Поиск по материалам сайта
Cлово "EUROPEAN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Е"
Входимость: 9. Размер: 25кб.
2. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 40кб.
3. Мифы народов мира. ПОЭТ
Входимость: 4. Размер: 14кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 3. Размер: 51кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
7. Словарь средневековой культуры. ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА
Входимость: 2. Размер: 22кб.
8. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 52кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИР"-"ВОС")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВЕР"-"ВИР")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
12. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИУД")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
14. Словарь средневековой культуры. ПУТЕШЕСТВИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
15. Словарь средневековой культуры. ВАГАНТЫ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
16. Мифы народов мира. ПАСТУХ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
17. Словарь средневековой культуры. МИССИЯ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
19. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ЛИТУРГИЧЕСКАЯ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
20. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
21. Мифы народов мира. ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ И МИКРОНЕЗИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
22. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
23. Словарь средневековой культуры. ВЕДЬМА
Входимость: 1. Размер: 20кб.
24. Мифы народов мира. ПЕРВОЧЕЛОВЕК
Входимость: 1. Размер: 19кб.
25. Большой толковый словарь по культурологии. БОГДАНОВ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
26. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
27. Мифы народов мира. ДРЕВО ЖИЗНИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
28. Мифы народов мира. ПЕРКУНАС
Входимость: 1. Размер: 12кб.
29. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 1. Размер: 49кб.
30. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
31. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
32. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕНЬЯМИН
Входимость: 1. Размер: 12кб.
33. БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971)
Входимость: 1. Размер: 24кб.
34. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Е"
Входимость: 9. Размер: 25кб.
Часть текста: Association, EFTA), торг, ассоциация, созданная в 1960 г. Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швецией, Швейцарией и Великобританией. Позднее к ней присоединились Исландия и Финляндия, а Великобритания, Дания и Португалия вышли после своего присоединения к ЕС. Штабквартира ЕАСТ находится в Женеве. ЕАСТ - более гибкое объединение, чем ЕС; занимается только вопросами торг, барьеров, а не общей координацией эконом, политики. Все тарифы между странами ЕАСТ и ЕС были окончательно отменены в 1984 г. ЕАСТ руководит Совет, в к-ром каждая страна-член имеет один голос. Обычно решения должны приниматься единогласно и являются обязательными для всех членов. Евангелизм Евангелизм (evangelicalism), одно из направлений в протестантстве. Его приверженцы признают безусловный авторитет Библии, важность миссионерской деятти ( миссионер ) и личную приверженность Христу всех заново родившихся в нем. Евангелические церкви - общее назв. гл.об. лютеранских церквей в отличие от реформатских. Е. характеризуется эпоха христ. возрождения (18 в.). В наст, время существует множество лютер. и объединенных протест, церквей, в назв. к-рых присутствует слово евангелический, напр. норв....
2. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 40кб.
Часть текста: МИФОЛОГИЯ - древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, - реконструируемая с помощью сравнительно-исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под И. м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии. славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче. По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э....
3. Мифы народов мира. ПОЭТ
Входимость: 4. Размер: 14кб.
Часть текста: Творчество, делание объединяет П. с жрецом. Воспроизводя мир. П., как и жрец, расчленяет, разъединяет первоначальное единство вселенной, устанавливает природу разъятых частей через определение системы отождествлений и синтезирует новое единство, оба они борются с хаосом и укрепляют космическую организацию, её закон. И П., и жрец воспроизводят то, что некогда сделал демиург (культурный герой), с их помощью преодолеваются энтропические тенденции, элементы хаоса изгоняются и перерабатываются, мир космизируется вновь и вновь, обеспечивая процветание, богатство, продолжение в потомстве (при этом П. выступает одновременно как субъект и объект текста, как жертвующий и жертва). Тождество П. и жреца влечёт за собой представление о магической силе П. [ср. П.-шаманов, библейского Давида, игрой на гуслях успокаивавшего Саула, когда того тревожил злой дух, легенды об Орфее, завораживающем животных, деревья и скалы, Вяйнямёйнене, П. - шамане и чародее, слагающем заговорные руны, гусляре Садко, Франциске Ассизском, обращающемся с проповедью к животным и птицам, библейских П., служащих перед скинией, приносящих воинам победу (ср. 1 Парал. 6, 32, 2 Парал. 20, 21), ирландских филидов - П. и ворожеев-предсказателей и т. д.]. П. - создатель священных текстов. В Индии мудрец-П. Вьяса почитался составителем собраний вед и пуран, творцом «Махабхараты», основателем веданты и т. д. Отдельные мандалы «Ригведы» или группы гимнов приписываются полулегендарным родам певцов-брахманов или отдельным певцам (Вишвамитре, Вамадеве, Васиштхе, Бхарадвадже, Гритсамаде, Готаме, Канве, Нодхасу и др.), автором «Рамаяны» считают...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: пантеон из 33 богов (ср. «Атхарваведу», «Шатапатха-брахману» и др.). В ряде гимнов «Ригведы», в отдельных эпизодах эпоса, в перечислениях и классификациях в упанишадах все три группы богов выступают вместе. Но уже в брахманах В. связываются с землёй, тогда как рудры - с воздухом, а адитьи - с небом (Шат.-бр. I 3, 4, 12; IV 3, 5, 1). В «Чхандогья-упанишаде» (III 6-10) В. входят в состав пяти объединений, причём они связаны с А гни, рудры - с Индрой, адитьи - с Варуной и т. д. Агни как предводитель В. появляется только в поздних ведийских текстах, но уже в «Ригведе» он сопутствует В. (X 3, 2; 110, 3; 150, 1). В более ранний период руководитель В. - Индра (именуемый в эпосе Васава), хотя он и не может преступить их закон (X 48, 11); в позднем индуизме это место начинает занимать Вишну. Божества, составляющие группу В., представляют собой персонификацию природных явлений, стихий и объектов, ср. в «Вишну-пуране»: вода (Апа), полярная звезда (Дхрува), луна (Сома), земля (Дхара или Дхава), ветер (Анила), огонь (Анала или Павака), утренняя заря (Прабхаса), свет (Пратьюша); в «Брихадараньяка-упанишаде» (III 9, 3) В.: огонь, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; позже как В. рассматриваются Ашвины. адитьи, рудры, Вишну, Шива и Кубера (в «Вишну-пуране»: Агни, Сома, Ваю, Дхрува и др.). В «Рамаяне» В. - дети Адити. Об отдельных В. см. в статьях, посвящённых конкретным богам этой группы; там же литература о В. в. н. Топоров. ВАСУДЕВА ВАСУДЕВА - в индуистской мифологии: 1) (др.-инд. Vasudeva) отец Кришны и брат Кунти,...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Часть текста: образовавшихся из слияния аборигенов и троянцев (Liv. I, 2). После исчезновения или гибели в бою Л. был обожествлён под именем Юпитера Латиариса; его святилище, общее для всех латинян, построенное римскими царями после разрушения Альбы, находилось на Альбанской горе (Plin. Nat. hist. Ill 68). Там ежегодно в т. н. латинский праздник сперва царями, затем консулами совершалось жертвоприношение (Dion. Halic. IV 49; VI 95). С Л. связан народный обычай качаться в праздник Либера на перекрёстках на качелях, якобы отыскивая на земле и на небе исчезнувшего Л. (Serv. Verg. Georg. II 383-389). е. ш. ЛАТУРЕ ДАНЕ ЛАТУРЕ ДАНЕ - в мифологии ниасцев (Западная Индонезия) бог нижнего мира, источник болезней, смерти, непогоды и землетрясений. Его цвета - красный и чёрный, символы - змея, луна и тьма. Л. Д.- близнец-антагонист Ловаланги. Он появился из мирового древа Тороа, по другим мифам, рождён прародительницей Инада Самадуло Хэси. Между ним и братом разгорается спор о старшинстве. Ловаланги тщетно пытается забросать Л. Д. скалами, а Л. Д., вызвав землетрясение, разрушает небесное обиталище брата. Спор разрешается в пользу Л. Д., но за Ловаланги остаётся верхний мир. По одному из мифов, Л. Д. рождён без головы, а Ловаланги без нижней части тела, так что только вместе они составляют целое. М. Ч. ЛАТЫШСКАЯ МИФОЛОГИЯ ЛАТЫШСКАЯ МИФОЛОГИЯ - см. в ст. Балтийская мифология . ЛАУМА ЛАУМА - Лауме (латыш, laûma, литов. laũme), в восточнобалтийской мифологии первоначально богиня родов и земли; позже - злой дух, ведьма, летающая по небу. По ночам Л. душит спящих, вызывает кошмары; подменивает родителям детей, прячет конец нити у прях и т. п. В Л. можно видеть трансформированный образ жены громовержца Перкунаса, наказанной мужем за измену и...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: 2), наложница беотийского царя Аминтора, из-за которой тот стал пренебрегать своей женой. По просьбе последней их сын Феникс соблазнил К. Ревнивый отец проклял сына, призвав эриний и сделав так, чтобы у того никогда не было сына (Hom. Il. IX 440-484; Schol. Hom. II. IX 448) (вариант: ослепил сына). м. б. КОАТЛИКУЭ КОАТЛИКУЭ («она в платье из змей»), Коатлантонан («наша змеиная мать»), в мифологии ацтеков богиня земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли. По мифу, К. была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа («400 южан-звёзд») и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день К. поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре К. почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве К. обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову. К. - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно К. - богиня смерти, т. к. земля пожирает всё живущее. Р. к. Коатликуэ. Коатликуэ. Базальт. Ацтеки. Мехико. Национальный музей антропологии. Статуя Коатиклуэ. КОДЕШ КОДЕШ - Кордеш, в мифологии причерноморских адыгов (шапсугов) божество моря. Согласно мифологическим представлениям, К. - большая рыба, удерживающая море в своих берегах. К К. обращались рыбаки с мольбой о большом улове; в честь К. зимой устраивали праздник, участники которого обливали друг друга морской водой. В топонимике сохранились следы культа этого божества: селение Малое Псеушхо (Туапсинского района Краснодарского края) местными жителями...
7. Словарь средневековой культуры. ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Часть текста: Расцветом деятельности Ф.ов принято считать период с VI по VIII вв., когда ими оформляется эпическая традиция (см. Героический эпос ), кодифицируется право и создается особая поэтическая система, для которой характерен «затемненный язык» и специфическое стихосложение (nua-chrotai). Источниками, на основании которых мы можем сделать вывод о том, что представляли собой Ф.ы как социо-культурная корпорация и каковы были их основные функции в обществе, служат, с одной стороны, сами эпические и поэтические тексты и, с другой - тексты древних трактатов, в которых Ф.ы также упоминаются достаточно широко: «Трактат о привилегиях и ответственности поэтов», «Суждения о почитаемых», «Руководство учености», «Великая старина», «Ветвь дрожащая» и др. Однако как те, так и другие составлены были самими Ф.ами, что отчасти лишает эти источники должной степени надежности. Многие из первых Ф.ов - скорее полумифические фигуры из пантеона легендарных первопредков ирландцев, чем реальные исторические личности. Среди них следует назвать в первую очередь Моргена Белоколен-ного, родоначальника ирландской поэзии, которому приписываются знаменитые поэмы-заклинания «Я взываю к Ирландии» и «Я - ветер на море». К подобным же полулегендарным фигурам относятся Кинифаэлад, по преданию, первым записавший ирландские стихи латинскими буквами, Фениус Ферсайд, основатель первой школы Ф.ов, Сенхан Торпейст, первым исполнивший в правильной последовательности эпизодов эпопею «Похищение быка из Куальнге», Ф.ы-колдуны, исполнители вредоносных стихов - Неде и Атирне, и многие другие, чьи имена дошли до нас в текстах саг и поэтических трактатов. Однако, несмотря на легендарность конкретных фигур...
8. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. В типологически отличных друг от друга культурных традициях понятие Л. описывает не вполне сходные явления и по-разному соотносится с другими фольклорными жанрами и с мифом. Так, в европейском фольклоре тексты, соотнесённые с именами «заранее» (т. е. вне данного текста) известных персонажей, повествующие о событиях и времени, в историчности которых не сомневается носитель, принято делить на Л. и предания (см. Предания и мифы ). Л . связаны преимущественно с персонажами священной истории (напр., христианскими или исламскими святыми, евангельскими персонажами), предания же - с персонажами мирской истории, причем элемент чудесного в них не обязателен. Однако различение Л. и предания действительно для традиций, в которых господствующая религия сменила более ранние мифологические системы (практически это произошло только в культурах христианства и ислама), и затруднительно для тех традиций, где мировая религия (напр., буддизм в Индии) не отменила более ранние мифологические системы, а также для политеистических мифологий, не переживавших кардинальных изменений. Такое разграничение теряет всякий смысл в традициях, в которых священная история не противопоставляется мирской (профанической); здесь уместнее говорить о едином «историческом» жанре (противопоставленном мифу, сказке и иногда эпосу - в традициях, знающих этот жанр) и, применяя к нему - по традиции - термин «Л.», следует учитывать, что вне противопоставления преданию он имеет иное содержание. Противопоставление Л. другим жанрам в подобных традициях может основываться ...
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "З" Заболеваемость Заболеваемость (morbidity rate), распространенность болезней среди нас.; общее число впервые обнаруженных, зарегистрированных за опред. период заболеваний среди нас. в целом или в опред. его группах. Исчисляется на опред. кол-вах нас. Различают 3. общую госпитализированную, инфекционную, проф. и 3. осн. неэпидемическими болезнями. Для сбора точной информации о 3. в большинстве стран от врачей требуют, чтобы они своевременно сообщали о случаях болезней. Для определения уровня 3. статистические материалы о болезнях группируются согласно междунар. классификации болезней. Данные о 3. и уровне смертности важны для профилактической медицины и общественного здравоохранения. Заболевания, передаваемые половым путем Заболевания, передаваемые половым путем (sexually-transmitted disease, STD) (ЗППП, венерические болезни), инфекционные заболевания , обычно передаваемые посредством сексуального контакта. Кроме гонореи и сифилиса существует много др. распространенных, но менее опасных З.п.п.п., напр., генитальный герпес и хламидиоз. С этими болезнями трудно бороться, т.к. люди нередко стыдятся обратиться к врачу. Лечить необходимо обоих партнеров...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИР"-"ВОС")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: растоптанный конями Ипполит был воскрешён Асклепием, но не желая простить отца, уехал в Италию, где его уже как В. в священной роще скрыла сама Диана (Serv. Verg. Aen. VII 761; Ovid. Met. XV 497); ей он построил храм и стал царём Ариции (Paus. II 27, 4-5). По мнению английского фольклориста Дж. Фрейзера, В. - дух дуба, сочетавшийся браком с нимфой дуба Дианой, подвергавшийся ритуальному убиению и воскресавший обновлённым. Е. ш. ВИРТУС ВИРТУС (Virtus), в римской мифологии персонификация мужественности как главной добродетели римского народа. Тесно связана с Гонор - почестью, служащей наградой за доблесть. В период империи почитается в основном В. (добродетель) правящего императора (судя по надписям и изображениям на монетах). е. ш. ВИРЬ-АВА ВИРЬ-АВА (вирь, «лес»; ава, «мать», «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка леса. Человеку показывается редко, имеет вид обнажённой длинноволосой, иногда одноногой женщины, с грудями, переброшенными через плечи. Может вывести заблудившегося из лесу (после необходимой молитвы) или наоборот запутать дорогу, защекотать до смерти; уходить от неё нужно пятясь назад, тогда она не разберёт, куда ведут следы. Соответствующий мужской персонаж - вирь-атя (морд. атя, «старик», «мужчина»): к нему обращаются мужчины с просьбой о помощи в мужских промыслах, тогда как женщины просят В.-а. показать, где больше грибов, ягод и т. п. Аналогичное представление о хозяйке леса - кожла-аве (мар. кожла, «лес») известно марийцам. См. также статью Албасты . ВИТ-КАН ВИТ-КАН (манси), Вит - хон, Йинк - кан (хантыйск.), в мифологии обских угров властитель вод и распределитель водных богатств; наделяет людей рыбой, может избавлять от заболеваний - его молили о помощи при эпидемиях (моление сопровождалось возлиянием крови...