Поиск по материалам сайта
Cлово "MED"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 7. Размер: 64кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 6, "СИГ"-"СИН")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
6. Реальный словарь классических древностей. ОВИДИЙ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
7. Реальный словарь классических древностей. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Входимость: 1. Размер: 69кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭГИ"-"ЭКС")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
10. Реальный словарь классических древностей. ТРАГЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Я"
Входимость: 1. Размер: 46кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 7. Размер: 64кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ") ФРАСИЛЛ ФРАСИЛЛ - Thrasyllus, Θράσυλλος, 1. афинский полководец в конце Пелопоннесской войны, впервые выдвинулся вместе с Фрасибулом в 411 г. в качестве защитника демократии. В следующие затем годы хотя занимал второстепенное место, но отличался несколько раз и после поражения Антиоха при Эфесе был поставлен вместе с другими во главе флота, командовал в сражении при Аргинусах 15-ю кораблями и после сражения был обвинен вместе с товарищами в неисполнении долга по отношению к убитым и казненным. Thuc. 8, 73 слл. 100 слл. Хеn. Hell. 1, 2. 4. 5. Plut. Alc. 29; 2. греческий астролог, родом из Родоса, жил в Риме, посвящал Тиберия в тайны своего искусства, но потом впал в немилость и с трудом избег смерти. Полагают, что это тот же Ф., который занимался философией Платона и разделил сочинения его на тетралогии. Tac. ann. 6, 26. Suet. Tib. 14. ФРАСИМАХ ФРАСИМАХ - Trasimăchus, Θρασύμαχος, 1. из Халкедона, современник Лисия, пришел в 430 г. до Р. X. в Афины и занимался сначала философией, затем риторикой и обучением ею. Цицерон хвалил его изложение и прекрасный ритм его периодов (Cic. or. 12, 39. 13, 41); Платон причисляет его к софистам и порицает его чрезмерную смелость и упорство в защите безнравственных софистических воззрений. Из сочинений Ф., исключительно риторического содержания, сохранились только отрывки. По преданию, он повесился вследствие пресыщения жизнью. Athen. 10, р. 454. Cic. de or. 3, 32. Quint. 3, 1, 10. Монография К. F. Hermann'a (1848); 2. из Коринфа философ, учитель Стилпона Мегарского. Diod. Laert. 2, 113. ФРАСИМЕД ФРАСИМЕД - Thrasymēdes, Θρασυμήδης, храбрый сын Нестора и...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Часть текста: персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного К., старающегося спрятаться около человека. В К. может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, № 135). Мотив превращения героя в К. известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках К. (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 6, "СИГ"-"СИН")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: в Лациуме на восточной стороне Вольских гор, основанный Тарквинием Гордым. Он известен храмом Юпитера Урия, горьким вином, употреблявшимся в виде лекарства, грушами и родом замазки или цемента (Opus Signium), который употреблялся при мощении полов (pavimentum). В нынешнем Сегни древний храм Юпитера превращен в церковь. Liv. 1, 55. 2, 21. 8, 3, Strab. 5, 237; 2. гора в великой Фригии. У подножия ее лежал город Анамея Киботос. Plin. 5, 29. 29. СИДА СИДА - Side, Σίδη, 1. рано пришедшая в упадок гавань на восточном мысе Лаконии, к югу от Эпидавра Лимеры. Paus. 3, 22, 11; 2. город Памфилии, эолическая колония Кимы и главное место культа Афины. Развалины при Eski Adalia. Liv. 35, 13. 37, 23. Strab. 14, 664. СИДИЦИНЫ СИДИЦИНЫ - Sidicīni, авсонский народ в Северной Кампании, при Массинской горе (н. Massicus) и на границе Самния; главный их город Теан (н. Теаnо) Cic. Phil. 2, 41. Liv. 7, 29, 8, 2. 15. Verg. Aen. 7, 727. СИДОН СИДОН - Sidon, Σιδών, древний город Финикии в приморской долине, ширина которого менее одной мили, в 5 милях к северу от Тира. Он имел двойную гавань и сильные укрепления, но после разрушения Дарием Охом был легко доступен для неприятеля. Arr. 2, 15, 6. С. уже во времена Гомера (Il. 6, 290. 23, 740. Ноm. Od. 16, 115. 424) имел значительную торговлю и промышленность и стал метрополией многих колоний. Его корабли славились быстрым ходом. Hdt. 7, 89. 96. Как и все финикийские главные города, С. находился под властью потомственных царей, которые, впрочем, в более поздние времена сделались вассалами, платящими дань персидским и македонским царям. Нынешняя Саида лежит западнее древнего города. СИДОНИЙ СИДОНИЙ - Sidonĭus, С. Sollius Apollinaris Modestus S., родился в 428 г. от Р. X., был епископом Клермонта в Галлии приблизительно с 472 г., сочинил три панегирика и две свадебные песни (эпиталамы), ...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: Оно свидетельствует о том уважении, которое всегда в Риме оказывалось женщинам. Только матроны носили длинную столу, vittae и т. п. II. Matrŏna, н. Марна, река в Галлии, берет начало у города Andematunum в земле лингонов, недалеко от реки Мосы, и соединяется после северо-западного течения при Лютеции с Сеной. Caes. b. g. 1, l. МАТРОНАЛИИ МАТРОНАЛИИ - Matronalia, см. Iuno, Юнона , под сл. 'Ήρα, Гера , 5. МАТТИАКИ МАТТИАКИ - Mattiăci, германский народ, принадлежавший к племени хаттов, между реками Рейном, Майном и Ланом. Римляне имели в их области укрепления и серебряные рудники (Tac. Germ. 29, ann. 11, 20); там же находились знаменитые горячие ключи Aquae Mattiaсае, н. Висбаден. Упоминаемый Тацитом (Tac. ann. 1, 56) главный город хаттов Mattium (Ματτιακόν) не есть теперешний Марбург, но деревня Маден при реке Эдере (Adrana). МАТУТА МАТУТА - Matŭta, Mater Matuta, древнеиталийская богиня утра, смешиваемая с греческой Левкофеею и с Альбунеею. В Риме во время праздновавшихся в честь ее...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: лев. По мифу (дошёл в нововавилонской традиции), бог Энлиль рисует на небе Л., и он оживает. На борьбу с Л., свирепствующим на земле, боги снаряжают Тишпака, который одерживает победу. в. А. ЛАБДАК ЛАБДАК (Λ’αβδαχος), в греческой мифологии фиванский царь, внук Кадма, отец Лая. У поздних античных авторов (Apollod. Ill, 5, 5) сообщается о гибели Л., подобно Пенфею, от рук разъярённых вакханок. в. Я. ЛАВИНИЯ ЛАВИНИЯ (Lavinia), в римской мифологии дочь царя Латина и Аматы. По желанию Аматы была помолвлена со своим двоюродным братом Турном. Однако, повинуясь предсказанию оракула, отец решил отдать её в жёны Энею, и это привело к войне между Турном и Энеем. Победив, Эней женился на Л. и построил город, названный в её честь Лавинием. После смерти Энея Л., преследуемая пасынком Асканием- Юлол », бежала в лес и родила сына Сильвия (ставшего родоначальником царей основанной Асканием Альба-Лонги, Dion. Halic. I 70; по другой версии, Сильвий был сыном Аскания, Liv. I 3). Е. ш. ЛАДОН ЛАДОН (Λαδων), в греческой мифологии: 1) речной бог в Аркадии, сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 344),...
6. Реальный словарь классических древностей. ОВИДИЙ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ОВИДИЙ ОВИДИЙ - Ovidius, Publius Ov. Naso. По собственным его словам (Ov. trist. 4. 10, 13), он родился 20 марта, на второй день праздника Quinquatrus, посвященного Минерве, в Sulmo (н. Сольмона), в 43 г. до Р. X. Отец его был очень зажиточный человек (eques illustris. Ov. trist. 4, 10, 29. 35. ср. также Комментарии к Tac. ann. 5, 59) и желал посредством тщательного воспитания своих сыновей (этого и старшего одним годом) сделать для них возможным доступ к почетным должностям в государстве. Для первоначального обучения их были достаточны школы в Сульмоне, но скоро он переселился ради детей в Рим и поручил их известнейшим учителям. Старший сын посвятил себя красноречию, но умер на 20-м году жизни. Хотя живое воображение Публия под влиянием чтений поэтов влекло его к поэзии, но по воле отца он сначала посещал школы знаменитых риторов Порция Латрона и Ареллия Фуска (Ov. trist. 4, 10, 17. Sen. controv. 2, 10, 8 слл.). Отец принуждал его заниматься риторическими упражнениями, из которых ему больше нравились suasoriae, чем controversiae. Ритор Сенека, который слышал его декламации, порицает их за отсутствие строгого расположения. По смерти брата ему пришлось вступить на служебное поприще и пролагать себе путь от низших должностей до почетных. Он сделался одним из triumviri capitales, в ведении которых состояли тюрьмы и которые чeрез своих служителей приводили в исполнение наказания над обыкновенными преступниками. Год спустя он был, кажется, в числе decemviri stlitibus iudicandis, потом членом...
7. Реальный словарь классических древностей. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я СУДОПРОИЗВОДСТВО СУДОПРОИЗВОДСТВО - Iudicium, процесс. a) Аттическое (ср. Meier - Schömann, der attische Process, 1824, вновь изд. Липсиусом, 1883; E. Platner, Beiträge zur Kenntniss des attischen Rechts, 1820 и der Process und die Klagen bei den Attikern, 1824, также Lehrb. der Griechischen Alterthümer K. F. Hermann'a и Schömann'a). Отдельные формы, родa и предметы жалоб, председательство в судах и судебные места изложены в особых статьях (ср., напр., Δίκη, Дика , Γραφή, Письменное обвинение , Ει̉σαγγελία, Эйсангелия , Άπαγωγή, Апагогэ , Δικασταί, Тридцать тиранов ). Здесь остается представить внесение жалобы, предварительный разбор дела, производство его перед судом, словом, весь ход тяжбы. Прежде всего спрашивается, насколько право начинания дела при всех или при известных родах жалоб было обусловлено и ограничено естественными или юридическими качествами лиц. При всяком роде жалобы необходимо, чтобы истец был совершеннолетний, мужского...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭГИ"-"ЭКС")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: старец ифакиец благородного проиосхождения, друг Одиссея. Из четырех сыновей его - Антиф отправился с Одиссеем на Трою и на возвратном пути был съеден Полифемом, другой, Эврином, был в числе женихов Пенелопы. Ноm. Od. 2, 15 слл. ЭГИРА ЭГИРА - см. Айгира . ЭГИСФ ЭГИСФ - Aegisthus, Αι́γιοθος, сын Фиеста и дочери Фиеста же, Пелопии, которая, родив сына, бросила его. Ребенка нашли и приютили пастухи; коза вскормила его (отсюда будто бы и его имя). Возмужав, Э. убил Атрея, принявшего его за своего сына и поручившего ему убить Фиеста; тогда Эгисф и Фиест завладели микенским царством. По гомеровскому представлению (Ноm. Od. 4, 518). Э. по смерти Фиеста правил юго-восточной оконечностью Арголиды, как вассальной страной. В то время как Агамемнон сражался под Троей, Э. соблазнил жену его Клитемнестру, а по возвращении Агамемнона вероломно, во время пира, убил и его самого (Ноm. Od. 4, 534). Спокойно царствовал затем Э. в Микенах в продолжение 7 лет; а потом, как было предсказано, явился мститель в лице сына Агамемнонова Ореста, который, по закону родовой мести, покарал убийцу. Ноm. Od. 3, 305, Aesch. Сhоnрh, Soph и Eur. El. см. Orestes, Орест . ЭГИ (ЭГА) ЭГИ (ЭГА) - Aegae, Αίγαί, название нескольких греческих городов, которые почти все лежали у морских берегов: 1) город в Ахайе при устье Крафида, уже во времена Страбона находился в...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX") DIFFARREATIO DIFFARREATIO - Diffarreatio, торжественное расторжение брака, заключенного через confarreatio (см. Confarreatio ). Присутствие жреца было необходимо, потому что приносились жертвы, как и при confarreatio только с противоположной целью (см. Divortium, Расторжение брака). DII MAGNI DII MAGNI - Dii magni, minores, indigĕtes, selecti, semōnes peregrini, см. Consentes dii . DIRIBITOR DIRIBITOR - Diribĭtor. Должность Д., состоявших при комициях была - вынимать после голосования таблички из ящика (cista), сортировать (diribere - dishibere) и считать их, чтобы определить большинство голосов по центуриям или трибам. Cic. Planc. 6, 14. 20. Cic. Pis. 15, 36. На выборных комициях Д. под именем каждого кандидата обозначал число полученных им голосов точками (punctum); отсюда произошло выражению puncta ferre, т. е. получать избирательные голоса. Cic. Саес. 22. Cic. Mur. 34. Ноr. а. р. 343. В правление Августа для этих счетчиков было устроено на Марсовом поле особое здание, diribitorium. ср.: Wunder, Var. lect. praef., p. 126. DISCESSIO DISCESSIO - Discessio, особый способ подачи голосов, бывший в употреблении в римском сенате и состоявший в том, что сенаторы переходили на ту иди на другую сторону, где помещались податели различных предложений (discedere in sententiam, pedibus ire in sent., transire). см. Senatus, Сенат , 3. DISCIPLINA PUBLICA DISCIPLINA PUBLICA - Disciplīna publĭca. I. В Афинах высшим полицейским учреждением был ареопаг. Относительно α̉στυνόμοι см. Астиномы . Важное значение имели также ε̉πιστάται τω̃ν υδατων, на которых лежал надзор за водопроводами и за их пользованием. Однажды, между прочим, занимал эту должность Фемистокл (Plut. Them. 31; ср. Sol. 23). В ...
10. Реальный словарь классических древностей. ТРАГЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: I. Греческая Т. развилась из лирической поэзии, а именно из дифирамба. Дифирамбом называлась песнь в честь Диониса, исполнявшаяся в праздники этого бога певцами, как кажется наряжавшимися в смешные фантастические костюмы. Первоначально такие хоры ни в своей расстановке, ни в численности не подчинялись никаким определенным правилам и их песни, может быть, не имели вполне выработанных мелодий. Впоследствии, как говорят, Арион (ол. 40) придал дифирамбу художественную форму; с этих пор исполнение дифирамбов совершалось правильно организованными хорами и сопровождалось выразительными мимическими жестами и танцем. В этих дифирамбах находили себе выражение напряженные душевные настроения - ликующая радость и глубокая печаль; содержание дифирамбов было то забавное и веселое, то мрачное и печальное, соответствуя, может быть, различию в характере весенних и зимних праздников Диониса. Предполагают, что из зимних дифирамбов, в которых оплакивались страдания Диониса, развилась серьезная патетическая Т. У Свиды Арион называется ευ̉ρετὴς τραγικου̃ τρόπου, чем, может быть, указывается на тот серьезный характер, который Арион придал хоровым песням, изображавшим опасности и страдания Диониса и отличавшимся этим от весенних дифирамбов. Кроме того, Арион, говорят, к хору прибавил сатиров, вероятно, для того, чтобы сохранить за облагороженным, получившим художественную разработку дифирамбом некоторую долю характера прежней сельской дифирамбической забавы, точно так же, как впоследствии в Афинах к Т. присоединялась сатирическая драма. Но отношение, в котором эти сатиры находились к дифирамбическим хорам и их песням, не может быть приведено в ясность за недостатком точных известий. Слово τραγωδία получило свое начало, может...