Поиск по материалам сайта
Cлово "DEI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. БОЖИЙ МИР
Входимость: 7. Размер: 15кб.
2. Словарь средневековой культуры. ДОМ
Входимость: 3. Размер: 26кб.
3. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 3. Размер: 54кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
5. Словарь средневековой культуры. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
6. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 42кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
8. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 2. Размер: 35кб.
9. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 2. Размер: 53кб.
10. Словарь средневековой культуры. МИСТИКА
Входимость: 2. Размер: 27кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АДА")
Входимость: 2. Размер: 69кб.
12. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
13. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
14. Большой толковый словарь по культурологии. МАРИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
15. Реальный словарь классических древностей. ЭНЕЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
16. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
17. Реальный словарь классических древностей. АФИНА ПАЛЛАДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
18. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
19. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
20. Мифы народов мира. НЕБО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
21. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕГ"-"ГЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
22. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
23. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЯ"-"ОЭС")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
24. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САТ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
25. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
26. Словарь средневековой культуры. ГОСТЕПРИИМСТВО
Входимость: 1. Размер: 24кб.
27. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
28. Мифы народов мира. МАРИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
29. Словарь средневековой культуры. ИМПЕРИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
30. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАД"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
32. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
33. ЗЕРКАЛО
Входимость: 1. Размер: 9кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
35. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 1. Размер: 19кб.
36. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 39кб.
37. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Н"
Входимость: 1. Размер: 23кб.
38. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 7, "СИН"-"СКА")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. ФУТУРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
40. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
41. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
42. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
43. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 1. Размер: 27кб.
44. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
45. Словарь средневековой культуры. ДЕТСТВО
Входимость: 1. Размер: 17кб.
46. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАН"-"ОКЕ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
47. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
48. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
49. Мифы народов мира. ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
50. Большой толковый словарь по культурологии. ПРАВОСЛАВИЕ
Входимость: 1. Размер: 27кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. БОЖИЙ МИР
Входимость: 7. Размер: 15кб.
Часть текста: М.а неотделимо от развертывания серии процессов, ок. 1000 г. существенно изменивших облик средневекового Запада. Складывание привилегированного слоя milites, рыцарства, или, как писали теоретики нового феодального режима, bellatores, «воюющих», ознаменовало разрушение социального и политического порядка, унаследованного от каролингского времени. Ничем не прикрытое и отныне не контролируемое насилие сделалось инструментом утверждения нового статуса новой военной аристократии. В обстановке деградации эффективной судебной власти сами вооруженные конфликты становятся элементом объективного правового порядка. Бургундский хронист Рауль Глабер связывает возникновение движения Б.его М.а с усилиями вождей церкви спасти ее от мирских тягот, обеспечить за ней господствующее положение в обществе и некогда королевскую миссию - привести народ божий к спасению. В обстановке неуправляемой агрессивности новой военной аристократии права церкви оказались особенно уязвимы. Миротворческая деятельность церкви изначально ...
2. Словарь средневековой культуры. ДОМ
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: средневековья, тем не менее связанные с ним социальные и культурные механизмы и стереотипы бывают небезразличны динамизму средневековых обществ. Дом-жилище С обладанием Д.ом так или иначе связано вхождение человека в общество, обретение им полноты прав и обязанностей его члена. ( Право ). Об этом прямо говорится во множестве разного рода коммунальных статутов. Особенно живописны архаические ритуалы отчуждения того, что представляется такими неотъемлемыми правами и обязанностями. Так, у салических франков убийца, которому оказалось не под силу уплатить положенный вергельд, должен, войдя в свой Д., собрать горсть земли из четырех углов, затем встать на пороге лицом внутрь Д.а и из такого положения левой рукой через плечи бросать той землей на ближайшего родственника. По совершении этого, босой и неподпоя-санный, с колом в руке он прыгает через изгородь покидаемой им усадьбы, а означенный родственник приобретает права на нее и обязанность уплаты вергельда. Аналогичная норвежская процедура предписывает «взять прах из четырех углов очага, из-под почетного сиденья [домохозяина] и с того места, где пахотная земля встречается с лугом и где лесистый холм соприкасается с выгоном». Собранную таким способом землю кидают в полу одежды того, к кому переходит усадьба. Олицетворяя дееспособность Лица, Д. подчас становится местом совершения разного рода правовых актов. Интерьер, а особенно экстерьер Д.а призваны зримо представить миру и обществу семейную группу и ее главу - идет ли речь о соревнующихся между собой и достигающих при этом высоты едва ли...
3. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Часть текста: «христианскому миру» (фр. chré[s]tienté, засвидетельствованное уже в «Песни о Роланде», нем. Christenheit, англ. Christendom, ит. cristianità и т.п., и прежде всего лат. christianitas - слова, ключевые для истории средневекового Запада и знаменательным образом не переводимые на русский язык). Лат. прилагательное catholicus (от греч. кабоДлкос «всеобщий») в смысле вероисповедном и экклезиологическом оставалось до разделения церквей эквивалентом слова «православный» (оно присутствует в принятом на вселенских соборах IV в. и до сих пор сохраняемом и в православном обиходе греческом тексте символа веры как эпитет «святой» и «апостольской», т.е. истинной, церкви; в церковно-славянском переводе оно оказалось - не сразу - передано эпитетом «соборный»; в специальной терминологии русского православного богословия в этом же смысле употребляется термин «кафолический»). Оно выражало со времен внутри-христианских конфликтов II в. идею авторитетного, обязующего церковного и докт-ринального единства в противоположность всем «ересям» и «расколам» («схизмам»), всем частным мнениям, культурным различиям и локально-этническим интересам. В этом смысле «кафоличность», или «католич-ность», и «православие», или «ортодоксия», выступали как взаимодополняющие атрибуты идеала церкви. Однако уже в эпоху церковного единства между греческим Востоком и латинским Западом проявлялись и становились все более отчетливыми культурные различия греческой и латинской традиций, а также последствия несхожих политических контекстов, в которых приходилось развиваться церковным институциям. Политическая и культурная дивергенция западной (католической) и византийской (восточной) ветвей христианства; подъем папства Единая Римская империя окончательно разделилась к кон. IV ...
4. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: 1, "ТАБ"-"ТЕН") ТАБЛИНИЙ ТАБЛИНИЙ (лат. tablinum), в рим. домах примыкавшая к атрию ср. комната, служившая вначале спальней, а позднее столовой. Сообщавшийся с атрием посредством большой двери, Т. имел вид открытой экседры, а при наличии атрия и перистиля становился проходной комнатой, ведущей во внугр. комнаты. ТАБУ ТАБУ (полинез. tabu - запрещать), система запретов на совершение определ. действий. В античности Т. распространялось на те обычаи и традиции, которые имели отрицательные последствия для общества в целом и для культа в частности: запрещались кровосмешение и браки между родственниками, запрещалось прикасаться к предметам культа, входить в святая святых храма; жрецы и священнослужители обязаны были носить определ. одежду и соблюдать необходимые требования. Существовали табуирострованные дни (лат. dies nefasti). Тотемисгич. корни Т. периода античности сейчас установить невозможно. ТАБУЛА РАЗА ТАБУЛА РАЗА (лат. tabula rasa гладкая, чистая доска). Для написания нового текста на восковой табличке старый текст стирался (сглаживался...
5. Словарь средневековой культуры. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» (expeditio), «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), «пути в Святую Землю» (iter in Terram Sanctam). Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в., а слово «К.ый П.» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени. Позднее под К.ыми П.ами стали подразумевать войны против «неверных», от битвы при Лепанто в 1571 г. до религиозных войн во Франции XVI в. Говорят также о К.ых П.ах «до К.ых П.ов» («войны св. Петра», реконкиста и т.п.). Возникновение идеи К.ых. П.ов было результатом длительной эволюции самых разных идей и практик средневекового общества. В известном смысле К.ые П.ы - зеркало всего средневекового христианства. Крестоносное движение возникает в кон. XI в. главным образом как результат соединения традиции паломничества и новой идей «священной войны». 1. Христианское представление о том, что человек лишь странник, чужеземец (peregrinus) на земле, приобрела особую актуальность в эпоху К.ых П.ов. Цель путешествия в земной Иерусалим - обретение небесного Иерусалима, т.е. спасение души. В этом смысле К.ый П. есть паломничество души, ее «итинерарий» (по выражению Бо-навентуры), восхождение к Богу. С точки зрения средневекового религиозного сознания, жизнь человека представляла собой арену борьбы Бога и дьявола, грехов и добродетелей, и решение отправиться в К.ый П. означало разрыв с грехом. Спасение понималось как перемещение в пространстве, паломничество или К.ый П. - определенный вид аскезы. «Странствовать во имя Христа» (pro Christi peregrinari) во враждебных и дальних странах, испытывать лишения и подвергать себя опасности - такова участь паломника и крестоносца. К.ый П. ближе всего к паломническим путешествиям, совершаемым с целью покаяния и искупления грехов....
6. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: балтийских (балтских) племён. Общебалтийская мифологическая система не сохранилась, но в некоторых случаях она реконструируется на основе мифологических систем отдельных балтийских племён: западных - пруссов, ятвягов и др., и восточных - жемайтов и аукштайтов (литовцев), латышей и др. На рубеже 1-го и 2-го тыс. н. э. балтийские племена занимали территорию к югу и востоку от Балтийского моря, соседствуя со славянами и прибалтийскими финнами. Самые ранние сведения о мифологии и ритуале балтийских племён, помимо археологических данных о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к кон. 1 в. н. э. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м....
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ") АБАДДИР АБАДДИР - Abaddir, см. Βαίτυλος, Байтилы . АБАК АБАК - Abăcus, ά̉βαξ, αβάκιον, всякий для особенного употребления предназначаемый стол; так, у римлян, в особенности стол о трех ногах, на котором во время обеда или только напоказ выставлялась золотая и серебряная посуда - поставец для посуды (Cic. Verr. 2, 4, 16. 25. Plin. 37, 2, 6). Доска такого стола была по большей части мраморная, иногда серебряная, реже из дерева citrus, из кленового или кедрового дерева; форма ее обыкновенно была четырехугольная, реже круглая, иногда с возвышенными вокруг краями; ножка делалась из слоновой кости или дорогой делосской бронзы. Словом abaci обозначаются также гладкие поля в искусственной мраморной облицовке стен (Plin. 33, 56. Vitr. 7, 3, 10), иногда и пестрые поля мозаичных полов...
8. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: способ создавать поэтические произведения; таким образом, trobador - это стихотворец, поэт. Искусство Т.ов было лирическим в античном смысле, т.е. имело синкретический характер: будучи одновременно поэтами и музыкантами, они писали мелодии к своим стихам, а иногда и сами исполняли их, аккомпанируя себе на инструменте типа виолы или лиры; блестящую формулу подобного синкретизма дал один из поздних Т.ов Фолькет Марсельский: строфа без музыки -все равно что мельница без воды. Т.ы явились родоначальниками европейской лирики на народном языке, иными словами, создателями первого в Европе народного поэтического языка, функционально эквивалентного латыни: благодаря их творчеству langue d'oc, именуемый также «провансальским» или «лимузенским» языком, превратился в язык поэзии par excellence. Именно в этом качестве он был воспринят как уроженцами собственно Прованса, так и поэтами всего обширного ареала, на который распространялось влияние Т.ов, в том числе Каталонии и Северной Италии. В грамматическом трактате нач. XIII в. «Пояснения к стихотворству» (Razos di trobar) его автор, Раймон Видаль, утверждал, что «лимузенский» язык более любого другого пригоден для поэзии, т. е. для сочинения кансон и сирвент. В творчестве Т.ов сложились все основные черты того общеевропейского поэтического феномена, который...
9. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: семейства наделен В.ю над домочадцами, аббат над монахами, городской совет над бюргерами, епископ над паствой, магистр над студентами, сеньор над крестьянами и т.п. Самой высокой реальностью и наибольшей безусловностью для средневекового христианина обладала В. Бога над людьми и всем миром вообще. В каждом из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на свободных соплеменников и включает в себя и функцию посредничества между миром людей и миром богов. ...
10. Словарь средневековой культуры. МИСТИКА
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: к ним являются темами различного рода текстов, отражающих, с одной стороны, практический опыт М.и (например, автобиографические повествования, прежде всего описания видений и откровений, памятники агиографии и т.п.), а с другой - спекулятивные, теоретические рассуждения о смысле и природе мистического опыта (трактаты, комментарии и пр.). Отдельные тексты нередко демонстрируют соединение этих предметов повествования. 1. Сочинения, открывающие историю европейской религиозной М.и, опирались на духовный и интеллектуальный опыт поздней античности и раннего христианства. Труды Августина (354-430) («Исповедь») и Григория Великого (ок. 540-604) (Moralia in lob), стоящие у истоков западноевропейской христианской мистической традиции, в сущности являются продолжением позднеантичной неоплатонической М.и видений, в то время как Иоанн Кассиан (Collationes) находится под влиянием опыта практической созерцательной М.и отцов-пустынников. Традиция религиозной М.и, однако, практически пресекается в эпоху раннего средневековья; этот период характеризуется полным отсутствием свидетельств практической М.и, и лишь единичные примеры спекулятивных теоретических рассуждений о мистическом опыте позволяют говорить о сохранении и эволюции интеллектуального и духовного наследия предшествующей эпохи. В частности, важнейшим свидетельством тому являются переводы сочинений Псевдо-Дионисия Ареопаги-та, выполненные ок. 860-862 гг. Иоанном Скотом Эриугеной (ок. 810-877). Он сделал доступными латинскому миру также произведения других греческих мистиков (Максим Исповедник, Григорий Нисский), хотя потребовалось несколько столетий, прежде чем они были полноценно восприняты европейским интеллектуальным и религиозным сообществом. Настоящее становление...