Наши партнеры

https://arskomekb.ru

Поиск по материалам сайта
Cлово "EGO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФЕР"-"ФИД")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ФРЕЙД
Входимость: 2. Размер: 13кб.
3. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 2. Размер: 42кб.
4. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
5. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК
Входимость: 1. Размер: 11кб.
6. 3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА
Входимость: 1. Размер: 14кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. ЖИЗНЬ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
9. Поэтическое / Политическое: внутренняя форма языка и борьба за „первоначалие"
Входимость: 1. Размер: 42кб.
10. ИДЕНТИЧНОСТЬ психосоциальная
Входимость: 1. Размер: 12кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
12. ЖИЗНЬ
Входимость: 1. Размер: 43кб.
13. 2.1. Производственный блок. Основное противоречие цивилизационного пространства
Входимость: 1. Размер: 11кб.
14. Мифы народов мира. ПАСТУХ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
15. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ИНТЕРТЕКСТ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФЕР"-"ФИД")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: ФЕРИИ ЛАТИНСКИЕ - Ferĭae latīnae, древнее торжественное собрание союза латинских городов под гегемонией Альбы-Лонги. По разорении этого города и переселении жителей его в Рим римские цари стали во главе союза и совершали ежегодное союзное жертвоприношение сначала в храме Дианы (Liv. 1, 45) на Авентинской горе, позже - опять на Альбанской горе. Эти feriae latinae удерживались до позднейших времен, даже после неоднократно повторявшихся войн с латинянами и при совершенно изменившемся политическом отношении Рима и Лация, и ежегодно оба консула должны были отправляться на Альбанскую гору для принесения жертвы. На время их отсутствия избирался в Риме praefectus urbi (см. Префект ), называвшийся также praefectus feriarum latinarum. ФЕРКУЛУМ ФЕРКУЛУМ - Fercŭlum, 1. перемена блюд во время обеда (см. Соеnа), собственно большое блюдо или большой поднос, на котором приносили различные кушанья, и потом - сами кушанья; 2. носилки, напр., для статуй богов при процессиях или для других случаев. ФЕРМ ФЕРМ - Thermum, Θέρμον, также ο̉ Θέρμος, столица Этолии, лежавшая на восточном берегу Трихонидского озера, на крутой, трудно доступной части Панэтолия, и потому не имевшая искусственных укреплений. Служила местом союзных собраний. Развалины этого очень красивого и богатого города, разрушенного Филиппом III, находятся близ деревни Petrochori. Polib. 5, 6 слл. Strab. 10, 463. Termopolĭum (θερμοπώλιον), то же, что popina. Plaut. Trin. 3, 4, 6. Rud. 2, 6, 95 и в других местах. ФЕРМА ФЕРМА - Therme, Θέρμη, город в Македонии на северном берегу Фермейского залива (Θερμαι̃ος κόλπος), н. Салоникский залив. Кассандр украсил возведенный на степень столицы город и назвал его именем своей жены, дочери царя...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ФРЕЙД
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: (и методики) - психоанализу. В дальнейшем Ф. расширил границы применения этого метода до решения проблем психологии нормальных людей, культуры, религии, искусства. В своих теоретических работах Ф. придерживался традиционных для науки того времени принципов естественнонаучного материализма и эволюционизма. В 1900 г. он опубликовал свою первую крупную психоаналитическую работу «Толкование сновидений», которая фактически оказалась провозвестником новой эры в гуманитарных науках и культуре XX в. Уже в первой трети столетия она (наряду с другими трудами Ф.) становится настольной книгой многих философов, литературоведов, искусствоведов; питает творческую фантазию художников многих направлений авангарда (см.: Фрейдизм и искусство ). Ф. постоянно совершенствовал свою теорию (выделяют даже три периода ее эволюции), в которой в качестве главного двигателя жизни человека, общества, культуры рассматривается бессознательное, что стало настоящей революцией в век господства рационализма и «света разума». Обобщенно суть этой теории сводится к следующему....
3. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: системы ценностей и картины мира, - они суть не что иное, как аспекты Л.и. Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути. Понятие же «индивидуальности» указывает на ...
4. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: надполитические философские обобщения. Сюжет "Ш. д." почти невозможно пересказать, так как, во-первых, в нем заложена нелинейная концепция времени-памяти (так же как и в "Зеркале" Тарковского) и, во-вторых, потому, что он построен не по сквозному драматическому принципу, а по "номерному". Это музыкальный термин; по номерному принципу строились оратории и оперы в ХVII - ХVIII вв.: арии, дуэты, хоры, речитативы, интермедии, а сквозное действие видится сквозь музыку - музыка важнее. Вот и в "Ш. д." - "музыка важнее". Между сюжетом и стилем здесь не проложить и лезвия бритвы (позднее сам Соколов назвал подобный жанр "проэзией"). Музыкальность, между тем, задана уже в самом заглавии: "школами" назывались сборники этюдов для начинающих музыкантов ("для дураков"). Но в русской культуре Иванушка-дурачок, как известно, оказывается умнее всех, поэтому название прочитывается еще как "школа высшего мастерства для прозаиков", какой она и является. Другой смысл названия, вещный - это, конечно, метафора "задуренной большевиками" России. В центре повествования рассказ мальчика с раздвоенным сознанием, если называть вещи своими именами - шизофреника (см. ШИЗОФРЕНИЯ ). Между тем за исключением того факта, что с...
5. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: Карениной"), что целиком он до сих пор не опубликован; и настолько разнопланов и противоречив по своей художественно-философской идеологии, что, когда в Москве в 1993 - 1994 гг. был "бум на Галковского", спровоцированный его резкими публицистическими статьями в "Независимой газете", фрагменты из "Б. т. "публиковались в таких идеологически противоположных журналах, как, с одной стороны, "Новый мир", а с другой - "Наш современник". Б. т. чрезвычайно сложен по жанру - это и не автобиография, и не заметки на полях других произведений, и не классический постмодернистский пастиш (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ )- и в то же время и то, и другое, и третье. За основу композиции Б. т. взят, по-видимому, "Бледный огонь" В. Набокова (см. БЛЕДНЫЙ ОГОНЬ ) - одного из двух авторов на всей планете, которого Галковский признает и к которому относится всерьез (второй, вернее, первый и по хронологии и по значимости- В.В. Розанов, отсюда и чудовищный идеологический плюрализм Б.т.). Б. т. строится как система примечаний нескольких порядков к непонятно написанному или не основному тексту. Выглядит это в виде фрагментов объемом, как правило, не более страницы: фрагменты текста автора (рассказчика) или цитаты из какого-либо русского писателя или философа; далее может идти комментарий к этому фрагменту; далее комментарий к комментарию; потом полифонически (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН ) контрастный фрагмент собственного текста или другая цитата. И так далее до бесконечности - отсюда и название текста. Таким образом, в Б. т. последовательно применены три основные риторические фигуры поэтики ХХ в. (см. ПРИНЦИПЫ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА ): текст в тексте (комментарии к собственным размышлениям); интертекст (коллаж цитат - скрытых и явных) и гипертекст (читать Б. т. можно по-разному -сплошняком, как он написан; ориентируясь по номерам и страницам гипертекстовых отсылок; или "тематически", как это делалось при фрагментарных журнальных публикациях романа. Так, первый выпуск журнала "Логос" опубликовал в 1991 г....
6. 3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: становиться языком лишь тогда, когда они уже содержали в себе — пусть лишь внутри своих односложных слов — отношение, устанавливающее порядок предложения. Крик отбивающегося от нападения первобытного человека становится настоящим словом лишь в том случае, если он не является больше побочным выражением его страдания и если он годится для выражения суждения или заявления типа: «я задыхаюсь» 1 . Создает слово как слово и возвышает его над криком и шумом спрятанное в нем предложение. Если дикарь из Авейрона не смог начать говорить, то это потому, что слова остались для него звуковыми знаками вещей и производимых ими в его уме впечатлений; они не получили значимости предложения. Он мог хорошо произнести слово «молоко» перед предлагаемой ему миской; это было лишь «смутное выражение этой питательной жидкости, содержащего ее сосуда и желания, объектом которого она была» 2 ; никогда слово не становилось знаком представления вещи, так как оно никогда не обозначало, что молоко горячее, или что оно готово, или что его ждут. В самом деле, именно предложение освобождает звуковой сигнал от его непосредственных экспрессивных значений и суверенным образом утверждает его в его лингвистической возможности. Для классического мышления язык начинается там, где имеется не выражение, но дискурсия. Когда говорят «нет», своего отказа не выражают криком; в одном слове здесь сжато «целое предложение: ...я не чувствую этого или я не верю в это» 3 . «Перейдем же прямо к предложению, существенному объекту грамматики» 4 . Здесь все функции языка сведены к трем необходимым для образования предложения элементам: подлежащему, определению и их связи. Кроме того, подлежащее и определение — одной природы, так как предложение утверждает, что одно тождественно другому или принадлежит ему: поэтому при...
7. Большой толковый словарь по культурологии. ЖИЗНЬ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: вбирающее в себя оба подхода содержание понятия Ж. на стыке учений о биол. и культурной эволюции - коэволюции, а также в идеях геннокультурной теории и эволюц. эпистемологии. Традиционно всех, кто размышлял над феноменом "Ж." относят к представителям "философии Ж.", называя имена Ницше, Дильтея (см. Дильтей ), Зиммеля (см. Зиммель ), Бергсон а, Шпенглер а, Клагес а, Ортеги-и-Гассета (см. Ортега-и-Гассет ), и, как представляется, весьма искусственно возводят его в ранг самостоят. филос. направления "иррационалистического" толка. В действительности для названных философов понятие Ж., хотя значимое и необходимое, не являлось самоцелью и скорее служило другим, различным для каждого из этих философов задачам. Так, Дильтей вводит это понятие, разрабатывая методологию истор. познания, наук о культуре; Зиммель лишь в последние годы жизни обращается к этой проблеме, после серии осн. работ по социологии и культуре; Шпенглер - при разработке фундаментальной проблемы морфологии истории. Определяющую роль в таком вычленении филос. направления, по-видимому, сыграла работа Риккерт а "Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени", где он писал о столкновении разных подходов к этому феномену в "западно-вост. структуре Ж., к-рая протягивается над Европой". Искусственное конституирование некоего самостоят. филос. направления и дальнейшая оценка его как "иррац." помешали по существу понять филос. поиск нетрадиц. форм выражения феномена Ж. за пределами ее биол. смыслов, в контексте культуры и истории, духовного мира человека. Стремление осмыслить Ж. в ее новом значении - это не отрицание рац. подхода, но необходимость найти новые формы рациональности, не сводящиеся к "образцам", господствовавшим в механистич. естествознании и формальной логике. За этим стояло обращение к иной онтологии - человеч. духовности, укорененной в культуре, искусстве, "жизненном ...
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: Изучал совр. историю в Оксфорде (1921-24), получил степень д-ра философии в Лондон. Школе экономики (1927). Преподавал в Оксфорде (1928-40) и проводил многочисл. полевые исследования в Юж. Судане. Проф. социологии в ун-те Фуада в Каире (1932-34). В 1946-70 проф. социальной антропологии в Оксфорде; проректор ун-та (1963-65). В 1971 возведен в рыцарское звание. Осн. работы: "Колдовство, магия и оракулы уазанде" (1937), "Нуэр" (1940), "Очерки по социальной антропологии" (1962). Обычно Э.-П. причисляют к структурно-функциональной школе антропологии, однако анализ его работ показывает его существ. расхождения со столпами этого направления Радклифф-Браун ом и Малиновским (см. Малиновский ). Испытав значит. влияние франц. социол. школы (см. Французская социологическая школа ) и англ. антропологов-функционалистов, он в целом разделял основы их подхода к изучению об-ва и внес немалый вклад в развитие структурно-функциональной традиции своими исследованиями родства и религии. Однако он рассматривал социальную антропологию как преимущественно гуманистич. и описат. дисциплину, осн. задачей к-рой является интерпретация и достижение адекватного понимания других культур, а не формулировка законов и социальных теорий. Будучи приверженцем эмпиризма, он в антропологии отдавал приоритет полевой этнографической работе и сам проводил интенсивные полевые исследования, гл. обр. в Юж. Судане, собрав обширный этногр. материал о народностях азанде, нуэр, ануак, луо, шиллук, бедуинах Ливии и т.д. Э.-П. считал, что теор. обобщения могут быть сделаны лишь в рез-те накопления большого фактич. материала, обеспечивающего достаточную базу для...
9. Поэтическое / Политическое: внутренняя форма языка и борьба за „первоначалие"
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: культурной археологии, в том числе в философию языка. Именно лингвофилософские идеи эпохи определяют ее „герменевтическое лицо". Слово политического языка ищет себе самооправдания и самоопределения в „слове как таковом". Господствующие взгляды на „слово как таковое" оказывают решающее воздействие на „архитектора Отечества" в его работе над политическим языком. Таким образом, „архитектор Отечества" — это субъект говорения об Отечестве, причем субъект, наделенный в этом отношении значительными правами - значительными, но не равными для всех. Ведь „наивная писательница" Евгения Григорьевна Киселева, письмо которой мы анализировали в главе 2, тоже субъект говорения о Родине. Права на такое говорение, однако, у нее совсем иные. Легко сравнить в этом отношении сановного Шишкова с совершенно бесправной по отношению к символическому порядку пенсионеркой Киселевой. Оба от души, с любовью и преданностью говорят о Родине, однако как разительно их неравноправие в отношении собственного языка! Тогда как один пользуется неограниченными философскими, текстуальными, литературными и прочими ресурсами, из которых черпает мудрость своего Учения, другая „ухватывает" символический материал для построения собственной патриотической позиции и собственной идентичности из всяческого подручного, причем уже прошедшего идеологическую обработку, материала - песен, фильмов, газетных передовиц (мы уже говорили, что киселевская риторическая...
10. ИДЕНТИЧНОСТЬ психосоциальная
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. Являясь жизненным стержнем личности и гл. индикатором ее психосоциального равновесия, И.п. означает: а) внутр. тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; б) включенность этого Я в нек-рую человеч. общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. И.п имеет, т.о., несколько аспектов, выступая как констатация непрерывности самосознания на фоне меняющихся объектов восприятия и опыта (эго-идентич-ность); как норма индивидуального психич. развития и душевного здоровья (личностная идентичность); как признак принадлежности индивидуального бытия, входящего в нек-рую социальную общность (групповую или коллективную идентичность) опр. сегменту истории (психоистор. идентичность); наконец, как свидетельство обретения экзистенциальной устойчивости перед лицом небытия (экзистенциальная идентичность). Общим элементом этих разновидностей И.п. и гл. принципом их формирования в онтогенезе выступает соотношение психол....