Поиск по материалам сайта
Cлово "HERMES"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП")
Входимость: 4. Размер: 58кб.
2. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИР"-"ТРЕ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
5. CEPP (Serres) Мишель (р. 1930)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 1. Размер: 57кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАК")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЦИ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
10. Мифы народов мира. РАБ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИК"-"ЛИТ")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
13. Реальный словарь классических древностей. КОМЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТРА"-"ТРИ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
15. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАР"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕС"-"ЛИН")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
17. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 11, "АНФ"-"АПП")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
18. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
19. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
20. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
21. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 88кб.
22. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 9, "ПИТ"-"ПЛО")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
23. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕА"-"ПЕН")
Входимость: 1. Размер: 42кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП")
Входимость: 4. Размер: 58кб.
Часть текста: бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых (Hom. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274-287). Г. - вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. Ill 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Г. вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Hom. Od. X 227-306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Т. охраняет героев во время странствий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339-447), причём здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom. Ill 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка (Hom. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил...
2. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: Ио , Каллисто , Лето , Семелу) и их детей (Геракла). В споре, возбужденном Эридой из-за яблока, предназнач. прекраснейшей из богинь и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Г., как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев, например Энея. Иксион, пытавшийся соблазнить Г., был в наказание навечно привязан к вращающемуся колесу. Как богиня женщин Г. покровительствовала браку, как Илифия - роженицам. Ей была посвящена корова, сама Г. именовалась «волоокой», ее атрибутом был павлин. Изначально Г. была, вероятно, аргосской богиней, гл. местами ее культа были Аргос (с утрач. хрисоэлефантинными статуями работы Поликлета) и о. Самос (Г. приписывалась статуя с посвятительной надписью Херамия). К числу знаменитейших произведений, считавшихся изображениями Г., причисляют Юнону Людовизи, колоссальную мраморную голову, получившую высокую оценку в 18 - 19 вв. (в последнее время она рассматривается как портрет времени ранней Империи). В своих произведениях Г. изображали А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тьеполо, Н. Пуссен. ГЕРАЙОН ГЕРАЙОН (греч. Heraion), храм Геры. Наиболее известные Г. находились в Олимпии (7 - 6 вв. до н. э.) и...
3. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИР"-"ТРЕ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: он был ослеплен, т. к. выдавал тайны богов. Есть еще версия: Т. был ослеплен Афиной, которую увидел купающейся. ТИРИБАЗ ТИРИБАЗ (Tiribazos), перс, сатрап в Сардах, вел переговоры о заключении мира со спартанцем Анталкидом, в результате которых в 386 до н. э. был подписан Анталкидов мир. ТИРИДАТ ТИРИДАТ - имя парфянских и армянских царей. Т. II, парфянский узурпатор, выступил в 32 до н. э. против своего сводного брата Фраата IV, но потерпел поражение, после чего уехал в Рим. ТИРИНФ ТИРИНФ - город с крепостью в Арголиде ( Пелопоннес ), южнее Микен. Построен во 2-й пол. 2 тыс. до н. э. Первые постройки относятся к 3-му тыс. до н. э. (строения круглой формы), последние-к 13 в. до н. э. В центре крепости находится хорошо сохранившийся великолепный мегарон (с троном и очагом), куда можно было попасть, пройдя по наклонному въезду, через внешний, внутр. и главный дворы. В архитектурном плане очень интересны ходы или галереи с ложным сводом из огромных блоков, которые ведут к казематам или складам в юж. и югостровост. части крепости....
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста:   Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN") LIBATIO LIBATIO - Libatio, см. Sacra, Священнодействия , 10. LITIS AESTIMATIO LITIS AESTIMATIO - Litis aestimatio (юр.), 1. в римском гражданском процессе оценка судьей спорного предмета в том случае, когда денежная стоимость не была определена формулами или преторскими эдиктами; 2. в уголовном процессе определение судом денежной суммы, которую должен был платить осужденный в том случае, когда он, кроме уголовного наказания, присуждался еще к возмещению имущественных убытков, как, напр., в процессе о взятках и о хищении общественного имущества (repetundarum et de peculatu). LITIS CONTESTATIO LITIS CONTESTATIO - Litis contestatio (юр.), обряд, которым начинался процесс по закону (in iure), состоявший в том, что обе стороны торжественно приглашали присутствующих быть свидетелями. Cic. Rosc. cоm. 11. Cic. ad Att. 16, 15. Позже осталось одно только название, между тем как сам обряд торжественного приглашения давно вышел из употребления. LITIS DENUNTIATIO LITIS DENUNTIATIO - Litis denuntiatio, способ начинания процесса, введенный императором М. Аврелием вместо прежнего in ius vocatio, состоявший в том, что процесс начинался посредством письменной подачи жалобы. LITTERARUM OBLIGATIO LITTERARUM OBLIGATIO - Litterarum obligatio (юр.), долговое обязательство , состоявшее в записи долга в главную приходо-расходную книгу (tabulae или codex accepti et expensi). Разные долговые счета вносились в книгу, подобно простым ссудам, хотя бы долг был и иного происхождения. Записанный таким способом на ком-либо долг можно было передать третьему лицу ( delegatio , legare). То и другое обозначали техническим выражением nomina facere или transcribere. Главная книга была похожа на книгу банкиров или менял, с той только разницей, что она была проще. Она состояла из 2 рубрик: expensum и acceptum, расхода и прихода; отсюда занесение в расход называлось expensi latio, a в приход accepti latio. Referre acceptum...
5. CEPP (Serres) Мишель (р. 1930)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: направлениях совр. науки при помощи философско-эстетич. методов. Осн. мысль С. такова: существует узкий переход между точными науками и науками о человеке, подобный лабиринту. Преодолеть его можно лишь на путях коммуникации между двумя ветвями совр. культуры (метод “беспорядочного энциклопедизма”). С. исходит из неразделимости искусства, науки, мифологии, единства пространства-времени культуры, где Лукреций, Золя, Мишле, Тёрнер — наши современники. Хаос, изобретения и случайности поэтич. мира Лукреция — прообраз множественности, сложности, поливалентности постнеклассич. знания, проза Золя — предвосхищение физиологич. открытий, пьесы Мольера — социол. изучения об-ва. С. считает эстетич. знание более комплексным, полным и гибким по сравнению с естественнонаучным. Философия, лит-ра, миф, сказка способны увидеть горизонты, сегодня еще не доступные физике и математике, и тем самым стимулируют научный прогресс. При этом эстетика, не стремясь занять все пространство культуры, дает ее стереоскопич. видение. Научное творчество С. концентрируется вокруг трех определенных им в качестве осн. способов познания — филос., научного и художественно-мифол. В его работе “Система Лейбница и математич. модели” (1968) исследуется классич. парадигма знания — ясное, упорядоченное видение мира, когда основой метафизики является математика....
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: науки, а также найти точки пересечения постмодернистской эстетики и постнеклассического знания. С. настаивает на введении и укреплении субъективности в новейших направлениях современной науки при помощи философско-эстетических методов. Акцент делается на общих проблемах постмодернистской науки и эстетики. Основная мысль С. заключается в том, что существует переход между точными науками и науками о человеке. Он подобен узкому ледяному лабиринту, соединяющему Атлантику и Тихий океан - северо-западному проходу. Преодолеть его может лишь тот, кто способствует коммуникации между двумя ветвями современной культуры. Для осуществления такой коммуникации С. предлагает метод «беспорядочного энциклопедизма». Он исходит из неразделимости искусства, науки, мифологии, единства пространства-времени культуры, где Лукреций, Золя, Мишле, Тернер - наши современники. Хаос, изобретения и случайности поэтического мира Лукреция - прообраз множественности, сложности, поливалентности постнеклассического знания, проза Золя - предвосхищение физических открытий, пьесы Мольера - социологического изучения общества. С. считает эстетическое знание более комплексным, полным и гибким по сравнению с естественнонаучным. Философия, литература, миф, сказка способны увидеть те горизонты, которые сегодня еще недоступны физике и математике, и тем самым стимулируют научный прогресс. При этом эстетика не стремится занять все пространство культуры, но дает ее стереоскопическое видение. Научное творчество С. концентрируется вокруг трех определенных им в качестве основных способов познания - философского, научного и художественно-мифологического. В его двухтомнике «Система Лейбница и математические модели» (1968) исследуется классическая парадигма знания - ясное, упорядоченное видение мира, когда основой метафизики является математика. Лейбницевский идеал порядка и закона как гаранта стабильности интерпретируется в духе концепции «знания-власти»,...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАК")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: императоров до самого царствования Нерона. Ρers. 5, 90. Из его многочисленных сочинений tres libri iuris civilis сделались впоследствии предметом пространных толкований и имели влияние на дигесты; до нас, впрочем, и это сочинение не дошло. ср. Iuris consulti . МАВРИТАНИЯ МАВРИТАНИЯ - Mauritania, η̉ Μαυριτανία, η̉ Μαυρουσίων γη̃, Μαυρουσία, западная страна по северному берегу Африки (теперь Фец, Марокко и Западный Алжир), граничила с Нумидией (от которой ее отделяла река Амисага, называвшаяся прежде Мулухой), на юге с Гетулией, на западе с Атлантическим океаном, на севере с Средиземным морем. В правление императора Клавдия М. была присоединена к Римской империи и разделялась на Maur. Caesariensis на востоке, с главным городом Caesarea, и M. Tingitana на западе, с городом Tingis; пограничной рекой между обеими была Мулаха. Горы страны принадлежат к системе горного хребта Атланта: Бузара (н. Титтери), Фруресон, Дурд и собственно Атлант ('Άτλας μείζων Ptolem.), называвшийся у туземцев Дирином (н. Идрар-Удерен). Замечательными реками, считая с востока к западу, были: Амисага (н. Вад-эль-Киббир), Авд (н. Айябби), Хиналяф (н. Хелиф), Мулуха (н. Мулувия). На западном берегу: Субур (н. Себу), Фут, вероятно, та же самая река, что и Лике, н. Елькус. Жители М., пришедшие в древние времена из Азии, родственные с нумидийцами, назывались Mauri или Maurusii; между многочисленными отдельными племенами замечательны: Massaesyli в западной части M. Caesariensis,...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЦИ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: направлении и наконец, приняв в себя справа Лик, изливается в Понт, к востоку от Амиса; н. Kasalmak, а в устье Yeschil-Irmak. Хеn. Anab. 5. 6, 9. 6, 2, 1; 2. η̉ 'Ίρις, дочь Фавманта и Электры (Hesiod. theog. 265), олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Она - ποδήνεμος, ταχει̃α, α̉ελλόπους (Ноm. Il. 15, 170), златокрылая (χρυσόπτερος) девушка; быстрая, словно буря, переносит И. поручения богов на землю, в море и в подземный мир. Ноm. Il. 24, 78. Hesiod. theog. 784 и cл. Verg. Aen. 9, 803. Главным образом ее посылают Зевс и Гера; у позднейших поэтов она преимущественно посланница и в то же время служительница Геры. В «Одиссее», где посланником богов является Гермес, нет упоминания об И. Но между И. и Гермесом находится большое различие: последний не только исполнитель и посланник богов, но также ловкий и умный бог, приводящий дела к благополучному концу, между тем как И. преимущественно играет роль исполнительницы чужих поручений, но это не мешает ей давать иногда советы и даже самолично оказывать кому-нибудь помощь. Ноm. Il. 23, 198 и cл. 15, 201. Между статуями не попадается изображения этой легкой, нежной богини; но на вазах и рельефах онa является в виде легкой, крылатой фигуры с кружкою в руке, в которой она приносит воду облакам. ИСАВРИЯ ИСАВРИЯ - Isauria, Ίσαυρία, небольшая, малоизвестная область Малой Азии, граничила на востоке с Лаконией, на севере с Ликаонией и Φρυγία παρόρειος, на западе с Писидией и...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: Энеем. Победив, Эней женился на Л. и построил город, названный в её честь Лавинием. После смерти Энея Л., преследуемая пасынком Асканием- Юлол », бежала в лес и родила сына Сильвия (ставшего родоначальником царей основанной Асканием Альба-Лонги, Dion. Halic. I 70; по другой версии, Сильвий был сыном Аскания, Liv. I 3). Е. ш. ЛАДОН ЛАДОН (Λαδων), в греческой мифологии: 1) речной бог в Аркадии, сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 344), отец Дафны; 2) дракон, рождённый морскими божествами Форкием и Кето, страж золотых яблок в саду Гесперид (Hes. Theog. 333-336). Добывая эти яблоки, Геракл убил Л. (Apollod. II 5, 11) с помощью стрелы, пропитанной ядом лернейской гидры (Apoll. Rhod. IV 1396-1405). а. т.-г. ЛАДЬЯ ЛАДЬЯ - В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Л. смерти и возвращаются из преисподней на Л. воскрешения. При этом солнце (Гелиос, Ра и др.) само переплывает в Л. воды смерти, а душу человека переправляет перевозчик (греческий Харон, индийская Сатьявати, шумеро-аккад. Ур-шанаби и др.). С образом Л. смерти связана роль Л. в погребальных ритуалах: сжигание в Л. (ср. сканд. Бальдра), погребение в Л. или в гробу ладьеобразной формы, отправление мёртвого в Л. в море или по реке, укрепление Л. с телом умершего на столбах, изображение Л. на погребальной утвари и могильных камнях. Основным сакральным элементом Л. смерти является корма (перевозчик-кормчий). На Л. воскрешения в дни весенних ...
10. Мифы народов мира. РАБ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: загробности. Как низовые существа Р. выполняют в мифе роль хтонических персонажей. По своей семантике Р. - персона смерти, так же как царь - персона жизни. Верх социальной иерархии - «жизнь», низ - «смерть». Поэтому в Риме приговорённый к смерти зачислялся в Р.; загадочные «слепые Р.» скифов (Herodot. IV 2) также могут считаться мифологическим образом смерти, часто изображаемой незрячей. «... „рабом" первоначально и был умерший - тот, кого убивали в схватке с врагами; раб - это „враг", смерть, которую нужно осилить и сделать царём, этот же раб, победив в поединке, становится царём; так беглый раб боролся на жизнь и смерть со жрецом Дианы Арицийской и делался царём рощ и возлюбленным Дианы до нового поединка с новым рабом» (О. М. Фрейденберг). Это - своего рода резюме работ Дж. Фрейзера о царе-маге. Р. замещает царя в смерти: умерщвление царя заменяется умерщвлением Р., т. е. царя шутовского, мнимого. Царь как воплощение жизни умирает в Р. - воплощении смерти, чтобы родиться снова царём. Так, хеттский царь обращается к своему обрядовому заместителю Р. - военнопленному со словами: «Смотри! Меня вновь... (божество?)...