Поиск по материалам сайта
Cлово "LETTER"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШЁНБЕРГ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
2. ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
3. УИЛЬЯМС (Williams) Реймонд (Генри) (1921-1988)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
4. ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЫН")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБЕ"-"АНА")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "В"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШЁНБЕРГ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: исполнителей кантате «Песни Гурре» (1900-11), 1-м струнном квартете (1905) ощущается стремление к соединению поствагнеровского и брамсовского направлений, что было характерно для Ш. на протяжении всей его жизни. В произведениях, созданных в конце 1-го десятилетия XX в., - Камерной симфонии (1906), 2-м струнном квартете (1907 - 08), 15 стихотворениях из «Книги висячих садов» С. Георге (1908 - 09) - выявилось тяготение композитора к экспрессионизму. Напряженный строй их музыки соответствует мироощущению поэтов и художников - экспрессионистов (в т. ч. О. Кокошки, который был другом Ш.). Повышенная экспрессивность, болезненность и деформированность образов требовали крайне обостренных средств выразительности. Нагнетание напряжения без его разрешения обозначилось в 3 фортепьянных пьесах, 5 пьесах для оркестра и особенно в монодраме «Ожидание» (все в 1909). Эти произведения ознаменовали начало атонального периода творчества Ш. В них ярко проявились характерные черты музыки Ш. - мрачность, нервозность, отсутствие связей с бытовыми жанрами. 5 пьес для оркестра - цикл миниатюр с программными подзаголовками, каждая из которых отличается краткостью при применении большого состава оркестра. В...
2. ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: В 1908 поступил на историко-филол. ф-т Моск. ун-та, по окончании к-рого был отправлен на стажировку во Фрейбург, где слушал лекции младограмматиков. В годы революции Т. оказался на юге России (Кисловодск, Ростов), преподавал в Ростов, ун-те. В 1920 эмигрирует в Болгарию и получает кафедру в Софийском ун-те. В 1922 был приглашен в Вен. ун-т на должность заведующего кафедрой славистики. В 1921 вместе с П.П. Сувчинским, П.Н. Савицким, Г.В. Флоровским основал евразийское движение и стал одним из гл. его идеологов. Во время “кламарского раскола” 1928-29 отошел от активной работы в движении, однако впоследствии продолжал участвовать в евразийских изданиях. Был в оппозиции к фашистскому режиму. Напряженная работа подорвала его здоровье. Его осн. лингвистич. труд — “Основы фонологии” — вышел уже после его смерти. Научная деятельность Т. чрезвычайно многогранна. Он начинал с исследования финно-угорских языков, затем перешел к исследованию кавказских. Работы Т. в этой области позволили В.А. Старостину назвать его основоположником сравнительно-истор. изучения сев.-кавказ. и особенно вост.-кавказ. языков. Он впервые сделал попытку построить сравнительно-истор. грамматику целиком на основе соответствий между живыми языками, что привело к уточнению и новому обоснованию методов реконструкции истории языка. В 1915 Т. выступил с критикой метода реконструкции истории славян, языков Шахматова и на основе этой критики создал собств. концепцию истории праславян. языка, изложенную в работе “Опыт истории праславян. языка”, утерянной им во время ростов, скитаний, и частично отраженную в статьях позднейшего периода. Т. первым в истории славистики (в 1921) предложил (подтверждаемую ныне историко-этногр. данными) схему периодизации праязыковой истории славянства, разделив ее на 4 этапа: 1) распадение индоевроп. праязыка и выделение праславян. говоров, 2) полное единство...
3. УИЛЬЯМС (Williams) Реймонд (Генри) (1921-1988)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: и об-ва”, 1976, “Культура”, 1981 и др. пересмотрел свойственное Т.С. Элиоту, Ливису и в целом представителям лит-ры модернизма элитарное представление о культуре и выдвинул идеал “общей культуры”. Один из первых исследователей средств массовой информации, У. рано понял их важную роль в полит. жизни и культуре. Демократию он считал необходимым условием подлинной культуры. При этом важнейшую роль играет (тут сказалось влияние Ливиса) “творч. начало” в жизни человека. Для У. характерен социол. подход к лит-ре как к источнику информации об об-ве. Лит-ра — “летопись” чувств, в к-рых находят выражение меняющиеся представления “социального человека” о природе жизни. Одна из наиболее удачных книг — “Англ. роман от Диккенса до Лоуренса”, 1970 — своеобр. отклик на “великую традицию” Ливиса. Внимание У. привлекли 40-е гг. 19 в., на исходе к-рых англичане стали преобладающе городской нацией. Оформилась модель городской жизни и культуры — от газет, мюзик-холлов до обществ, парков, музеев, библиотек, возникла массовая культура. У. признавал частичную правоту Элиота и Ливиса: промышленный переворот, наступление бурж. эпохи нарушили целостность бытия и мировосприятия человека, возникли культура интеллектуального меньшинства и “низкая”, коммерч. культура большинства, но, на его взгляд, последняя включила в себя демократич., народную городскую культуру, трансформировавшуюся в совр. “массовую культуру”, живую, демократичную и отнюдь не исчерпывающуюся коммерч. началами. Более того, “массовый” и “просвещенный” виды культуры на практике взаимодействуют. У. способствовал...
4. ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: В 1917 опубл. сб. “Пруфрок и другие наблюдения”, в 1919 — “Стихотворения”, в 1920 — сб. литературно-критич. эссе “Священный лес”. Известность принесла ему поэма “Бесплодная земля” (1922), где тема бесплодия совр. цивилизации дается сквозь призму мифов о плодородии и легенды о поиске святого Грааля. Э. — автор поэм “Полые люди” (1925), “Страстная среда” (1930), “Четыре квартета” (1943). Их сквозные мотивы — хаос и жестокость совр. цивилизации, поиск смысла жизни, спасение души. 1927 — поворотный год в жизни Э.: он стал брит. подданным, перешел из традиц. в его семье унитарианства в англиканство. Философы, к-рых он ценил — Ф.Г. Брэдли, Т.Э. Хьюм, Ш. Моррас, И. Бэббит — не дали ему искомой опоры во “вращающемся мире”. В предисловии к кн. “В защиту Ланселота Эндрюза” (1928) он назвал себя “классицистом в литре, роялистом в политике, англокатоликом в религии”. Отныне свою деятельность Э. подчинил решению этич. проблем, проповеди христ. идеалов. Пытался возродить жанр поэтич. драмы шекспировских времен, в к-рой видел идеал искусства, имевшего отклик у зрителей разных социальных слоев и культурных уровней. Культуре индивидуализма творч. свободы Э. противопоставил “классич.” принцип — подчинение личного надличностному, ориентацию на традицию. Его “великая традиция” — Данте, поздние елизаветинцы (Шекспир, Уэбстер, Дж. Форд), поэты-метафизики — Джон Донн, Дж. Герберт, Р. Крэшо и др., “барочный классицист” Джон Драйден. Свой взгляд на природу лит. процесса и ...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: что покойный оправдан (его «голос был праведным») и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). M. иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах M.; зал суда назывался «залой двух правд». Эмблемой судей была статуэтка M., которую они носили на груди. Жрецом M. был везир; центром культа - Фиванский некрополь. Р. р. Маат и Тот в образе ибиса. Около 600 до н.э. (26 династия). МААХИСЫ МААХИСЫ («жители земли»), маанвэки («земной народ»), мааналайсы («подземные»), в финской мифологии подземные духи. M. антропоморфны, безобразны (одна ступня у них повёрнута назад и т. п.), но могут иметь красивых дочерей. Принимают вид лягушки, ящерицы, горностая, кошки и других животных. Населяют, помимо подземного мира, леса, горы, холмы, пустыри. Путь в их страну ведёт по муравьиным тропам, через озёра и источники. В подземном мире M. ходят вверх ногами по обратной поверхности земли; попавший в подземное царство не должен вкушать пищи M., иначе он не вернётся на землю или, вернувшись, обнаружит, что год у M. равен пятидесяти на земле. M. похищают детей и скот. Считалось, что заблудившемуся в лесу у M. следует вывернуть наизнанку одежду, чтобы левое на его пути не оказалось правым, а заночевавшему в лесу - оставить приношение (молоко, мёд, зерно и т. п.) на тропе M., у дерева или священного камня. Расположением M. пользуется тот, кто не мучает скота; M. - обладатели чудесного скота, и человек, завладевший коровой M., становится богатым. Тому, кто выдал дочь за M., они подносят богатые дары. По...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЫН")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: - С. Чиа, Ф. Клементе, У. Куччи, Н. де Мариа, М. Паладино. В 1982 в работе "Интернац. Т.", написанной в соавторстве с ведущими европ. и амер. худож. критиками, Бонито Олива объединяет под этим названием нем. неоэкспрессионизм, аргентин. новую образность, франц. свободную фигуративность (см. Свободная фигуративность ). В том же году в Берлине проходит выставка, представляющая в качестве трансавангардистов ряд художников, объединенных стремлением к "реактивации" худож. стилей прошлого и, в частности, региональных, нац. худож. традиций, включая первобытные. В центре внимания Т. - проблемы телесности (Ф. Клементе), народных верований (М. Паладино), совр. интерпретации эстетич. наследия кубизма, Футуризм а (С. Чиа), Сюрреализм а (У. Кучча), "неформальной" традиции в живописи 50-60-х гг. (Н. Де Мариа). Лит. : Bonito Oliva A. Trans-avant-garde international. Mil., 1982; Zeitgeist. В., 1982 (cat. d'expo.); Mimmo Paladino. Lyon, 1984 (cat. d'expo.); Chia S. Peintures 1976-1983. P., 1984; (cat. d'expo.); Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain...
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБЕ"-"АНА")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: гг.) одним из гл. источников схоластического метода ( схоластика ). Аборигены Аборигены (Aborigines), коренные обитатели к.-л. терр., страны. Напр., туземные племена Австралии аранда , к-рые первоначально представляли собой множество небольших групп полукочевых охотников и собирателей; каждая говорила на своем языке (всего насчитывается более 200 яз. австрал. аборигенов). Традиц. формой их социальной орг-ции была патрилинейная группа ( родословная ), основанная на системе экзогамного брака ( брак вне общины данного индивида), к-рая служила связующим звеном многочисл. родственных групп и регулировала брачные отношения. На мужчин возлагалась обязанность следить за соблюдением таких ритуалов, как инициация ( посвящение ) и обрезание . А. не имели письменности, но обладали достаточно богатой устной мифологической традицией. Т.н. время сна - осн. элемент мифологии А. - это потусторонний мир, где обитают мифические существа, воплотившиеся, по поверью, в растениях, животных, предметах. Наскальные рисунки А. считались свящ., предназначенными для общения с временем сна. Основу религии составлял...
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: средства овладения силами природы, утратил не только цель и смысл этого процесса, но и во многом инстинкт самосохранения. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Экологи сформулировали три заповеди поведения человека по отношению к природе: «Не вреди!», «Уподобляйся» и «Черпай полной мерой». В этом контексте развиваются идеи экологической этики, в основе которой лежит осознание коэволюции человеческого «я» и природы. ЭКСЛИБРИС ЭКСЛИБРИС (греч. ex libris - из книг) - книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.); 2) в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющих начало развертывания фабульного действия; 3) (муз.) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения. ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. ЭКХАРТ ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн Мейстер (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, - кои. 1327 или нач. 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском университете, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 г. папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными. Проповеди и трактаты Э. на немецком языке, сохранившиеся большей частью в записях учеников, как по форме, так и по философскому содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христианского неоплатонизма Ареопагитик. Главная тема его мысли...
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "В"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: во всех отношениях. Живописью В.Г. занялся в начале 80-х гг. Первые его картины написаны в экспрессивно-реалистическом духе на темы из жизни крестьян и рабочих в традиционной для XIX в. темнокоричневой гамме. В 1885 г. он знакомится в Антверпене с японской цветной гравюрой, которая поразила его своей светлой красочностью. Несколько позже он переезжает в Париж, где начинает последовательно заниматься живописью, изучает технику старых мастеров в Лувре, знакомится с картинами импрессионистов (см.: Импрессионизм ) и постимпрессионистов, вступает с ними в личные контакты. С этого времени его палитра резко высветляется и к 1887 г. вырабатывается неповторимый вангоговский стиль. Начинается главный и уникальный (по краткости и насыщенности) в истории искуства творческий период, за который было создано несколько сотен живописных полотен, масса графики, богатое эпистолярное наследие. Фактически за три с небольшим года В.Г. стал Ван Гогом - занял одну из высших ступеней в истории мирового искусства и создал такое количество высокохудожественных произведений, какое другим мастерам не удавалось создать за долгую художественную жизнь. Творческая вспышка гения вывела В.Г. в ряд главных предтеч искусства XX в. Повышенная духовность, обостренная эмоциональность, предельная нервозность и психическая неуравновешенность сублимировались у В.Г. в живописные и...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: Просветительской ассоциации. В 1947 ред. журнала "Политика и лит-ра" (Politics and Letters, Essex). С 1961 преподаватель, в 1974-83 проф. Кембридж. ун-та, создавший свою школу (его ученики, как правило, сочетали приверженность социализму со склонностями к авангардистским методам исследования - Структурализм у, семиотике (см. Семиотика )). Гл. ред. "Библиотеки Новой мысли" (New Thinker's Library, 70-е годы). Автор романов "Пограничный край", 1960, "Второе поколение", 1964, к-рые, по его мнению, составляют единое целое с его социокультурными и литературно-критич.работами. В книгах "Культура и об-во, 1780-1950", "Долгая революция", 1961, "Средства массовой информации", 1962, "Совр. трагедия", 1965, "Телевидение", 1974, "Ключевые понятия: Словарь культуры и об-ва", 1976, "Культура", 1981 и др. пересмотрел свойственное Т.С. Элиот у, Ливис у и в целом представителям лит-ры модернизма элитарное представление о культуре и выдвинул идеал "общей культуры". Один из первых исследователей средств массовой информации, У. рано понял их важную роль в полит. жизни и культуре. Демократию он считал необходимым условием подлинной культуры. При этом важнейшую роль играет (тут сказалось влияние Ливиса) "творч. начало" в жизни человека. Для У. характерен социол. подход к лит-ре как к источнику информации об об-ве. Лит-ра - "летопись" чувств, в к-рых находят выражение меняющиеся представления "социального человека" о природе жизни. Одна из наиболее удачных книг - "Англ. роман от Диккенса до Лоуренса", 1970 - своеобр. отклик на "великую традицию" Ливиса. Внимание У. привлекли 40-е гг. 19 в., на исходе к-рых англичане стали преобладающе городской нацией. Оформилась модель городской жизни и культуры - от газет, мюзик-холлов до обществ. парков, музеев, библиотек, возникла Массовая культура . У....