Поиск по материалам сайта
Cлово "DIS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. АБСТРАКТНОЕ КИНО
Входимость: 2. Размер: 11кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 4, "АДР"-"АКИ")
Входимость: 2. Размер: 62кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 12, "АПП"-"АРД")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
6. Мифы народов мира. МЕССИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАН"-"ПАР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАК"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
9. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
10. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 7, "КЛА"-"КОВ")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
15. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
16. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПИС"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
17. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
18. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
19. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
20. Народы и религии мира. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 43кб.
21. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕН"-"ПЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИО")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
23. Мифы народов мира. ЗАГОВОРЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
24. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
25. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИК")
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. АБСТРАКТНОЕ КИНО
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: абстрактные, существующие изначально лишь в воображении художника и создаваемые на кинопленке, в основном, методом рисованной или иного рода анимации, мультипликации. В самом киноискусстве (см.: Кино ) чисто в историческом плане в начальный период его развития эксперименты с А к были инспирированы естественным поиском своей неведомой еще специфики. На раннем этапе одни теоретики пытались усмотреть в кино, особенно в игровом, своего рода механическое, электрифицированное продолжение театра (кино в их понимании - это своего рода «сфотографированный театр»), другие акцентировали внимание на очевидной близости кино к искусству слова (кино - «визуальная литература»), третьи абсолютизировали не менее очевидную связь кино с изобразительным искусством (кино - «движущаяся живопись») Динамичность, выразительные свойства киноизображения, высокое значение в нем ритма, пластики и игры света вполне естественно приводили еще к одной предельной оценке, отражающей возможную близость кино - даже в его немом периоде - к музыке, к балету (кино - своего рода «видимая музыка») На этом основаны концепции «фотогении» Л.Деллюка, «интегральной кинематографии» Ж.Дюлак, «музыки движения» В.Линдснея, «зрительной симфонии» П. Вегенера, «музыки света» С. Эйзенштейна, «киноглаза» Д. Вертова. Чаще всего практическое воплощение этих концепций «чистого», «абсолютного» кино сводилось к бессюжетному монтажу движущегося фотоизображения, порой ...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 4, "АДР"-"АКИ")
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Часть текста: реки Тонса, н. Тунджи, самый замечательный город из всех городов, названных по имени императора Адриана; время его процветания, однако, относится к средним векам. Город был укреплен и тщетно осаждался готами; здесь были отличные оружейные заводы. Eutr. 6, 8. Amm. Marc. 14, 11; другой город того же имени лежал в Киренаике. Третий во Фригии. АДРИЯ АДРИЯ - Άδρία, Adria и Hadria, 1. город в Пицене, н. Атри, отечество предков императора Адриана. Plin. 3, 13, 18. Spart. Hadr. 1; 2. город в области венетов между устьем По и Эчью (Liv. 5, 33), некогда значительная по торговле колония тусков, позднее колония Коринфа (н. Adria). От этой А. получило свое название Адриатическое море, Adria m. (Horat. Od. 1, 33, 15. 3, 3, 5, ó Άδρίης, Hdt. 4, 33. 5, 9, mare Adriaticum, Liv. ук. м.), т. е. море между восточным берегом Италии и Иллирией, приблизительно до линии Брундизия и Диррахия; называлось оно также mare Superum; иногда разумеется под этим именем и море к югу от Италии и Сицилии. На нем часто бывают бури, особенно когда дует Нот (Notus). АДРИЯ, ГАДРИЯ АДРИЯ, ГАДРИЯ - Άδρία, Adria и Hadria, 1) город в Пицене, н. Атри, отечество предков императора Адриана. Рliп. 3, 13, 18....
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 12, "АПП"-"АРД")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: Статьи на букву "А" (часть 12, "АПП"-"АРД") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 12, "АПП"-"АРД") АППОЛИНАРИИ АППОЛИНАРИИ - Appollinares ludi, см. Ludi, Игры , 3. АПР АПР - Aper, Marcus, родом из Галлии, при Веспасиане был в Риме адвокатом и учителем риторики, достиг преторства. В dialogus ученика его Тацита он относится к числу celeberrima turn ingenia fori, называется ommi eruditione imbutus (c. 2) и довольно софистическим способом ведет защиту новейшего направления в красноречии (с. 5-10. 16-23). АПРИЙ АПРИЙ - Άπρίης, египетский царь (595-570 гг. до Р. X.), в Ветхом Завете фараон Гофра, сын Псаммиса, был низвергнут Амасисом после неудачного похода на Кирену, предпринятого будто бы А. с целью погубить остатки касты воинов. Hdt. 2, 161. 169. АПРОНИАН АПРОНИАН - Aproniānus, M. Cassius, наместник Далмации и Киликии, куда сопровождал его сын его, известный историк Кассий Дион. В 191 г. А. был консулом. Dio Cass.49. 1. 36. 72, 7. АПРОНИЙ АПРОНИЙ - Apronius, 1. Quintus, сообщник Г. Верреса по злодеяниям в Сицилии. Cic. Verr. 3, 9, 22. 23, 57 слл.; 2. Lucius, римский всадник. В 14 г. от Р. X. сражался под знаменами Друза, сына Тиберия, против возмутившихся паннонских легионов. В 14 и 15 гг. от Р. X. командовал частью армии, подчиненной Германику. В 20 г., будучи проконсулом в Африке, счастливо воевал против...
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в "Пире" Платона (202 е), духи-"даймоны" суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: от Зевса муз - девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует Мланде-ава. МОДЕЛЬ МИРА Статья большая, находится на отдельной странице . МОЖЖЕВЕЛЬНИК МОЖЖЕВЕЛЬНИК - кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще всего ориентируются на такие их свойства, как вечнозелёность, хвойность, характерный «бальзамический» запах (особенно при сжигании). С М. (так же как с кедром и кипарисом) устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. С древнейших времён ведёт происхождение распространённый обычай сжигания ветвей М. при похоронах и устилание ими последнего пути умершего. Особое место занимает сжигание М., кедра или других близких растений с целью ритуального окуривания, благовонного каждения; характерно, что и греч. χέδρο, и некоторые названия М. типа нем. диалектного Kaddig сопоставимы с терминами, обозначающими курение благовоний, каждение (ср. «кадить», «чадить» и т. п.). Такое благовонное окуривание описывают Геродот и римские авторы (Плиний Старший, Вергилий, Варрон и др.). В разных традициях Старого и Нового света М. используется для окуривания дома, конюшни, других хозяйственных помещений с целью предотвращения удара молнии или изгнания нечистых духов. По...
6. Мифы народов мира. МЕССИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: доктрины о М. (положение меняется только на грани библейской и послебиблейской эпох). Употребление слова «М.» далеко от эсхатологической концепции М. (даже если иметь в виду, что мессианские образы обозначаются в библейских текстах различными терминами - «сын человеческий», Дан. 7, 13; отчасти «отрок Яхве» - Ис. 42). Слово «М.» имеет в Ветхом завете хотя и сакральный, но совершенно бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи (напр., 1 Царств 12, 3 и 5; 16, 6; 2 Царств 19, 21; 2 Парал. 6, 42; Пс. 17, 51; 19, 7 и др.) или к первосвященникам (напр.. Лев. 4, 3 - «священник помазанный» и др.), или даже к языческому царю Киру II как провиденциальному орудию Яхве, пользующемуся его помощью (Ис. 45, 1). Сама идея М. кажется стоящей в противоречии с пафосом ветхозаветного монотеизма, не допускающего никаких «спасителей» рядом с Яхве и не благоприятствующего представлению о каком-либо посреднике между Яхве и его народом. Исходя из этого, в образе М. пришлось бы увидеть наносное заимствование (на мало подходящей для этого почве) из какого-то чуждого круга мифологем, скорее всего иранского (ср. Саошьянт ), типологическую параллель языческим фигурам героев-спасителей, фигуре буддийского Майтреи и т. п. Но тогда непонятно, почему учение о М. не только заняло со временем очень заметное место в системе иудаизма, не только оказалось абсолютным центром христианских представлений, но и нашло буквальные соответствия в строго монотеистическом исламе (образ Махди, «скрытого имама» шиитов). Есть основания утверждать, что внутренняя неизбежность как самой идеи М., так и переосмысления в связи с этой идеей состава религиозных представлений в целом заложена в самой структуре религии Яхве, требующего от своего народа беспрекословной верности и особой «святости» на его историческом пути (особенно в будущие эсхатологические времена), недостижимых без вождя и...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАН"-"ПАР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: 1. сын Никанора, из Родоса, родился ок. 180 г. до Р. X. Философское образование он получил в Афинах у Диогена Вавилонского и его ученика Антипатра из Тарса. Оттуда он отправился в Рим, где подружился с Лелием и Африканом Младшим; последнего он сопровождал во время его посольства в Азию и Египет к Птолемею Фискону, в 43 г. до Р. X. Будучи учителем, он расширил в Риме философию стоиков и имел много учеников; из них самые известные: К. Фанний, Кв. Муций Сцевола Авгур, Кв. Элий Туберон (Cic. de or. 3, 23. Cic. tusс. 4, 2), Рутилий Руф, (Cic. off. 3, 2), Вигеллий (Cic. de or. 3, 21). Позже он опять возвратился в Афины, где, сделавшись преемником своего учителя Антипатра, стоял во главе стоической школы и имел в числе учеников: Аполлодора из Низы в Карии, Мнесахра, Гекатона из Родоса, Посейдония из Апамеи в Сирии. Он умер в глубокой старости в Афинах, где долго еще после него существовало застольное общество панэтистов. Из его сочинений дошли до нас только некоторые отрывки; он написал:...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАК"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: 1 мая 305 г. был принужден Диоклетианом сложить вместе с ним свое достоинство. Eutr. 9, 20 слл. Aur. Vict. Caes. 39. Но когда в 306 г. его сын, Максенций, был провозглашен августом, то в М. снова явилась жажда власти, и уже в следующем году он принимал участие в управлении. Но скоро он разошелся с Максенцием и должен был оставить Рим; после этого он искал убежища у своего зятя Константина; но т. к. здесь он злоумышлял против его жизни, то Константин и приказал его казнить, в 310 г.; 2. С. Galerius Valer. Max., был родом из дунайской области и в 292 г. от Р. X. получил от Диоклетиана сан цезаря, после чего и женился на его дочери. В 296 г. он был разбит персами, вследствие чего приобрел себе нерасположение тестя. Но вскоре затем он совершенно разбил персов и заключил с ними выгодный мир. После отречения Диоклетиана М. сделался правителем восточной части империи, но взял себе двух соправителей (цезарей). В 307 г. он избрал в августы Лициния. Свои преследования христиан, к которым, говорят, он возбуждал и Диоклетиана, он прекратил только в 311 г. Вскоре затем, в том же году, он и умер. Eutr. 9, 24. 10, 1. 2. МАКСИМИН МАКСИМИН - Maximīnus, 1. Iui. Verus Max., фракиец, отличался необыкновенною физическою силою и ростом, служил преторианцем, благодаря Александру Северу попал в сенат, удачно сражался с персами и алеманнами и после убиения Севера в 235 г. от Р. X. (19 марта) был провозглашен любившими его солдатами императором; в соправители себе он взял своего сына Л. Юлия Вера Максима. Удачно и славно воевал он в Германии, но своею жестокостью, суровостью и яростью раздражил сенат и народ, которые признали его императором только из страха перед войском, так что в 238 г. во время возмущения Гордианов сенат...
9. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: (Abas, Άβας). 1) Сын Метаниры, обращенный Деметрой в ящерицу за то, что он насмехался над богиней, когда она явилась в дом его матери и с жадностью пила воду для утоления жажды. 2) Двенадцатый царь Аргоса, сын Линкея и Гипермнестры, внук Даная. Когда он сообщил своему отцу о смерти Даная, то получил в награду щит своего деда, посвященный Гере. Этот щит совершал различные чудеса; одного его вида было достаточно, чтобы принудить к покорности восставший народ. АБАНТЫ Абанты (Abantes, Αβαντες). Древние обитатели острова Эвбеи. Они построили город Абы и затем переселились на Эвбею. АБАРИС Абарис (Abaris, Αβαρις). Мифическое лицо, жрец Аполлона, который, по преданию, не принимал земной пищи и летал по воздуху на золотой стреле, полученной в дар от Аполлона; жил около 570 г. до Р. X. АБДЕРЫ Абдеры (Abdera, τά Αβδηρα). Город во Фракии, близ устья реки Неста. Это место рождения Демокрита, Протагора, Анаксарха и других замечательных людей. Несмотря на это, Абдеры считались городом глупцов и "абдерит" было прозвищем нелестным. АБЕЛЛА Абелла или Авелла (Abella = Avella, Άβέλλα). Халкидская колония в Кампании, славившаяся своими яблоками, за что Виргилий назвал ее malifera, т. е. приносящая яблоки. АБИДОС Абидос (Abydus, Αβυδος). 1) Город в Египте, известный храмом Осириса, развалины которого сохранились до настоящего времени, а также оракулом. 2) Город на Геллеспонте, известный любовью Геро и Леандра (см. Леандр ). Отсюда Ксеркс начал строить мост из лодок для перехода персидского войска в Грецию. АБИИ Абии (Abii, Αβιοι). Народ, упоминаемый Гомером, вероятно, живший во Фракии. Они питались молоком, отличались целомудрием и нелюбовью к войне. АБИЛА Абила (Abila) 1) Город в Целе-Сирии, впоследствии Клавдиополь. (Abyla) 2) Гора в Африке против мыса Кальпе в...
10. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: славянами и прибалтийскими финнами. Самые ранние сведения о мифологии и ритуале балтийских племён, помимо археологических данных о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к кон. 1 в. н. э. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м. (прежде всего у пруссов) резко увеличивается (орденские договоры с пруссами, «Рифмованная хроника», «Ливонская хроника» Генриха Латвийского, польские анналы, русские летописи). Более поздние источники - «Хроника Пруссии» Петра Дюсбурга (14 в.), сочинения польского историка Я. Длугоша (15 в.), немецкого монаха С. Грунау, литовских писателей Мажвидаса, Даукши, Бреткунаса и др., польских историков М. Стрыйковского, Я. Ласицкого (16 в.) и др., сообщающие много нового, вместе с тем не только содержат немало сомнительных сведений, но иногда и дополняют Б. м. в...