Поиск по материалам сайта
Cлово "GENIUS"
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Часть текста: "духе" (греч., букв. "наделяющий"; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в "Пире" Платона (202 е), духи-"даймоны" суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей...
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Часть текста: древних представлении о “гении” — “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в “Пире” Платона (202 е), духи-“даймоны” суть “среднее между богом и смертным” и имеют силу “быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим”, благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с “даймоном” творч. функции — всего относящегося к “жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию”. В “Федре” (242 с) Сократ рассказывает о своем “даймонионе”, подающем ему знамения. Действия “даймона” сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и “внутр. голосом” личности. Т.о., представления о “даймоне” и соотв. римском “гении” (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но...
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: игорная дощечка, шахматная, шашечная и т. п. (см. Ludus, Игры , 8); такая дощечка употребляется у древних даже при игре в кости. ТАБЕЛЛАРИУС ТАБЕЛЛАРИУС - Tabellarĭus, письмоносец из рабов, разносивший письма своего господина. Cic. Phil. 2, 31. Во времена Империи было много также публичных письмоносцев или курьеров от правительства, tabellarii publici. ТАБЕЛЛИОН ТАБЕЛЛИОН - Tabellĭo, писец, составлявший нотариальные и другого рода форменные записи для всякого, нуждавшегося в этом; находился он обыкновенно на форуме. ТАБЕРНАКУЛУМ ТАБЕРНАКУЛУМ - Tabernacŭlum, 1. см. Castra, Кастра , 6; 2. иногда слово это означает вместе с templum наблюдательный пункт авгуров, их седалище. ТАБУЛА ТАБУЛА - Tabŭla, деревянная доска, покрытая воском или гипсом и употреблявшаяся для письма, в более обширном смысле также каменная или металлическая доска, даже папирус (бумага). Поэтому все общественные документы назывались tabulae publicae, а объявления о продаже tabulae, то же, что libellus или titulus; известны tabulae proscriptionum и tabulae или письменные доски школьников у Горация...
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: ann. 1, 57. II. Segestus, Άκέστες, см. Акест . СЕГЕСТА СЕГЕСТА - Segesta или Egesta, Σεγέστα, 'Έγ. или Α'ίγεστα, город, находившийся недалеко от северного берега Сицилии, между Панормом и Дренаном, основанный, по обыкновенному преданию, троянцами, почему и 2 реки поблизости получили названия Симоента и Скамандра. Римляне приписывали основание его Энею (Verg. Aen. 5, 718. 755 слл. Acesta. Cic. Verg. 4, 33). Только Страбон рассказывает об основании его греками, товарищами Филоктета. Негреческая С. (Thuc, 7, 57) находилась постоянно в борьбе с соседними городами, особенно с Селинутом, чем и подала повод к несчастному предприятию афинян. Thuc. 6, 6. Некоторое время этот город назывался Дикеополем (Δικαιόπολις), после того как был завоеван Агафоклом. Римляне считали С. одного со своим городом происхождения. Благодаря своему порту (н. Castellamare), С. вела оживленную торговлю; вблизи находились также источники минеральных вод. Развалины, особенно театра, находятся теперь в 2 милях от Алькамо. Еще два других города того же имени находились: один в Лигурии, между городом Луною и Portus Veneris, н. Sestri...
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: аспекты представлений о С. в значительной степени объясняются их сопряжённостью с фундаментальными оппозициями мифологического сознания «жизнь - смерть» («рождение - смерть») и «добро - зло». Стремление материализовать, «во-плотить» представления о С. и тем самым снять её обезличенность и принципиальную непознаваемость реализуется в различных типах персонификаций С. Первоначально представления о С. не отчленяются от восходящих к тотемизму и культу предков представлений о добрых и злых духах - спутниках человека, рождающихся и живущих вместе с ним. В числе таких персонификаций греческие демоны [даймоны - δαίμων; Пиндар, в частности, упоминает «демона рождения» (01. XIII 105)], римские гении (genius, от gigno, «рождать») и юноны; ср. скандинавский термин hamingja как обозначение духов-покровителей и личной удачи. Представления о демонах и гениях как воплощении некой жизненной силы, определяющей характер человека и его С., согласуется с понятиями «шеду» и «алад» в шумеро-аккадской традиции (при том, что термин «алад» происходит от общесемитского корня со значением «производить потомство, рождать»). Представляется поэтому логичным реконструировать первоначальные божества С. как божества рождения, дающие человеку его жизненную участь, место (часть, долю) в рамках социального коллектива [ср. греческие мойры (μοϊραι, букв. «доля»; впрочем, некоторые исследователи связывали и греческий термин δαίμων с глаголом δαίμαι, «делить на части», и тем самым...
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 7, "КЛА"-"КОВ") КЛАЗОМЕНЫ КЛАЗОМЕНЫ - Clazomĕnae, Κλαζομεναί, один из двенадцати городов ионян в Малой Азии, на южном берегу Гермейского или Смирнского залива, к западу от Смирны, отчасти на острове, известен как родина философа Анаксагора: н. Келисман. Hdt. 1, 142. 2, 178. Thuc. 8, 14. Strab. 14, 645. КЛАНИС КЛАНИС - Clanis, также Glanis или Clanius, 1. река в Кампании, н. Xegi Lagni; образует в своем нижнем течении литернское болото и при устье называется Литерном; ср. Campania, Кампания ; 2. правый приток Тибра в Этрурии; берет начало близ Кортоны, протекает мимо Клузия и впадает в Тибр неподалеку от Вользиний; н. Chiana Plin. 3, 5. КЛАРОС КЛАРОС - Claros, ή Κλάρος, см. Colophon, Колофон . КЛАРОТЫ КЛАРОТЫ -...
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: полученных в камере-обскуре», или о таком «химическом и физическом процессе», который позволял природе «воспроизводить самое себя». Однако основы современной Ф. были заложены английским ученым и художником Генри Фоксом Тэлботом (1800-1877): благодаря изобретению им негатива, позволявшего делать потенциально бесконечное число отпечатков, Ф. и стала массово воспроизводимым изображением, обретя наконец то отличительное свойство, которого не знали за ней ни Ньепс, ни Дагерр. Это правда, что Ф. является сочетанием физических и химических процессов, по отдельности давно известных человечеству, однако потребовался такой момент общественного развития, когда эти процессы могли быть сведены воедино, чтобы получилась фотография как «светопись» (такова ее этимология), а эта последняя, в свою очередь, пала на подготовленную производством почву. Можно без преувеличения сказать, что Ф. является искусством индустриального мира. Впрочем, статус Ф. как искусства не раз подвергался сомнению. Отрицать за фотографией какую-либо художественность и вместе с тем расценивать ее как искусство, пришедшее на смену живописному, позволяет одна и та же черта - присущая ей документальность. Ибо для одних Ф. была квинтэссенцией самой действительности, а для других - ее (реалистического) отображения при помощи адекватных выразительных средств. Но если сегодня мы и склонны рассматривать Ф. как искусство - и это несмотря на явную ее «подручноеть»: служебную функцию Ф. в обществе трудно переоценить, - то подспудным критерием ее...
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: Евгения Григорьевна Киселева, письмо которой мы анализировали в главе 2, тоже субъект говорения о Родине. Права на такое говорение, однако, у нее совсем иные. Легко сравнить в этом отношении сановного Шишкова с совершенно бесправной по отношению к символическому порядку пенсионеркой Киселевой. Оба от души, с любовью и преданностью говорят о Родине, однако как разительно их неравноправие в отношении собственного языка! Тогда как один пользуется неограниченными философскими, текстуальными, литературными и прочими ресурсами, из которых черпает мудрость своего Учения, другая „ухватывает" символический материал для построения собственной патриотической позиции и собственной идентичности из всяческого подручного, причем уже прошедшего идеологическую обработку, материала - песен, фильмов, газетных передовиц (мы уже говорили, что киселевская риторическая техника напоминает нам пригородный бидонвилль). Тогда как один пользуется полной свободой в манифестации своих взглядов и получает место в истории, другая не может добиться печати до самой смерти и так и умирает непризнанной и неизвестной, а ее письмо, публикуемое посмертно, подвергается безжалостному „исправлению" от лица анонимной Нормы. Но субъект говорения - это продукт конвенции, он находится в зависимом положении от того состояния, в котором застает язык своего времени. „Технэ" - технология производства смысла - вне власти субъекта говорения. Подчиняясь технэ, субъект поневоле воспроизводит структуры этого говорения в своей речи и оказывается по необходимости сам одним из приемов этой речи, риторическим топосом, риторической перспективой. Как таковой, риторический топос в принципе воспроизводим в любом другом субъекте говорения. Если бы не Шишков, Отечество мобилизовало бы на свое производство другого „архитектора". Понимание если не природы этих риторических сил, то хотя ...
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: верховное командование в войне, руководство в проведении мирных переговоров. В соответствии с Г. того или иного полиса обозначались историч. периоды, например: Г. Спарты и Афин 480 - 431 до н. э.; Г. Спарты 404 - 371; Г. Фив 371 - 362, 338; Г. Македонии 338 - 323 до н. э. ГЕГЕСИЙ ГЕГЕСИЙ (греч. Hegesias) (320 - 280 до н. э.), греч. философ из числа киренаиков, имел прозвище Peisithanatos («ходатай смерти»), т. к. он рисовал жизнь в столь мрачных красках, что некоторые из его слушателей решались на самоубийство. Согласно его учению, мудрость безразлична к жизни и высшая цель мудрости состоит не в позитивном стремлении к удовольствиям, но в отвращении к печали и нечувствительности к смерти. ГЕДОНИЗМ ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - веселье, наслаждение, удовольствие), направление евдамонизма, в рамках которого веселье становится мотивом и целью поступков. Согласно этому этич. учению, наслаждение, которое может быть как чувственным, так и духовным, есть высшее благо. Основоположником Г. был Аристипп. ГЕДРОСИЯ ГЕДРОСИЯ - др. назв. совр. Белуджистана. Греки познакомились с Г. - пустынным плато внутри области на высоте 1000 м над уровнем моря, - когда Александр Македонский совершал утомительный обратный марш из Азии. Флотоводец Александра Македонского Неарх составил отчет о...
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской экнеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Ну т (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре «небо-земля» половое олицетворение обратно привычному: небо - женщина, земля - мужчина.) Детьми Г. были также Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душой (ба) Т. представлялся Хнум. Считалось, что Г. - добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нём растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Г. был связан с...