Поиск по материалам сайта
Cлово "DEUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА")
Входимость: 8. Размер: 47кб.
2. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИТ"-"ДЮР")
Входимость: 2. Размер: 66кб.
4. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. Веды
Входимость: 1. Размер: 9кб.
5. Альтернативная культура. Энциклопедия. АЛКОГОЛЬ
Входимость: 1. Размер: 9кб.
6. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДАН")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
8. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
10. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
11. Реальный словарь классических древностей. ТЕАТР
Входимость: 1. Размер: 28кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАК")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
14. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
17. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Откуда пошел, как был организован и защищен мир. Наказание Дьяуса
Входимость: 1. Размер: 2кб.
18. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 40кб.
19. Словарь античности. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЙ"-"РИС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
20. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕЛ"-"ПЕР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
21. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 8, "КОГ"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 71кб.
22. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 7, "СТО"-"СЫР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
23. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
24. Мифы народов мира. АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
25. Мифы народов мира. НЕБО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
26. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 5, "ФИД"-"ФИЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДУ"-"ДЯН")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЬ"-"АНТ")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
29. Мифы народов мира. БОГИ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
30. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОКЕ"-"ОПС")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
31. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
32. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
33. Реальный словарь классических древностей. ЕВРИПИД
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА")
Входимость: 8. Размер: 47кб.
Часть текста: В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА") ДЕМОСФЕН Статья большая, находится на отдельной странице . ДЕМОФАН ДЕМОФАН - Demophănes, Δημοφάνης, см. Ecdemus, Экдем . ДЕМОФОН ДЕМОФОН - Demŏphon, Δημοφόων, Δημοφω̃ν, 1. см. Δημήτηρ, Деметра , 2; 2. сын Тесея и Федры, царь афинский (см. Diomedes, Диомед ). По сказанию послегомеровскому, он сражается под Троей и освобождает свою бабушку Эфру, попавшую в Трою в качестве невольницы Елены. Il. 3, 144. Pans. 10, 25, 3. На возвратном пути из Трои он обручился с Филлидою, дочерью фракийского царя Сифона, но до свадьбы заехал на родину, чтобы устроить свои дела. Когда в назначенное время он не возвратился, то Филлида повесилась и была превращена в дерево. Ov. her. 2. Д. защищал гераклидов в Аттике от преследовавшего их Ерисфея и убил его в битве. (Eur. Heraclidae). Брат его Акамант (см. Acamas, Акамант ) также сражался под Троей. ДЕМОХАР ДЕМОХАР - Demochăres, Δημοχάρης, племянник Демосфена (сын его сестры), принадлежал к числу отличнейших афинских граждан. Получив образование от своего дяди, он после смерти его с большою силою боролся с македонской парией. Plut. Demosth. 21. Demetr. 24. Влияние Димитрия Полиоркета, восстановившего демократическое правление в Афинах, возвысило его среди сограждан, но и ему пришлось испытать переменчивость судьбы: в 303 г. он был изгнан из Афин. Возвратившись из изгнания в 298 г., он укрепил свой отечественный город, пользовавшийся в другой раз покровительством Димитрия, и...
2. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: топографии античной и Ср.-век. Италии («Italia illustrata»), а также сочинение о рим. древностях «Roma triumphans». БЛЮМНЕР БЛЮМНЕР - Гуго (1844-1919); с 1877 профессор археологии в Цюрихе. Занимался др. реалиями. Осн. труд - «Технология и терминология ремесел и искусств греков и римлян», в 4 т., Лейпциг, 1875, 1884, 1887, 1897 (переиздание в 1978). БОГ (греч. theos, лат. deus). В истории античной религии нет достоверных сведений о преддеистич. динамистич. стадии. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определ. именами, обладают своим характером и выполняют определ. функции. Греч, понятие о демоне поэтому не связано с религиозным атавизмом, оно сформировалось в качестве поздней формы развития религии. В отдельных группах отмечается единобожие (не только в иудаизме и христианстве), но для античности были характерны поли и генотеизм, а также синкретизм , поэтому различные боги могли идентифицироваться, а их функции и святилища - смешиваться. Позднеантичное восприятие в эпоху неоплатонизма развивалось в сторону пантеизма. В истории рим. религии преобладал духовный элемент, боги выступали прежде всего как носители образов и в меньшей степени как существа с собств. волей. БОГЕМИЯ БОГЕМИЯ - упоминается уже в античные времена под назв. Boi (о) haemum («родина бойев»); в 8 в. до н. э. была захвачена маркоманами под предводительством Марбода. Спорным остается вопрос, произошли ли баварцы (лат. bai...
3. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИТ"-"ДЮР")
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Часть текста: комич. персонажей - историч. и мифич. герои. Д. оказал значительное влияние на творчество рим. комедиографов ( Плавт ). ДИФИРАМБ ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos), др.-греч. хоровая песнь, связанная с культом Диониса (назв. от призыва «Thriambe Dithyrambe»). У истоков этой художеств, формы, постровидимому, стояли Арион и Лас. Симонид Кеосский был победителем в Д. - агонах. Выдающиеся примеры этого жанра мы встречаем у Вакхилида и Пиндара. В 5 - 4 вв. до н. э. такие мастера, как Меланиппид, Филоксен и Тимофей преобразовали Д., введя в него свободные ритмы и музыкальные новшества: виртуозное сольное пение, а также смену тональностей и ритма. В то время как Аристофан и Платон критиковали Д., Аристотель выделял его в качестве единств, жанра совр. ему лирики. Из богатой коллекции дошедших до нас др.-греч. Д. (их можно сравнить с совр. кантатами или короткими операми), особенно интересен дифирамбичном «Персы» Тимофея (большей частью сохранившийся). Подражания Д. в свободной ритмике можно найти у Гёте, Гёльдерлина, Ницше и других авторов. ДИЭРЕЗА ДИЭРЕЗА (греч. разделение), сечение в стихе, при котором окончание слова совпадает с окончанием стихотворной стопы или метра. В большинстве случаев Д. находится в середине стиха, например в дактилич. пентаметре: - U U - U U - // U U U - U U - ( Катулл , 85,2: nescio sed fieri || serrti(o) et excrucior) или буколич. (часто встречается в буколиках). Д. стоит в гекзаметре после четвертого дактиля: (например, Вергилии, эклога 8;68: Ducit(e) ab urbe domum, mea carmina, j| ducite Daphnim). Когда сечение находится внутри стихотворной стопы, оно называется цезурой. ДЛИННЫЕ СТЕНЫ ДЛИННЫЕ СТЕНЫ - три построенные после 461 до н. э. стены между Афинами с мор. портом Пиреем и селением Фалерон. Тем самым был создан укрепл. район, в котором могло найти убежище все население Аттики. В 404 Д. с. снесены; в 393 сгены, соединявшие Афины и Пирей, были по предложению Конона восстановлены. ДНЕПР ДНЕПР - река в Вост....
4. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. Веды
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: были не столько жрецами, сколько провидцами, подобными не Гомеру, а его героям Орфею и Калханту, а само сочинение гимнов и их воспроизведение воспринималось как священнодействие Наиболее архаичный материал вобрал в себя огромный сборник «Ригведа» - первый по времени из дошедших до нас памятников древнеиндийской словесности К «Ригведе» примыкают два других сборника - «Самаведа» содержащая наставления об исполнении гимнов, и «Яджурведа», включающая описание деталей ритуала Особое место среди ведийских текстов занимает «Атхарваведа», сборник заклинаний и заговоров, используемых для защиты от всякого рода напастей - болезней, укусов змей, колдовства, нечистой силы Создатели гимнов прибегают и к помощи богов, но прежде всего они рассчитывают на магическую силу слова и обряда В центре, таким образом, - человек, но он живет в мире мифов, и косвенно сборник дает ценнейшую информацию о том, как воспринималось на простонародном уровне религиозно-мифологическая концепция «Ригведы» и двух ее сестер, объединенных не только содержанием, но и общим названием - «Троякое знание» Но возвратимся к «Ригведе», самой древней и самостоятельной части вед Гимны «Ригведы»...
5. Альтернативная культура. Энциклопедия. АЛКОГОЛЬ
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: атрибутов в качестве предлога для решения декоративных, философских, социальных, психологических проблем (вплоть до натуралистического воссоздания немецким художником Диком Флейшманом интерьера «Бистро» на 4-й «Манифесте» 2002 г.). Порою две первые тенденции могут совмещаться (литература и жизненная практика представителей «потерянного поколения» 1920-1930-х годов), но одна свойственна скорее классическому искусству, а вторая всегда существовала в творческой среде. Зрелый модернизм отличает использование третьей тенденции, хотя уже в литературе XIX века А. подвергается разоблачительной интерпретации («Западня» Э. Золя, в 1911 году экранизированная Ж. Буржуа под названием «Жертвы алкоголизма», причем в рекламном приложении А. сравнивается с чумой и войной, маркирующими соответственно быт средних веков, «века железного» и начала XX века). В изобразительном искусстве аналогичная точка отсчета - «Абсент» Э. Дега. Что касается биографического измерения, то до эпохи романтизма оно представало в качестве фактора малозначащего, внеположного истории искусства. «Золотой век» русской поэзии скорее...
6. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: подходов к определению природы В.и, в ней представляется правомерным видеть прежде всего комплекс разнообразных межчеловеческих отношений, приводящих к наделению отдельных личностей, групп людей, организаций или сообществ способностью навязывать свою волю другим и управлять их действиями, применяя при необходимости те или иные формы принуждения. Отец семейства наделен В.ю над домочадцами, аббат над монахами, городской совет над бюргерами, епископ над паствой, магистр над студентами, сеньор над крестьянами и т.п. Самой высокой реальностью и наибольшей безусловностью для средневекового христианина обладала В. Бога над людьми и всем миром вообще. В каждом из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДАН")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДАН") ДАБОГ ДАБОГ - в южнославянской мифологии мифологизированный образ земного царя («цар на земС™и» в сербской сказке), противопоставляемый богу на небе. Имя Д. близко имени демона Даба в сербском фольклоре (ср. также сербо-хорв. личные имена Daba, Dabiæ, Daboviæ, известные уже в средневековых источниках) и названию почитавшейся у сербов горы Dajbog: название у славян гор именами богов отражало, по-видимому, древний культ гор - ср. Белобог , Чернобог . Имя Д., как и вост.-слав. Дажьбог, возводится к сочетанию глагола «давать» с именем «бог» или обозначением доли - богатства. в. и., в. т. ------------------- ДАБОГ - мифологизированный образ земного царя, противопоставляемый богу на небе. Имя его возводится к сочетанию глагола «давать» с именем «бог» как обозначением доли-богатства. Дабог - дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. ДАВИД Статья большая, находится на отдельной странице . ДАГДА ДАГДА (ирл. Dagda, «хороший, добрый бог»), в кельтской (ирландской) мифологии один из богов Племен богини Дану. Известен также под именем «Эохаид отец всех» (ирл. Eochaid Allathair). Образ Д. вобрал наиболее типичные представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира, хозяине котла изобилия....
8. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: chaos, от корня cha-, отсюда chaino, chasco, «зеваю», «разеваю»; X. поэтому означает прежде всего «зев», «зевание», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение»). Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, тартаром и Эросом (Theog. 116); им даётся одновременно и физическое (X. как бесконечное и пустое мировое пространство; 700), и мифологическое понимание X. (он порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день, Theog. 123 - 124). У схолиастов X. мыслится то как вода (с фантастической этимологией от cheo, «лью», «разливаю»), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй. В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X. Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал (так, X. у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж,...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN") LIBATIO LIBATIO - Libatio, см. Sacra, Священнодействия , 10. LITIS AESTIMATIO LITIS AESTIMATIO - Litis aestimatio (юр.), 1. в римском гражданском процессе оценка судьей спорного предмета в том случае, когда денежная стоимость не была определена формулами или преторскими эдиктами; 2. в уголовном процессе определение судом денежной суммы, которую должен был платить осужденный в том случае, когда он, кроме уголовного наказания, присуждался еще к возмещению имущественных убытков, как, напр., в процессе о взятках и о хищении общественного имущества (repetundarum et de peculatu). LITIS CONTESTATIO LITIS CONTESTATIO - Litis contestatio (юр.), обряд, которым начинался процесс по закону (in iure), состоявший в том, что обе стороны торжественно приглашали присутствующих быть свидетелями. Cic. Rosc. cоm. 11. Cic. ad Att. 16, 15. Позже осталось одно только название, между тем как сам обряд торжественного приглашения давно вышел из употребления. LITIS DENUNTIATIO LITIS DENUNTIATIO - Litis denuntiatio, способ начинания процесса, введенный императором М. Аврелием вместо прежнего in ius vocatio,...
10. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: семьи богов. З. - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч.Ζεύς, род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З. В системе мифов о З. Олимпийском...