Поиск по материалам сайта
Cлово "DELIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 31кб.
2. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФЕР"-"ФИД")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
4. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
5. Словарь средневековой культуры. ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
6. Мифы народов мира. МАРИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
7. Словарь средневековой культуры. ПЛЯСКА СМЕРТИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
9. 3. МЕРКАНТИЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
10. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: органической частью экзистенциальной философии. Как самостоятельное философско-эстетическое направление Э. возник в Германии после Первой мировой войны, в кризисный период европейской истории, потрясший основы классической культуры, пошатнувший прогрессистско-оптимистическую концепцию мирового развития, официальную либерально-христианскую доктрину, веру в разум, гуманизм, научно-технический прогресс. Пик популярности Э. в Западной Европе пришелся на первые десятилетия (40-60-е гг.) после окончания Второй мировой войны, когда он приобрел политизированный характер. Э. обратился к конкретному человеку с его трагическим мироощущением, чувством одиночества, заброшенности, тоски, отчаяния, что возвело его в ранг «единственной философии человека XX в. и утвердило в статусе нового мировоззрения либеральной интеллигенции. Однако близкие Э. идеи высказывались задолго до этого. Его непосредственные духовные предшественники - С. Киркегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль. Противопоставив панлогизму, гегелевской «системе» ускользающую от абстрактного мышления экзистенцию, Кьеркегор определил ее как «внутренний», вненаучный иррациональный способ самопознания, восхождения к подлинному существованию эстетическим, этическим и религиозным путями. Э. усвоил также феноменологический метод Гуссерля, в особенности его концепцию интенциональности сознания, оказавшую существенное влияние на экзистенциалистскую концепцию художественного воображения. Э. разделяется на две большие ветви - религиозный (Н. А. Бердяев, К. Ясперс, П. Тиллих, Г. Марсель, М. Мерло-Понти и др.) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар и др.). Значительной спецификой обладают его варианты в разных странах - России (Л. И. Шестов, H. A Бердяев), Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), Франции (Ж.-П. Сартр, А....
2. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: миру» (фр. chré[s]tienté, засвидетельствованное уже в «Песни о Роланде», нем. Christenheit, англ. Christendom, ит. cristianità и т.п., и прежде всего лат. christianitas - слова, ключевые для истории средневекового Запада и знаменательным образом не переводимые на русский язык). Лат. прилагательное catholicus (от греч. кабоДлкос «всеобщий») в смысле вероисповедном и экклезиологическом оставалось до разделения церквей эквивалентом слова «православный» (оно присутствует в принятом на вселенских соборах IV в. и до сих пор сохраняемом и в православном обиходе греческом тексте символа веры как эпитет «святой» и «апостольской», т.е. истинной, церкви; в церковно-славянском переводе оно оказалось - не сразу - передано эпитетом «соборный»; в специальной терминологии русского православного богословия в этом же смысле употребляется термин «кафолический»). Оно выражало со времен внутри-христианских конфликтов II в. идею авторитетного, обязующего церковного и докт-ринального единства в противоположность всем «ересям» и «расколам» («схизмам»), всем частным мнениям, культурным различиям и локально-этническим интересам. В этом смысле «кафоличность», или «католич-ность», и «православие», или «ортодоксия», выступали как взаимодополняющие атрибуты идеала церкви. Однако уже в эпоху церковного единства между греческим Востоком и латинским Западом проявлялись и становились все более отчетливыми культурные различия греческой и латинской традиций, а также последствия несхожих политических контекстов, в которых приходилось развиваться церковным институциям. Политическая и культурная дивергенция западной (католической) и византийской (восточной) ветвей христианства; подъем ...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФЕР"-"ФИД")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Часть текста: urbi (см. Префект ), называвшийся также praefectus feriarum latinarum. ФЕРКУЛУМ ФЕРКУЛУМ - Fercŭlum, 1. перемена блюд во время обеда (см. Соеnа), собственно большое блюдо или большой поднос, на котором приносили различные кушанья, и потом - сами кушанья; 2. носилки, напр., для статуй богов при процессиях или для других случаев. ФЕРМ ФЕРМ - Thermum, Θέρμον, также ο̉ Θέρμος, столица Этолии, лежавшая на восточном берегу Трихонидского озера, на крутой, трудно доступной части Панэтолия, и потому не имевшая искусственных укреплений. Служила местом союзных собраний. Развалины этого очень красивого и богатого города, разрушенного Филиппом III, находятся близ деревни Petrochori. Polib. 5, 6 слл. Strab. 10, 463. Termopolĭum (θερμοπώλιον), то же, что popina. Plaut. Trin. 3, 4, 6. Rud. 2, 6, 95 и в других местах. ФЕРМА ФЕРМА - Therme, Θέρμη, город в Македонии на северном берегу Фермейского залива (Θερμαι̃ος κόλπος), н. Салоникский залив. Кассандр украсил возведенный на степень столицы город и назвал его именем своей жены, дочери царя Филиппа - Фессалоникой (см. Фессалоника ). Hdt. 7, 123. 127. Tac. ann. 5, 10. ФЕРМОДОНТ ФЕРМОДОНТ - Thermōdon, Θερμώδων, 1. река в Понте, в области фемискирской; известная из сказаний об амазонках. Она изливалась у...
4. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: становится роль осознанного вымысла или целенаправленных фальсификаций. В.я и пророчества дошли до нас в виде литературных текстов разного рода: эпически структурированных повествований, проповедей, автобиографий, памятников агиографии и историографии и т.д. Хотя В.я зачастую включают пророчества, а последние нередко принимают облик В.й, целесообразно их различать, так как предсказания в целом могут быть отнесены к отдельному типу текстов, характерная особенность которых состоит в том, что их содержание является нейтральным по отношению к личности предсказателя. Историческое развитие визионерской литературы В основе В.я лежит определенное психосоматическое состояние, порождающее у находящегося в нем индивида иллюзиютого, что его душа (или тело и душа) покидает мир своего естественного существования и перемещается в иное пространство. При этом визионер находится в состоянии каталепсии, транса или сна. Запись этих переживаний ведет к появлению В.й как особого типа литературных текстов. В.я были известны и в античности (например, у Платона или Плутарха), однако, в отличие от средневековья, не получили здесь широкого распространения. В структуре и содержании этих античных путешествий в мир иной можно обнаружить определенные параллели с экстатическими потусторонними В.ями средневековья. Не были чужды античности и собрания записей снов религиозного содержания. В Риме, в отличие от Греции, они не пользовались популярностью. Бесспорным прототипом визионерской литературы средневековья стали иудейские и раннехристианские апокалиптические сочинения (подобные новозаветному Апокалипсису); большая их часть относится к числу апокрифов. Одним из наиболее оригинальных сочинений этого типа является «В.е св. Павла», созданное, вероятно, в III в. в Египте. Оно неоднократно подвергалось переработкам в эпоху средневековья, было переведено на народные языки и пользовалось широкой популярностью. В...
5. Словарь средневековой культуры. ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: СРЕДНЕВЕКОВЫЕ В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ - В научной литературе под этим названием объединяются несколько периодов интенсивной культурной деятельности, основой которой является подъем интереса к наследию дохристианской древности; ни о числе В.й С.ых, ни о содержании этого понятия, ни о самой его уместности единого мнения до сих пор не установилось. Впервые идею «возрождения до Возрождения» выдвинул Ж.-Ж. Ампер (1839- 1840 гг.); согласно его точке зрения, В.й С.ых было два: при Карле Великом и в кон. XI в. Последователи Ампера значительно умножили их число. К общепризнанным относятся В.е каролингское, В.е оттоновское и «В.е XII в.» Иногда к этому списку добавляются остготское В.е (в остготском королевстве VI в., главным образом при короле Теодорихе), Македонское и Палеологовское В.я в Византии (при императорах соответствующих династий IX-Х и Х1Н-ХIV вв.), Монтекассинское В.е (ХI в.) и др. Все эти культурные явления существенно различаются и по значению, и по содержанию: объединяет их то, что они представляются периодами относительного культурного благополучия по сравнению с предшествующим (и, как правило, последующим) упадком, причем главным признаком этого культурного процветания считается расширение круга известных и активно используемых античных текстов, а главным итогом - производство...
6. Мифы народов мира. МАРИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: вообще сведения о М. чрезвычайно скудны) не говорит ничего; источником данных, воспринятых литургической, иконографической и фольклорной традицией, явилось раннехристианское предание, уже около 200 зафиксированное в апокрифе «Книга о рождестве Марии» (позднее получившем название «Перво-евангелие Иакова Младшего»), а затем - во множестве агиографических, гомилетических (проповеди) и гим-нографических текстов, восходящих к этому первоисточнику. Согласно этой традиции, М. происходит из мессианского «колена» Иуды (смешавшегося, как иногда добавлялось, со священническим «коленом» Левия), из царского рода Давида; её родители - праведники Иоаким и Анна, дожившие до пожилого возраста бездетными. Нежданное рождение М. как бы повторяет чудо рождения её предка Исаака от престарелых Авраама и Сарры. Предание говорит о воспитании М. в обстановке особой ритуальной чистоты, о первых шагах младенца по седьмому месяцу (тема византийской иконографии), наконец, о «введении во храм»; с трёх лет М. воспитывается при иерусалимском храме, служа его...
7. Словарь средневековой культуры. ПЛЯСКА СМЕРТИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: их большинство, средневековая эмблематика смерти основана на библейском повествовании (Смерть побежденная - I Кор. 15, 55; всадник Смерть - Отк. 6, 8; 14, 14-20). Тема П.и С.и развилась в покаянной литературе под влиянием проповеди францисканского и доминиканского монашества. В «Легенде о трех живых и трех мертвецах», XII в., поэме «Я умру» XIII в. и других памятниках оказались сформулированы основные тематические и стилистические черты будущей П.и Си. «Легенда» представляет собой стихотворный комментарий к книжной миниатюре: в разгар охоты князья встречают на лесной тропе полуразложившихся покойников, те обращаются к ним с проповедью о бренности жизни, суетности мира, ничтожности власти и славы и призывают к покаянию', когда-то покойник был тем, чем живой является сейчас, живой будет тем, чем стал покойник. Что касается другого упомянутого текста, то он не связан с изобразительным рядом, тем не менее его нарративная структура чрезвычайно близка нарративной и живописной структуре П.и Си. Каждый из латинских дистихов - короля, папы, епископа, рыцаря, турнирного герольда, врача, логика, старика, юноши, богача, судьи, счастливца, молодого дворянина и пр. - обрамлен формулой «к смерти иду я»: «К смерти иду я, король. Что почести? Что слава мира? // Смерти царственный путь. К смерти теперь я иду ... // К смерти иду я, прекрасен лицом. Красу и убранство // Смерть без пощады сотрет. К смерти теперь я иду...». Собственно жанр П.и С.и возник в Центральной Германии. Первоначальный текст, созданный вюрцбургским доминиканцем ок. 1350 г., вскоре был переведен на средневерхненемец-кий язык: каждому латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и новопреставленного. Всего здесь 24 персонажа: папа, император, императрица, король, кардинал, патриарх, архиепископ, герцог, епископ, граф, аббат, рыцарь, юрист,...
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, идеала и идеализации. Наряду с благом и истиной П. - одно из древнейших сущностных понятий культуры, богословия, философской мысли. В имплицитной эстетике с древнейших времен термины «П.» и «красота» употреблялись в контекстах космологии, метафизики, богословия и практически - как синонимы, хотя, «П.» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» - для обозначения совершенства универсума и его отдельных составляющих, т. е. носил праонтологический характер. В средиземноморском ареале представления о красоте и П. восходят к древнеегипетской культуре. Уже во II тысяч. до н. э. мы встречаем множество текстов, в которых П. (нефер) выступает высшей характеристикой богов, фараонов, людей, предметов окружающего мира. При этом в человеке (особенно в женщине) выше всего ценится физическая гедонистическая красота, связывавшаяся египтянами с чувственными наслаждениями. Само слово «нефер» нередко входило в официальный титул фараонов: перед именем царицы Нефертити добавлялось «Нефер-нефру-Атон» (прекрасен красотами Атон). Египетская поэзия наполнена описаниями красоты богов и фараонов. Египтяне саму жизнь считали прекрасной; под красотой предметов обихода нередко понималась их польза для человека. Главным богом египетского пантеона был бог-солнце Ра, поэтому солнечный свет отождествлялся ими с красотой и высшим благом; божественный свет выступал синонимом божественной красоты. Эти представления в дальнейшем через библейскую эстетику унаследует христианская культура. В античной Греции уже Гомер называет «прекрасным» (kalon) и физическую (с эротическим оттенком) красоту людей, и совершенство предметов, и полезные для людей вещи, и нравственную красоту соответствующих поступков и поведения своих героев. Для древнегреческой философии красота - объективна, понятие красоты онтологично, связано прежде всего ...
9. 3. МЕРКАНТИЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: сам по себе знаком богатства; его затаенный блеск явно указывал, что он был одновременно скрытым присутствием и видимой подписью всех богатств мира. Именно по этой причине он имел цену; также поэтому он измерял все цены; наконец, поэтому его можно было обменивать на всё, имевшее цену. Он был драгоценностью как таковой. В XVII столетии все эти три свойства всегда приписывались деньгам, но все они имели своим основанием не первое свойство (наличие цены), а последнее (замещение всего имеющего цену). В то время как эпоха Возрождения основывала обе функции (мера и заместитель) металла для чеканки денег на удвоении его существенного признака (того, что он является драгоценным металлом), XVII век смещает анализ; именно меновая функция служит основанием двух других признаков (способности измерять и способности получать цену, проявляя в таком случае как бы качества, вытекающие из этой функции). Этот переворот является результатом той совокупности размышлений и практических действий, которые осуществляются на протяжении всего XVII века (от Сципиона де Граммона до Никола Барбона); эту совокупность определяют немного приблизительным термином «меркантилизм». Вошло в привычку характеризовать его как абсолютный «монетаризм», то есть как систематическое (или упорное) смешение богатств и металлических денег. Эта характеристика является поспешной. Действительно, «меркантилизм» устанавливает между ними не более или менее неясное тождество, а продуманное сочленение, делающее из денег инструмент представления и анализа бо- 1 Ср. сделанное еще в начале XVII века утверждение Антуана де ла Пьера: «По существу, стоимость золотых и серебряных денег основана на том драгоценном веществе, которое они содержат» (De la nécessité du pésement). гатств, а из богатств — содержание,...
10. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: ранга для решения вопросов вероучения, церковной дисциплины и различных проблем, стоящих перед церковью. Термины concilium, synodus / σύνοδος, употребляемые по отношению к церковным Сам, первоначально обозначали провинциальные собрания (греч. κοινόν), полукультовые-полуадминистративные органы, которые организовывали общественные празднества, представляли провинциальные интересы перед центральной администрацией, а позднее превратились в представительные собрания провинциальной знати. По отношению к собраниям христиан понятие synodus было впервые применено Дионисием Александрийским (III в.), a concilium - Тертуллианом (ок. 160- после 220). Область значений, охватываемая этими терминами в раннем христианстве, достаточно широка: они обозначали не только разного рода церковные собрания и совещания, но порой и место собрания как таковое, а позднее храмы, где собирались верующие на богослужения; кроме того, могилы мучеников также иногда назывались concilia sanctorum, martyrum conciliabula. Исидор Севильский в «Этимологиях» толкует слово synodus как происходящее от «объединения», «собрания», a concilium - от совместного обсуждения, заседания в одном месте; где нет согласия, там нет и Ca. В средневековье понятие concilium приобрело новые смысловые оттенки через установление тесной связи между понятиями «С», с одной стороны, и «совет» (consilium) как светский институт, являвшийся одним из главных элементов политической культуры и организации общества, построенного на основе сеньориальных отношений, с другой стороны. Подобная связь проявилась в схожести институциональных функций и механизма принятия решений....