Поиск по материалам сайта
Cлово "FACTO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ИУДАИЗМ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПИН"-"ПИТ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЗОБРАЗНОЕ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
5. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЖ"-"КОП")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. ЭСХАТОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
7. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: уже в «Песни о Роланде», нем. Christenheit, англ. Christendom, ит. cristianità и т.п., и прежде всего лат. christianitas - слова, ключевые для истории средневекового Запада и знаменательным образом не переводимые на русский язык). Лат. прилагательное catholicus (от греч. кабоДлкос «всеобщий») в смысле вероисповедном и экклезиологическом оставалось до разделения церквей эквивалентом слова «православный» (оно присутствует в принятом на вселенских соборах IV в. и до сих пор сохраняемом и в православном обиходе греческом тексте символа веры как эпитет «святой» и «апостольской», т.е. истинной, церкви; в церковно-славянском переводе оно оказалось - не сразу - передано эпитетом «соборный»; в специальной терминологии русского православного богословия в этом же смысле употребляется термин «кафолический»). Оно выражало со времен внутри-христианских конфликтов II в. идею авторитетного, обязующего церковного и докт-ринального единства в противоположность всем «ересям» и «расколам» («схизмам»), всем частным мнениям, культурным различиям и локально-этническим интересам. В этом смысле «кафоличность», или «католич-ность», и «православие», или «ортодоксия», выступали как взаимодополняющие атрибуты идеала церкви. Однако уже в эпоху церковного единства между греческим Востоком и латинским Западом проявлялись и становились все более отчетливыми культурные различия греческой и латинской традиций, а также последствия несхожих политических контекстов, в которых приходилось развиваться церковным институциям. Политическая и культурная дивергенция западной (католической) и византийской (восточной) ветвей христианства; подъем папства Единая Римская империя окончательно разделилась к кон. IV в. на...
2. Большой толковый словарь по культурологии. ИУДАИЗМ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения - Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь - синагога. Иудаизм - государственная религия Израиля. ............ ☼ религия, исповедуемая евреями (и прозелитами из других народов, см. ниже). Сам термин образован от этнонима «иудеи» (ср. альтернативное к термину «И.» обозначение «израильское вероисповедание», принятое в XIX - первой пол. XX в. в странах Европы). Известны (сравнительно немногочисленные) случаи, когда другие народы принимали И.: в VIII в. это сделала правящая элита хазаров, после падения своего государства растворившаяся в крымско-украинском еврействе; абиссинское племя фаллаша существует до сих пор (массовое переселение в...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПИН"-"ПИТ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: времена; если коллекция картин была больших размеров, то имелся особый смотритель. Картины были нарисованы большею частью на дереве, tabulae, реже на полотне, in textili; они висели на стене или были в нее вделаны. ПИНАРИИ ПИНАРИИ - Pinarĭi, древний италийский род, на обязанности которого вместе с нотациями лежало служение Геркулесу (см. Hercules, Геркулес , 17) на aramaxima (Liv. 1, 7. ср. Cic. div. 2, 21, 46): 1. L. Pin. Mamertinus Rufus, был в 472 г. до Р. X. консулом и издал lex de iudiciis; 2. L. Pin. Natta, в 363 г. до Р. X. получил, как кажется, поручение охранять берега от морских разбойников. Liv. 7, 3. 25; 3. L. Pin., имея начальствование в Енне в Сицилии, в 214 г. приказал избить часть жителей. Liv. 24, 37 сл.; 4. M. Pin. Posca, будучи претором в 181 г., счастливо воевал против восставших жителей Корсики и Сардинии. Liv. 40, 18. 34; 5. L. Pin. Natta, пасынок Мурены, через своего шурина Клодия устроил свое назначение понтифексом для освящения дома Цицерона, как места служения богам. Cic. pro. dom. 45. 52; 6. T. Pin., друг Цицерона, часто им упоминаемый. Cic. ad Att. 6, 1. 23. Cic. ad. fam. 12, 24, 3; 7. L. Pin., родственник Цезаря, получил от Антония начальствование в Африке, но перешел впоследствии на сторону Октавиана. Dio Сass. 51, 5. 9. ПИНД ПИНД - Pindus, Πίνδος, 1. спускающийся на юг, большой, отчасти поросший лесом горный хребет, с вершинами до 2400 м, отделявший Фессалию от Эпира; северная его часть называется Лакмон. В нем начинались...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЗОБРАЗНОЕ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В отличие от главных категорий эстетики: эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, - имеет сложный опосредованный характер, ибо дефинируется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического). Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики (см.: Эстетика ) с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве. Уже в греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: в природе (разрушающиеся и разлагающиеся объекты и существа), в человеке (болезни, ранения, смерть), в морали (безнравственные поступки), в политике и государственном управлении (обман, коррупция, несправедливые суды и т.п.). Как правило, безобразное в действительности оценивалось негативно, как противоречащее главному идеалу античного мира - упорядоченному космосу и ориентированному на него ...
5. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЖ"-"КОП")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: упряжи для лошадей, запрягаемых в колесницу, полотен для накрывания колесниц, мячей. Из К. изготовляли военное снаряжение (обшивка щитов, прокладка для шлемов, поножи , которые с 5 в. до н. э. обивались металлич. пластинками, и даже паруса). Некоторое количество К. шло на производство писчего материала, а после появления пергамента также и переплетов. Из-за рубежа ввозили выкраш. в различные цвета К. экзотич. животных, считавшуюся предметом роскоши. КОЗА КОЗА (греч. aix, лат. сарга). Вероятно, К. была первым одомашн. жвачным животным (находки в Иерихоне в 7-м тыс. до н. э.). В эпоху античности в засушливых областях К. использовалась главным образом для производства молока, т. к. там было невозможно разведение крупного рогатого скота и овец. Находки на терр. Греции позволяют предположить, что в раннее время разводились породы с различными формами рогов. К. использовались также как вьючные животные. Козлы, мясо которых очень ценилось, нередко использовались в качестве жертв, животных. Шкуры К. с древнейших времен служили в качестве бурдюков для воды. Шерсть К. обрабатывалась так же, как и овечья. На дельфийских монетах изображался Посейдон с К. Римляне находили К. разнообразное применение. КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ - александрийский купец 6 в. н. э.; путешествовал по Аравии, Эфиопии, был в Индии и на Цейлоне. В сочинении «Христианская топография» (ок. 547) он отверг птолемеевскую систему мира и изложил другую космологич. систему, соответствующую христианскому учению. Землю он представлял в виде плоского диска, а не шара. Интересны также географич. и историко-культурные разделы его сочинения, в которых содержатся сведения об Эфиопии, Юж. Аравии, Индии и Китае, а также о торговых отношениях в этими странами. К описаниям...
6. Большой толковый словарь по культурологии. ЭСХАТОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: мирового хаоса), отделении грешников от праведников, наказании первых в потустороннем мире, воскрешении (спасении) вторых и т.д. Развитую Э. имели религии др.-вавилон., др.-егип., др.-греч., др.-рим., германо-скандинавская, индуизм, зороастризм, иудаизм, элементы к-рых прослеживаются в наиболее разработанной Э. христианства. Начиная с апокалиптич. "Откровения Иоанна" (I в.) богословская мысль на протяжении всей истории христианства развивала разл. мотивы, сюжеты, образы Э. в многочисл. сочинениях, "видениях", апокрифах и т.д., все более детализируя картину конца света и загробного мира. Особый упор на Э. в ср. века делали идеологи утопий, в Новое время ее носителем являлись сектанты (иеговисты, адвентисты и др.), в наши дни - нек-рые спонтанно возникающие на Западе религ. группы (напр., "народный храм" Дж. Джонса в США с его массовыми самоубийствами). Эсхатологич. сюжеты имеются в буддизме (война Шамбалы) и в исламе (конец света, Страшный Суд, ад и рай, во многом схожие с христ. Э.). Лит. : Старшая Эдда. М.; Л., 1963; Невелева С.Л. Мифология др.-инд. эпоса. М., 1975; Nicholson R.A. Studies in Islamic Mysticism. Camb., 1921; Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History and Literature. L., 1957; Bultmann R....
7. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: в одну с ними группу адыгов. Балкарцы - результат слияния аланов с тюркскими племенами. Национально-психологические особенности кабардинцев в своем проявлении выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками. У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же, по сравнению с кабардинцами, в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие. Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению. Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее. У балкарцев же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, самоуверенность. Кавелин К. Д. Кавелин К. Д. (1818-1865) - русский историк и публицист, руководитель отделения этнографии Русского...
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: встречается в греческих текстах с VI в. до н. э. как обозначение отрицательно оцениваемого единоличного правления, т. е. тирании. К IV в. до н. э. μοναρχία может относиться уже к любому виду единоличного правления - у Аристотеля применяется как к «хорошей» царской власти, так и к «плохой» тирании. В латынь monarchia проникает не ранее II в. н. э., поскольку встречается впервые у Тертуллиана (ок. 160 -после 220) и Лактанция (ум. после 317). На протяжении всего средневековья на Западе Европы слова monarchia и monarcha (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами...