Поиск по материалам сайта
Cлово "ENGLAND"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
2. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
3. Словарь средневековой культуры. ВЕДЬМА
Входимость: 2. Размер: 20кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТЕХ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
5. 4. Свобода и разум в протестантской культуре
Входимость: 1. Размер: 9кб.
6. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 1. Размер: 45кб.
7. Словарь средневековой культуры. ПРОПОВЕДЬ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПОП-АРТ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЯТ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
10. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
11. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
12. ТЕОРИЯ СРЕДЫ
Входимость: 1. Размер: 3кб.
13. БИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
14. Большой толковый словарь по культурологии. БИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
15. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АХЕ")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
16. 3. МЕРКАНТИЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
17. Словарь средневековой культуры. РЕЛИКВИИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
18. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 1. Размер: 2кб.
19. Словарь средневековой культуры. РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Входимость: 1. Размер: 38кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: пути и возможности включения культов святых правителей и династических святых в контекст идеологической и политической стратегии правящих династий. Это разнообразие не может быть объяснено только последовательной эволюцией определенного культурного феномена в контексте развития общества в целом. Безусловно, огромное значение имел и фактор региональных различий, обусловленных как своеобразием традиционных духовных и социальных структур, так и спецификой политического и религиозного развития отдельных территорий в эпоху средневековья. Первые образы святых правителей появляются в меровингской Галлии, и по мере расширения границ христианского мира на севере и на востоке обнаруживается тенденция не только их появления в новых регионах, но и доминирования в местной религиозно-культовой практике. Успешное распространение христианства в регионах традиционной варварской культуры определялось адаптацией к местным традиционным верованиям и социальным практикам. Культы святых правителей выполняли те же функции, что и культы святых в целом. Как и любой иной святой, святой правитель становился центром интегрированного сообщества, в котором люди были объединены почитанием своего святого патрона. В рамках культового почитания С.ых К.ей рождалось как ощущение политического единства, так и формальная идея...
2. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту шутовского Ц. (см. в ст. Раб ). По мнению Хокарта, вера в божественных Ц. -...
3. Словарь средневековой культуры. ВЕДЬМА
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: саги получает совет обратиться к колдунье для того, чтобы преуспеть в своем деле; отвергая этот совет, он заявляет: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена». Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, и скальды , и простолюдины. Христианское духовенство учило, что единственный источник сверхъестественных явлений - Бог, и лишь на его милость и вмешательство могут рассчитывать верующие. Чудо было оправдано лишь в той мере, в какой его творили святые , ибо они действовали, повинуясь воле божьей. Веру же в В. и эффективность их колдовства церковь раннего средневековья истолковывала как дьявольское внушение (Canon episcopi, X в., в XII в. включенный в «Декрет Грациана»). Тем не менее поверья, связанные с В.ами (striga, Holda, Diana), упорно сохранялись в народе. Люди верили в то, что В.ы способны принимать облик животных и других существ, летать по ночам и собираться в определенных местах на свои колдовские сборища. К. Гинзбург полагает, что в основе рассказов о В.ах, их ночных полетах и шабашах лежала древняя мифология, в которой культ мертвых объединялся с культом плодородия; ученый находит указания на пережитки этих поверий по всей Европе и связывает их с палеоазиатскими истоками, в частности с шаманизмом. Эти мифы владели сознанием части сельского населения. Напротив, М.Меррей (вслед за Дж. Фрезером), доверяя призна ниям, исторгнутым судьями у обвиненных в колдовстве женщин, отстаивала тезис о реальности тайных союзов, в которые якобы объединялись ...
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТЕХ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: Т. оказали значит. влияние истор. школа права (Ф. К. Савиньи, Г. Мейн, Л.Г. Морган, И.Я. Бахофен), рационалистич. философия Гоббса и Спинозы, филос. взгляды Шопенгауэра и Э. фон Гартмана (см. Гартман, Эдуард ), социол. и экон. концепции Маркса. Важнейшая работа Т.- "Община и об-во. (Теорема философии культуры)" (1881).В ней он ввел противопоставление двух типов социальных связей - "общины" (Gemeinschaft) и "об-ва" (Gesellschaft). Это противопоставление связано с наличием у людей двух типов воли: "сущностной" (Wesenwille) и "избирательной" (Kurwille). "Сущностная" воля представляет собой волю об-ва как целостного "тела"; она преимущественно иррациональна и внеиндивидуальна; это "воля, поскольку в ней содержится мышление". "Избирательной" же Т. называет суверенную волю индивида, стоящего перед рац. выбором; это "мышление, поскольку в нем содержится воля", расчлененная социальная воля. Человеку в любом об-ве присущи оба типа воли; и оба они находят выражение в его социальном поведении. Проявлением "сущностной" воли в об-ве является аффективное, традиц. и ценностнорац. поведение, проявлением "избирательной" - целерац. поведение, направленное на достижение рационально поставленной цели и использующее для этого рационально адекватные средства (прежде всего базирующееся на рац. обмене). "Сущностная" воля создает условия для общения и является фундаментом "общинных" социальных связей, включающих родств. отношения, отношения соседства и отношения дружбы; в общинных социальных связях значит. место занимают элементы эмоц. привязанности и спонтанности. Сфера "общинной" жизни является сферой преимущественного проявления "женственности": это мир личного общения, домашней жизни и домашнего хозяйства, обществ. единения людей, ремесла и рукоделия, мир деятельности как самоцели, мир спонтанности и наивной красоты. К преимущественно "общинным"...
5. 4. Свобода и разум в протестантской культуре
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: у него никакой воли бежать к одному из этих ездоков или стремиться к ним, но сами ездоки борются за то, чтобы удержать его и завладеть им»; (...) ...Свободная воля без Божьей благодати... неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру» (Там же. С. 332—333). Но это вовсе не означает, что человек начисто лишен свободы. Он становится свободным, когда приобщается к Божественной благодати, а симптомом этого приобщения является вера, выражающаяся в следовании божьим заповедям на земном поприще. Протестант ощущает себя как бы членом незримой армии господних избранников, через которых Бог осуществляет свой замысел. Но это избранничество без гордыни, ибо у верующего нет собственной свободной воли: он свободен лишь постольку, поскольку его воля принадлежит Богу. Кроме того, у человека нет самостоятельной свободной воли лишь по отношению к вопросам божественным. Что касается практических земных дел, то здесь все отдано во власть человека: «...У человека, — пишет Лютер, — нет свободы воли по отношению к тому, что выше его, а есть по отношению к тому, что ниже его» (Там же. С. 336). Позднее Кальвин по этому поводу скажет: «Человек удостоен исключительной чести—такой, которую невозможно переоценить. Как представитель Бога смертный человек исполняет власть над миром, как если бы она принадлежала ему по праву...» (цит. по: История становления науки (некоторые проблемы): Реф. сб. ИНИОН АН СССР. - М., 1981. С. 265). Протестант чувствует себя как бы членом незримой армии господних избранников, через которых Бог реализует свой...
6. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: поистине эпический размах, когда в «Песни о Нибелунгах» Брюнхильда бросает в лицо Кримхильде роковой упрек в том, что муж последней Зигфрид - eigenholde, eigen man, т. е. холоп ее мужа Гунтера, и ссора двух королев с неизбежностью влечет за собой гибель главного персонажа германского героического эпоса и последующее истребление бургундов-нибелунгов. Содержание и актуальность понятия С.ы варьируются от страны к стране и от века к веку в широком спектре значений, от социально-бытовых до морально-теологических, филиации которых угадываются с трудом. В этой связи примечательно отсутствие в средние века специальных сочинений о Се (за исключением теологических, о Се воли) до Аламанно Ри-нуччини («Диалог о Се», 1479 г.) и Мартина Лютера («О Се христианина», 1520 г.), а также - темы С.ы в иконографии и аллегорической литературе. Античные истоки средневекового понятия Понятие С.ы, плод мыслей, речей и восприятий людей, их социального прошлого и настоящего, возникает исторически. Универсальное общеевропейское понятие смогло развиться в результате масштабной сино-нимизации гетерогенных культурных представлений - через взаимоуподобление заведомо разных вещей в разных культурах. Понятие С.ы не отражает непосредственно современную ей действительность, но неизбежно несет в себе груз былых пониманий предмета, представления, унаследованные от давно минувших эпох и социальных ситуаций. Для человека нашего общества естественно сочетание С.ы и независимости, Ca заключается в том, чтобы думать и поступать, не подчиняя себя чужой воле; иными словами, Ca определяется отсутствием неС.ы. По-видимому, изначально дело обстояло как раз наоборот: основа С.ы - отнюдь не отрицательная,...
7. Словарь средневековой культуры. ПРОПОВЕДЬ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: богослужения ( Месса ); она широко применялась и вне его. В начале средних веков одной из важнейших целей проповеднической деятельности миссионеров было обращение язычников в христианскую веру ( Миссия ). На протяжении всего средневековья в центре внимания проповедников оставалось внушение верующим основных религиозных начал и моральных заповедей христианства. В условиях преобладания устной культуры П. выполняла функцию коммуникации между церковью и основной массой верующих, а слово проповедника было наиболее эффективным средством воздействия на них. Как правило, П. представляла собой истолкование какого-либо высказывания, взятого из Библии (с этого отрывка она и начиналась), смысл которого духовному пастырю надлежало раскрыть посредством использования назидательных «примеров» ( Exemplum ) и случаев из повседневной жизни или из агиографии. Обращаясь к слушателям, проповедник стремился наглядно разъяснить им принципы христианства, которые противопоставляли греховное поведение, влекущее за собой погибель души, нормам и требованиям, кои должны были способствовать ее спасению (Грехи и добродетели). П. -тот аспект христианской дидактики, в котором теология непосредственно соприкасалась с жизненной практикой народа. Поэтому в ней неизбежно затрагивались все без исключения стороны жизни, естественно, под углом зрения неизбывного конфликта между добром и злом. Проповедник не мог не принимать в расчет социальный и половозрастной статус...
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПОП-АРТ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: Ф Х Ц Ш Э Ю Я ПОП-АРТ ПОП-АРТ (англ. pop art - от popular art - популярное искусство) Одно из наиболее распространенных направлений в англо-американском искусстве середины XX в., оказавшее влияние и на искусство других стран; одно из первых широкомасштабных проявлений ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ- ), на основе которого, так или иначе модифицируя его основные элементы и приемы, формировались многие художественные практики второй пол. XX в. Один из наиболее ярких феноменов модернизма. Возник в начале 50-х гг. практически одновременно в Великобритании и США как реакция на элитарность наиболее продвинутых к тому времени авангардных (см.: Авангард ) направлений изобразительного искусства (в частности, на абстрактное искусство, абстрактный экспрессионизм). Своего апогея достиг в 60-е гг. П. является типичным продуктом технологического индустриального общества массового потребления. В нем нашла своеобразное художественное выражение принципиальная антиномия того времени, одна из главных антиномий возникающей ПОСТ-культуры, которая...
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АЯТ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: и частных. А.з. и р. подразумевает присвоение всем затратам или рез-там соответствующих денежных значений, к-рые отражают либо снижение, либо повышение обществ, благосостояния в целом. Нек-рые типы затрат и рез-тов с трудом поддаются численному выражению, как, напр., уничтожение естественных мест обитания животных или снижение риска дорожно-трансп. происшествий. Методы, используемые для оценки этих затрат, включают, напр., оценку того, сколько люди готовы заплатить за сохранение среды обитания животных или подсчет стоимости ранений и смертей в рез-те дорожно-трансп. происшествий. Анализ рисков Анализ рисков (risk analysis), анализ возможных последствий управленческих решений, в особенности касающихся инвестиций капитала. А.р. оценивает вероятные благоприятные и неблагоприятные рез-ты предполагаемых решений для компании, при этом, как правило, используются статистические методы определения вероятности того или иного рез-та. При инвестировании капитала вычисляется ожидаемая прибыль и ее процент от общего размера капиталовложений. В последнее время многонациональные...
10. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: культуры ЧТЕНИЕ В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ - Трактовка проблем средневековой истории Ч.я и письменности в значительной степени определяется пониманием этих практик в современной культуре, ретроспективным анализом тех изменений, которые привели к современной функции и динамике текстов в культуре. Для большинства специальных работ отправным пунктом служит положение, что феномен Ч.я и письменности претерпел радикальные изменения на длительном пути от первоначального состояния письменной культуры к современному. В самом средневековье процесс Ч.я редко становился предметом рассмотрения и описания, и ввиду неоднозначности описывающих Ч.е терминов это оставляет простор для самых разнообразных толкований вопроса о моменте и форме переключения с засвидетельствованного для античности Ч.я вслух на современный стандарт индивидуального, строго визуального и интимного чтения про себя. Громкое чтение вслух с несомненностью отражено в средневековых источниках. Помимо раннехристианских и средневековых описаний и изображений «горячо читающих» отшельников (еще и в XVII в. одного такого увидел Симплициссимус), секретарей или школяров, показательно само словоупотребление: глагол legere («читать») может быть полностью синонимичен, например, cantare («петь»), a scribere - равняться dictare («писать» -...