Поиск по материалам сайта
Cлово "DELLA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
2. ОТТОКАР Николай Петрович (1884-1957)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
3. ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 4, "АКА"-"АЛМ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОРА"-"ОЧЕ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 2. Размер: 65кб.
7. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 5, "БУН"-"БЯН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОТМАН
Входимость: 1. Размер: 29кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 11, "ПОЛ"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 10, "АРТ"-"АСТ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
16. Мифы народов мира. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
17. Словарь средневековой культуры. МЕССА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
18. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФАР")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
19. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАП")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
20. ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
21. Мифы народов мира. ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
22. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
23. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 1. Размер: 22кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Часть текста: антропологии в Оксфорде; проректор ун-та (1963-65). В 1971 возведен в рыцарское звание. Осн. работы: "Колдовство, магия и оракулы уазанде" (1937), "Нуэр" (1940), "Очерки по социальной антропологии" (1962). Обычно Э.-П. причисляют к структурно-функциональной школе антропологии, однако анализ его работ показывает его существ. расхождения со столпами этого направления Радклифф-Браун ом и Малиновским (см. Малиновский ). Испытав значит. влияние франц. социол. школы (см. Французская социологическая школа ) и англ. антропологов-функционалистов, он в целом разделял основы их подхода к изучению об-ва и внес немалый вклад в развитие структурно-функциональной традиции своими исследованиями родства и религии. Однако он рассматривал социальную антропологию как преимущественно гуманистич. и описат. дисциплину, осн. задачей к-рой является интерпретация и достижение адекватного понимания других культур, а не формулировка законов и социальных теорий. Будучи приверженцем эмпиризма, он в антропологии отдавал приоритет полевой этнографической работе и сам проводил интенсивные полевые исследования, гл. обр. в Юж. Судане, собрав обширный этногр. материал о народностях азанде, нуэр, ануак, луо, шиллук, бедуинах Ливии и т.д. Э.-П. считал, что теор. обобщения могут быть сделаны лишь в рез-те накопления большого фактич. материала, обеспечивающего достаточную базу для обоснованных сравнений и выводов. Получив истор. образование, Э.-П., в отличие от Радклифф-Брауна, выступавшего против использования истор. данных в структурном анализе об-в, считал, что антропология должна быть тесно связана с историей. Он внес весомый вклад в развитие истор. антропологии: он не только возродил интерес антропологов к устно передаваемой истории, но и сам эффективно совмещал этногр. наблюдения с изучением событий во времени, используя в...
2. ОТТОКАР Николай Петрович (1884-1957)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: Россию и выехать на Запад. Берлин, Париж и, наконец, Флоренция — таковы гл. вехи его эмигрантского пути. Италия, в городских архивах к-рой он провел немало часов во время своих научных командировок в годы студенчества и работы над магистерской дис., стала для него второй родиной; в течение 30 лет, до конца своих дней, он — проф. медиевистики филол. ф-та Флорентийского ун-та. Неизменной оставалась и гл. тема его исследований — типология зап.-европ. ср.-век. города, происхождение и становление городских коммун во Франции и Италии. Гл. задача его исследования — уяснение в каждом конкр. случае особенностей становления города как “публично-правовой целостности” и формирование в ходе этого процесса “городской ассоциативности” (общности): способности к коллективному действию и солидарности. О. стремился показать, что становление ср.-век. города как города нового (по сравнению с античным) типа не сводимо к формальному факту обретения поселением коммунальной хартии и ее действию. Это был длит. и сложный процесс,в к-ром участвовали разл. силы и элементы, в т.ч. сеньориально-феодальные. Реальные рез-ты и истинный смысл...
3. ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Часть текста: историк ср.-век. лит-ры, писатель, критик и эссеист, оказавший значит, влияние на развитие неклассич. эстетики. Свое постмодернистское кредо сформулировал в заметках на полях романа “Имя розы”, принесшего ему широкую известность. Обратил внимание на возможность возрождения сюжета под видом цитирования других сюжетов, их иронич. переосмысления, сочетания проблемности и занимательности. Считая постмодернизм не фиксированным хронологич. явлением, но опр. духовным сосгоянием, подходом к работе, Э. видит в нем ответ модернизму, разрушавшему и деформировавшему прошлое. Разрушая образ, авангард дошел до абстракции, чистого, разорванного или сожженного холста; в архитектуре требования минимализма привели к садовому забору, дому-коробке, параллелепипеду; в литре—к разрушению дискурса до крайней степени (коллажи У. Бэрроуза), ведущей к немоте белой страницы; в музыке — к атональному шуму, а затем к абсолютной тишине (Д. Кейдж). Концептуальное искусство — метаязык авангарда, обозначающий пределы его развития. Постмодернистский ответ авангарду заключается в признании невозможности уничтожить прошлое и приглашении к его ироничному переосмыслению. Одно из отличит, свойств постмодернизма по сравнению с модернизмом в том, что ирония, высказывание в квадрате позволяют участвовать в метаязыковой игре и тем, кто ее не понимает, воспринимая совершенно серьезно. Постмодернистские иронич. коллажи могут быть восприняты непосвященным зрителем как сказки, пересказы снов. В идеале постмодернизм оказывается над схваткой реализма с...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 4, "АКА"-"АЛМ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: в греческой мифологии фессалийский герой, сын царя города Иолка Пелия, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. После возвращения аргонавтов сестры А. Пелиады по наущению Медеи убили отца (сварили в котле, поверив Медее, что отец выйдет омоложённым). Ставший после смерти отца царём Иолка, А. изгнал Медею и Ясона. Когда Пелей, нечаянно убив во время калидонской охоты своего тестя, бежал в Иолк, А. дал ему приют и очистил от греха. Жена А. Астидамия влюбилась в Пелея, но была им отвергнута; тогда Астидамия оклеветала Пелея, обвинив в том, что он преследует её. Рассерженный А. оставил Пелея безоружным на горе Пелион, где обитали свирепые кентавры. Благодаря помощи мудрого кентавра Хирона Пелей спасся и, взяв Иолк, убил А. и его жену (Apollod. Ill 13, 1-3). Согласно другим источникам, убита была только Астидамия, А. же уцелел и во время Троянской войны отомстил Пелею. Миф о вражде между А. и Пелеем близок к другим мифам об отвергнутой любви замужней женщины (ср. в ст. Беллерофонт). м. б. АКАХАДА-НО УСАГИ АКАХАДА-НО УСАГИ (др.-япон., «голый заяц»), Йнаба-но сироусаги («голый заяц из Инаба»), в японской мифологии персонаж (заяц) мифа о том, как бог 0-намудзи (см. О-кунинуси ) сопровождал своих...
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОРА"-"ОЧЕ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Часть текста: регуляции, коммуникации и воспроизводства человеч. коллективов. При этом под социальной организацией понимается форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильным уровнем упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сооб-ва. Такого рода упорядоченность в формах сосуществования и коллективной жизнедеятельности людей детерминируется не только сходством их социально значимых целей, интересов и потребностей прагматич. характера (жизнеобеспечение, оборона, размножение и пр.), но и близостью (или единством) их наиболее важных ценностных установок, элементов социального опыта, миропредставлений, верований, образов самоидентификации, идеологии, нравств. принципов и иных экстраутилитарных скреп социальной консолидированности, представляющих собой идеациональную составляющую их социальной организации. Становление и изменчивость О.с. сооб-в базируется на исторически обретенном и селектированном социальном опыте (см. Социальный опыт ) коллективного общежития и взаимодействия людей, к-рым и определяются преобладающие черты системно-структурной упорядоченности процессов и процедур осуществления социально значимой деятельности, преобладающие технологии регуляции социокультурной (см. Регуляция социокультурная ), к-рый прямо или опосредствованно способствует поддержанию необходимого уровня консолидированности сооб-ва, наиболее эффективному разделению социально-деятельностных функций между людьми и их взаимодействию, а также социальному воспроизводству сооб-ва как устойчивой культурной общности. Эмпирически наблюдаемые формы О.с. выявляются прежде всего в преобладающих в сооб-ве методах социальной регуляции, реализуемых как в деятельности регулятивных институтов (полит., правовых,...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 2. Размер: 65кб.
Часть текста: словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС") СЛУЖИТЕЛЬ ХРАМА СЛУЖИТЕЛЬ ХРАМА - Aedituus (быть может, от aedis rueri), в народном языке более употребительная форма, чем aeditumus: храмовой служитель, который жил вблизи храма или при входе в храм, отворял его, когда нужно, и запирал, а также показывал посетителям. Plant. Cure. 1, 3, 48. Cic. Verr. 2, 4, 44. При общественных зданиях и гробницах также были aeditui. Храмовым aeditui соответствуют греческие νεωκόροι, обязанности которых исполнялись иногда и женщинами, a ίεροφύλακες охраняли, кажется, преимущественно вещи, пожертвованные в храм. Гораций (ер. 2, 1, 230) употребляет слово aedituus иносказательно, называя поэтов, которые должны воспевать подвиги Августа, как бы стражами святыни. СМЕРДИС СМЕРДИС - Smerdis, Σμέρδις, у Ктесия Таниоксарка, на персидских надписях Бартья, брат Камбиза, которым из зависти к его телесной силе он был послан назад из Египта и скоро затем, по его же приказанию, когда сновидение возвестило его будущее величие, был убит, вероятно, Прексаспом, любимцем Камбиза. Hdt. 3, 30. Во время отсутствия Камбиза правление захватил мидийский маг, имевший очень большое сходство с убитым С. Из разных имен этого самозванца, сохранившееся у Юстина (1, 9) Комета, подтверждается надписями, называющими его Гуматой. Захватив...
7. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: включен в круговорот космич. целого, подчинен велению судьбы, от всевластия к-рой несвободны даже боги. Одновременно в эту эпоху утверждается и идея космич. благовремения — подобающего момента для свершения предначертанных судьбой событий. Поиск субстанциального начала существующего, диалектики вечности и времени обусловливает истор. воззрения и социальные идеалы представителей античной мысли от Гераклита до Платона и Аристотеля. Христианство приносит с собой универсалистское видение развития единого человечества в перспективе эсхатологич. И. Рассматривая явление Христа как центр и смыслообразующее звено истории, философы эпохи патристики и ср.-вековья подчиняют ее провиденциально-эсхатологич. сценарию, видят в ней постоянное противоборство “града земного” и “града Божия” — церковного сооб-ва. Человек, являясь сопричастным двум градам, оказывается вовлеченным в драму их противостояния. Если Августин полагал столкновение двух градов не примиримым в истории и уповал на завершение бедствий человечества за ее пределами, то Иоахим Флорский верил в торжество царства мира и правды, наступление эры Святого Духа и вечного Евангелия на земле. Фома Аквинский попытался рассмотреть историю как процесс кооперации “града земного” и “града Божия”, в к-ром люди, стремящиеся к общему благу, постепенно реализуют веление “естеств. закона”, данного им свыше как порождение космич. “вечного божеств, закона”. Ренессансный И. проникнут гуманистич. миросозерцанием, предполагающим самоценность личности и ее истор. деяний, к-рые могут быть постигнуты сами по себе вне ссылок на божеств, провидение. Именно такой подход содержится в работах Ф. Гвиччардини и Н. Макиавелли. Ж. Боден разрабатывает светскую схему всемирной истории, утверждая превосходство...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР") ЛАТИН ЛАТИН (Latinus), в римской мифологии сын Фавна и Марики, царь Лаврента (Liv. I 1), или, по греческой версии, сын Одиссея (или Телемаха) и Кирки (Serv. Verg. Aen. VII 47), муж Аматы, отец Лавинии; эпоним латинян, якобы образовавшихся из слияния аборигенов и троянцев (Liv. I, 2). После исчезновения или гибели в бою Л. был обожествлён под именем Юпитера Латиариса; его святилище, общее для всех латинян, построенное римскими царями после разрушения Альбы, находилось на Альбанской горе (Plin. Nat. hist. Ill 68). Там ежегодно в т. н. латинский праздник сперва царями, затем консулами совершалось жертвоприношение (Dion. Halic. IV 49; VI 95). С Л. связан народный обычай качаться в праздник Либера на перекрёстках на качелях, якобы отыскивая на земле и на небе исчезнувшего Л. (Serv. Verg. Georg. II 383-389). е. ш. ЛАТУРЕ ДАНЕ ЛАТУРЕ ДАНЕ - в мифологии ниасцев (Западная Индонезия) бог нижнего мира, источник болезней, смерти, непогоды и землетрясений. Его цвета - красный и чёрный, символы - змея, луна и тьма. Л. Д.- близнец-антагонист Ловаланги. Он появился из мирового древа Тороа, по другим мифам, рождён прародительницей Инада Самадуло Хэси. Между ним и братом разгорается спор о старшинстве. Ловаланги тщетно пытается забросать Л. Д. скалами, а Л. Д., вызвав землетрясение, разрушает небесное обиталище брата. Спор разрешается в пользу Л. Д., но за Ловаланги остаётся верхний мир. По одному из мифов, Л. Д. рождён без головы, а Ловаланги без нижней части тела, так что только вместе они составляют целое. М. Ч. ЛАТЫШСКАЯ МИФОЛОГИЯ ЛАТЫШСКАЯ МИФОЛОГИЯ - см. в ст. Балтийская мифология . ЛАУМА ЛАУМА - Лауме (латыш, laûma, литов. laũme), в восточнобалтийской мифологии первоначально богиня родов и земли; позже - злой...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 5, "БУН"-"БЯН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Позднее Б. стали представлять крылатым конём, иногда с человеческим лицом. До Мухаммада Б. служил и другим пророкам. Все они привязывали его к кольцу у Иерусалимской скалы. В некоторых вариантах В. фигурирует и в эпизоде путешествия Мухаммада на небеса. Б. часто изображается на персидских миниатюрах вместе с Мухаммадом и Джибрилом. В Иерусалиме сохраняется камень, называемый седлом Б. Лит.: Horovitz J., Muhammeds Himmelfahrt, "Der Islam" 1919, v. 9; Piemontese A., Note morfologiche ed etimologiche su al-Buraq, Annali della facolta di lingue e litterature stranieri di Ca Foscari», 1974, v. 13, № 3. М. П. БУРИ БУРИ (др.-исл. Buri, букв. «родитель»), в скандинавской мифологии предок богов, отец Бора и дед Одина. Б. возник из солёных камней, которые лизала корова Аудумла. E. м. БУРКУТ-БАБА БУРКУТ-БАБА - Буркут-дивана, в мифологии туркмен «хозяин» дождя. Персонаж доисламского происхождения, в его образе переплелись черты древних земледельческих и шаманских божеств. Б.-б. погоняет облака плетью, отчего и происходят гром и молния. Б.-б. извещали, что нужен дождь, привязывая на бугре козу, блеющую от голода (аналогичный обряд существовал у кумыков, аварцев, лезгин, которым образ Б.-б. неизвестен). Согласно мифам, Б.-б. обладает вещим знанием будущего, вступает в спор с самим аллахом. В одном из них аллах обещает удовлетворить любое желание того, кто простоит 40 суток на одной ноге. Это условие выполняет Б.-б. и просит уничтожить ад. Аллах доказывает Б.-б., что ад надо сохранить, и В.-б (в одних вариантах мифа) соглашается или (в других вариантах) разрушает одно из отделений ада. По некоторым версиям мифа, Б.-б. дерзко спорит с аллахом и угрожает ему силой. В ряде мифов...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: (н. Волга и Кама) впадает в Каспийское море, несколько раз переменяя направление своего течения; н. Волга. РАБИРИИ РАБИРИИ - Rabirĭi, 1. С. Rab., римский сенатор, обесславленный за безбожные насилия над апулийскими земледельцами, в 63 г. был защищаем Цицероном и Гортензием вследствие поднятого против него Лабианом по наущению Цезаря обвинения (perduellionis) в утайке государственных денег, осквернения священных мест, принятии участия в убиении трибуна Сатурнина и в других преступлениях (Cic. Rab. 3. Aur. Vict. vir. ill. 73). В то же время его спасла знать (nobilitas) под предводительством Метелла Целера тем, что прервала комиции, так обвинение не было вновь поднято; 2. С. Rabirius Postumus, приемный сын вышеназванного, собственный сын К. Курия (Cic. Rab. Post. 17), во время процесса Габиния также был обвиняем в подкупе; его защищал Цицерон за то, что он способствовал возвращению его из изгнания. Рабирий позволял себе такие насилия над царем египетским Птолемеем Авлетом, и такие угнетения народа, что был принужден бежать от ярости александрийцев. Cic. Rab. Post. 14. Поэтому он должен был отчасти исправить причиненный им вред. Защита Цицерона, как кажется, не имела успеха. Р. был изгнан, возвратился во время диктатуры Цезаря (Suet. Caes. 12) и служил в 46 г. до Р. X. под его начальством в Африке. Caes. b. Afr. 8; 3. С. Rab., эпический поэт, которого древние очень высоко ценили. Vell. Pat. 2, 36. Ov. ex Pont. 4, 16, 5. Quint. 10, 1, 90. Найденный в Геркулануме отрывок стихотворения об актийской войне и смерти Клеопатры (около 60 гексаметров) не без основания приписывается ему (новейшее издание у Riese в его Anthologia lat., стр. 3 слл. и у Bährens'a в его poetae Lat. min., т. I, стр. 212 слл). РАБОНИЙ РАБОНИЙ -...