Поиск по материалам сайта
Cлово "LEIDEN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 8. Размер: 26кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 9, "МУЛ"-"МЯЦ")
Входимость: 5. Размер: 75кб.
3. Мифы народов мира. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 4. Размер: 32кб.
4. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 2. Размер: 27кб.
5. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
6. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
7. Мифы народов мира. ДРЕВО ЖИЗНИ
Входимость: 2. Размер: 16кб.
8. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 41кб.
9. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАТ"-"ХИЗ")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
12. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
13. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "С"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
14. Словарь средневековой культуры. ПРАВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
15. Мифы народов мира. ЛЕВ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
16. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "О"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
17. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
18. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
19. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
20. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
21. Мифы народов мира. ИОСИФ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
22. Мифы народов мира. ПТИЦЫ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
23. Мифы народов мира. ПАЛЕОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
24. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Э"
Входимость: 1. Размер: 53кб.
25. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
26. Мифы народов мира. РАСТЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОД"-"ДУА")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
28. Мифы народов мира. ТИБЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
29. Мифы народов мира. ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
30. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 11, "АСТ"-"АФИ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
31. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 39кб.
32. Мифы народов мира. ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 41кб.
33. Мифы народов мира. БУДДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
34. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 7, "АНГ"-"АНУ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
35. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 9, "СУН"-"СЯО")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
36. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕТ"-"СИН")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
37. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
38. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИМ"-"ФЭН")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
39. Мифы народов мира. КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 45кб.
40. Большой толковый словарь по культурологии. ПРОТЕСТАНТИЗМ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
41. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 6, "АМИ"-"АНГ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
42. Мифы народов мира. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
43. Мифы народов мира. ФАРН
Входимость: 1. Размер: 12кб.
44. ЛЕЙДЕНСКАЯ ШКОЛА
Входимость: 1. Размер: 4кб.
45. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
46. Словарь средневековой культуры. СУДЕБНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ
Входимость: 1. Размер: 16кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 8. Размер: 26кб.
Часть текста: данных ономастики (прежде всего теофорные имена). Некоторые сведения о З. м. имеются в письменных памятниках соседних народов - египетских, месопотамских, хеттских; основу для ряда реконструкций даёт Библия (отразившая добиблейские мифологические представления); определённую информацию содержат произведения греческих и римских, а также эллинизированных ближневосточных авторов (указывающие, в частности, на соответствия западносемитских богов божествам других мифологий). Эти источники, однако, представляют тенденциозную интерпретацию- З. м. Более подробно известны мифологические представления населения Угарита (город-государство на территории Финикии) - по сохранившимся спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н. э. (самые ранние из известных материалов) со слов верховного жреца (местная храмовая традиция). У западносемитских народов не сложилась единая для всех этнических групп система мифологических представлений, несмотря на языковую близость, общность важнейших элементов культуры, постоянные контакты. В отдельных обществах складывались свои мифологические циклы, типологически тождественные, а часто и сюжетно близкие; наряду с существованием общих имелись и местные, локальные божества; на первый план могли выдвигаться разные боги, в их облике...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 9, "МУЛ"-"МЯЦ")
Входимость: 5. Размер: 75кб.
Часть текста: букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "М" (часть 9, "МУЛ"-"МЯЦ") МУЛЯНЬ МУЛЯНЬ (кит. транскрипция санскр. имени Маудгальяяна, монг. Молонтойна), один из десяти первых учеников Шакьямуни, почитание которого было широко распространено в Китае и частично в Монголии. В Китае распространилась легенда о М., зафиксированная впервые в 9 в. и потом ставшая основой многих литературных произведений. Источником легенды служит «Сутра об Улламбане» (сохранилась только в китайском переводе), где -описывается жертвоприношение М. для спасения матери от мук преисподней, предпринятое по совету Будды. По китайской легенде, М. был сыном родителей, принявших обет не убивать ничего живого. Отец после смерти переродился в небожителя, а мать ела мясо и, нарушив этим обет, стала обитательницей преисподней, где подвергалась различным казням. Когда М., став учеником Будды, погрузился в медитацию, он узнал, что среди праведников на небесах есть только его отец. В поисках матери М. проходит по небесам, а потом по преисподней, где и обнаруживает её. За её грехи пища и питьё превращаются у неё в огонь. М. обращается с молением к Будде, и тот советует М. сделать необходимые приношения, после чего мать М„ избавившись от части грехов, выходит из преисподней и превращается в собаку в столице Магадхи - городе Жилище царя (Раджагриха). Потом М. усердным чтением сутр добивается снятия с матери и остальных грехов, после чего она снова принимает облик женщины. Кроме Китая, легенда о М. нашла распространение также в Монголии, где он под именем Молон-тойна стал героем сказаний. Публичное чтение сказаний о М....
3. Мифы народов мира. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 4. Размер: 32кб.
Часть текста: рефлексах общеиндоевропейских представлений идеологические основы всех этих циклов заметно различались, отражая разницу в уровнях социально-экономического и культурного развития. После греко-македонского завоевания Ирана и части Средней Азии наступил второй, т. н. среднеиранский, период в развитии И. м. Его характеризовало обилие синкретических идейных течений со спекулятивно-теологическим уклоном. В этот период переделывались старые и возникали новые мифы, сложился в основных чертах священный канон зороастризма, вобравшего многие элементы индоиранской архаики. На западе Ирана самостоятельной религией стал митраизм, с 3 в. н. э. распространилось манихейство. Среднеиранский период завершился перерождением зороастризма в парсизм с утратой живого содержания И. м., подавленного схоластической догматикой и мелочной обрядностью. Однако в народных верованиях Курдистана, Афганистана, некоторых областей Средней Азии уцелели реликты И. м. В силу фрагментарности и взаимных противоречий источников общее понятие «И. м.» является предметом сравнительно-исторической реконструкции, которая опирается на данные индоевропейской мифологии, индоиранской мифологии, ведийской и других мифологий. Основные источники по И. м. представлены текстами, памятниками искусства и археологии. Особенно важны т. н. луристанские бронзы 8-7 вв. до н. э. с изображениями мифологических сцен и персонажей, многорегистровые скальные рельефы ахеменидской и сасанидской эпох, изделия мелкой глиптики. Мифологическими осмыслениями пространства продиктованы планировки и детали архитектурных сооружений: колонные залы Пасаргад, Суз, Персеполя, мавзолеи Тагискена и Уйгарака в низовьях Сырдарьи, храмов огня, дворцов Нисы, Гекатомпила, Бишапура. Главным источником для реконструкции И. м. служат сведения «Авесты», священного писания зороастризма на сакральном авестийском языке, и в меньшей степени древне-персидские клинописные надписи....
4. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: договорной функции М. для авестийской традиции не вызывает сомнений. Именно об этом говорит Заратуштре создавший М. Ахурамазда: «негодяи (нечестивцы), которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну... Никогда не нарушай договора, о ты, из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды» (X 2) и далее: «Быстрых лошадей даёт М., обладающий широкими пастбищами для скота, тем, кто не лжив к договору» (X 3). [Ср. игру слов, относящуюся к теме М. и договора: букв. «Договор... даёт... тем, кто не лжив к договору», которая, как и другие подобные случаи, дала основание не только для понимания М. как персонифицированного абстрактного понятия договора (А. Мейе и др.), но и для предложения во всех контекстах такого рода переводить miθra, mitra не как имя собственное, а как «договор» (П. Тиме - применительно к ведийскому материалу, с ещё большим основанием это заключение могло бы быть приложено к ряду авестийских примеров).] Связь М. с договором, с присутствием...
5. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту шутовского Ц. (см. в ст. Раб ). По мнению Хокарта, вера в божественных Ц. - древнейшая религия человечества. Кембриджская школа во многом осталась верна предложенной немецким учёным В. Манхардтом схеме культовой драмы умирающего и...
6. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: на православную и католическую), формально завершившейся в 1054 г., и до Реформации и появления протестантизма в XVI в. единственная господствующая религия Западной Европы, дававшая духовное единство западному «христианскому миру» (фр. chré[s]tienté, засвидетельствованное уже в «Песни о Роланде», нем. Christenheit, англ. Christendom, ит. cristianità и т.п., и прежде всего лат. christianitas - слова, ключевые для истории средневекового Запада и знаменательным образом не переводимые на русский язык). Лат. прилагательное catholicus (от греч. кабоДлкос «всеобщий») в смысле вероисповедном и экклезиологическом оставалось до разделения церквей эквивалентом слова «православный» (оно присутствует в принятом на вселенских соборах IV в. и до сих пор сохраняемом и в православном обиходе греческом тексте символа веры как эпитет «святой» и «апостольской», т.е. истинной, церкви; в церковно-славянском переводе оно оказалось - не сразу - передано эпитетом «соборный»; в специальной терминологии русского православного богословия в этом же смысле употребляется термин «кафолический»). Оно выражало со времен внутри-христианских конфликтов II в. идею авторитетного,...
7. Мифы народов мира. ДРЕВО ЖИЗНИ
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: возникающей на заключительном этапе космогенеза и составляющей внутренний смысл и цель устройства космоса. Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни (растения, животные, люди) и постепенное распространение жизненного начала, нарастание (в том же направлении) его интенсивности, чему нередко соответствует меньшая экстенсивность, т. е. меньшее количество потомков в следующем поколении (ср. Быт. 1, 11-12, 20-22, 24-30). После появления жизни в виде растительного, животного и человеческого царств начинается пора, когда на первое место выступают «культурные» приобретения (культурный герой и социальное устройство уже человеческого мира). Основное свойство жизни - в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде, когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность поколений. При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии - рождение, рост, деградацию, смерть [встречаются и несколько иные схемы, напр. рождение...
8. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Часть текста: Рамсес II (1317-1251) воздвиг на месте Авариса Свою резиденцию Пер-Рамсес. В. Д. Гладкий АКАЙВАША Акайваша - упоминания в надписях египетского фараона Мернепте один из «народов моря», напавших на Египет в середине 13 в. до н. э. По-видимому , тождественно Гомеровским ахейцам и хеттской Ахияве. В. Д. Гладкий АКЕР Акер - в египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Называют также Акеру (множественное число от Акер) и считается воплощением «духов земли» - змей. Иногда изображается в виде льва. В. Д. Гладкий АМАЗИС Амазис - египетский фараон (570-526 до н. э.), поддерживал хорошие отношения с греками; покровитель искусств, ремесел и торговли (греческими купцами Амазис Предоставлял в некотором роде торговую монополию в Навкратисе), союзник Поликрата и Креза, покровитель дельф. В. Д. Гладкий АМЕНЕМХЕТ Аменемхет - египетские фараоны эпохи Среднего царства (XII династия). Из них: 1) Аменемхет I (около 2000-1970 до н. э., последние 10 лет фактически правил его сын Сенусерт I) - первый представитель...
9. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: аль-Улюм» Ибн ан-Надима (10 в.) (источниках нейтрального характера), оригинальных источниках, исходящих из манихейской среды (турфанские фрагменты из Восточного Туркестана, манихейские тексты в коптском переводе из Файюма). Существует целый ряд фантастических этимологии и толкований его имени: ср. «сумасшедший», «маньяк», но и «драгоценный камень» (от санскр. mani; само название манихеев связывали с сирийск. Mânî hayуâ, «Мани живой»). Образ М. мифологизировался в его собственных сочинениях и текстах, вышедших из манихейской среды; Особую роль в этом отношении сыграли описания мученической смерти М. (согласно некоторым источникам, с М. была заживо содрана кожа, которую набили соломой и повесили на царских воротах; сам он был обезглавлен), и в ещё более многочисленных трудах, направленных против манихейства, рисующих М. как «воплощённого вредоносного демона», «дьявола», «исчадие тьмы» и т. д. В манихейской среде вырабатывается определённый иконописный канон - словесный и изобразительный - образа М. Он связывается с весьма подробно разработанной и мифологизированной манихейской космологией и эсхатологией и с мифологизированной квазиисторией Ирана и смежных ареалов. Мифопоэтичность М. проявляется и в его языке (в описании модели мира с помощью...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Часть текста: в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую - статуэтку M. Равновесие означало, что покойный оправдан (его «голос был праведным») и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). M. иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах M.; зал суда назывался «залой двух правд». Эмблемой судей была статуэтка M., которую они носили на груди. Жрецом M. был везир; центром культа - Фиванский некрополь. Р. р. Маат и Тот в образе ибиса. Около 600 до н.э. (26 династия). МААХИСЫ МААХИСЫ («жители земли»), маанвэки («земной народ»), мааналайсы («подземные»), в финской мифологии подземные духи. M. антропоморфны, безобразны (одна ступня у них повёрнута назад и т. п.), но могут иметь красивых дочерей. Принимают вид лягушки, ящерицы, горностая, кошки и других животных. Населяют, помимо подземного мира, леса, горы, холмы, пустыри. Путь в их страну ведёт по муравьиным тропам, через озёра и источники. В подземном мире M. ходят вверх ногами по обратной поверхности земли; попавший в подземное царство не должен вкушать пищи M., иначе он не вернётся на землю или, вернувшись, обнаружит, что год у M. равен пятидесяти на земле. M. похищают детей и скот. Считалось, что заблудившемуся в лесу у M. следует вывернуть наизнанку...