Поиск по материалам сайта
Cлово "CONTRA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. ФОМА АКВИНСКИЙ
Входимость: 3. Размер: 15кб.
2. ЭРИСТИКА в культуре 20 в
Входимость: 2. Размер: 31кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРИСТИКА
Входимость: 2. Размер: 34кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
5. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОДИЦЕЯ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. НИЦШЕ И ПОСТ-КУЛЬТУРА.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
11. РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. МАРКСИСТКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. БЕРДЯЕВ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАЕ"-"ЦЕР")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
15. Древний мир. Энциклопедический словарь. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 67кб.
16. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
17. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАР"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
18. МАРКСИСТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
19. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЛЫЙ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕТ"-"ФРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
21. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕФ"-"НЮ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
22. Словарь античности. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПИ"-"ОЧК")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫЦ")
Входимость: 1. Размер: 32кб.
24. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "ABS"-"DET")
Входимость: 1. Размер: 48кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. ФОМА АКВИНСКИЙ
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: и отказываясь от церковных должностей; читал лекции в Париже, Кёльне, Риме и Неаполе. В 1323 г. канонизирован, в 1567 признан пятым «учителем Церкви», т. е. поставлен наравне с такими авторитетами, как Августин; получил прозвище «всеобщего наставника», «государя схоластов». ☼ Среди наследия Ф. А. выделяются два монументальных труда - «Сумма теологии» («Summa theologiae», ок. 3000 статей, не окончена) и «Сумма против язычников» («Summa contra gentiles»). В этих универсальных компендиях с предельной ясностью подведены итоги теоло-гико-рационалистических поисков зрелой схоластики. Хронологическое положение Ф. А. внутри историко-культурного процесса до символичности «серединно». Он родился около того времени, когда умер Франциск Ассизский, духовный отец зрелого Средневековья; он умер около того времени, когда родился Мейстер Экхарт (философ-мистик, ок. 1260-1327), зачинатель новой, кризисной эпохи. Время его жизни - пора недолговременного равновесия противоборствующих сил эпохи. Его духовная родина - доминиканский орден. Сквозь всю внутри-церковную умственную жизнь зрелого и позднего католического Средневековья проходит контраст между францисканским и доминиканским стилями мышления: если девиз францисканцев - «любовь», т. е. мистическое горение, то девиз доминиканцев - «истина», т. е. планомерная отработка доктрины в формах здравого смысла. Но культуру здравого...
2. ЭРИСТИКА в культуре 20 в
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: способностью оратора убедить других в своей вовсе не очевидной правоте. Агон превращался в самоцель, ничем не регламентируемую; включая самооценку его участников, искусство спора становилось своего рода “искусством для искусства”, “спором ради спора”. По сути дела, Аристотель восставал против “агональности без берегов”, доводящей идею агона как регулятивного механизма античной культуры до логич. предела, до самоотрицания, до абсурда: ведь соперничество в борьбе за то, чтобы искусно представить ложь в качестве истины, зло вместо добра, а безобразное как прекрасное или намеренно отстраниться от каких-либо оценок — познавательных, нравственных и эстетических (оставив вопрос об истинности суждений открытым или скрытым от участников спора) — недостойно для гражданина или мыслителя, вредно и даже опасно для об-ва, убийственно для философии и мудрости вообще, — иначе говоря, “антикультурно” с т.з. устоявшихся, классич. норм данной культуры. Устраняя любые критерии и нормы ценностно-смысловых измерений, Э. тем самым лишала смысла не только регулятивный механизм, но и самую необходимость культурной регуляции и саморегуляции, вносила хаос и дезорганизацию в социальную и культурную жизнь. Очевидно, подобные ситуации в истории культуры, когда ключевые позиции в общественных коммуникациях занимает так или иначе заявляющая о себе Э., повторяются время от времени, — особенно в кризисные эпохи (революций, войн, национально-этнич. конфликтов и т.п.). Происходит смена культурных парадигм, изменяются господствующие в об-ве представления о научности, художественности, идеологичности, смещаются и перепутываются пласты культурной семантики, обновляется язык культуры, причем одновременное сосуществование ...
3. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРИСТИКА
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: представления о правде, справедливости, логических правилах, нравственных принципах сменялись критериями убедительности неистинного, несправедливого, "моралью" безнравственности или практич. способностью оратора убедить других в своей вовсе не очевидной правоте. Агон превращался в самоцель, ничем не регламентируемую, включая самооценку его участников; искусство спора становилось своего рода "искусством для искусства", "спором ради спора". По сути дела, Аристотель восставал против "агональности без берегов", доводящей идею агона как регулятивного механизма античной культуры до логич. предела, до самоотрицания, до абсурда: ведь соперничество в борьбе за то, чтобы искусно представить ложь в качестве истины, зло вместо добра, а безобразное как прекрасное или намеренно отстраниться от каких-либо оценок - познавательных, нравственных и эстетических (оставив вопрос об истинности суждений открытым или скрытым от участников спора) - недостойно для гражданина или мыслителя, вредно и даже опасно для об-ва, убийственно для философии и мудрости вообще, - иначе говоря, "антикультурно" с т.з. устоявшихся, классич. норм данной культуры. Устраняя любые критерии и нормы ценностно-смысловых измерений, Э. тем самым лишала смысла не только регулятивный механизм, но и самую необходимость культурной регуляции и саморегуляции, вносила хаос и дезорганизацию в социальную и культурную жизнь. Очевидно, подобные ситуации в истории культуры, когда ключевые позиции в общественных коммуникациях занимает так или иначе заявляющая о себе Э., повторяются время от времени, - особенно в кризисные эпохи (революций, войн, национально-этнич. конфликтов и т.п.). Происходит смена культурных парадигм, изменяются господствующие в об-ве представления о научности, художественности, идеологичности, смещаются и перепутываются...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН") СЕВСКАЯ ГОРА СЕВСКАЯ ГОРА - Sevo mons, см. Scandia, Скандия . СЕВТ СЕВТ - Seuthes, Σεύθης, имя двух одризийских царей во Фракии. Старший наследовал своему дяде Ситалку в 424 г. (Thuc. 2, 97); младший вел переговоры с Ксенофонтом при его возвращении с 10.000. Хеn. Anab. 7, 1, 5. СЕГЕСТ СЕГЕСТ - I. Segestes, знаменитый херуск, отец Туснельды, которую похитил у него Арминий; желая отомстить ему, он перешел на сторону римлян и выдал им намерение зятя. Tac. ann. 1, 55 слл. Flor. 4, 12. По смерти Вара он продолжал войну против Арминия и призвал наконец на помощь Германика, который освободил его, когда он был окружен войсками Арминия. Tac. ann. 1, 57. II. Segestus, Άκέστες, см. Акест . СЕГЕСТА СЕГЕСТА - Segesta или Egesta, Σεγέστα, 'Έγ. или Α'ίγεστα, город, находившийся недалеко от северного берега Сицилии, между Панормом и Дренаном, основанный, по обыкновенному преданию, троянцами, почему и 2 реки поблизости получили названия Симоента и Скамандра. Римляне приписывали основание его Энею (Verg. Aen. 5, 718. 755 слл. Acesta. Cic. Verg. 4, 33). Только Страбон рассказывает об основании его греками, товарищами Филоктета. Негреческая С. (Thuc, 7, 57) находилась постоянно в борьбе с соседними городами, особенно с Селинутом, чем и подала повод к несчастному предприятию афинян. Thuc. 6, 6. Некоторое время этот город назывался Дикеополем (Δικαιόπολις), после того как был завоеван Агафоклом. Римляне...
5. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Ц" ЦАРСКАЯ ДОРОГА ЦАРСКАЯ ДОРОГА - Т. н. Ц. д. вела из Эфеса через Сарды, Гордий в Сузы. Эта дорога, на которой было более ста почтовых и курьерских станций, служила символом экономич., политич. и военной мощи Персии и ее царей. ЦАРЬ ЦАРЬ - 1. Греция. Др. царская власть (власть плем. вождей или подлинное царское правление) утрачивала свою силу по мере того, как росло политич. и экономич. влияние родовой знати. Этот процесс завершился почти во всем греч. мире к сер. 8 в. до н. э. Там, где царская власть сохранилась ( Спарта , Аргос , Македония , Кирена и пр.), она имела огранич. характер, в некоторых случаях приобретая форму правления с огранич. сроком. В Афинах наследств, царская власть трансформировалась в ежегодно замещавшуюся должность архонта-басилевса, который выполнял жреч. функции и председательствовал на судебных заседаниях, где решались дела об убийствах. Царская власть в Спарте передавалась по наследству в обоих царских родах - Агиадов и Эврипонтидов. Эта двойная царская власть в результате борьбы с эфоратом была...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: и союзников деньги, которые можно было потребовать обратно (res repetere); во времена императоров этим именем называлось вообще преступление, заключавшееся в дурном исполнении служебных обязанностей. Tac. ann. 6, 29. Несмотря на закон Порциев (lex Porcia, Закон Порция , ок. 195 г. до Р. X.), который определял наместникам известные обязанности, часто возникали затруднения, доводимые потом до сведения сената, который или сам вел следствие, или приказывал вести его комиссии, пока не была учреждена особенная постоянная комиссия, quaestio perpetua, законом Л. Кальпурния Пизона Фругия (lex Calpurnia, Закон Кальпурния ) в 149 г. до Р. X. Cic. off. 2. 21. Cic. Cluent. 53. В нем перечислялись запрещенные действия, ведение процесса и определенные наказания, вероятно дополненные lex Iunia вскоре после 3-й Пунической войны. Другие определения давал lex Servilia, Закон Сервилия , 105(?) г. до Р. X., и lex Acilia, Закон Акилия . После союзнической войны положение провинции делалось все хуже и хуже, и потому диктатор Сулла издал в 81 г. до Р. X. более строгий закон Корнелиев (lex Cornelia, Закон Корнелия ). Испорченность времени и наместников требовала закона, в котором бы были перечислены все притеснения и всем им грозило наказание; таким законом был lex Iulia 59 г. до Р. X. (acerrima, Cic. Vat. 12., optima, Sest. 64., iustissima, Cic. Pis. 16, 37), к ...
7. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОДИЦЕЯ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: справедливость) - общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного Божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию темных сторон бытия. Термин «Т.» введен Лейбницем в его трактате «Опыты Т. о благости Божией, свободе человека и первопричине зла» (1710). Всякая Т. есть «оправдание» перед лицом некоторого обвинения, ответ на то, что Гейне назвал «проклятыми вопросами»; исторические типы Т. зависят от определяемых социальной ситуацией различных мыслительных возможностей постановки таких вопросов, т. е. от различно определяемого объема Божественной ответственности за мировое бытие. Поэтому типологию Т. целесообразно рассматривать в порядке поступательного расширения и усложнения этой ответственности. Вариант минимальной ответственности Божества дает политеизм, особенно в его первобытно-анимистических формах или в язычестве греко-римского типа. То, что богов много, ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Кроме того, языческий космос не «сотворен» богами в смысле присущей теизму доктрины свободного творения из ничто, но «порожден» цепью божественных зачатий и рождений или приведен богами в порядок из состояния хаоса. Таким космосом нельзя управлять как орудием (срв. для контраста идею космоса-орудия у христианского апологета Л актанция, Div. Inst. II, 5,37-42), а только так, как патриархальный отец управляет своим не всегда послушным, но подчиненным сыном, или как патриархальный старейшина управляет сородичами (Зевс - «отец богов и людей» не в метафорическом, а в буквально-юридическом смысле, как старейшина божественно-человеческой сверхобщины). Притом боги находятся...
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus - первоклассный, образцовый) художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Достиг наивысшего расцвета во Франции и других европейских странах в период абсолютизма, а затем в эпоху Просвещения. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки и сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного обобщенного рисунка. К середине ХIХ в. классицизм переродился в безжизненный академизм. КЛАУСЕН КЛАУСЕН - Арне Мартин Клáусен (Klausen) (р. 1927) норв. культуролог, социалантрополог. С 1961 хранитель этногр. музея Осло. В 1968 защитил докт. дис. о норв. проекте гуманитарной помощи в Керала, Юж. Индия, и в 1971 стал проф. социалантропологии ун-та Осло. Помимо исследования других гуманитарных проектов и роли антропологии для понимания обществ. проблем развивающихся и развитых стран К. занимался изучением роли искусства и культуры в обществ. системе ("Социология искусства", 1977). К. является автором теор. работ по культурологии "Культура - вариации и взаимосвязи" (1970) и "Культура. Система и хаос" (1992). По его мнению, существует два разл. представления о культуре: одно - ценностно ориентированное, т.е. ориентированное на улучшение качеств, характеристик шкалы развития, другое - описательное, т.е. собственно понятие культуры как одной из форм человеческой жизнедеятельности. С двумя представлениями о культуре косвенно связаны соответственно два способа отношения к чуждым...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: город перебов в фессалийской провинции Гестиеотида. Гомер (Il. 2, 739) называет его λευχή, потому что в окрестностях его ( по Strab. 9, 440) находилось много белой глины. Теперешнее имя его Elassona. ОЛОФИКС ОЛОФИКС - Olophyxus, Όλόφυξος, город на горе Афоне, который во времена Фукидида (Thuc. 4, 109) имел смешанное население из пеласгов, фракийцев и греков. Hdt. 7, 22. Strab. 7, 331. ОЛУР ОЛУР - Olŭrus, 'Όλουρος, 1. горная крепость Ахеи, близ теперешнего Ксилокастро. Хеn. Hell. 7, 4, 17; 2. город Менении, называемый также Oluris и Dorion (Ноm. Il. 2, 594), на юг от реки Неды. Strab. 8, 350. ОЛЬВИЯ ОЛЬВИЯ - Olbĭa, Όλβία, 1. сильная крепость при Памфилийском заливе, недалеко от реки Катаракта. Strab. 14, 666; 2. милетская колония и богатый торговый город при слиянии Борисфена с Гипанисом, в 240 стадиях от устья; он называется также Олбиополь и Борисфен; в 56 г. до Р. X. он был разрушен гетами. Hdt. 4, 18; 3. О. или Астак, город в Бифинии, у Олбийского залива, н. залив Исмид; 4. колония Массалии в нарбоннской...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. НИЦШЕ И ПОСТ-КУЛЬТУРА.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: ). Родился в семье потомственных священников немецко-польского происхождения. В пятилетнем возрасте лишился отца. С детства увлекся музыкой и самостоятельно занимался ею на протяжении всей жизни. С двенадцатилетнего возраста страдал постоянно прогрессировавшими головными болями и болезнью глаз (временами до полной слепоты). Изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869 г. был утвержден профессором классической филологии Базельского университета, а несколько позже Лейпцигский университет присвоил ему без защиты на основании опубликованных статей докторскую степень. Работал в Базельском университете до 1879 г., когда по состоянию здоровья вынужден был уйти в отставку. С 1868 г. был увлечен музыкой Р.Вагнера, но через 10 лет стал одним из наиболее острых критиков вагнерианства и поздней музыки своего кумира, в которой усмотрел начала смерти музыки и острый декаданс культуры в целом. Судьба отвела Ницше менее 20 лет для активной творческой деятельности, которая проходила в подвижнической борьбе с тяжелейшей болезнью, победившей его в самом начале 1889 г. - наступило полное помрачение рассудка. Личная трагедия гения, его менталитет и профессиональные знания и интересы способствовали формированию направления его пророчески-афористического мышления. Сам Ницше считал себя материалистом, атеистом, имморалистом, психологом, пророком, поэтом и музыкантом. В концентрированном поэтико-афористическом виде основные идеи его мировоззрения выражены в книге «Так говорил Заратустра» и более дискурсивно изложены в остальных его работах. Один из главных тезисов философии Ницше: культура больна, человечество больно, человек болен и...