя из получ. данных, А. без применения тригонометрич. функций установил, что расстояние Солнца от Земли в 19 раз больше (вместо 370), чем расстояние Луны от Земли, и что диаметр Солнца в 6,75 раз (вместо...
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИР")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИР") МЕТАФОРА Статья большая, находится на отдельной странице . МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ Статья большая, находится на отдельной странице . МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . МЕТАХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ МЕТАХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - одна из особенностей культурологии, отличающих ее от смежных наук. У его истоков - научное творчество М. Вебера. Его " Идеальный тип " - целостный образ, созданный воображением из отдельных, точно установленных черт, примерно так же, как из отд. жизненных наблюдений писателя складываются лит. типы. Это не логически выстроенная модель , а именно типы, образы, взаимоотношения к-рых напоминает символич. драму. В то же время, это имена, к-рыми можно пользоваться как названиями рубрик. Бердяев пользовался именами Ноздрева, Смердякова, Хлестакова как рубриками, описывая силы, столкнувшиеся в 1917-18 в России. Идеальные типы "деят. аскета" и "аскета-созерцателя" очень близки к таким типам-рубрикам, заимствованным из худож. текстов. Идеальный тип не может быть строго определен. Он складывается из слишком многих черт, не всегда согласных друг с другом. Это не факт, не отрезок действительности, иссеченный из целого и связанный с другими отрезками по известным правилам, доступным логически корректной проверке. Границы идеального типа зыбки. Он вырастает из чувства целого, к-рое строгой...
9. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРГ"-"ЭЭТ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: Метрополия мн. колоний. В 490 до н. э. город был разрушен персами, затем вновь отстроен. Сохранились храм, театр и другие постройки. ЭРЕХТЕЙОН ЭРЕХТЕЙОН (греч. erechtheion - сделанный Эрехфеем), ионич. храм, сооруж. в 421-415 и 409-406 до н. э., последняя постройка классич. периода в Афинском акрополе; вместил многие культовые памятники, а также скульптурное изображение Афины. Его нарядная элегантность оказала большое влияние на архитектуру классицизма. ЭРЕХФЕЙ ЭРЕХФЕЙ - Эрехтей (греч. Erechtheus), мифич. царь Афин, иногда отождествлялся с Эрихтонием (сыном Гефеста), иногда считался его сыном или внуком. Афина передала его младенцем дочерям Кекропа для присмотра ( Аглавра ). Став царем, Э». ввел в городе культ Афины. По требованию Дельфийского оракула он принес в жертву одну из дочерей во время войны против элевсинцев. ЭРИГОНА ЭРИГОНА (греч. Erigone), в мифологии дочь Икария, с собакой Майрой искала своего отца и повесилась на его могиле. Перенесена на небо в созвездие Девы. В Аттике в искупление смерти Э. учрежден праздник качелей, в котором под культовое пение раскачивали кукол. ЭРИДА ЭРИДА (греч. спор), греч. богиня раздора, дочь Никты (Ночи), сестра бога войны Ареса. Не приглаш. на свадьбу Пелея и Фетиды, Э. бросила среди гостей золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» ( яблоко Э., яблоко раздора). В спор за него вступили богини Гера, Афина и Афродита, судьей в этом споре был избран Парис. Его решение послужило непосредств. поводом к Троянской войне: Афродита получила яблоко, дав обещание помочь Парису получить Елену. ЭРИМАНФ ЭРИМАНФ (греч. Erymanthos, лат. Erymanthus), горный кряж на Пелопоннесе, располож. между Аркадией на Ю. и Ахайей на С. ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ ЭРИМАНФСКИЙ ВЕПРЬ - чудовище, наводившее ужас в Эриманфе; Геракл, получивший приказ Эврисфея поймать Э. в., загнал его на снежное поле, а затем привел живым к Эврисфею. ЭРИНИИ ЭРИНИИ - богини мщения подземного мира ( рим ....