Поиск по материалам сайта
Cлово "DEMOCRACY"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
2. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПЯТ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
3. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
4. ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
7. МАРИТЕН (Maritain) Жак (1882-1973)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАЛ"-"ДИА")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Входимость: 1. Размер: 24кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. — характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда — вторична, производна по отношению к культуре большинства. Особенно остро стоит проблема Э.к. в об-вах, где антиномия массовой культуры и Э.к. практически исчерпывает все многообразие проявлений нац. культуры как целого и где не сложилась медиативная (“срединная”) область общенац. культуры, составляющая ее осн. корпус и в равной мере противостоящая поляризованным массовой и Э. культурам как ценностно-смысловым крайностям. Это характерно, в частности, для...
2. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПЯТ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПЯТ") Производительность Производительность (productivity), показатель объема произ-ва на единицу вложенных ресурсов (труда, сырья, капитала и т.п.). При измерении общего объема выпущенной продукции П. свидетельствует о норме выпуска (напр., выпуск в расчете на 1 раб. час). Ср. П. - это отношение общего выпуска продукции к общим затратам производственного фактора. Предельная П. измеряет доп. выпуск продукции из доп. единицы затрат производственных факторов ( маржинальный анализ ). Рост П., важного источника экономического роста, определяется техн. прогрессом, наличием капитала или изменениями в производственной деят-ти. Производственная демократия Производственная демократия (industrial democracy), участие рабочих в управлении пром-тью и принятии решений. Профсоюзы в промышленно развитых странах с рыночной экономикой, напр., в США и Великобритании, традиционно не участвуют в управлении произ-вом. Однако в последние десятилетия в ряде стран их участие в коллект. договорах резко возросло. Нормой для мн. стран становятся трехсторонние консультации пр-ва, предпринимателей и профсоюзов по вопросам эконом, и социальной политики. Начиная с 1970-х гг. в европ. и развивающихся странах рабочие стали активнее участвовать в деят-ти раб. советов, а часто и выступать в роли представителей адм-ции. В нек-рых странах, напр., в Германии, представители рабочих имеют, согласно закону, право участвовать в работе совета директоров. Повышение роли рабочих...
3. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: чем лит. Древнейшим письменным С.я. является старо- (церковно-) славянский, язык православ. церкви, зафиксированный в 9 в. н.э. Совр. южнославянская группа включает сербскохорватский (17 млн. говорящих), словенский (2 млн.), македонский (1 млн.) и болгарский (8 млн.) яз. Сербскохорватский, на к-ром говорят в Югославии и ее быв. республиках, имеет три отчетливо выраженных диалекта и записывается как кириллицей, так и латиницей. Кириллический алфавит , основанный на греч., был создан в 9 в. православ. проповедниками Кириллом и Мефодием. На словенском яз. говорят в Словении. Македонские диалекты представляют собой переходные (лингвистически и географически) формы между сербскохорватским и болгарским яз., в к-ром существуют зап. и вост. диалекты. Вост. диалект лежит в основе лит. яз., сформированного в 18 в. К западнославянской группе относятся чешский, словацкий и польский яз., использующие модифицированный лат. алфавит. Чешский (9,5 млн. говорящих) и словацкий (4,5 млн.) яз. взаимопонятны; при этом чешский испытал влияние нем. яз., а словацкий - венг. Польский (37 млн. говорящих) впервые засвидетельствован в текстах 14 в. Восточнославянская группа включает рус., белорус, и украинский яз.; все они пользуются кириллицей. Рус. является родным яз. для 150 млн. чел.; он распространен на всем пространстве быв. СССР, поскольку имел там статус офиц. яз. Большое влияние на рус. яз. оказали южнославянские яз. благодаря высокому культурному авторитету старо- (церковно-) славянского яз. На украинском говорят 40 млн. чел. на Украине, а на белорус. - 10 млн. в Беларуси; оба языка содержат многочисл. заимствования из польского. Следственные действия Следственные действия (inquisitorial procedure), юрид. процедура в системе гражданского права, когда судья принимает активное участие в ведении судебного дела, возглавляя...
4. ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: последнего в Мексике. Становление Д. как ученого начиналось, под влиянием Г.С. Морриса, с изучения Гегеля, и выработанное в работе над гегелевскими текстами увлечение логикой стало основой его научного пути. Под влиянием У. Джеймса Д. пришел к прагматизму, развил последний в концепцию, названную “инструментализм”. Ее осн. тезис — “идея есть продукт и функция опыта”, все личное понимается как биол. функция (“Очерки экспериментальной логики”, 1916). Акт познания в философии Д. носит экспериментальный и инструментальный характер. Человеч. мышление по своей природе целенаправлено, т.к. исходит из данной ему в опыте ситуации и стремится решить поставленную этой ситуацией проблему. Но толчок к мышлению может дать только ситуация, разл. элементы к-рой активно несовместимы друг с другом. Проблема в том, что мышление не только следствие, но и продукт опыта. Его работа над конкрет. ситуацией осложнена тем, что мышление имеет дело не только с материалом этой ситуации, но и с накопленными в опыте предвзятыми мнениями и готовыми предположениями. Этот комплекс социально обусловленных ложных и неложных навыков мышления, симпатий и антипатий, традиц. представлений о понятиях и есть культура. В определении Д., культура как условие жизни в об-ве значительно усложняет основы, на к-рых общаются и существуют люди. Задача анализирующего мышления — пересмотреть этот комплекс с целью “установить, какого рода культура настолько свободна сама в себе, что порождает полит, свободу в качестве своего спутника и следствия”. Д. не создал системы. В сущности, он занимался лишь развитием и применением логики, остальная...
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Х" Хабеас корпус Хабеас корпус (лат. habeas corpus), назв. закона о свободе личности, принятого англ, парламентом в 1679 г. (по первым словам текста). Согласно Х.к., никто без решения суда не может подвергнуть к.-л. задержанию или аресту. Каждый гражданин в случае ареста имеет право требовать, чтобы в течение суток ему было предъявлено судебное обвинение , а при отсутствии такового - освобождения из-под ареста. Х.к., относящийся к общему праву, считается важнейшей гарантией прав личности в Англии и др. странах, правовая система к-рых заимствована у англичан, напр., в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Х.к., как правило, отсутствует в системах гражданского права, хотя в ряде случаев и существует аналогичное законодательство . Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает схожее юрид. оправдание в суде ареста или задержания. Хабермас Юрген Хабермас Юрген (Habermas, Jtirgen) (род. 1929 г.), нем. философ и социолог, ведущий совр. представитель критической теории Франкфуртской школы. Занимается гл.об. теорией познания, в частности поиском рациональной позиции, позволяющей критиковать теорию и практику капитализма. В своей первой значит, работе Знание и человеческие интересы (1968) X. доказывал существование трех базовых форм человеческого познания, соответствующих трем центр , интересам человека: управлению природой, общению и взаимопониманию между людьми и освобождению от внеш. зависимости. При капитализме доминирующим стал первый интерес и родилась соответствующая ему форма познания - эмпирическая наука. X. ...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ДУССЕЛЬ ДУССЕЛЬ - Энрике Дуссель (Dussel) (р. 1934) аргент. философ и теолог, в наст. время живет в Мексике. Д. - своеобразный продолжатель "философии лат.-амер. сущности" Л.Сеа. Основываясь на теор. вопросах, разработанных предшественниками (проблема взаимосвязанности аутентичности и универсальности, необходимость культурной самоидентификации народов Лат. Америки и др.), Д. предложил способ их практич. разрешения в концепции "инаковости" Лат. Америки, вырастающей в "философию освобождения". Д. отказывает зап.-европ. культуре в прерогативе на истор. субъектность, справедливо полагая, что подлинным субъектом собственного бытия может быть лишь тот, кто увидит в другом "Другого", т.е. такой же автономный и аутентичный субъект бытия ("Лат.-амер. этич. философия", 1977). Признаком аутентичности субъекта мировой культуры служит его маргинальность (что парадоксальным образом все же предполагает наличие ценностного "Центра"). Следовательно...
7. МАРИТЕН (Maritain) Жак (1882-1973)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: воззрения М. формировались под влиянием Бергсона, но, приняв католичество в 1905, он стал последователем заново осмысленной системы Фомы Аквинского. С 1914 проф. католич. ин-та в Париже. Был тесно связан с Ин-том ср.-век. исследований в Торонто. В 1940-45 проф. Принстон. и Колумбийского ун-тов. В 1945-48 посол Франции в Ватикане. В 1948-60 снова проф. Принстон. ун-та. Полемизируя с классич. и совр. зап. философией, М. воспринял обостренный интерес ее представителей к проблеме культуры. Среди разл. направлений католич. модернизма М. особенно близок персонализм. Культуру он рассматривает в ключе экзистенциального прочтения Аквината как сферу самосовершенствования человека — сложной духовно-материальной субстанции. Духовно-личностное начало побуждает его к развитию интеллектуальных, нравств. и теол. добродетелей, ведет по пути культурного самосовершенствования, заложенного в его природе и реализуемого при помощи разума, свободного волеизъявления. Индивид призван следовать императиву “естеств. закона”, коренящегося в его личностном начале и призывающего стремиться к божеств, благу, избегая зла. Созерцание блага — не только цель и смысл человеч. существования, но и источник культурного творчества. Отождествляя культуру и цивилизацию, М. видел в них осуществление способности индивида к нравств. деятельности, искусству и познанию. Об-во рисуется ему совокупностью личностей и одновременно “сверхличностью”. Если в своем индивидуальном культурном творчестве личность ориентируется телеологич. стремлением к божеств, благу, то об-во движет финальная целевая причина общего блага. Дополняя традиц. для томизма...
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАЛ"-"ДИА")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: на тибетцев. Дао (Dao, Tao, кит. - путь, дорога, учение), фундаментальное понятие кит. религии и философии ( китайская философия ), обозначающее правильный путь, совокупность морально-этич. норм. В конфуцианстве Д. - это путь нравственного совершенствования, в даосизме - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. В Дао дэ цзин Д. - абсолют, превосходящий всякое человеческое понимание или определение. Д. - это невыразимое начало, крое невозможно осмыслить или познать; адепты даосизма стремятся жить по правилам внутр. покоя, в согласии с природными началами и, т.о., обрести гармонию или единство с Д. Для моистов, с их учением о всеобщей любви, Д. - путь древн. мудрецов, санкционированный природной всеобщностью (цзянь). Концепция Д. преобладала во мн. традиц. кит. школах философии, а в неоконфуцианстве приобрела как метафиз., так и этич. значение . Дао дэ цзин Дао дэ цзин (Daodejing), Книга пути и его проявления, классич. памятник кит. философии, приписываемый Лао-цзы (4-3 вв. до н.э.), каноническому соч. даосизма. Трактат Д., являвшийся, вероятно, наставлением для правителей, определяет дао (путь) как абс. реальность, источник и цель всего сущего. Дэ означает энергию, скрытую силу, приобретаемую в постижении дао. Д. пропагандирует недеяние, т.е. подчинение естественному ходу вещей, сообразному с невыразимым течением дао, и имеет немало последователей в совр. зап....
9. Большой толковый словарь по культурологии. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: культура, потребителями которой являются образованные люди, отличается очень высокой степенью специализации, рассчитанная, так сказать, на «внутреннее употребление» и часто стремящаяся усложнить свой язык, то есть сделать его недоступным для большинства людей. ☼ Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или ного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.) (см. Массовая культура ). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства. Особенно остро стоит проблема Э.к. в об-вах, где антиномия массовой культуры и Э.к. практически исчерпывает все многообразие проявлений нац. культуры как целого и где не сложилась медиативная ("срединная") область общенац. культуры, составляющая ее осн. корпус и в равной мере противостоящая поляризованным массовой и Э. культурам как ценностно-смысловым крайностям. Это характерно, в частности, для культур, обладающих бинарной структурой и склонных к инверсионным формам истор. развития (рус....
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: РЕЛИЗМ - термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе - как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления. Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса...