Поиск по материалам сайта
Cлово "DOCTOR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. СХОЛАСТИКА
Входимость: 7. Размер: 20кб.
2. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛЬ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
6. Словарь средневековой культуры. МЕДИЦИНА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
7. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
8. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АХЕ")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛИ"-"АМФ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. СХОЛАСТИКА
Входимость: 7. Размер: 20кб.
Часть текста: разнообразнейшей проблематики; соединение данностей мистически истолкованного мифа с их рассудочной разработкой). Христианская патристика подходит к Се по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Леонтий Византийский, ок. 475-543, Иоанн Дамас-кин, ок. 675-749). Особое значение имела работа Боэция (ок. 475-525) по перенесению греческой культуры логической рефлексии в латиноязычную традицию; его замечание, сделанное по ходу комментирования одного логического труда (In Porph. Isagog.) и отмечающее как открытый вопрос о том, являются ли общие понятия (универсалии) только внутриязыковой реальностью, или же они имеют онтологический статус, породило длившуюся веками и конститутивную для С.и дискуссию по этому вопросу. Те, кто видел в универсалиях реальности (realia), именовались реалистами; те, кто усматривал в них простое обозначение (nomen, букв. «имя») для абстракции, творимой человеческим сознанием, назывались номиналистами. Между чистым реализмом и чистым номинализмом какдвумя полярными возможностями оставалось мыслительное пространство для умеренных или осложненных вариантов. Ранняя Ca (IX-XII вв.) имеет...
2. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛЬ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Часть текста: вв. и позднее титул а. давали по приказу светских государей мирянам за особые заслуги. АББАТИСА АББАТИСА - настоятельница жен. католич. монастыря. АББАТСТВО АББАТСТВО - католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями ( Сен-Дени , Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние. АБЕЛЯР, ПЬЕР АБЕЛЯР, ПЬЕР (1079-1142) - фр. философ, теолог, писатель, поэт. Родился недалеко от Нанта (Сев. Франция) в семье рыцаря. Должен был пойти по стопам отца, однако с раннего детства проявил большую тягу и способности к наукам. В отроческие годы стал школяром. Попал в Компьен на лекции Иоанна Росцелина, который считается основателем номинализма - одного из течений ранней схоластики. Затем учился в Париже (после того как Росцелин был осужден собором), был слушателем богослова Гилъома де Шампо. Вскоре вступил с ним в полемику и одержал ряд побед на диспутах. В 1113 г. открыл собственную школу в Мелене, позже - в Корбейле, затем - на горе св. Женевьевы ок. Парижа. Некоторое время спустя А. начал преподавать в парижской соборной школе, не отказываясь и от «частных» уроков. Известна...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: или даже Διώνη. В Додоне Д. считалась супругою Зевса, вместо Геры, и олицетворяла первоначально в образе женщины ту же идею, как и додонский Зевс (Ζεύς, Διός, Διώνη, Iuno). Но т. к. додонский оракул вскоре был затемнен другими оракулами, то Д. должна была уступить Гере свое место возле Зевса и до такой степени была забыта, что многие стали принимать ее не более как за додонскую нимфу. ДИОНИС Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОНИСИАД ДИОНИСИАД - Dionysiădes, Διονυσιάδης, родом из Киликии, трагический поэт, живший в период после Александра Великого. Под его именем упоминается драматический альбом, χαρακτη̃ρες или φιλοκωμωδός, род театрального альманаха. ДИОНИСИИ ДИОНИСИИ - Dionysia, τα Διονύσια, см. Dionysus, Дионис , 6. ДИОНИСИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОПЕЙТ ДИОПЕЙТ - Διοπείθης, уроженец сунийский, современник Демосфена, один из наиболее выдающихся афинских полководцев последних времен независимости, который, однако, часто должен был уступать свое место людям менее способным. Когда Филипп Македонский во время мира хотел покорить города на Херсонесе, Д. помешал ему в 343 г. до Р. X. Демосфен защищал его, обвиненного Филиппом в Афинах в нарушении мира и даже Фокион советовал сопротивляться Филиппу. Demosth. de ...
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: Б.-а. служит как тело модели, так и его фотографии, муляжи. Композиции создаются по принципу живых картин. Философско-эстетич. специфика связана с повышенным интересом к пограничным экзистенциальным ситуациям: жизнь - смерть, Эрос - Танатос, сознание - бессознательное, искусство - неискусство. Другая доминанта - социальная, расовая, нац., сексуальная самоидентификация, фрейдистская символика, садомазохистские мотивы. Боль, насилие, риск, телесные страдания - эпицентр творч. интересов: Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, К. Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает собственную плоть и умирает от потери крови, что запечатлевается на фотопленку. Эти темы обретают особую актуальность в 70-е гг., когда Б.-а. становится достоянием панк-культуры с ее пристальным вниманием к проблемам агрессии и саморазрушения. Тело как первичный объект собственности, право распоряжаться им, его жизнью и смертью, проблематика аутоназии и сексуальных домогательств, мотив тела-фетиша, тела-вещи - совр. концептуальные аспекты Б.-а. Последний существует также в феминистской модификации, интерпретируется сексуальными меньшинствами. Б.-а. возникает в 1964 в Вене. Его первые манифестации - вызывающие нудистские акции Г. Брюса и опыты Р. Шварцкоглера,...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: 4, "ВОД"-"ВЫП") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП") ВОДЯНОЙ ОРГАН ВОДЯНОЙ ОРГАН - Hydraulus, 'ύδραυλος, organon hydraulicum, гидравлический орган, изобретенный механиком Ктесибием; он имеет семь трубок, частью из бронзы, частью из тростника; воздух приводился в нем в движение водой, и таким образом производились звуки. Во время Нерона изобрели новую конструкцию. Игра производилась при помощи клавиатуры. Cic. tusс. 3, 18, 43. Plin. 6, 23, 26. Описание его дает Vitr. 10, 8. ВОЕННАЯ ДОБЫЧА ВОЕННАЯ ДОБЫЧА - Manubiae, или деньги, вырученные от продажи добычи, особенно часть добычи, причитающаяся полководцу, противоположное praeda, сама добыча, состоящая из рабов, скота и различных вещей. По понятию греков с самых древних времен все принадлежащее неприятелю, особенно все вооружение, делалось собственностью победителя; при этом различали - σκυ̃λα - взятое с убитого неприятеля и λάφυρα - с живого; на этом основании у Гомера часто говориться о «кровавом» оружии. В позднейшее время сам полководец разделял добычу, причем никогда не забывали приносить часть добычи богам, вешать в храмы или же украшать ею общественные здания, а иногда строить и новые. (О разделении добычи, взятой в сражениях при Пл*геях, см. Hdt. 9, 80 сл.) Римляне одну часть добычи отдавали в государственную казну, другую полководцу, остальное распределялось между солдатами; доспехи, снятые с неприятеля, назывались spolia. ВОЕННЫЕ ЗНАКИ ВОЕННЫЕ ЗНАКИ - см. Военные приказания . ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ - Signa, 1. сигналы, т. е. военные приказания, которые давались как в походе, так и в сражении и лагере. Они разделялись на signa vocalia, semivocalia и muta. Сигналы...
6. Словарь средневековой культуры. МЕДИЦИНА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: обозначаемый еще и как «монашеская» М.а; салернский; период схоластической М.ы; M.y эпохи Ренессанса. Разумеется, такая периодизация является весьма условной, а хронологические рамки отмеченных периодов недостаточно четкие. 1. Средневековая ученая М.а, с одной стороны, продолжила традиции М.ы античной (в области гуморальной теории, терапии, диетики), а с другой стороны, формировалась под влиянием христианской теологии. Соответствующее положение Устава Бенедикта обязывает ухаживать за больными братьями, как и сама идея христианского милосердия побуждает западное монашество серьезно обратиться к изучению М.ы. В основанном Кассиодором Виварии, в Монте-Касси-но переводятся и переписываются античные медицинские рукописи Гиппократа и Гале-на, Цельса, Диоскорида, Ориебазия, Александра Тралльского. В Испании к изучению воззрений античных врачей обратился Исидор Севильский («О природе вещей»); в крупных монастырях (Люксёй, Фульда, Рай-хенау, Боббио, Санкт-Галлен), в школах при епископских кафедрах (в Париже, Шартре, Лилле, Туре) составляются компендиумы античных сочинений, наподобие знаменитых Corcondantia Ippocratis, Galeni et Syriani, несколько столетий служивших путеводной нитью в медицинской практике. В X-XIÏ вв. монастырская М.а достигает ...
7. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: древнееврейского и арамейского на древнегреч. язык был сделан в эллинистич. Египте при царе Птолемее II Филадельфе (282-246 до н.э.). Это т.наз. Септуагинта (лат. septuaginta - семьдесят), выполненная 70 переводчиками. Книги Нового завета были созданы на протяжении I - нач. II в. н.э. и написаны на древнегреч. языке. 27 книг Нового завета были окончательно и повсеместно признаны христиан, церквами в качестве канонических в IV-V вв. н.э. Древнейший перевод Б. на латынь (Itala) был сделан во II-III вв. н.э., и им пользовались христиане Рим. империи. В конце IV - нач. V в. Иеронимом был сделан новый перевод библ. книг на лат. язык (Вульгата). В отличие от Италы в Вульгате дается перевод книг Ветхого завета не с Септуагинты, а с древнеевр. текста. В последующие века перевод Иеронима был завершен (поначалу там не было посланий апостолов и Откровения Иоанна) и во многих местах исправлен. Именно Вульгата в средние века стала в католич. церкви официальным и обязательным переводом, что, в частности, зафиксировал в своих решениях Тридентский собор в 1546 г. В Зап. Европе переводы Б. на нац. языки появились еще в античности. Так, епископ Ульфила перевел Б. на готский язык. Но в дальнейшем, начиная с папы Григория VII (1080),...
8. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АХЕ")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: реформы в области управления. А. В. собрал и издал все старые англосакс, законы в виде единого свода - «Правды короля Альфреда» (ок.890), включив в него и новые королев, постановления, отражавшие развитие в стране феод, отношений. Консолидация Англии при нем была связана с идейным и культурным подъемом, с развитием школ, просвещения и лит. Изучив латынь, А. В. перевел на англосакс, (древнеангл.) язык лат. сочинения филос, теологич. и ист. характера и поощрял к этому членов небольшого кружка образованных людей, приближенных к королю (некоторое подобие Академии Карла Великого, но более скромного по масштабам и результатам деятельности). Сам король, как утверждает традиция, перевел трактат Боэция «Об утешении философией» - одного из самых популярных соч. европ. Средневековья - и «Церковную историю англов» Беды Достопочтенного. Благодаря переводческой деятельности А. В. и его кружка образованной верхушке стали доступны произведения ант. и христиан, лит. При А. В. были восстановлены многие монастырские школы, разрушенные в период датских нашествий, и созданы новые, в том числе и светские, школы для детей знати. А. В. оказал большое влияние на современную ему анналистику. Некоторые части уэссекской редакции «Англосаксонской хроники» носят на себе отпечаток взглядов самого А.В., его просветительских идей и литературных трудов. Лит.: Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984; Duckett E.S. Alfred the Great and his England. London, 1957. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (340 - ок.397) - епископ Милана, один из «отцов церкви». Ярый...
9. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛИ"-"АМФ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: античности Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛИ"-"АМФ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛИ"-"АМФ") АЛИМЕНТЫ АЛИМЕНТЫ (лат. alimenta - пища, содержание). В Др. Греции и Риме изначально существовала лишь моральная ответственность отца за своего ребенка. Позднее была установлена обязанность детей содержать родителей в старости или в случае болезни. В Риме постеп. уменьшение неогранич. власти отца над членами семьи привело в нач. эпохи Империи к законодательному закреплению обязательного содержания: 1) одних родственников другими согласно законным бракам или кровному родству и 2) внебрачными детьми матери и ее родителей. Уже у греков существовало государств, обеспечение пожилых и неработоспособных граждан и детей-сирот. В Риме, кроме разовых раздач хлеба, устраивались спец., находившиеся в ведении государства фонды, проценты с которых шли на содержание нуждающихся детей. Впервые они были созданы при Нерве (96 - 98) и получили дальнейшее развитие в периоды правления его преемников. АЛКАМЕН АЛКАМЕН - скульптор и мастер бронзового литья сер. и кон. классич. периода (2-я пол. 5 в. до н. э.). А. был в Афинах учеником и соперником Фидия. Создал множество статуй...