Поиск по материалам сайта
Cлово "DIE"
Входимость: 8. Размер: 61кб.
Входимость: 8. Размер: 19кб.
Входимость: 7. Размер: 78кб.
Входимость: 7. Размер: 16кб.
Входимость: 7. Размер: 20кб.
Входимость: 7. Размер: 36кб.
Входимость: 7. Размер: 34кб.
Входимость: 6. Размер: 11кб.
Входимость: 6. Размер: 13кб.
Входимость: 6. Размер: 88кб.
Входимость: 6. Размер: 19кб.
Входимость: 6. Размер: 19кб.
Входимость: 6. Размер: 55кб.
Входимость: 5. Размер: 44кб.
Входимость: 5. Размер: 61кб.
Входимость: 5. Размер: 47кб.
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Входимость: 5. Размер: 27кб.
Входимость: 5. Размер: 66кб.
Входимость: 5. Размер: 79кб.
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Входимость: 4. Размер: 48кб.
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Входимость: 4. Размер: 62кб.
Входимость: 4. Размер: 43кб.
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Входимость: 4. Размер: 42кб.
Входимость: 4. Размер: 9кб.
Входимость: 4. Размер: 128кб.
Входимость: 4. Размер: 52кб.
Входимость: 4. Размер: 58кб.
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Входимость: 4. Размер: 56кб.
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Входимость: 4. Размер: 59кб.
Входимость: 4. Размер: 64кб.
Входимость: 4. Размер: 49кб.
Входимость: 4. Размер: 63кб.
Входимость: 4. Размер: 5кб.
Входимость: 4. Размер: 46кб.
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Входимость: 3. Размер: 66кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 61кб.
Часть текста: он обречён из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может снять с него зарок. На возникновение легенды оказали влияние религиозно-мифологические представления о том, что некоторые люди являют собой исключение из общего закона человеческой смертности и дожидаются эсхатологической развязки (согласно Библии, таковы Енох и Илия) и что такая судьба должна постигнуть каких-то очевидцев первого пришествия Иисуса Христа (ср. Матф. 16, 28); в легенде можно видеть реминисценцию ветхозаветного мотива проклятия Каину, которого Яхве обрекает на скитания, но запрещает лишать его жизни (Быт. 4, 10-15). В ней отразились и некоторые аспекты отношения средневековых христиан к евреям: в них видели людей, не имевших родины и обречённых на скитания, но «чудом» сохранявших этническую и религиозную самобытность, а также живую реликвию «священной истории» Ветхого и Нового заветов, убийц Христа и осквернителей «завета с богом», но в эсхатологическом будущем - примиряющихся с богом через обращение к Христу наследников древнего обетования (так понимали во взаимосвязи Захар....
Входимость: 8. Размер: 19кб.
Часть текста: М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ - и космологические представления (к. п.) занимают особое место среди других форм мифо-поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, т. е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества. К. п. концентрируются прежде всего вокруг актуального состояния вселенной: структура мира - набор, связь и функции его частей, иногда - их количественные параметры (синхронический аспект описания космоса). К. м. описывают, как возникла вселенная (диахронический аспект). Актуальное состояние вселенной в мифопоэтическом мышлении связывается воедино с её происхождением как следствие с причиной; ибо определение и объяснение состава мироздания и роли, которую играют в нём его объекты, равнозначно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов («операционная связь» синхронического и диахронического описаний). Таким образом, эти аспекты представляют лишь два проявления одной сущности: то, что порождено в ходе создания и устроения космоса, и является его составом; всё, что входит в состав космоса, возникло в ходе его развития. Но к. п. не полностью выводимы из К. м. и реконструируются отчасти при анализе ритуалов, языковой семантики и т. л. Сфера космологического и космогонического для мифопоэтического сознания очень широка, поскольку оно отождествляет (или, по крайней мере, связывает, чаще всего однозначно) природу (макрокосм) и человека (микрокосм): человек создан из элементов мироздания, или наоборот, - вселенная происходит из тела первочело-века (см. Антропогонические мифы ). Будучи подобием вселенной,...
Входимость: 7. Размер: 78кб.
Часть текста: похороны К. знаменовали переход к весеннему циклу. Название «К.» родственно укр. костру б, «неряха»; ср. также этимологию названия Кострома. в. и., в. т. КОТ КОТ - кошка. В ряде мифологических традиций образ К. выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с...
Входимость: 7. Размер: 16кб.
Часть текста: из трёх основных областей: страны хатти - хеттов в северной и центральной части Малой Азии, Лувии - на юго-западе Малой Азии и Палы - на северо-востоке). Древнейшим слоем X. м. является мифология хатти (протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологические воззрения. Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н. э. близкородствен северо-западным кавказским (абхазо-адыгским) языкам и имеет черты, общие с северовосточно-кавказскими (нахско-дагестанскими) языками, что позволяет проводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском и соответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс. до н. э. язык хатти сохранялся лишь в качестве священного. На основании документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (современный Богазкёй) можно составить достаточно полное представление о мифологии хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан (Eštan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, «источник», родственно хурритскому arinn-i, «источник»), её дочь - солнечное божество Мецулла, богиня Каттахцифури («царица богиня», хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmašuit, хатт. Ha-n-wa-š-wi-t, от Ha-ni-wa-š, «то, на чём сидят - престол», упоминается в древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапанта-ли, бог плодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хатту-саса воинственная богиня Инара, божества подземного мира Лелъвани и пара Иштуштайя (Ištuštaya, Ešduš-taya, возможно, родственно имени Эстан) и Папайя, богиня зерна Каит (Kait, «зерно», родственно хуррит. kate, «зерно», и древнейшим евразийским названиям зерна), охраняющий дворец царя Цилипури,...
Входимость: 7. Размер: 20кб.
Часть текста: теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего средневековья. Генезис схоластики и периодизация ее развития Истоки С.и восходят к позднеантичной философии, прежде всего к неоплатонику V в. Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из авторитетных текстов, каковыми были для Прокла сочинения Платона, а также сакральные тексты античного язычества; энциклопедическое суммирование разнообразнейшей проблематики; соединение данностей мистически истолкованного мифа с их рассудочной разработкой). Христианская патристика подходит к Се по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Леонтий Византийский, ок. 475-543, Иоанн Дамас-кин, ок. 675-749). Особое значение имела работа Боэция (ок. 475-525) по перенесению греческой культуры логической рефлексии в латиноязычную традицию; его замечание, сделанное по ходу комментирования одного логического труда (In Porph. Isagog.) и отмечающее как открытый вопрос о том, являются ли общие понятия (универсалии) только внутриязыковой реальностью, или же они имеют онтологический статус, породило длившуюся веками и конститутивную для С.и дискуссию по этому вопросу. Те, кто видел в универсалиях реальности (realia), именовались реалистами; те, кто усматривал в них простое обозначение (nomen, букв. «имя») для абстракции, творимой человеческим сознанием, назывались номиналистами. Между чистым реализмом и чистым номинализмом какдвумя полярными возможностями оставалось мыслительное пространство для умеренных или осложненных вариантов. Ранняя Ca (IX-XII вв.) имеет своей социокультурной почвой монастыри и монастырские школы. Она рождается в драматических спорах о месте т.н. диалектики (т.е. методического рассуждения) при...
Входимость: 7. Размер: 36кб.
Часть текста: были вырубаемы топором из большого куска дерева (τεκταίνειν, πελεκα̃ν), были отделываемы более тонкими инструментами (ξέειν) и украшаемы самыми различными способами золотом, серебром, слоновой костью, янтарем (δινου̃ν, δαιδάλλειν), или с выделкой металлических сосудов, с паяльным ремеслом (κόλλησις, ferruminatio) и с гончарным (κεραμευτική). Из рук ваятеля из глины стали выходить вскоре рельефы (τύποι) и целые фигуры. Краской старались придать выражение; украшение это, служившее первоначально для изображения в грубом и ярком виде наиболее характеристичного в образовании тела и одежды, было сохранено и при более усовершенствованном искусстве (полихромия). На статуях сохранилось много следов красок; относительно размеров, какие имело употребление полихромии во время процветания искусства, пока еще не пришли ни к каким верным результатам. ср.: О. Jahn, die Polychr. der alten Sculptur (из Alterthumswissenschaft, стр. 247 слл.). При отливке из металла (ars statuaria) особенную важность имело смешение бронзы (ср. Aes Corinthium, Медная...
Входимость: 7. Размер: 34кб.
Часть текста: A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я СКУЛЬПТУРА, СКУЛЬПТОРЫ СКУЛЬПТУРА, СКУЛЬПТОРЫ - Sculptores, ваяние, резьба. Пластика, или ваяние, в широком смысле соединилась у эллинов с соответствующими родами ремесла, именно с выделкой деревянных сосудов, которые были вырубаемы топором из большого куска дерева (τεκταίνειν, πελεκα̃ν), были отделываемы более тонкими инструментами (ξέειν) и украшаемы самыми различными способами золотом, серебром, слоновой костью, янтарем (δινου̃ν, δαιδάλλειν), или с выделкой металлических сосудов, с паяльным ремеслом (κόλλησις, ferruminatio) и с гончарным (κεραμευτική). Из рук ваятеля из глины стали выходить вскоре рельефы (τύποι) и...
Входимость: 6. Размер: 11кб.
Часть текста: Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии — науки о поведении животных. Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсберг, ун-те, с 1948 работал а ун-те Мюнстера, затем — в Ин-те физиологии поведения им.М. Планка в Зеевизене. На его взгляды большое влияние оказали исследования Уитмена, Крейга, Хейнрота, а в области философии и культурологии — идеи Канта, Шиллера, Фрейда. Характерной особенностью его творчества является попытка соединить эволюц. (или функциональное) и теологич. (или причинно-“механизменное”) понимание поведения. Это позволило рассмотреть суть поведения в его субординированности с понятием действия. Для Л. характерно требование междисциплинарности в изучении человека и рассмотрение его поведения в контексте единства естественно-научного и филос. подходов. В отличие от др. ученых, занимавшихся сходной проблематикой, Л. стремился объединить все существующие идеи и теории в единую теорию биологии поведения животных (этологию). Для ...
Входимость: 6. Размер: 13кб.
Часть текста: занимаясь сравнит. анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсберг. ун-те, с 1948 работал в ун-те Мюнстера, затем - в Ин-те физиологии поведения им. М. Планка в Зеевизене. На его взгляды большое влияние оказали исследования Уитмена, Крейга, Хейнрота, а в области философии и культурологии - идеи Канта, Шиллера, Фрейд а. Характерной особенностью его творчества является попытка соединить эволюц. (или функциональное) и теологич. (или причинно-"механизменное") понимание поведения. Это позволило рассмотреть суть поведения в его субординированности с понятием действия. Для Л. характерно требование междисциплинарности в изучении человека и рассмотрение его поведения в контексте единства естественно-научного и филос. подходов. В отличие от др. ученых, занимавшихся сходной проблематикой, Л. стремился объединить все существующие идеи и теории в единую теорию биологии поведения животных (этологию). Для Л. наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением осн. механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психики и культуры, с выяснением экол. обусловленности как высшей нервной деятельности, так и разл. типов деятельности культурной. Л. развивал теорию, согласно к-рой любое поведение может выступать как единство наследственного и приобретенного. Помимо инстинктов у человека, как и у высших ...
Входимость: 6. Размер: 88кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Г" ГАБИНИЙ, АВЛ ГАБИНИЙ, АВЛ (лат. Aulus Gabinius ) (? - 47 до н.э.) римский политический деятель, народный трибун 67 г., претор 61 г. и консул 58 г. Как преданный сторонник Г. Помпея Г. провел закон о преследовании пиратов, согласно которому Г. Помпей получил верховное командование в войне с ними; в 66 г. отправился в качестве легата в Азию, в 65 г. принимал участие в войнах с Митридатом и с Парфией, управлял провинцией Сирия, в 55 г. подавил восстание в Иудее, восстановил на троне египетского царя Птолемея XII Авлета. Поскольку Г. не принимал участия в войне Г. Помпея с Ю. Цезарем, последний разрешил ему возвратиться в Рим и отправил его в качестве легата с войском в Иллирию, где в битве при Солонах Г. потерпел поражение от далматов и там же умер. ГАВГАМЕЛЫ ГАВГАМЕЛЫ - см. Александр Македонский. ГАДЕС (АИД) ГАДЕС (АИД) (лат. Gades , греч. Gadeira ) финикийская колония в Испании (совр. Кадис), основанная, по преданию, в 1100 г. до н.э. После 2-й Пунической войны она добровольно перешла под власть Рима. По числу жителей Г., бывший центром международной торговли со странами Атлантического побережья, уступал только Риму. ГАЛАТЕЯ ГАЛАТЕЯ (греч. Galateia ) в греческой мифологии морская нимфа, дочь бога Нерея, возлюбленная ...