Поиск по материалам сайта
Cлово "MEMOIR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975)
Входимость: 2. Размер: 23кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. УАЙТ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
3. РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих (1844-1904)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. МЁРТОН
Входимость: 1. Размер: 16кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
8. МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 1910)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
9. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ТЦАРА
Входимость: 1. Размер: 9кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИМ"-"ФЭН")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАД"-"РЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975)
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Часть текста: в социологию он обнаружил, что в ней преобладает теория и отсутствуют факты, а в антропологии, наоборот, его поразило наличие огромного фактического материала и полное отсутствие теории. Тем не менее, он продолжил изучение антропологии, работая, соответственно духу времени, в традиции школы Боаса. В 1927 У. получил докт. степень за дисс. “Мед. сооб-ва Юго-запада”. Полученные знания и опыт работы в области философии, психологии и социологии подготовили и во многом предопределили его теор. деятельность в антропологии. С 1927 он поступает преподавателем социологии и антропологии в ун-т г. Буффало, затем, в 1930 переходит на отделении антропологии в Мичиганский ун-т, где остается до выхода на пенсию. С 1944 возглавляет это отделение. За время работы У. кафедра антропологии Мичиган, ун-та стала одной из наиболее сильных в США, ее преподават. состав вырос от одного до семнадцати человек, лекционные курсы У. “Эволюция культуры” и “Ум примитивного человека” посещало по 250 студентов. Однако, его продвижение по службе шло очень медленно, особенно первые десять лет, несмотря на то, что это были годы интенсивных полевых исследований, теор. работы, регулярных публикаций. Дело было не столько в критич. отношении коллег к попыткам У. возродить концепцию эволюции культуры, сколько в откровенном преследовании со стороны консервативно настроенных религ. групп штата за его приверженность эволюционизму. Признание коллегами научных достижений и деятельности У. как организатора учебной работы приходится на конец ...
2. Большой толковый словарь по культурологии. УАЙТ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Часть текста: По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я УАЙТ УАЙТ - Лесли Элвин Уайт (White) (1900-1975) ☼ амер. антрополог, культуролог. Первые годы студенч. жизни У. прошли в Луизиан. и Колумбийском ун-тах, где он специализировался в психологии и философии. Написал магистерскую дис. по психологии под руководством проф. Р. Вудворта. Первый курс по антропологии слушал в 1922-24 гг. у А. Голденвейзера, в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк Сити). Там же прослушал курсы по истории, экономике, бихевиористской психологии и психиатрии. Прошел два курса клинич. психологии в Манхеттенском госпитале, долгое время колебался в выборе проф. сферы, пытался круто изменить свою жизнь и заняться клинич. психологией (в рамках психиатрии). Однако в 1924 он принимает решение поступить в Чикагский ун-т для изучения социологии, с тем, чтобы найти ответы на давно мучивший его вопрос: чем определяется поведение людей? Вскоре У. понял, что сфере его интересов в большей степени соответствует антропология. По словам самого У., прийдя в социологию он обнаружил, что в ней преобладает теория и отсутствуют факты, а в антропологии, наоборот, его поразило наличие огромного фактического материала и полное отсутствие теории. Тем не менее, он продолжил изучение антропологии, работая, соответственно духу времени, в традиции школы Боас а. В 1927 У. получил докт. степень за дисс. "Мед. сооб-ва Юго-Запада". Полученные знания и опыт работы в области...
3. РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих (1844-1904)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: (1877) и “Земля и жизнь” (в 2 т., 1901-02). Находясь под влиянием идей нем. географа К. Риттера и натуралиста М. Вагнера, Р. рассматривал об-ва и культуры разл. народов в неразрывной связи с природными условиями. Нерасторжимая связь между культурой и природной средой, между человеком и “землей” — основополагающий принцип разработанной им антропогеографии. В историю науки Р. вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей геогр. детерминизма. Но это не вполне справедливо: в поздних работах (начиная с т. 2 “Антропогеографии”) геогр. детерминизм был им значительно смягчен, и его подход был очень близок к теории “поссибилизма” П. Видаля де ла Блаша. Культурные факторы истор. развития рассматривались в поздних работах наравне с географическими, к-рые нередко отходили на второй план. Биологизм ранних работ уступил место филос. осмыслению человеч. культуры и ее развития, к-рое позволяет внести Р. в число основоположников культурно-истор. школы. Антропогеография задумывалась Р. как составная часть биогеографии; он считал, что получение “полной картины земли” требует включения в нее и человеч. духа. Кроме того, антропогеография понималась как динамич. наука и была призвана высветить естеств. и культурную историю человечества при помощи изучения разных народов земли и их культуры в связи с геогр. условиями их обитания. Тема единства и целостности человечества красной нитью проходит через все научное творчество Р. Он подвергал резкой критике расовые теории; считал необходимым включить в историю человечества т.н. неистор. (бесписьменные) народы; только т.о. становится возможной реконструкция “всеобщей истории культуры”. Все народы являются носителями единой “первичной и доистор. культуры”, обладают общим культурным достоянием, включающим язык, разум, религию, огонь, оружие, орудия труда и т.д. Многочисл. черты сходства в разных культурах объяснялись как остатки этой “первичной...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: от семи до шестнадцати; в некоторых текстах в них говорилось как о «великом множестве». Почитание М. отражено главным образом в шиваитском круге мифов: М. составляли свиту сына Шивы - Сканды, их культ нередко сливался с культом Дурги. Лит.: Dikshit S. К., Mother Goddess, Роо-nа,[1943]. П. Г. МАТУНГУЛАН МАТУНГУЛАН - в мифологии ифугао (остров Лусон, Филиппины) группа из 168 основных божеств, обитающих во всех четырёх мирах. М. - главный объект культа. Считается, что некогда люди состояли в отношениях ритуального обмена с М. и получили от них всех домашних животных, орудия и знание ритуалов и адата. Один из главных богов класса М. - Лидум ан Магидет. М. Ч. МАТХУРА МАТХУРА (др.-инд. Mathurâ), в индуистской мифологии город, основанный Лакшманой, братом Рамы, на месте обители ракшаса Мадху. Столица ядавов, рода Кришны, вплоть до их переселения в Двараку. Индийский город М. (на правом берегу реки Ямуна между городами Дели и Агра) - один из главных центров паломничества индусов, центр культа Кришны. В древности этот город - важный центр буддизма и джайнизма. Лит.: Orowse F. S., Mathurâ. a district memoir [Allahabad], 1883. С. С. МАУДГАЛЬЯЯНА МАУДГАЛЬЯЯНА (санскр. maud-galyayâna), Могаллана (пали mogallâna), в буддийской мифологии (наряду с Шарипутрой) главный ученик Шакьямуни. М. имел наибольшие магические способности. Он мог создавать разнообразные формы живых существ и сам принимать по желанию любой облик; видеть, не впадая ни в какое особое состояние психики, претов и других духов, не видимых для обыкновенного...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: коптский язык как «душа». Это значение употребляется и по сей день, хотя понятие «душа» не точно соответствует представлению египтян о Б. В период Древнего царства, согласно «Текстам пирамид», обладание Б. приписывалось только богам и фараонам. Б. мыслилось как воплощение их силы и могущества. Их могло быть несколько (множ. ч. бау). Позднее, согласно «Текстам саркофагов» и «Книге мёртвых», Б. считалось воплощением жизненной силы всех людей, продолжающим существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, Б. может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днём» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Б. осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т. д. Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве Б. богов нередко фигурируют священные животные (напр., Б. Себека - крокодил, Осириса - баран, Б. многих богов - змея) или другие божества [так, Хнум в Латополе (Эсне) считался Б. Шу, в Гипселисе - Осириса, в Леонтополе - Геба, на острове Элефантина - Ра]. Б. имели не только люди, но и многие города: Гермополь, Буто, Иераконполь и др. См. также Ах и Ка . Р. и. Рубинштейн. БА - в древнекитайской...
6. Большой толковый словарь по культурологии. МЁРТОН
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: В 1941-79 - проф. Колумбийского ун-та. В 1957 был избран президентом Амер. социол. ассоциации; в 1968 - членом Нац. академии наук США. В 80-е гг. - один из руководителей основанного им совместно с П. Лазарсфельдом Бюро прикладных социальных исследований в Нью-Йорке. Отличаясь широтой научных интересов М. внес существ. вклад в развитие как общей социол. теории, так и многих спец. социол. дисциплин (социологии науки, социологии профессий, социологии медицины, социологии массовых коммуникаций, изучения социальной структуры, социологии девиантного поведения, ролевой теории, теории референтных групп). Осн. работы М. представляют собой тематич. сб. очерков: "Социальная теория и социальная структура" (1949; 2-е изд., 1957; 3-е изд., 1968), Социология науки" (1973), "Социол. амбивалентность" (1976). М. предложил оригинальную парадигму функционального анализа социальных явлений. Разработка этой парадигмы проходила в контексте критики функционалистских моделей социальной антропологии и модели структурно-функционального анализа, предложенной Парсонсом. Проанализировав базисные процедуры функционального анализа в социальной антропологии перв. четв. 20 в., М. выявил три осн. постулата, к-рых тот явно или имплицитно придерживался: 1) постулат функционального единства об-ва, согласно к-рому все социальные явления имеют позитивное функциональное значение для об-ва в целом ; 2) постулат универсального функционализма, согласно к-рому все без исключения существующие социальные явления выполняют положительные, и только положительные, функции в ...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометей, Гелиос, музы. Лето и др. (Hes. Theog. 132-138). Имя Т., связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого происхождения. Младший из Т. Кронос по наущению матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (154- 182), и занял место верховного бога среди Т. Родившемуся от Кроноса и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев (453-457). Т. (кроме Океана) выступили с Офрийской горы; боги, рождённые Кроносом и Реей, - с Олимпа (отсюда их название олимпийцы); сражение (титаномахия) между Т. и олимпийцами длилось десять лет, пока на помощь Зевсу не пришли сторукие. Побеждённые Т. были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие (629- 735). Т. - архаические боги, олицетворявшие стихии природы со всеми её катастрофами. Т. не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие - грубая сила. Поэтому они не слушают советов Прометея и Геи-Фемиды, чтобы хитростью поладить с Зевсом (Aeschyl. Prom. 199-213). Первобытная дикость Т. уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии; в этом процессе отразилась борьба догреческих богов балканского субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческих племён. Лит.: Jungеr F. G., Die Titanen, Fr/M., 1944; см. также лит. при ст. Кронос . А. Ф. Лосев. ТИТИЙ ТИТИЙ (Τιτυός), в греческой мифологии великан, рождённый Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена (сына Миния, родоначальника племени миниев) или Мииия (Apollod. I 4, 1; вариант: Т. - сын Геи, Hom. Od. XI 576). Т....
8. МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 1910)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: социологии профессий, социологии медицины, социологии массовых коммуникаций, изучения социальной структуры, социологии девиантного поведения, ролевой теории, теории референтных групп). Осн. работы М. представляют собой тематич. сб. очерков: “Социальная теория и социальная структура” (1949; 2-е изд., 1957; 3-е изд., 1968), Социология науки” (1973), “Социол. амбивалентность” (1976). М. предложил оригинальную парадигму функционального анализа социальных явлений. Разработка этой парадигмы проходила в контексте критики функционалистских моделей социальной антропологии и модели структурно-функционального анализа, предложенной Парсонсом. Проанализировав базисные процедуры функционального анализа в социальной антропологии перв. четв. 20 в., М. выявил три осн. постулата, к-рых тот явно или имплицитно придерживался: (1) постулат функционального единства об-ва, согласно к-рому все социальные явления имеют позитивное функциональное значение для об-ва в целом ; (2) постулат универсального функционализма, согласно к-рому все без исключения существующие социальные явления выполняют положительные, и только положительные, функции в социальной системе; (3) постулат необходимости, согласно к-рому все существующие социальные...
9. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: индивидуалистического типа и в свою очередь способствовали ее утверждению. Успехи современной исторической науки в исследовании ментальностей подводят к более целенаправленной постановке вопроса о Л .и - фокусе, в который стягиваются все социально-психологические представления, системы ценностей и картины мира, - они суть не что иное, как аспекты Л.и. Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути. Понятие же «индивидуальности» указывает на специфический аспект Л.и - на самобытность отдельного индивида, осознание им самоценности собственного ego, на признание его своеобразия социальной средой. Позитивное утверждение суверенной индивидуальности присуще отнюдь не всем культурам; во многих культурах оно отсутствует. В наибольшей мере индивидуальность признана на Западе, где она стала центральной ценностью культуры Нового времени. Ключ к объяснению конституирования Л.и нужно искать, по-видимому, в происходившей на протяжении средневековья...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ТЦАРА
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: Художественно-эстетическая культура XX века. ТЦАРА В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я ТЦАРА ТЦАРА (Tzara) Тристан (1896-1963; наст, имя и фамилия Сами Розенсток. Родился в Румынии, скончался в Париже) Поэт, полемист, эссеист, издатель журналов, организатор выставок и дадаистских театральных выступлений, в которых сам принимал активное участие. Один из основателей дадаизма (см.: Дада ) и автор наиболее эстетически радикальных дадаистских манифестов. Соратник Т. по дадаизму Рихард Хульзенбек описал Т. следующим образом: «Тцара был «дадаистом по натуре», как бы самосозданным варваром, который стремился предать огню и мечу все, что было предназначено нами для бесповоротного уничтожения, то есть все те художественные и культурные ценности, которые потеряли свою сущность и значение». После раннего увлечения символизмом в Бухаресте Т. в 1916 г. отправился учиться в Цюрих, где вошел в круг поэтов и художников, скрывавшихся от ужасов Первой мировой войны. Эта группа, состоявшая в начале из художников Ганса Арпа, Софи Таубер и поэта Рихарда Хульзенбека, собравшихся вокруг актера и политического активиста Хуго Балла, составила костяк участников «Кабаре Вольтер», в котором собственно и родился дадаизм. Т. был принят в группу в день открытия кабаре 5 февраля 1916 г. и, поразив всех своей неистощимой энергией и...