Поиск по материалам сайта
Cлово "GAUTIER"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 1. Размер: 27кб.
2. Словарь средневековой культуры. CHANSONS DE GESTE
Входимость: 1. Размер: 24кб.
3. Словарь средневековой культуры. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
Входимость: 1. Размер: 24кб.
4. Словарь средневековой культуры. КАРТОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 22кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: искать в глубине столетий. Согласно одной из точек зрения - в римских административных структурах (К.-Ф.Вернер). Термин militare (букв, «служить солдатом») в античном Риме применялся не только к военной, но ко всяким видам государственной службы. Римские магистраты (milites) при вступлении в должность в знак передаваемой им публичной власти опоясывались мечом (cingulum militiae). С распадом империи их функции и статус перешли к лицам, представлявшим публичную власть в варварских обществах. Они и осуществляли militia на манер римских магистратов. Как и в поздней империи, в средние века государственная служба была связана с передачей оружия тем, кто правил от имени власти. Р.о, далее, возводят и к некоему германскому военному институту. У германцев война была окружена ореолом особого почитания, а престиж воина был чрезвычайно высок. Вручение оружия молодому германцу означало признание его совершеннолетним, а право носить оружие было своеобразным символом свободы. Раннесредневековое общество существует ради войны, и война является важнейшей ценностью; сама структура общества была подчинена ее потребностям. В варварских государствах существовал слой профессиональных воинов, составляющих свиту (comités) предводителей, которым они служили. С эпохи Меровингов для обозначения вооруженных слуг правителей применялись термины «верный» (fidelis), «вассал» (vassus, vassalus, первоначальное значение - раб); такие слуги были не только у франков, но и у вестготов (букцел-лярии), а также лангобардов (газинды) и т.д. Это могли быть простые воины, скромного происхождения и не обладавшие публичной властью. Но их роль в обществе, где войне были подчинены многие сферы жизни, являлась значительной. Война занимала важное место в политике Каролингов, стремившихся к расширению территории государства. В каролингскую эпоху военная служба требовалась уже...
2. Словарь средневековой культуры. CHANSONS DE GESTE
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: культуры CHANSONS DE GESTE В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш CHANSONS DE GESTE CHANSONS DE GESTE (фр.«песни о деяниях»; жесты) - жанр героического эпоса в средневековой литературе Франции; наиболее ранние письменные фиксации памятников относятся к последней трети XI в. («Песнь о Гильоме», «Песнь о Роланде»), новые произведения возникали по крайней мере вплоть до кон. XIV в. Большинство ученых выделяет в бытовании жанра приблизительно двухвековой этап исключительно устного распространения, предшествующего появлению первых списков. Характеристики сохранившегося корпуса письменных памятников свидетельствуют об ориентации текста не на чтение (в близком нам понимании этого слова), но на устное воспроизведение («перформацию», в терминологии П. Зюмтора); подтверждением тому служит и само обозначение «песни», ставящее данный жанр, при всей его специфике, в один историко-типологический ряд с «ткацкими песнями», «песнями о несчастливом замужестве» и пр. В подавляющем большинстве «песни о деяниях» анонимны; достоверно авторскими являются лишь несколько поэм, созданных преимущественно на рубеже XII-XIII вв. известными труверами: Бернаромде Бар-сюр-Об («Жирар де Вьенн», «Эмери Нарбоннский»), Грендором из Бри («Битва с Локвифером», «Монашество Ренуара»), Грендором из Дуэ («Песнь об Анти-охии», «Песнь об Иерусалиме», «Пленники»), Жаном Боделем («Саксы»), или, во второй половине XIII в., Адене-ле-Руа («Берта Большеногая», «Бёв де Коммарши», «Отрочество Ожье»). Стиль жест строится на устойчивых формулах и клише, с характерными для устного текста повторами и подхватами отдельных строк и оборотов, перебивающими линеарность повествования. Исполнителями жест...
3. Словарь средневековой культуры. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: ее пределами - продолжает традиции архаического повествовательного фольклора. Первоначально он возникает на основе взаимодействия богатырской песни-сказки и первобытных мифологических сказаний о первопредках - «культурных героях». Мифологические предания о творении мира, мифологизированные картины природы часто остаются фоном повествования. Следы панегириков или собственно исторических преданий в ранних, еще архаических формах Г.ого Э.а очень слабые. Г.ий Э. развивается в ходе этногенеза и расселения племен. Он создается еще в форме устной традиции, сохраняет следы устной импровизационной техники. Характерная для самых древних повествований смешанная форма (передача песней или стихами лишь речей и некоторых описаний, а остального прозой) удерживается также и в ранних образцах Г.ого Э.а. Героические характеры богатырей, часто олицетворяющих родоплеменной коллектив, иногда наделяются шаманскими чертами. В архаических эпосах встречаются мотивы богоборчества. Классическая, зрелая форма Г.ого Э.а возникает вместе с развитием государственности. Важнейшим источником сюжета становятся исторические предания о межплеменных и межконфессиональных войнах, о выдающихся военных вождях, о королях и т.п. Одновременно формируется могучий, строптивый, «неистовый» героический характер богатыря, способного вступить в конфликт с властью, хотя этот конфликт в обществе, еще сохранившем идеал родоплеменной «гармонии», обычно разрешается мирным образом. В западноевропейской литературе сохранились только реликты архаической, ранней формы эпоса. Примерами ее могут служить мифологические песни древнескандинавской «Эдды», отчасти ирландский эпос. Лучше этот этап...
4. Словарь средневековой культуры. КАРТОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш КАРТОГРАФИЯ КАРТОГРАФИЯ - Уже с первого взгляда бросаются в глаза разительные внешние отличия средневековых карт от карт Нового времени. Средние века не знали топографической съемки. Карты мыслятся зеркалом мира и призваны воспроизвести его обобщенный облик. Потому наиболее частое изображение в средневековой К.и - тарра mundi, как ее именовали по-латыни начиная с IX в., карты же отдельных территорий появляются главным образом в позднее средневековье. Средневековые картографы стремились охватить мироздание как в пространстве, так и во времени - запечатлевая и проецируя на лист пергамена разные страны в самые разные периоды истории, до некоторой степени задавались целью изобразить мир потоком свершающихся событий. Именно поэтому средневековые карты столь часто служат приложениями к текстам историографии. 1. Истоки а) Классическая античность Средневековое мышление уходит своими корнями главным образом в античность и христианство. Античность оказала решающее воздействие на способы составления и оформления карт, но в средние века античная традиция была воспринята иначе, чем в эпоху Возрождения и Новое время. Птолемей (ок. 150 н.э.) оставался совершенно неизвестен в Западной Европе вплоть до XV в.; в то же время в нач. V в. Макробий в своем комментарии к Цицеронову...