Поиск по материалам сайта
Cлово "INDIAN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 7. Размер: 21кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 3. Размер: 78кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 12, "АФР"-"АЯМ")
Входимость: 3. Размер: 73кб.
4. УИССЛЕР (Wissler) Кларк (1870-1947)
Входимость: 3. Размер: 5кб.
5. Мифы народов мира. ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 41кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "У"
Входимость: 3. Размер: 51кб.
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИНД")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
9. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
11. Мифы народов мира. ИСТОРИЯ И МИФЫ
Входимость: 2. Размер: 23кб.
12. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
13. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 1, "САА"-"СЕК")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДАН")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 7, "ПТА"-"ПЯТ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИР"-"ВОС")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
17. БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
18. Народы и религии мира. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Входимость: 1. Размер: 28кб.
19. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОР"-"БУН")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
20. ПОСТМОДЕРНИЗМ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
21. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
24. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
25. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕД"-"МИП")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
26. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЦ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
28. БОАС (Boas) Франц (1858-1942)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
29. Мифы народов мира. РАСТЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
30. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
31. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РАУ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
32. Мифы народов мира. МАНДАЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
33. Мифы народов мира. ИНДРА
Входимость: 1. Размер: 16кб.
34. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБЕ"-"АНА")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
35. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
36. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВОС"-"ВЯЙ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
37. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 8, "КУК"-"КЭШ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
38. БЭСКОМ (Bascom) Уильям (1912-1981)
Входимость: 1. Размер: 1кб.
39. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
40. УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
41. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕРИФИКАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
42. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Индийская философия
Входимость: 1. Размер: 7кб.
43. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИР")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
44. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
45. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧИА"-"ЧЭН")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
46. МИД (Mead) Маргарет (1901-1978)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
47. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
48. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
49. ЭТНОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
50. АККУЛЬТУРАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 6кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 7. Размер: 21кб.
Часть текста: земледельческих и охотничьих племён, важнейшими среди которых являются племена ирокезской языковой семьи (кайюга, онондага, онеида, мохаук, тускарора, гуроны и др.), алгонкинской (делавары, оджибве-чиппева, меномин, потаватоми, арапахо, черноногие, чейенн и др.), мускогской группы (чероки, чокто, чикасо, семинолы и др.), языковой семьи сиу (дакота, вороны, мандан, оседж, понка, виннебаго) и другие племена прерий (кайова, поуни), племена атапаскской языковой семьи (апачи, навахо), юки; хока (помо, вашо, юма), пенути (винтун, майду, мивок), хопи, зуни, тэва и др.; племена северо-западного побережья, принадлежащие к различным языковым семьям (тлинкит, хайда, цимшиан, квакиутль, нутка, сэлиш). В И. С. А. м. слабо выражена персонификация сверхъестественных существ, отсутствует чёткое представление об иерархии богов и духов. Широкое распространение получило представление о четырёх сторонах света, четырёх стихиях (земля, огонь, ветер, вода), соотносящихся с символикой цвета и различными предметами и явлениями природы. Совокупность четырёх сторон света является символом завершённости и единства мира, он тесно связан с идеей цикличности всего окружающего. Все явления природы наделяются невидимой магической силой, которая служит обозначением не только духа или божества, но всего мира в целом, а также любой сверхъестественной способности (у племён группы сиу - вакан, у черноногих - несару, у алгонкинов - маниту, у ирокезских племён - оренда). У многих племён выделяется верховное божество с функциями создателя мира и демиурга антропоморфного, зооморфного вида или безликое (у черноногих - Старик, у чейеннов - Махео, у апачей - Асен, у пуэбло - Авонавилона, у ирокезов - Таронхайавагон, у мускогов - Эсогету Эмисси). Почти у всех племён зафиксированы мифы о сотворении мира. Так, согласно мифу мускогов, два голубя, летавшие над водой, увидели торчащий над водой стебель травы. Вскоре показалась земля и посреди равнин высокий...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 3. Размер: 78кб.
Часть текста: традиций образ К. выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца,...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 12, "АФР"-"АЯМ")
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Часть текста: Это послужило поводом к началу войны туранцев против иранцев. С воцарением в Иране легендарной династии Кейянчдов борьбу кочевников-туранцев возглавляет А.- злой царь-колдун, выступающий как мститель за погибшего Тура. Устроив разбойный налёт на Иран, А. убивает одного из царей (предшественников династии Кейянидов) Навзара (в «Авесте» - Наотар) и пленит иранских богатырей. Их спасают из плена с помощью добродетельного брата А.- Агрераса (в «Авесте» - Агрэрата), за что А. казнит его. Иранцам удаётся изгнать войска А. и установить временный мир, но борьба продолжается и далее из-за коварства А. Со стороны иранцев эту борьбу возглавляет Рустам, сам ставший жертвой коварства А. Охотясь во владениях вассала А.- саманганского царя, Рустам влюбляется в его дочь, у которой от Рустама после его отъезда рождается прекрасный богатырь Сухраб. После достижения совершеннолетия Сухраб начинает служить А. Скрыв от Сухраба имя его отца, А. посылает его на единоборство с Рустамом, и Сухраб гибнет от руки отца, опознавшего его слишком поздно. Подобная же судьба постигает и сына иранского шаха Сиявуша, рождённого от дочери другого брата А.- злодея Гарсиваза. Оскорблённый отцом, Сиявуш уезжает к А. Тот встречает его сначала ласково, выдаёт за него свою дочь Фарангис и поручает управление подвассальной областью, но затем коварно, с помощью подосланного убийцы уничтожает его. Это служит поводом к новой войне с иранцами, мстящими за гибель Сиявуша. Сын Сиявуша, праведный шах Ирана Кай Хусроу, вместе с Рустамом доводит эту войну до победного конца. А. пытается скрыться после поражения в водах озера Зарра, но...
4. УИССЛЕР (Wissler) Кларк (1870-1947)
Входимость: 3. Размер: 5кб.
Часть текста: материалы экспозиций по регионам и племенам, в большей степени, чем по культурным типам. Эта система обработки и размещения данных внесла существ, вклад в развитие музеологии и оформление концепции культурного ареала (области). Полевые исследования У. проводил среди племен Сев.-амер. Великих равнин. В течение двух десятилетий Великие равнины стали наиболее тщательно изученной в этногр. отношении территорией Сев. Америки. У. подготовил основательное описание культуры, культурных ценностей, мифов и сказок, материальной культуры, социальной организации. Он был одним из первых исследователей, выявивших т.н. “шутливые отношения”. У. удалось найти документальные свидельства распространения верховой езды, заметить и описать трансформацию нек-рых культурных элементов региона как рез-т знакомства с лошадью, он также был одним из первых антропологов, использовавших ранние истор. источники. Изучая культуру в рамках отд. региона или племени, У. пытался фиксировать распространение культурных черт и взаимодействие культур с природной средой. В книге, посвященной амер. индейцам (1917) У. выделил осн. культурные регионы. В качестве критериев для определения ареала-он использовал главные характеристики природной среды и отличит, черты материальной культуры, наметил регионы распространения и адаптации нек-рых культурных черт. Его последующие работы (Man and Culture. 1923; The Relation of Nature to Man in Aboriginal America. 1926) также были посвящены проблемам диффузии и адаптации, исходя из двух осн. позиций: первая — способы и варианты распространения культурных черт; вторая — вывод об одинаковом возрасте культурных элементов, происходящих из одной территории. У. выработал нек-рые шаблоны (образцы) диффузии: распространение элементов культуры расходящимися кругами, и, чем дальше от центра найден элемент (чем шире круг), тем больше возраст его существования. Эта концепция стимулировала составление систематич. описаний...
5. Мифы народов мира. ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Часть текста: остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологической системы. Ранний этап становления И. м. отражён в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» (т. н. «эпическая мифология»), развитая И. м. - в пуранах, религиозно-космогонических поэмах нач. 1 - сер. 2-го тыс. н. э., а также в санскритской классической литературе и средневековых литературах на новоиндийских языках. Уже в поздневедийской литературе образы богов, занимавших главенствующее положение в пантеоне древних ариев, отступают на второй план. В роли верховного божества в поздневедийский период всё чаще выступает Праджапати, бог-творец и бог-отец; к началу эпического периода его сменяет Брахма, в известной мере, как полагают, под влиянием философской поэзии упанишад (7-6 вв. до н. э.), где Брахма выступает как персонификация высшего объективного начала - брахмана. В эпосе отождествление Брахмы с брахманом не играет главной роли в его характеристике; образ Брахмы связывается прежде всего с космогоническим мифом, различные версии которого отражают как чрезвычайно архаические представления, так и относительно поздние философские спекуляции. Одной из наиболее распространённых остаётся восходящая к ведам версия происхождения мира из космического яйца, порождённого силой тепла в первозданных водах. В нём рождается демиург Брахма, который творит вселенную из материалов этого яйца. В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока («три мира») - неба, земля и подземный мир. Позднее представление о строении вселенной - «яйца Брахмы»...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "У"
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: Статьи на букву "У" В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "У" УАЙТ Статья большая, находится на отдельной странице . УВЕРТЮРА УВЕРТЮРА (фр. ouverture , лат. aperture - открытие, начало) - оркестровое вступление к опере, балету, оратории, драме, кинофильму. Также самостоятельное концертное оркестровое произведение в сонатной форме. УИЛЬЯМС УИЛЬЯМС - Реймонд (Генри) Уи́льямс (Williams) (1921-1988) ☼ англ. романист, лит. критик, социолог, культуролог, идеолог брит. социализма. В 1946 окончил Кембридж. ун-т. С 1946 - преподаватель Оксфорд. ун-та и Рабочей Просветительской ассоциации. В 1947 ред. журнала "Политика и лит-ра" (Politics and Letters, Essex). С 1961 преподаватель, в 1974-83 проф. Кембридж. ун-та, создавший свою школу (его ученики, как правило, сочетали приверженность социализму со склонностями к авангардистским методам исследования - Структурализм у, семиотике (см. Семиотика )). Гл. ред. "Библиотеки Новой мысли" (New Thinker's Library, 70-е годы). Автор романов "Пограничный край", 1960, "Второе поколение", 1964, к-рые, по его мнению,...
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИНД")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: "И" (часть 1, "И"-"ИНД") В начало энциклопедии По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИНД") И цзин И цзин (Yijing, кит. I Ching - Книга перемен), др.-кит. кн., одна из пяти классич. книг конфуцианства. Первоначально это была кн. по гаданию, но в эпоху династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) ее буквальное содержание было переосмыслено в универсальную систему космологии, изложенную в многочисл. комментариях (чжуань). Основу кн. составляют наблюдения над постоянными переменами и превращениями, происходящими в рез-те взаимодействия инь и ян. В И ц. приведены восемь триграмм (знаков, состоящих их трех параллельных черточек), разл. комбинации к-рых образуют 64 гексаграммы. Первые две триграммы обозначают Небо и Землю, к-рым соответствуют ян и инь; от них происходят все др. триграммы и, значит, всё сущее. Великое первоначало порождает все явления мироздания. Поэтому 8 триграмм и 64 гексаграммы символизируют все...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАМ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Часть текста: 1, "МАА"-"МАМ") МААТ МААТ (m; 't), в египетской мифологии богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тога. Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. Символ M. - страусовое перо, прикреплённое на голове (иероглиф «маат» - страусовое перо). Видимо, распространение культа M. относится к началу Древнего царства, M. упоминается в «Текстах пирамид». Начиная с III династии (нач. 3-го тыс. до н. э.) фараоны включают имя M. в свои эпитеты («владыка M.»). M. считалась дочерью бога Ра и как таковая участвовала в сотворении мира, когда был уничтожен хаос и установлен порядок. Большую роль играла M. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую - статуэтку M. Равновесие означало, что покойный оправдан (его «голос был праведным») и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). M. иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах M.; зал суда назывался «залой двух правд». Эмблемой судей была статуэтка M., которую они носили на груди. Жрецом M. был везир; центром культа - Фиванский некрополь. Р. р. Маат и Тот в образе ибиса. Около 600 до н.э. (26 династия). МААХИСЫ МААХИСЫ («жители земли»), маанвэки («земной народ»), мааналайсы («подземные»), в финской мифологии подземные духи. M. антропоморфны, безобразны (одна ступня у них повёрнута назад и т. п.), но могут иметь красивых дочерей. Принимают вид лягушки, ящерицы, горностая, кошки и других животных. Населяют, помимо подземного мира, леса, горы, холмы, пустыри. Путь в их страну ведёт по муравьиным тропам, через озёра и источники. В подземном мире M. ходят вверх ногами по обратной поверхности земли; попавший в подземное царство не должен вкушать пищи M., иначе он не вернётся на...
9. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки, Австралии позволяют составить представление о ранних этапах развития образа З. Первоначально мифологический З. по внешнему виду был достаточно близок к обычным змеям, отличаясь от них значительно большими размерами. В дальнейшем образ З. обретает некоторые характерные черты животных, противопоставляющихся ему в древнейших мифологических сюжетах. Так, известное в искусстве верхнего палеолита противопоставление змей и птиц, получившее продолжение в раннеевразийском искусстве (птицы и змеи как животные верхнего и нижнего миров, см. Верх и низ ) и отразившееся в позднейших мифологических сюжетах (вражда птицы Гаруды со З.-нагами в индуистской мифологии и др.), сменяется образом летучего, крылатого или «пернатого» (как в древней Мексике) З.-дракона, соединяющего в себе признаки змеи и птицы; характерное для некоторых верхнепалеолитических изображений сопоставление символов З. и коня позднее ведёт к созданию мифологического образа З. - дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в индуистской (наги), эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого З. В архаических космогонических мифах Евразии ...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: (1908-1987) амер. культурантрополог, проф. отделения антропологии Индианского ун-та, специалист в области истории антропол. мысли, теории культуры, сравнит. этики, сравнит. мифологии, философии обществознания, философии истории. Становление Б. произошло в Йельском ун-те, где он в 1932 защитил докт. дис. "Проблема ценностей в метафизике Спинозы", затем продолжил работу и в 1940 опубликовал первое в англоязычной лит-ре критико-истор. исследование, посвященное анализу Спинозовской философии эмоций ("Психология и этика Спинозы", 1940), где предлагает читателю научную интерпретацию философии Спинозы; доказывает оригинальность его идей в общей филос. традиции, значимость вклада в психологию, прослеживает влияние философии и этики Спинозы на развитие совр. мысли в области метафизики, психологии и теории ценностей. Исследование проблем истории науки, вместе с занятиями антропологией, к-рая становится осн. сферой проф. интереса Б., создают необычный синтез. Общие рез-ты этой многолетней работы он собирает в "Теор. антропологии", 1953, к-рая становится гл. книгой его жизни. Смысл и общая направленность работы были определены названием, к-рое должно было подчеркнуть, что антропология обладает собств. корпусом теор. знания. Такая позиция Б. объяснялась официально негативным отношением к теор. построениям,...