Поиск по материалам сайта
Cлово "LEIPZIG"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 4. Размер: 83кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЛИППС
Входимость: 2. Размер: 10кб.
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К"
Входимость: 2. Размер: 81кб.
4. Словарь средневековой культуры. СКАЛЬДЫ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ФЕХНЕР
Входимость: 1. Размер: 11кб.
8. АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
9. Словарь средневековой культуры. ВАГАНТЫ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
10. Словарь средневековой культуры. ДЬЯВОЛ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
11. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
12. Список сокращений
Входимость: 1. Размер: 6кб.
13. Словарь средневековой культуры. ЗЕМНОЙ РАЙ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
14. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 60кб.
15. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
16. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
17. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЗОБРАЗНОЕ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
18. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
19. The book about the motherland: analyzing discursive practices
Входимость: 1. Размер: 19кб.
20. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 67кб.
21. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 2, "АДА"-"АЛЬ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
22. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
23. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИМПРЕССИОНИЗМ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
24. ДУША (англ. soul, нем. Seele, фр. ame)
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 4. Размер: 83кб.
Часть текста: функций и не связанные с программностью. Своим происхождением понятие А. м. обязано немецкой философии, в которой термин «абсолютный» имел широкий спектр значений, из которых эстетическая концепция А. м. взяла пересечение «высшего», «идеального» и «самодостаточной сущности». Философская идея абсолюта адаптировалась к музыке в суждениях йенских романтиков об инструментальной музыке, контрастировавших с прежде устойчивым (у Руссо, Канта, в теории музыкальных аффектов Дидро и др.) признанием рангового превосходства вокальных жанров. Термин «А. м.» впервые введен Р. Вагнером в 1846 г. (в его «Программе» к Девятой симфонии Бетховена) в значении высших выразительных возможностей самостоятельного искусства звуков. Согласно Вагнеру, А. м. непосредственно выражает «бесконечное». В понятийное поле А. м. у Вагнера входят такие выражения, как «абсолютный язык звуков», «абсолютная мелодия», «абсолютная гармония». Под влиянием Фейербаха, полемизировавшего с «абсолютной философией» Гегеля, а также - собственных идей о «художественном произведении будущего» в 1850-е годы оценочная окраска...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЛИППС
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: Психология прекрасного и искусство» (1903-06) Л. отвергает попытку Г. Т. Фехнера объяснить имманентность эстетического изображения и впечатления ассоциативным фактором, утверждая вместо этого неразрывность соединения сенсорного восприятия внешней формы с тем внутренним содержанием, которое она передает. Психолог считал, что объект прекрасен, если в нем отображаются жизненные силы, рассматривая в то же время вчувствование как общепсихологический процесс, проявляющийся не только в эстетическом удовольствии. Именно поэтому он отличает простое, или практическое, повседневное вчувствование от эстетического. Первое сопровождает, по Л., все наши восприятия и чувствования. Мы не можем, говорит психолог, смотреть на лицо другого человека или на его движения не представляя и не вчувствываясь в те внутренние его состояния, выражением которых они нам кажутся. На этом виде вчувствования в значительной степени основаны все нравственные симпатии или антипатии к другим людям. Поэтому Л. называет его симпатическим, которое, однако, по его мнению, неполно и несовершенно, ибо может наталкиваться на множество внешних обстоятельств и препятствий, ограничивающих его проявление. Эстетическое же вчувствование, напротив, отмечает Л., проявляется вполне и без остатка. Только искусство, по Л., обладает возможностью реализовать подобное полное вчувствование, ибо все то, что изображает искусство, является для нас своего рода действительностью, которую мы сопереживаем одновременно и как «эстетическую реальность». Благодаря этому отпадает служащее помехой впечатление повседневной действительности. В то же время искусство в своих проявлениях отражает типические и значительные черты, возвышая их до общечеловеческих. Благодаря этому, говорит Л., «я в то же время чувствую и мою личную жизнь...
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К"
Входимость: 2. Размер: 81кб.
Часть текста: с Деметрой (о-в Самофракия) и Гефестом (о-в Лемнос), а также на побережье Малой Азии и частично в Сев. и Сред. Греции. КАВДИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ КАВДИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ (лат. Furculae Caudinae ) узкое, заросшее лесом ущелье в горах Самния, возле г. Кавдия (Сред. Италия), где в 321 г. до н.э. римская армия потерпела поражение от самнитов. После капитуляции римские воины вынуждены были пройти безоружными и полураздетыми «под ярмом» - двумя копьями, воткнутыми в землю и соединенными третьим сверху. «Пройти под кавдинским ярмом» означает подвергнуться сильному унижению. КАДМ КАДМ (греч. Kadmos ) в греческой мифологии сын финик. царя Агенора и Телефассы. Основал в Беотии крепость Кадмею, ставшую ядром города Фивы. Традиция приписывает К. введение в Элладе финик. алфавита. КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА - купольная гробница в Болгарии, в 75 км к северо-востоку от Пловдива; обнаружена 19 апреля 1944 г. Над гробницей возвышался курган высотой 7,20 м и диаметром основания 40 м. Часть кладки и штукатурки была повреждена корнями деревьев, росшими на кургане, роспись же осталась нетронутой. Этот уникальный памятник эллинистической живописи кон. IV - нач....
4. Словарь средневековой культуры. СКАЛЬДЫ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: О П Р С Т У Ф Ч Ш СКАЛЬДЫ СКАЛЬДЫ (др.-исл. skald - предположительное значение: «хулитель», согласно наиболее вероятной этимологии, - производное от общегерманского глагола *skeldan, др.-в.-нем. skeltan, «поносить») - древнескандинавские поэты, первоначально норвежцы, с X в. почти исключительно исландцы, сочинители т. н. скальдическои поэзии. Время расцвета скальди-ческого стихосложения - X-XI вв. (самые ранние из ныне известных произведений Сов относятся к первой половине - сер. IX в.), т.е. эпоха, когда Скандинавия еще не знала письменности, помимо рун. До последних веков существования скальдическои традиции (XIII-XIV вв.) стихи Сов слагались и передавались изустно; до нашего времени они дошли в значительно более поздней записи и главным образом фрагментарно: в виде цитат в древнеисландской прозе - сагах и «прядях», а также в средневековых трактатах по поэтике, важнейший из которых - «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона (первая половина XIII в.), - учебник скальдического искусства, написанный для наставления начинающих поэтов. Несмотря на то, что произведения Сов в течение не менее трех столетий хранились в устной традиции, они не подвергались пересочинению в процессе исполнения, как это обычно происходило с бытовавшими одновременно с ними песнями героического эпоca. В противоположность анонимной эпической (эддической) поэзии, поэзия Сов -это личная поэзия, за творцами которой всегда признавалось «авторское право». Скандинавская традиция донесла до нас не только скальдические стихи, но и имена их создателей: с IX в., времени, когда жил первый норвежский С. Браги Старый Боддасон, считающийся родоначальником скальдического искусства, до нач. XIII в. насчитывается не менее 300 Сов. От многих из них не уцелело ничего, кроме отдельных строф или ...
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «Э.» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по-древнегреч. kosmos означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания в искусстве (мимесиса) фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению Э. Вполне закономерно, что Э. как наука возводит свою историю именно к этим опытам...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ") ДРАМА ДРАМА (греч. drama - действие) - род литературы, в котором дается изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство древнерусских государственных образований IX - XIII вв. Вобрав в себя традиции восточнославянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, миниатюры, рельефы, декоративные изделия. ДРЕВС, АРТУР ДРЕВС, АРТУР (Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на...
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ФЕХНЕР
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: эстетике «Vorschule der Aesthetik» («Преддверие эстетики»). Ф. начал изложение своих воззрений с рассмотрения эстетических фактов и эмпирических законов, ибо только на опыт, по его мнению, могут опираться эстетические понятия, законы и принципы. Экспериментальным путем на опыте измерения большого количества простых предметов он подтвердил в целом восходящее еще к Леонардо да Винчи утверждение об эстетической значимости «золотого сечения», или «золотой пропорции» (а:b как b:с, если а - целое, разделенное на две неравные части b и с). Итоги этих изысканий и стали фактологической базой его «Преддверия эстетики», где он назвал свой метод «эстетикой снизу» в отличие от философской «эстетики сверху», в основе которой должна лежать экспериментальная эстетика. Наиболее важным следствием из разнообразных выводов, полученных Ф. экспериментальным путем, стал ряд эстетических законов, или принципов, эстетического удовольствия (всего шесть). Последние разделяются им на законы качественны« и количественные, формальные и содержательные, первичные и вторичные. Первый из количественных законов он именует «принципом эстетического порога», из которого следует, что необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления. В противном случае действие объекта на эстетическое чувство может быть настолько слабым, что не переходит порога сознания, не осознается. Впечатления, по Ф., получаемые субъектом извне, должны действовать на него достаточно сильно. Слишком тихие звуки, слишком бледные краски не воздействуют на эстетическое чувство. Второй более важный количественный принцип - «закон эстетической помощи или усиления», ибо для эстетического чувства необходимо совместное действие отдельных эстетических впечатлений. Скажем, комбинация звуков и ритма в мелодии предоставляет несравненно большее эстетическое удовольствие, нежели то, что возникло бы от...
8. АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием. А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет “линию жизни” индивида, его “жизненный план”, к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход. Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще...
9. Словарь средневековой культуры. ВАГАНТЫ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: рукописным сборникам, стали известны в первой половине XIX в. (самая обширная Бе-недиктбейренская рукопись, Carmina Burana, открыта в 1803 г., опубликована в 1847 г.). Романтики видели в них как бы народную латинскую поэзию, реабилитацию плоти, предвестие Возрождения (Я.Гримм, Я.Буркхардт), ученые кон. XIX в. - творчество ученой клерикальной аристократии, опустившееся в бродячие низы (В.Мейер). В немецкой науке предпочитается термин «В.ы», во французской - «голиарды». Источниками поэзии В.ов, как и всей средневековой латинской поэзии, были античность и Быблия, для обличительных стихов - пророки и Ювенал, для любовных - Песнь Песней и Овидий. Скрещение этих традиций происходило на разных социальных уровнях. На верхнем это дало панегирическую поэзию луарской школы (Бальдерик Бургейльский и др.), задавшую тон новоязычной куртуазии; на нижнем - разрозненные эксперименты монастырской поэзии IX-X вв., дальнее предвестие В.ов («Стих об аббате Адаме», песня-побудка X в., «Пир Киприана», «Теренций и мим»). Здесь к античной и библейской традиции прибавляется трудноуловимое влияние народной поэзии (женские песни), а ирландские монахи-эмигранты вносят такой важный жанр, как попрошайню (Седулий Скотт). В XI в. эта «предвагантская» поэзия начинает собираться и циклизоваться. К сер. XI в. относятся «Кембриджские песни», сборник, составленный в Лотарингии, где наряду с религиозными, панегирическими и дидактическими стихами есть и стихотворные новеллы на народные сюжеты («Снежный ребенок», «Лжец», «Поп и волк» и др.). Но общеевропейским достоянием эта и подобная поэзия делается лишь в XII в., когда носителями ее становятся В.ы. Clerici, monachi vagantes (или gyrovagi) назывались священники без...
10. Словарь средневековой культуры. ДЬЯВОЛ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: версии, бунт против Бога произошел из желания Люцифера занять место Всевышнего; изгнание мятежных ангелов из рая (1/10 от общего количества) приводит Бога к мысли восполнить их число, что побуждает его создать человека, дабы праведные заняли на небесах место падших ангелов. Другая версия утверждает, что Люцифер отказался поклониться Адаму как высшему божьему творению и взбунтовался. В любом случае центральная причина мятежа - гордыня, а одно из последствий - ненависть Д.а к людям. Люцифер и последовавшие за ним низвергнуты Богом и небесным воинством во главе с архангелом Михаилом в ад, каковой и является державой Д.а и подчиненных ему бывших ангелов, а ныне бесов. Земной мир, как лежащий во зле, - также, до определенной степени, территория Д.а, именуемого потому «князь мира сего» (Иоан. 12,31). Опираясь на слова Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Лук. 10, 18) и ряд иных новозаветных текстов (например, Иоан. 16, 11) раннехристианские мыслители (например, Иреней Лионский, II в.) говорят о вторичном падении Д.а и окончательном осуждении его. В будущем, однако, Д.у предстоит кратковременное торжество во дни Антихриста (Отк. 13), после чего он будет низвергнут в бездну ангелом (традиция настаивает - архангелом Михаилом) и проведет там, скованный, тысячу лет, но после завершения тысячелетнего Царства Божьего Сатана будет освобожден (неясно как), снова подымется со своими присными на Бога, но присные эти будут поражены небесным огнем, «а...