Поиск по материалам сайта
Cлово "GESCHICHTE"
Входимость: 4. Размер: 32кб.
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 36кб.
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 65кб.
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 69кб.
Входимость: 2. Размер: 88кб.
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 4. Размер: 32кб.
Часть текста: В общей мифологической концепции циклической смены смерти и возрождения Ц. воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива. В изучении мифологии Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью...
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: сельская игра в Аттике, состоявшая в пляске на скользком, смазанном маслом мехе, сделанном из кожи козла, принесенного в жертву Вакху, см. Dionysus, Дионис , 6, Verg. Georg. 2, 383: atque inter pocula iaeti Mollibus in pratis unctos saluere per utres. АСКОНИЙ ПЕДИАН АСКОНИЙ ПЕДИАН - Asconius, или полнее: Q. Asc. Pedianus, знаменитый толкователь Цицерона; родился, вероятно, в Патавии в 3 г. от Р. X. (или несколько раньше); писал свои сочинения при Клавдии или Нероне и умер, кажется, в 88 г. от Р. X.; последние 12 лет жизни он был слеп. Исторические труды его утрачены. Из толкований к речам Цицерона, написанных А. для своих сыновей, в 1416 г. в одной рукописи С. Галленской библиотеки найдены только части, касающиеся 5 речей (против Пизона, за Корнелия, Скавра, Милона и in toga cand.), да и те сильно поврежденные. Сама рукопись, к сожалению, была после потеряна. Комментарии к названным 5 речам отличаются обилием реальных объяснений и хорошим слогом. Но не таковы уже комментарии к divinatio in Caecilium и к речам in Verr. 1-3, найденные в той же самой рукописи; написанные расплывчатым неклассическим языком и состоящие почти только из объяснений грамматических, эти комментарии никак не древнее 4 в. Изд.: Orelli и Baiter (в собрании схолий к Цицерону), А. Kissling и R. Scholl (1875). Кажется, А. писал также комментарии к Саллюстию и Вергилию. Монография Madvig'a (1828, прибавления 1828). АСКРА АСКРА - Ascra, Άσκρα, селение в Беотии у подошвы Геликона в 40 стадиях от Феспий, родина Гесиода; по описанию последнего, климат А., зимой очень холодный, а летом знойный, делал пребывание в ней весьма неприятным (op. et. d. 638), однако она изобиловала вином и хлебом. Paus. 9, 29. 38, 4. Ov. ex Pont. 4, 14, 31 слл. АСКУЛ АСКУЛ - Asculum (из Ausculum), 'Άσκλον, 1. главный город области Пицена в Средней Италии, впоследствии муниципия; в союзническую...
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: всего к неоплатонику V в. Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из авторитетных текстов, каковыми были для Прокла сочинения Платона, а также сакральные тексты античного язычества; энциклопедическое суммирование разнообразнейшей проблематики; соединение данностей мистически истолкованного мифа с их рассудочной разработкой). Христианская патристика подходит к Се по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Леонтий Византийский, ок. 475-543, Иоанн Дамас-кин, ок. 675-749). Особое значение имела работа Боэция (ок. 475-525) по перенесению греческой культуры логической рефлексии в латиноязычную традицию; его замечание, сделанное по ходу комментирования одного логического труда (In Porph. Isagog.) и отмечающее как открытый вопрос о том, являются ли общие понятия (универсалии) только внутриязыковой реальностью, или же они имеют онтологический статус, породило длившуюся веками и конститутивную для С.и дискуссию по этому вопросу. Те, кто видел в универсалиях реальности (realia), именовались реалистами; те, кто усматривал в них простое обозначение (nomen, букв. «имя») для абстракции, творимой человеческим сознанием, назывались номиналистами. Между чистым реализмом и чистым номинализмом какдвумя полярными возможностями оставалось мыслительное пространство для умеренных или осложненных вариантов. Ранняя Ca (IX-XII вв.) имеет своей социокультурной почвой монастыри и монастырские школы. Она рождается в драматических спорах о месте т.н. диалектики (т.е. методического рассуждения) при поисках духовной истины. Крайние позиции рационализма (Беренгарий Турский, ок. 1010-88) и фидеизма (Петр Дамиани, 1007-72) не могли быть конструктивными для Си; средний путь был предложен восходящей к Августину формулой Ансельма Кентерберийского (1033-1109) credo, ut intelligam («верую, чтобы понимать» - имеется в виду, что вера первична как источник отправных...
Входимость: 3. Размер: 36кб.
Часть текста: слоновой костью, янтарем (δινου̃ν, δαιδάλλειν), или с выделкой металлических сосудов, с паяльным ремеслом (κόλλησις, ferruminatio) и с гончарным (κεραμευτική). Из рук ваятеля из глины стали выходить вскоре рельефы (τύποι) и целые фигуры. Краской старались придать выражение; украшение это, служившее первоначально для изображения в грубом и ярком виде наиболее характеристичного в образовании тела и одежды, было сохранено и при более усовершенствованном искусстве (полихромия). На статуях сохранилось много следов красок; относительно размеров, какие имело употребление полихромии во время процветания искусства, пока еще не пришли ни к каким верным результатам. ср.: О. Jahn, die Polychr. der alten Sculptur (из Alterthumswissenschaft, стр. 247 слл.). При отливке из металла (ars statuaria) особенную важность имело смешение бронзы (ср. Aes Corinthium, Медная патина ) и умение вливать в форму. Статуя лепилась из воска вокруг неповреждаемой огнем основы; на это делалась форма из глины (λίγδος, χιω̃νος), в которую были вставлены трубки, в которые вливалась бронза, занимавшая место воска и наполнявшая пространство между основой и формой. Резьба по дереву (ξέειν для более плоских работ, γλύφειν для более глубоких, производившихся острыми и остроконечными инструментами) была применяема преимущественно для изображения богов (ξόανα). Для скульптуры (sculptura) настоящим материалом признавался твердый, годный для полировки известковый камень (отсюда marmor, см. Мрамор , μάρμαρον от...
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Часть текста: Ладюри́ (Le Roy Ladurie) (р. 1929) франц. историк. Окончил ун-т в Монпелье, преподавал там же, с 1973 - проф. Коллеж де Франс. Сотрудник Школы высших исследований в области социальных наук (до 1972 - VI секция Школы высших практич. исследовании), член Междунар. ассоциации по экон. истории, один из руководителей журнала "Анналы", директор Нац. библиотеки Франции. Член Франц. ин-та (Академия моральных и полит. наук). Область исследований Л. - история Юж. Франции в позднее средневековье и начале Нового времени. Л. получил известность в научном мире после публикации дис. "Крестьяне Лангедока" (Т. 1-2, 1966). В 60-е гг. активно проповедовал применение математич. методов в истор. исследованиях. Мировую славу ему принесла книга "Монтайю, окситанская деревня в 1294-1344 гг." (1975). Затем последовали сб. работ, в т.ч. методол. характера: "Территория историка" (Т. 1-2, 1978), книга "Карнавал в Романе. От Сретенья до Пепельной Среды 1579-1580" (1979) и др. Л. считает себя учеником Броделя (см. Бродель ). Однако, в отличие от него, он сосредоточивает внимание не столько на экономике и материальных условиях жизни, сколько на мировосприятии, картине мира гл. своих персонажей - южнофранц. крестьян, видя в соединении социально-демогр. описания с описанием ментальных основ пути к синтетич. пониманию истории. Для Л. история вещей представляет интерес лишь постольку, поскольку в ней выражается человеч. ментальность. Знаменитая книга "Монтайю" представляет собой базирующееся на протоколах инквизиционного расследования "плотное описание" южнофранц. деревни в точно опр. отрезок времени, включающее анализ географ. положения, хоз. жизни, социальной и демогр. структуры, религ. верований жителей, их отношения к богатству, детям, сексу и т.п....
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Часть текста: Из рук ваятеля из глины стали выходить вскоре рельефы (τύποι) и целые фигуры. Краской старались придать выражение; украшение это, служившее первоначально для изображения в грубом и ярком виде наиболее характеристичного в образовании тела и одежды, было сохранено и при более усовершенствованном искусстве (полихромия). На статуях сохранилось много следов красок; относительно размеров, какие имело употребление полихромии во время процветания искусства, пока еще не пришли ни к каким верным результатам. Ср.: О. Jahn, die Polychr. der alten Sculptur (из Alterthumswissenschaft, стр. 247 слл.). При отливке из металла (ars statuaria) особенную важность имело смешение бронзы (ср. Aes Corinthium) и умение вливать в форму. Статуя лепилась из воска вокруг неповреждаемой огнем основы; на это делалась форма из глины (λίγδος, χιω̃νος), в которую были вставлены трубки, в которые вливалась бронза, занимавшая место воска и наполнявшая пространство между основой и формой. Резьба по дереву (ξέειν для более плоских работ, γλύφειν для более глубоких, производившихся острыми и остроконечными инструментами) была применяема преимущественно для изображения богов (ξόανα). Для скульптуры (sculptura) настоящим материалом признавался твердый, годный для полировки известковый камень (отсюда marmor, см. это слово, μάρμαρον от...
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: картины мира. Коренные установки средневековья относительно В.ени определялись преимущественно христианской религиозностью. Ею были заданы рамки развертывания В.ени - от сотворения мира в течение семи дней и вплоть до «конца В.ен», ожидаемого после второго пришествия Христа и Страшного суда. Христианское миросозерцание частично обесценивало земное В.я, противопоставляя его вечности, и этим определялась вся система ценностей, которую проповедовала церковь. Если в архаических обществах В.я воспринималось как циклическое, как «вечное возвращение», если в системе ценностей античных обществ наиболее значимым было прошлое, и они «двигались вперед с головой, повернутой назад», то христианство, опираясь на ветхозаветную концепцию В.ени, ориентированную на будущее, на ожидаемый приход мессии, вместе с тем радикально ее перестроило, придав В.ени новую специфическую структуру. В.я линейно растянуто между началом - сотворением мира и финалом - вторым пришествием и «исполнением В.ен», но оно уже прошло свою кульминацию - рождение Христа, его проповедь и крестную муку. В.я ветхозаветное представляет собой, согласно церковному учению, префигурацию В.ени новозаветного. Соответственно, история народов и монархий, равно как и жизнь каждого индивида, развертывается в контексте всемирной истории спасения. Эпоха после Христа - завершающая эпоха истории; В.я стареет и близится к концу, люди живут в «последние В.на». Но эта история «Града земного», реализующаяся во В.ени, протекает на фоне вечности, в которой пребывает «Град Божий», и соотнесена с ней. Историческое В.я подчинено сакральному, но не растворяется в нем: христианский миф дает своего рода критерий определения исторического В.ени и оценки его смысла. Средневековая хронология ...
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА") ПОРСЕНА ПОРСЕНА - Porsēna, Πορσήνας, у поэтов также Porsena, царь (Lar) Клузия в Этрурии, по Ливию (2, 9 слл.), ходил на Рим во 2 году Республики, как друг изгнанных Тарквинием, но, побужденный подвигами Горация Коклеса и Муция Сцеволы, заключил с римлянами почетный мир, выдав им даже заложников. ср.: Plut. Popl. 16 слл. По свидетельству Ливия, римляне должны были возвратить отнятую у веентов область. Но из других свидетельств с большею вероятностью явствует (Tac. hist. 3, 72. Plin. 34, 39), что этот мир для римлян был не так снисходителен: они должны были передать город, уступить треть своей области и употреблять железо только для обработки полей. Это подчинение П. могло прекратиться только тогда, когда Арунт, сын П., потерпел поражение при Ариции от Аристодема, тирана Кум; тогда, вероятно, и Рим изгнал этрусский гарнизон и снова завладел отнятою областью. Flor. 1, 10. Dion. Hal. 5, 21 слл. Sil. It. 8, 389. Oros. 2, 2 слл. ПОРТАОН ПОРТАОН - Porthāon, см. Oeneus, Эней , II. ПОРТИК ПОРТИК - Portĭcus, (ср. Στοά, Стоя ), галерея, просторные сводчатые ходы, частью пристроенные к другим общественным и частным зданиям; обыкновенно такими ходами окружались со всех сторон торговые площади, а снаружи защищались стеной, которая прерывалась только проходящими через площадь улицами. Такие стены служили для помещения картин. Эти портики, кроме того, что служили для гуляющих защитою от сильного солнечного жара и от дождя, назначались также для ученых собраний, очень роскошно украшались и имели очень большую длину. В Риме было их очень много, в Афинах особенно известна картинная...
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17,5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности божеству. Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как А. проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны - временем ночи, что огонь гасится водой, вода - дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространённый...
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ВЕДЬМА ВЕДЬМА - Как и во многих других традиционных обществах, вера в существование В. в средневековой Европе была неотъемлемым компонентом народной культуры. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим: вызвать смерть или болезнь , нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Подобные поверья были распространены в Европе как в языческие, так и в христианские времена. Древние германцы и скандинавы видели в некоторых женщинах прорицательниц и провидиц, обладающих сверхъестественной силой. Их остерегались и вместе с тем нередко прибегали к их помощи. Однако содействие колдуньи считалось предосудительным. Герой одной саги получает совет обратиться к колдунье для того, чтобы преуспеть в своем деле; отвергая этот совет, он заявляет: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена». Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, и скальды , и простолюдины. Христианское духовенство учило, что единственный источник сверхъестественных явлений - Бог, и лишь на его милость и вмешательство могут рассчитывать верующие. Чудо было оправдано лишь в той мере, в какой его творили святые , ибо они действовали, повинуясь воле божьей. Веру же в В. и...