Поиск по материалам сайта
Cлово "MEDIEVAL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 5. Размер: 22кб.
2. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 4. Размер: 21кб.
3. Словарь средневековой культуры. КРЕСТЬЯНЕ
Входимость: 4. Размер: 39кб.
4. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 4. Размер: 25кб.
5. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 4. Размер: 20кб.
6. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 4. Размер: 28кб.
7. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 3. Размер: 45кб.
8. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 2. Размер: 16кб.
9. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 2. Размер: 27кб.
10. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 2. Размер: 36кб.
11. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Входимость: 2. Размер: 33кб.
12. Словарь средневековой культуры. ПРИХОД ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
13. Словарь средневековой культуры. ЕВРЕИ
Входимость: 2. Размер: 29кб.
14. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 2. Размер: 53кб.
15. Словарь средневековой культуры. КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ
Входимость: 2. Размер: 23кб.
16. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 2. Размер: 46кб.
17. Словарь средневековой культуры. ПРОПОВЕДЬ
Входимость: 2. Размер: 14кб.
18. Словарь средневековой культуры. МЕССА
Входимость: 2. Размер: 23кб.
19. Словарь средневековой культуры. ФАРС
Входимость: 2. Размер: 18кб.
20. Мифы народов мира. СУДЬБА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
21. Словарь средневековой культуры. ПРАВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
22. ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьенн (1884-1978)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Словарь средневековой культуры. САГА
Входимость: 1. Размер: 36кб.
24. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
25. Словарь средневековой культуры. ГРЕХИ И ДОБРОДЕТЕЛИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
26. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
27. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ГОРОДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
28. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
29. Словарь средневековой культуры. ОБМЕН ДАРАМИ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
30. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. ЛИХАЧЕВ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
32. Словарь средневековой культуры. МИННЕЗИНГЕРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
33. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕРНАДСКИЙ, ГЕОРГИЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
35. Словарь средневековой культуры. ЧУДО
Входимость: 1. Размер: 15кб.
36. ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973)
Входимость: 1. Размер: 16кб.
37. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
38. Словарь средневековой культуры. ФЕОД
Входимость: 1. Размер: 26кб.
39. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 1. Размер: 54кб.
40. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
41. Словарь средневековой культуры. МИСТИКА
Входимость: 1. Размер: 27кб.
42. Словарь средневековой культуры. СОН И СНОВИДЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
43. Словарь средневековой культуры. АВТОБИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
44. Словарь средневековой культуры. ВАГАНТЫ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
45. Мифы народов мира. ДРЕВО ЖИЗНИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
46. Словарь средневековой культуры. МЕДИЦИНА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
47. Словарь средневековой культуры. ЗЕМНОЙ РАЙ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
48. Словарь средневековой культуры. ЕДА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
49. Словарь средневековой культуры. САКРАЛЬНОЕ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
50. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ж"
Входимость: 1. Размер: 19кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 5. Размер: 22кб.
Часть текста: образования. В этот период формируются важнейшие черты средневековой школьной практики: воспроизведение в структуре и содержательном минимуме учебной программы основ античной системы знания; подчинение светского знания целям религиозного образования и духовного попечения; преимущественная ориентация школьного тренинга на подготовку клира и усвоение практических навыков выполнения специфических церковных обязанностей; функционирование образовательных учреждений в рамках или под контролем церковных институтов. В средиземноморской Европе упадок светской образованности не был сокрушительным, в то время как в северных регионах формирующегося латинского мира функции трансляции книжного знания сосредоточиваются в рамках церковных институтов - в монастырях и при епископских кафедрах. В целом, однако, общей тенденцией было последовательное сокращение круга людей, причастных к образованию и знанию. Направление развития школьной системы в средневековой Европе в значительной степени было предопределено теологической полемикой IV в. Спор об отношении церкви к античному знанию завершился принятием умеренной позиции Августина, полагавшего, что «языческая» образованность допустима при условии ее подчинения истине св. Писания и в той мере, в какой она может быть использована в интересах христианства. В условиях сосредоточения функций обучения в руках церкви такое отношение к образованию позволило сохранить античное наследие в том, что касается...
2. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Часть текста: статуса. Право). П.а- наследие античности. В древней Греции П.а применялась только к рабам. Так же дело обстояло первоначально и в Риме, однако в период империи применение П.и было поставлено в зависимость от деления общества на «достойных», «благородных» (honestiores) и «неблагородных», «низких» (humiliores). П.ам могли быть подвергнуты «незначительные люди», включая рабов и простолюдинов, но honestiores, как правило, от нее были свободны. Исключения составляли преступления против императора. Ордалия - «божий суд» В варварских королевствах, созданных на территории завоеванной германцами империи, свободные люди П.ам не подвергались, и личное достоинство германца было несовместимо с применением подобных мер. Лицо свободного происхождения очищалось от обвинения при содействии соприсяжников из числа сородичей и друзей, которые свидетельствовали о его невиновности и добропорядочности. Телесные наказания были уделом несвободных. Свобода и несвобода). Тем не менее такая специфическая разновидность П.и, как ордалия («божий суд»), получила распространение в правовой практике. Ордалия не была средством насильственного исторжения признания вины, в ней П.а играла иную роль. Божий суд представлял собой средство установления юридической истины путем обращения к воле Творца. Тяжущиеся лица добровольно соглашались подвергнуться испытанию, сопряженному с П.ой, для того чтобы обнаружить, на чьей стороне правда. В основе ордалии лежало убеждение в том, что Бог постоянно вмешивается в людские дела и поэтому его можно побудить к участию в судебной тяжбе. Ритуальный характер ордалии как нельзя лучше соответствовал культурным представлениям и верованиям того периода. Ордалия не предполагала признания подозреваемого, и об истине судили на основании...
3. Словарь средневековой культуры. КРЕСТЬЯНЕ
Входимость: 4. Размер: 39кб.
Часть текста: генетически связано. Аграрное население поздней Римской империи, состоявшее из зависимых арендаторов-колонов, рабов, в том числе рабов, наделенных участками земли и инвентарем (servi casati), вольноотпущенников и свободных мелких земледельцев, стало после варварских завоеваний постепенно смешиваться с рядовыми свободными германского происхождения, которые первоначально были как земледельцами и скотоводами, так и воинами, участниками народного собрания, лишь постепенно превратившимися в людей, всецело поглощенных аграрным трудом и исключенных из политической жизни. Этот процесс занял не одно столетие и шел различными путями, в зависимости от того, какой элемент аграрного общества - романский или варварский - преобладал в той или иной стране. Тем не менее органичное сочетание в одном лице непосредственного производителя и воина, вполне отчетливо констатируемое источниками в странах скандинавского Севера вплоть до XI-XII вв., обнаружено и на территории Франции ок. 1000 г. Своего рода парадоксом...
4. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Часть текста: социально малозначительны, концептуально не осмыслены, тогда как Д.ня, какой мы ее знаем по источникам высокого и позднего средневековья, во многом предстает продуктом собственно средневековой цивилизации - сеньориальной и приходской интеграции, давления демографии, вызывающего к жизни новые формы хозяйственной кооперации, и т. д. Тем не менее - скорее, чем об «изобретении Д.ни» после 1000 г., -предпочтительно говорить о серии тенденций в ее истории, так или иначе существовавших и прежде и получивших лишь частичное воплощение впоследствии. Совершавшийся в ряде регионов Запада переход от, очевидно, несколько более дисперсного и подвижного расселения раннего средневековья к более концентрированному и стабильному в последующие столетия даже в зонах преобладания новых кучевых Д.ень не приводил к полному исчезновению хуторов и однодворных поселений. Развитие Д.ни от менее формальных норм общежития к более консолидированным, в направлении общины-корпорации с собственным юридическим лицом, особой сферы мира и права...
5. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Часть текста: манипуляцию символическими объектами инсигныи в ходе коронации, кольцо при венчании, вино и хлеб в обряде евхаристии и т. д.). «Эксплуатируя» общественные символы, содержание и символические функции Р.а, тем не менее, не существуют помимо самого ритуального действа. Иными словами, король предстает королем в полном смысле слова только тогда, когда публично являет свое королевское величество, верша правый суд либо торжественно въезжая в город. Если возможно классифицировать общества по степени важности, какую они придают Р.ам, позволительно задаться вопросом, не развило ли средневековое общество ритуал изацию повседневной жизни в большей мере, чем наше? По крайней мере верно то, что оно сообщало ей другие формы, приспособленные к его собственным иерархиям (не только сословным, но и половозрастным) и способам социальной коммуникации (относительная редкость письма увеличивала значение ритуальных форм договора, а кроме того, можно вспомнить подчеркнутую ритуализирован-ность приветствия, клятвы, вызова, формы чего оказывались тем более существенны, что ими публично затрагивался вопрос чести). По всей вероятности, Р.ы не всегда связаны априорной нормой. В зависимости от участников и обстоятельств происходящего, обыденное и мало ритуализированное действие может превратиться в насыщенный символическими значениями Р. Лепта, поданная нищему простым христианином, - заурядный жест личного благочестия, тогда как милостыня короля, на кого обращены взоры всех, способна предстать религиозным и политическим Р.ом, достойным внимания хронистов. 1. Сопоставления Р.а и церемонии, Р.а и мифа влекут другие наблюдения. В глазах ряда антропологов, церемония ближе к формализму «этикета», в большей мере навязана и управляема; ей следуют скорее из ...
6. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 4. Размер: 28кб.
Часть текста: образом связанные с важными личностями и событиями, -реликвии всякого рода. В расширительном смысле memoria были храмы и алтари, заключающие в себе эти памятные могилы и реликвии. Memoria занимает центральное место и в светской сфере правовой и институциональ-ной легитимации с ее зависимостью от consuetudo, обычая, и прецедента. В английских судах, французских enquêtes или немецких Weistümer от присяжных ожидают обоснования фактами прошлого реалий настоящего и будущего. Наконец, memoria находится в центре христианской антропологии Августина, считавшего человеческий разум состоящим из intelligentia (понимания), amor (любви) и memoria - говоря словами Г. Ладнера, «П.и о грехопадении и Боге, вольной или невольной, которая является мостом, связующим вневременное совершенство триединого творца и временную природу несовершенного творения». К этой множественности смыслов понятия memoria возможно подступиться с трех сторон. Социальная П. может быть рассмотрена в качестве процесса, посредством которого общество актуализирует и переформулирует свое восприятие прошлого как неотъемлемой составляющей своей идентичности. Понятая таким образом социальная П. включает литургическую практику memoria, историографию, генеалогию, устную традицию и другие формы культурного производства и воспроизводства, в рамках которых индивиды и группы соприкасаются с прошлым. Кроме того, история П.и - это практики тренировки П.и, т. е. мнемонические техники, помогающие интеллектуалам запоминать и вспоминать информацию. Наконец, существенный аспект истории П.и -теории П.и, в особенности теории Платона и затем Аристотеля, давшие ключевые элементы средневековой антропологии, гносеологии и теологии. Данную проблематику обогащает современная психология П.и, описывающая ее как активный и креативный процесс. Запоминание и воспоминание подразумевают уподобление нового уже известному, организацию и преобразование нового...
7. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш СВОБОДА И НЕСВОБОДА СВОБОДА И НЕСВОБОДА - В разных регионах средневековой Европы разные люди думают и говорят о Се и, следуя своим мыслям и словам, действуют в социальном мире. Тема С.ы приобретает поистине эпический размах, когда в «Песни о Нибелунгах» Брюнхильда бросает в лицо Кримхильде роковой упрек в том, что муж последней Зигфрид - eigenholde, eigen man, т. е. холоп ее мужа Гунтера, и ссора двух королев с неизбежностью влечет за собой гибель главного персонажа германского героического эпоса и последующее истребление бургундов-нибелунгов. Содержание и актуальность понятия С.ы варьируются от страны к стране и от века к веку в широком спектре значений, от социально-бытовых до морально-теологических, филиации которых угадываются с трудом. В этой связи примечательно отсутствие в средние века специальных сочинений о Се (за исключением теологических, о Се воли) до Аламанно Ри-нуччини («Диалог о Се», 1479 г.) и Мартина Лютера («О Се христианина», 1520 г.), а также - темы С.ы в иконографии и аллегорической литературе. Античные истоки средневекового понятия Понятие С.ы, плод мыслей, речей и восприятий людей, их социального прошлого и настоящего, возникает исторически. Универсальное общеевропейское понятие смогло развиться в результате масштабной сино-нимизации гетерогенных культурных представлений - через взаимоуподобление заведомо разных вещей в разных культурах. Понятие С.ы не отражает непосредственно современную ей действительность, но неизбежно несет в себе груз былых пониманий предмета, представления, унаследованные от давно минувших эпох и социальных ситуаций. Для человека нашего общества естественно сочетание С.ы и независимости, Ca заключается в том, чтобы думать и поступать, не ...
8. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: воспроизводятся в иконографии, скульптурах романских и готических соборов, средневековых книжных миниатюрах. Средневековое воображение заселяло Ч.ами главным образом страны Востока и прежде всего Индию, которая со времен Александра Македонского рисовалась страной иудее. В изображении Ч. проявилась существенная черта образа мышления средневековья - его любовь к чудесному и фантастическому. Однако сама традиция не ограничивается средневековым периодом - ее истоки следует искать в античной эпохе, ее версии можно видеть на арабском Востоке (рассказы о Синдбаде-мореходе), в позднесредневеко-вой живописи (полотна Босха и Брейгеля). 1. Уже древние греки сублимировали многие инстинктивные страхи в образах мифологических Ч. - грифонов, сирен и т.д., но также рационализировали их вне религиозной сферы: античные писатели придумали расы чудовищных людей и животных, которыми они заселили далекий Восток. Геродот в своих «Историях» рассказывал о сатирах и кентаврах, об исполинского размера красных муравьях-золотоискателях, о змеях с крыльями летучих мышей и пр. В IV в. до н.э. греческий писатель Ктесий Книдский описал сказочных Ч. Индии. Ок. 300 г. до н.э. другой грек, Ме-гасфен, собрал втрактате об Индии известные его времени сведения о Ч.ах. В этих сочинениях впервые появляются описания диковинных народов и существ, которые потом будут так дол го волновать воображение людей европейского средневековья: здесь и обитающие на Востоке безротые существа, питающиеся запахом жареной рыбы и цветочным ароматом (т.н. леуманы), и люди с длинными ушами и одним глазом, и люди с головой собаки, из пасти которых вместо человеческой речи вырывается собачий лай (т.н. киноцефалы). Сведения этих писателей почти полтора тысячелетия были единственным источником знаний об Индии и других азиатских странах. Они заимствовались в I в. Страбоном и Плинием Старшим в качестве основы географических описаний, а в III в. писатель...
9. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: которой стали результатом взаимодействия церковной и аристократической культур. С этой точки зрения Р.о в той же мере социально-политический институт, в какой -социокультурная фикция, и подлежит рассмотрению в двух аспектах - как часть реального и как часть воображаемого мира средневековья. Рыцарство и сеньориальный строй Хотя подобный феномен Р.а возникает в источниках не ранее времени высокого средневековья, его предысторию следует искать в глубине столетий. Согласно одной из точек зрения - в римских административных структурах (К.-Ф.Вернер). Термин militare (букв, «служить солдатом») в античном Риме применялся не только к военной, но ко всяким видам государственной службы. Римские магистраты (milites) при вступлении в должность в знак передаваемой им публичной власти опоясывались мечом (cingulum militiae). С распадом империи их функции и статус перешли к лицам, представлявшим публичную власть в варварских обществах. Они и осуществляли militia на манер римских магистратов. Как и в поздней империи, в средние века государственная служба была связана с передачей оружия тем, кто правил от имени власти. Р.о, далее, возводят и к некоему германскому военному институту. У германцев война была окружена ореолом особого почитания, а престиж воина был чрезвычайно высок. Вручение оружия молодому германцу означало признание его совершеннолетним, а право носить оружие было своеобразным символом свободы. Раннесредневековое общество существует ради войны, и война является важнейшей ценностью; сама структура общества была подчинена ее потребностям. В варварских государствах существовал слой профессиональных воинов, составляющих свиту (comités) предводителей, которым они служили. С эпохи Меровингов для обозначения вооруженных слуг правителей применялись термины «верный» (fidelis), «вассал» (vassus, vassalus, первоначальное значение - раб); такие слуги были не только у франков, но и у вестготов (букцел-лярии), а также лангобардов (газинды) и...
10. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: за корпорациями преподавателей и учеников. Например, «У. магистров и студентов города Парижа». Иное название объединений наставников и студентов - Studium generale, всеобщая (высшая) школа. Keep. XIII в. можно говорить о формировании системы У.ов Европы. У.ы были учебными корпорациями. Они обладали властью присваивать ученые степени, главной из которых была licentia ubique docendi - право «преподавать повсюду». Именно это и отличало «всеобщую» школу от школ «местных» (studia particularia). Степень, присужденная У.ом, по идее в обязательном порядке признавалась во всем христианском мире. Гарантом этого выступала власть, выдавшая У.у документ об основании и правах. Не признать полноценность университетской ученой степени значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство . Привилегии У.ам могли выдавать и императоры и короли (в особенности те из них, кто считал себя «императором в своем королевстве», - французские), но У. становился полноправным Studium generale лишь после обретения им папской грамоты....