Поиск по материалам сайта
Cлово "LOCI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОЛЛ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
3. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
4. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
5. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
6. Словарь средневековой культуры. САКРАЛЬНОЕ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 14, "ПРО")
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОЛЛ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОЛЛ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОЛЛ") ОАЗИС ОАЗИС - Oāses, Όάσεις, Αυ̉άσεις, так называются те плодородные и имеющие ключевую воду пространства земли, которые, подобно островам, лежат среди песчаного моря Ливийской пустыни, особенно малый и большой О., находящиеся на запад от Египта. Малый О. (н. Ваг-эль-Багир или Баназа-эль-Кассар) по своему положению принадлежал к Среднему Египту, на расстоянии одного дня езды на запад от города Оксиринха; лежащий на 24 мили южнее большой О. (н. Uah el Kharge), который Геродот называет (3, 26) πόλις 'Όασις или νη̃σος Μακάρων, принадлежал к Верхнему Египту. Оба они были населены и служили местом пастбищ для Египта. Страбон упоминает еще о третьем О. Аммона (см. Ammonium, Аммона оазис ). Но другие О. Ливийской пустыни (напр., Авгила, Фазания) хотя и известны были древним, но не назывались этим именем. Во время римских императоров О. были местом ссылки. ОАР ОАР - Oărus, 'Όαρος, по свидетельству Геродота, река, начинающаяся у Тиссагетов, текущая восточнее Танакса и впадающая в Мэотидское озеро. Вероятно, под этим разумеется восточный приток Танаиса, может быть, Офар Плиния (6, 7. 7). ОБЕЛ ОБЕЛ - Obĕlos, ο̉βελός, собственно копье; как грамматическое выражение обозначает горизонтальную линию, которою отмечали сомнительное или подложное место в сочинении, стихе и т. п.; ο̉βελίζειν,...
2. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: в логических формах идеалистической спекуляции на основе текстов, принимаемых как свидетельство Бога о Самом Себе, или Откровение. Т. предполагает концепцию личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о Себе через Собственное «слово», а потому возможна только в рамках теизма. В наиболее строгом смысле слова о Т. можно говорить применительно к вероучениям трех чисто теистических религий - иудаизма, христианства и ислама; что касается таких религий, как индуизм и буддизм, то Т. как форма мышления возможна внутри них лишь поскольку они содержат элементы теизма. Мистические учения нетеистических религиозных систем (конфуцианство, даосизм, дзэн-буддизм и т. п.) не могут быть причислены к феномену Т. История термина. Термин «Т.» впервые вошел в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов (по типу «Теогонии» Гесиода). Подобное изложение чаще всего осуществлялось в поэтической форме; так, Платон говорит о людях, разрабатывающих Т. «в эпосе или в трагедии» (Rep. II, 379 А). Такая «Т.» не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной: Цицерон называет «теологами» вольнодумных последователей Эвге-мера, учивших, что боги суть всего лишь обожествленные люди (Cic. nat. deor. Ill, 55). Более определенная связь с религиозной верой имеет место там, где слово «Т.» прилагается к мистическому преданию тайных религиозных кружков-«тиасов» (напр., на языке позднеантичных религиозных философов слово «Теолог», употребляемое как имя собственное, есть обозначение...
3. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: Ш МОНАШЕСТВО МОНАШЕСТВО (от греч. monachos - «отшельник») - одна из форм осуществления аскетического идеала, характерная для ряда «религий спасения», требующих от своих последователей полной или частичной систематизации поведения ради обретения как «духовной сопричастности божественному» при жизни, так и спасения после смерти (М. Вебер). В средневековом М.е не следует видеть выражение устремлений одних аскетов: оно являлось непременным компонентом представлений общества о себе самом, своих ценностных ориентирах и задачах. Переход от аскезы к монашеству В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианской аскезы, не упомянуты там и монахи. Однако Иисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 10-12, 27-28; Map. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками...
4. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: святого, рассматривались как потенциальный источник чуда; во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого - исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости. Древнее латинское слово peregrinatio употреблялось в двух значениях, о чем, в частности, говорит Данте: в узком смысле пилигрим (паломник) есть тот, кто идет к дому святого; в широком смысле peregrinus - тот, кто находится на чужбине, чужеземец, изгнанник. В этом смысле и Авраам, покинувший страну, в которой он родился, ради земли, обетованной Богом, - peregrinus. Исход ветхозаветных евреев, покинувших Египет, пересекших Красное море и блуждавших в пустыне в поисках земли обетованной, трактовался в христианской культуре символически. Подобно ветхозаветным евреям, ...
5. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: предполагала военно-политич. инициативу, верховное командование в войне, руководство в проведении мирных переговоров. В соответствии с Г. того или иного полиса обозначались историч. периоды, например: Г. Спарты и Афин 480 - 431 до н. э.; Г. Спарты 404 - 371; Г. Фив 371 - 362, 338; Г. Македонии 338 - 323 до н. э. ГЕГЕСИЙ ГЕГЕСИЙ (греч. Hegesias) (320 - 280 до н. э.), греч. философ из числа киренаиков, имел прозвище Peisithanatos («ходатай смерти»), т. к. он рисовал жизнь в столь мрачных красках, что некоторые из его слушателей решались на самоубийство. Согласно его учению, мудрость безразлична к жизни и высшая цель мудрости состоит не в позитивном стремлении к удовольствиям, но в отвращении к печали и нечувствительности к смерти. ГЕДОНИЗМ ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - веселье, наслаждение, удовольствие), направление евдамонизма, в рамках которого веселье становится мотивом и целью поступков. Согласно этому этич. учению, наслаждение, которое может быть как чувственным, так и духовным, есть высшее благо. Основоположником Г. был Аристипп. ГЕДРОСИЯ ГЕДРОСИЯ - др. назв. совр. Белуджистана. Греки познакомились с Г. - пустынным плато внутри области на высоте 1000 м над уровнем моря, - когда Александр Македонский совершал утомительный обратный марш из Азии. Флотоводец Александра Македонского Неарх составил отчет о своей поездке...
6. Словарь средневековой культуры. САКРАЛЬНОЕ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ - 1. Понятие Coro и противопоставление Coro и профанного распространилось в социальных науках ок. ста лет назад, в частности благодаря работам Э. Дюркгейма. А. Юбер и М. Мосс одними из первых стали употреблять слова «Сое» и «профанное» как существительные, обозначающие два крайних полюса религиозных действий и религиозной мысли, связь между которыми обеспечивается жертвоприношением. Другие теоретики подчеркивали не столько внешнюю ритуальную выразительность Coro, сколько его психологическое содержание. Не вдаваясь в каждую из этих теорий, обозначим несколько основополагающих тезисов: - Сое обозначает то, что отделено, запрещено, подпадает под табу; подобные явления обнаруживаются практически повсюду, только в разных обличьях; в исламе, например, они выражаются в понятиях baraka и ha ra m; - Сое одновременно и защищено запретом, и наделено деятельной силой, противопоставляющей его профанному; но последнее, хоть и подчиненное, является, однако, не меньшей силой, силой десакрализующей, профанирующей; - можно с полным основанием вслед за Фрейдом («Тотем и табу») говорить о двойственности Coro, которое одновременно завораживает и приводит в трепет, притягивает и отталкивает. Эта двойственность особенно ясно видна на примере древнего Рима, где словом sacer обозначали того, кто совершил преступление против общины и потому мог быть практически безнаказанно убит. Другой пример, относящийся ко многим культурам, -это запреты, налагаемые на женщину во время месячных. Здесь связь «Сое / профанное» совпадает со связью «чистое / нечистое»; и нечистота смыкается с сакральностью, поскольку считается, что нечистая женщина (во время месячных или роженица с момента рождения ребенка до ритуального «очищения») обладает сакральной, роковой силой, ...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 14, "ПРО")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: при Тразименском озере в 217 г. до Р. X., когда консул Фламиний пал, а другой консул, Сервилий, который только один мог избрать диктатора, был в отсутствии, народ избрал Кв. Фабия Максима в продиктаторы; при этом он (22, 8) прибавляет: quod nunquam ante earn diem factum erat; повторилось ли это еще, об этом, по крайней мере, нигде нет известий. ПРОДОМОС ПРОДОМОС - Πρόδομος, см. Templum, Храм , 5. ПРОДРОМЫ ПРОДРОМЫ - Prodrŏmi, Πρόδρομοι, см. Venti, Ветры , 1. ПРОЕДРИЯ ПРОЕДРИЯ - Προεδρία, так называлось в Афинах почетное право занимать на играх первое и лучшее место на первых (самых нижних) скамейках, около самого оркестра. Такой чести удостаивались полководцы, жрецы, иностранные послы, граждане дружественных городов и все те, которых государство хотело особенно отличить за их заслуги. Также сироты павших в сражении граждан имели право П. Вообще это слово означает седалище и достоинство проедра (πρόεδρος), председательство в сенате и в народных собраниях. ПРОЗЕРПИНА ПРОЗЕРПИНА - Proserpĭna, см. Περσεφόνη, Персефона . ПРОКА СИЛЬВИЙ ПРОКА СИЛЬВИЙ - Procas Silvĭus, двенадцатый из царей Альбалонги после Энеева сына Аскания, отец Нумитора и Амулия. Liv. 1, 3. ПРОКВЕСТОР ПРОКВЕСТОР - Proquaestor (также pro quaestore), встречается только во время Республики, как означение чрезвычайного квестора, который замещает умершего или...