Поиск по материалам сайта
Cлово "LINGUA"
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Часть текста: неосторожности, был разбит Ганнибалом при Каннах в 216 г. до Р. X., несмотря на то, он по своем возвращении в Рим получил благодарность от сената (Liv. 22, 61), а в следующем 215 и 214 гг. командование в Пиценуме. Liv. 23, 32. В 200 г. он отправлен был послом в Африку. Liv. 31, 11 ; 2. А. Теr. Varro, будучи претором, воевал победоносно с кельтиберами в Испании. Liv. 30, 32 слл. 40, 2; 3. Теr. Varro, родственник оратора Гортенсия, был пропретором или наместником в Азии и был предан суду за дурное управление ею, но, благодаря Гортенсию и подкупу судей, был оправдан; 4. M. Ter. Varro, Марк Теренций Варрон, величайший римский ученый, родился в Реате в земле сабинской в 116 г. до Р. X. Он происходил из древнего сенаторского рода и уже с ранних лет посвятил себя ученым занятиям, вероятно, не без влияния учителя своего Элия Стилона (Cic. Brut. 56, 205); впрочем, вследствие этого он не отказался от общественной деятельности. Он был народным трибуном, как он сам об этом упоминает (Gell. 13, 12). В...
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: Roma, Рим , 12. КАПИС КАПИС - Capys, Κάπυς, 1. сын Ассарака, муж Фемиды, отец Анхиса; 2. спутник Энея, от которого, говорят, получила свое название Капуя. Verg. Aen. 10, 145. 2, 35; 3. албанский царь, потомок Энея. Verg. Aen. 6, 768. Liv. 1, 3. КАПИТО КАПИТО - Capĭto, см. Ateii, Атейи , и Sinnius, Синний Капитон . КАПИТОЛИИ КАПИТОЛИИ - Capitolinus cognomen в родах Квинкциев (см. Квинтии ) и Манлиев, (см. Манлии ) КАПИТОЛИЙ КАПИТОЛИЙ - Capitolium, см. Roma, Рим , 3. 9. 16. КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ - Capitolinus mons, см. Roma, Рим , 2. 9. КАППАДОКИЯ КАППАДОКИЯ - Cappadocia, Καππαδοκία, на персидских надписях Katpatuka, восточная половина малоазийской горной страны, до реки Галиса (Кизил-Ирмак) на западе, между Таврскими горами и Черным морем, уже персами была разделена на 2 сатрапии, северную при Понте Эвксинском и южную - внутреннюю. Имя К. впоследствии было ограничено одной этой частью, которая при Александре удержалась как самостоятельное государство; главным образом она заключала в себе территорию римской провинции К. (хотя сюда часто причисляют и другие части)....
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: В 1930-х гг. провел полевые исследования в Бразилии; первая .большая теоретич. работа Элементарные системы родства (1949) посвящена преимущ. изучению систем кровного родства и брака, к-рые в его анализе представлены как структуры обмена. В более поздних работах Л.-С. подробно анализирует связь идей структурализма с языкознанием. Важное место при этом занимает анализ мифа, представляющего собой, по мнению ученого, фундаментальное содержание коллект. сознания, основу устойчивых социальных структур. Л.-С. подверг критике существовавшие до него взгляды на тотемизм ( тотем ), рассматривая его как часть более общего стремления человека упорядочить и как-то систематизировать собственные представления о мире. Во всех своих работах Л.-С. доказывал, что процессы человеческого мышления имеют те же структурные св-ва, что и окружающий нас мир. Многочисл. труды Л.-С. при нек-рой сложности изложения отличаются блестящим лит. стилем, в них приведено множество примеров из этнографии самых разных об-в. Его работы выдержаны в духе описательной традиции более ранних антропологов (напр., Фрейзера) в отличие от тенденции к более предметному изложению фактических материалов полевых исследований, наблюдающейся в англ, и амер. антропологии со времен Малиновского. Левые Левые (в политике) (Left), термин,...
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ") ГОРОСКОП ГОРОСКОП (греч. наблюдающий часы), первоначально на Востоке обозначал жреца, наблюдавшего восходящие звезды, позднее - звезду или точку небесного свода, восходящую к началу события и магически влияющую на него. Со времен средневековья Г. называли фигуру, содержащую общее положение звезд в момент начала определ. события в жизни человека. Эта фигура в древности у греков называлась thema, у римлян - constellatia (stella - звезда) или nativitas. В Г. было 12 знаков в виде животных, которые комбинировались с 12 домами и означали обстоятельства жизни, богатство, здоровье и т. д. На основе толкования знаков и домов, отражающих положение планет (противостояние, состояние триагонали), составлялись пророчества. Астрология Г. зародилась в эллинистич. мире и достигла расцвета во время Римской империи. Древнейший клинописный Г. датируется 409 до н. э. ГОРСИЙ ГОРСИЙ (. ram. Gorsium), первоначально кельтское поселение, в 1 в. - рим. военный лагерь в Нижней Паннонии, ко 2 - 4 вв. относится расцвет города. Г. - центр провинциального культа. Обширные раскопки у Тач близ г. Секешфехервар (ВНР). ГОРТЕНЗИЙ ГОРТЕНЗИЙ (лат. Hortensius), др.-рим. плебейское имя. 1. Квинт Г., государств, деятель, в 287 до н. э. - диктатор. Убедил удалившихся на холм Яникул плебеев возвратиться в город, проведя закон («Lex Ноrtensia») о том, что решения плебса по трибам ( плебисцит ) ставятся наравне с постановлениями центуриатных комиций законами (leges), благодаря чему народные трибуны получили законодательную инициативу. Этим окончилось внутриполитич. развитие ранней Республики (борьба сословий). 2. Квинт Г. Гортал (114 - 50 до н. э.), в 69 консул, оратор и юрист, сторонник оптиматов. Уже в раннем возрасте выступал перед судом,...
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: в греч. мифологии внук Кадма, отец Лая; фиванский царь, родоначальник рода Лабдакидов. ЛАБЕОН ЛАБЕОН - М. Антистий (Marcus Antistius Labeo), ум. 10/11 н. э., рим. юрист из сенаторского сословия. Хотя из большого количества его сочинений почти ничего не сохранилось (написал 400 трактатов, дошло ок. 500 фрагментов), но по тому, каким авторитетом он пользовался у последующих поколений юристов (его часто цитировали), можно сделать вывод, что Л. сыграл значительную роль в разработке рим. права. ЛАБЕРИЙ ЛАБЕРИЙ - Д. (Laberius) (ок. 106 43 до н. э., Путеолы), автор мимов, выходец из сословия рим. всадников. Его мимы, из которых сохранилось 43 назв. и отдельные фраг менты, близки жанру комедии и обыгрывали события политич. жизни, например, содержали выпады против Цезаря. ЛАБИЕН ЛАБИЕН - Т. (100 - 45 до н. э.), рим . всадник этрусск. происхождения, род. в Цингулуме (совр. Чинголи) в Апеннинах. Приверженец Цезаря, который назначил его в 59 наместником Галлии. Л. одержал много побед, приобрел огромное состояние. После перехода Цезарем Рубикона (49 до н. э.) Л. примкнул к сторонникам Помпея. Нанес ряд поражений войскам Цезаря в Африке. Погиб в битве при Мунде. ЛАБИРИНТ ЛАБИРИНТ (лат. Labyrinth us), в греч. мифологии построенное Дедалом для критского царя Миноса недалеко от Кносса сооружение, из запутанных ходов которого никто не мог выбраться. В...
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕЛ") ВААЛ ВААЛ (семит, господин, владыка), зап.-семит, бог или демон, которого представляли живущим и действующим в к.-л. определ. месте. Это божество олицетворяло, как правило, плодородие и вегетацию, а также выполняло государственно-культовые функции ( право , война ). Этим объясняется, что В. Гадад из Угарита и Баальбека, В. Хаммон из Карфагена и В. Шамим из Пальмиры отождествлялись в эллинистич. и рим. периоды развития ближневост. религии с Зевсом и Юпитером. Различные формы культа В. распространились благодаря рим. военным кампаниям и торговле рабами вплоть до зап. рим. границ. В Риме культ В. был введен императором Гелиогабалом от В. из Эмесы. ВАВИЛОН ВАВИЛОН - греч. наименование семит, города на Евфрате Бабилима («Врата Господни»). В. был столицей Древнего и Нового Вавилонского царства, значительным культурным и хозяйств, центром. Раскопки, выполн. в 1899 - 1917 нем. археологом Робертом Кольдевеем, выявили городские укрепления, царский дворец, храмовый комплекс бога Мардука, целый ряд других храмов и жилой квартал. Одну из частей царского дворца можно с полным основанием идентифицировать с описанными Геродотом «висячими садами» Семирамиды, с их террасными инженерными сооружениями над сводами и искусств, оросительными установками. В 538 до н. э....
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: ( Бетель ) было переименовано в Бетельскую миссию. Первыми на территорию, ныне входящую в состав Танзании (Занзибар), прибыли лютеранские проповедники из так называемой Берлинской миссии III, в следующем году перебравшиеся на материк. Вскоре на этой территории начали работать и другие.гие германские миссии: с 1889 - Бетельская, с 1893 - Лейпцигская и с 1901 - Берлинская I. Начав с крупнейшего города Танганьики - Дар-эс-Салама, лютеранские миссионеры затем расширили поле своей деятельности до расположенного севернее на берегу Индийского океана города Танга и до находящегося к северо-западу от Дар-эс-Салама горного массива Усамбара. В 1907 Бетельская миссия распространила свою деятельность на Руанду, а в 1910 - на крайний северо-запад Танганьики вплоть до города Букоба на западном побережье озера Виктория. Берлинские миссионеры стали работать на юге страны, в районах, расположенных к северу от озера Ньяса, лейпцигские - в области, примыкающей к вулкану Килиманджаро. Последние взяли на себя работу, которую ранее вело там англиканское Церковное миссионерское общество. Лейпцигской миссии, в частности, удалось христианизировать народ джагга (чагга), отличавшийся особой непримиримостью. В годы 1-й мировой войны территорию Германской Восточной Африки заняли британские...
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: над тем, можно ли создать такой примитивный словарь, который позволил бы уйти от порочного способа idem per idem. Великий Лейбниц думал о создании такого "языка мысли" (lingua mentalis). Благодаря достижениям аналитической философии и теории речевых актов (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ , ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ ) Анне Вежбицкой во многом удалось построить язык С. п. В первую очередь перед ней встал вопрос, какие слова выделить в качестве исходных, чтобы с их помощью, как в геометрии с помощью нескольких аксиом доказывают большое количество теорем, пояснить все другие слова, выражения и высказывания. Вот что она пишет по этому поводу: "...моя цель - состоит в поисках таких выражений естественного языка, которые сами по себе не могут быть истолкованы удовлетворительным образом, но с помощью которых м о ж н о истолковать все прочие выражения. Список неопределяемых единиц должен быть как можно меньшим; он должен содержать лишь те элементы, которые действительно являются абсолютно необходимыми для истолкования в с е х высказываний". После семилетних поисков Вежбицкая выделила следующие С. п. Хотеть сказать я не хотеть становиться ты чувствовать быть частью мир (вселенная) думать о... нечто это представлять себе некто (существо) Толкования слов, даваемые Вежбицкой, так же необычны, как и список С. п. Вот пример толкования слов "оранжевый", "розовый" и "серый". "Х - оранжевый о предметах, подобных Х-у, можно подумать: они похожи на нечто желтое в то же самое время можно подумать: они похожи на нечто красное Х - розовый о предметах, подобных Х-у, можно подумать: они похожи на нечто красное в то же самое время можно подумать: они похожи на нечто белое Х - серый о предметах,...
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: Интерпретация фразеологии - один из способов интерпретации культуры. Лексикон как ключ к истории и культуре - это исследовательская стратегия, провозглашенная Анной Вержбицкой, теория фразеологии как языка культуры предложена и описана В.Н. Телия. 40 В лингвокультурологической концепции В.Н. Телия субъект языка получает дополнительное членение как субъект культуры, и связующим звеном между ними является культурная коннотация - результат интерпретации денотата в категориях культуры. При этом особое внимание уделяется внутренней форме: образность языка постулируется как „ниша для кумуляции видения", которая может свидетельствовать о „[...] культурно-национальном опыте и традициях". 41 Внутренняя форма сигнализирует наличие в структуре знака мотивирующего элемента, знания, которое разделяется носителями культуры и придает знаку прозрачность именно среди „своих", т. е. тех субъектов, которые разделяют условия такой мотивации с членами собственного сообщества. Культурная коннотация, таким образом, и создает сообщество - в данном случае, это сообщество говорящих на русском языке и разделяющих мотивационные основы русских метафор. Тела имен несут в себе информацию об „инорациональных", идиоматически непрозрачных элементах культурного знания - стереотипах, эталонах, мерках и т. д., которыми субъект культуры „измеряет" свой мир, придавая онтологии характер культурной идиомы. При этом „проблема непереводимости в языке - это прежде всего проблема несводимости культурных идиом, а не онтических картин мира". 42 Вопрос о переводимости / непереводимости заставляет смотреть на культуру не как на органическое целое, а как на поле производства смыслов. Точно так же и межкультурный контакт оказывается не столкновением двух или более органических ...
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: басен Эсопа из утраченных источников. Не всегда удачными моралист, концовками басни обязаны позднейшим издателям. Для Б. характерно обычное в лит. поздней античности ироничное отношение к олимпийским богам. Язык Б. легок, изящен, рассказ отличается простотой, а удачно выбранный стихотв. размер приближает манеру повеств. к разговорной. Басни получили широкую известность в древности, использовались в школьной практике и служили материалом для многочисл. прозаич. и стихотв. переложений. Р.3. БАЗА БАЗА (греч.) подножие, нижняя часть колонны, столба или стены. Е.А.С. БАЗИЛИКА БАЗИЛИКА - 1) в рим. архитектуре большой зал для собраний, часто продолговатый в плане, с высоким центр, пространством, освещенным вертикальными окнами. Древнейшая Б. сохран. в Помпеях - бол. прямоуг. здание, узким входом обращенное на форум. Имела пятипролетный портал - вход в вестибюль. Интерьер обходила двухъярусная колоннада. Перспективу колоннады в глубине Б. замыкал трибунал - двухъярус. возвышение на подии для выступлений судей. Среднее пространство Б. было перекрыто. Существовал и др. род базиликальных зданий, с поперечной ориентацией: Б. в италийском г. Коза была обращена к форуму открытой длинной стороной и...