Поиск по материалам сайта
Cлово "BORDEAUX"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 64кб.
2. МИНИМАЛИЗМ (minimal art - англ.: минимальное искусство)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИР")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕР"-"БОС")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
5. ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
6. Мифы народов мира. ПЧЕЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
8. Словарь средневековой культуры. CHANSONS DE GESTE
Входимость: 1. Размер: 24кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГЕБ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Часть текста: мифологизма XX в., усматривающего в реализации мечты прежде всего эстетический феномен, М.р. связан с современными народными верованиями (например, в реальное существование Эльдорадо). От фантастики этот метод отличается обыденностью, повседневностью того, что кажется фантастическим европейцу. В волшебном реализме (термин А.Карпентьера, предшествующий М.р.) «наивный» афро-карибский тип восприятия противостоит европейскому. Дуализм местной и колониальной культур порождает двойственную картину мира, двоящийся художественный стиль. В произведениях М.р. народные верования аборигенов трактуются не как экзотический фольклор, но как достоверное знание. Им невозможно овладеть посредством западноевропейской научно-рационалистической традиции. М.р. мыслится как альтернатива традициям христианской средневековой и просветительской западной эстетики. В нем выражаются эстетические чувства, вкусы, ценности региональных сообществ, не прошедших этап модернизации, не воспринявших идеи рационализма и прогресса, «ученой» культуры. Его основа - устная культурная традиция с ее магически-суеверным отношением к миру. М.р. 90-х гг., не чуждый идеям транскультурности, трактует ее не каки деструктивное для латиноамериканской ментальности взаимодействие архаических и модернизаторских тенденций, но как их равноправное сосуществование в неиерархизированном культурном пространстве. В художественном языке М.р. это выражается в миксте сельской и городской культур, архаики и авангарда, постмодернизма. Новой линией его развития является трактовка масс-медиа как современной формы магии. Лит.: Chiampi I. El realisme maravilloso: forma e...
2. МИНИМАЛИЗМ (minimal art - англ.: минимальное искусство)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Часть текста: художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, М., интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе. М. возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме (см.: дада ) , абстракционизме, формалистической амер. живописи к. 50-х гг., поп-арте. Непосредств. предшественником М. является амер. художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию “Черных картин”, где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин “М.” принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — “прохладное искусство”, “АБВ-искусство”, “серийное искусство”, “первичные структуры”, “искусство как процесс”, “систематич. живопись”. Среди наиболее репрезентативных минималистов — К. Андре, М. Бочнер, У. Де Ма-риа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как “специфич. объект”, отличный от классич....
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИР")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Часть текста: Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МИР") МЕТАФОРА Статья большая, находится на отдельной странице . МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ Статья большая, находится на отдельной странице . МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . МЕТАХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ МЕТАХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - одна из особенностей культурологии, отличающих ее от смежных наук. У его истоков - научное творчество М. Вебера. Его " Идеальный тип " - целостный образ, созданный воображением из отдельных, точно установленных черт, примерно так же, как из отд. жизненных наблюдений писателя складываются лит. типы. Это не логически выстроенная модель , а именно типы, образы, взаимоотношения к-рых напоминает символич. драму. В то же время, это имена, к-рыми можно пользоваться как названиями рубрик. Бердяев пользовался именами Ноздрева, Смердякова, Хлестакова как рубриками, описывая силы, столкнувшиеся в 1917-18 в России. Идеальные типы "деят. аскета" и "аскета-созерцателя" очень близки к таким типам-рубрикам, заимствованным из худож. текстов. Идеальный тип не может...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕР"-"БОС")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: к своему сводному брату, царю Птолемею I, который женился на ней. Plut. Pyrrh. 4, Theocr. 17, 38; 2. дочь киренского Мага, составила заговор против власти своей матери Арсинои (250 г. до Р. X.), которая отбила у нее назначенного ей жениха Димитрия, сына Димитрия Полиоркета. Заговор удался, и Б. вышла замуж после умерщвления Димитрия за обрученного уже прежде с ней египетского царя Птолемея III Эвергета (ок. 246 г.) Justin. 26, 3. В 220 г. она была убита по наущению Сосибия, любимца Птолемея IV. По ее прекрасным, блестящим волосам была названа звезда на северной части неба. Atull. с. 66; 3. дочь иудейского царя Агриппы I из Кипра, была сперва супругой Ирода из Халкиды. По его смерти она была заподозрена в преступной связи с своим братом Агриппой II, который по разрушении Иерусалима удержал собственное царство regnum Ituraeae. Во время войны с Иудеей Тит влюбился в нее, призвал ее в Рим и принял ее в свой дворец. Он бы и женился на ней, если бы не должен был уступить общественному мнению. Tac. hist. 2, 2. Dio Cass. 66, 15. 18. То же имя носили многие города в Египте и Киренаике. БЕРЕЯ БЕРЕЯ - Beroea, Βέροια,...
5. ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: во Франции, в последнее десятилетие проф. ун-та г. Бордо. У Э. нет спец. работ, посвященных теории культуры. Сфера его интересов — философия культуры, философия техники, философия политики. В 60-е гг., анализируя вопросы техники и гос. власти, выступил как социальный критик индустриального об-ва. В книге “Техника”, 1962 (в США издана под названием “Технологическое общество”), опираясь на идеи Хайдеггера, рассматривает технику как особый феномен. Э. придает термину “техника” широкий мировоззренч. смысл, подразумевая по ним не только механизмы и машины, но и рациональность опр. типа, толкуемую им как судьба европ. культуры. Он стремится проследить связь техники с рационализмом, абстр. мышлением, совр. знанием. В ряде последующих работ, напр. “Аутопсии революции”, ставит под сомнение прогрессивно-поступат. характер обществ, развития, обличает прогресс во всех его наличных формах. Феномен техники оценивается как самая опасная форма детерминизма. Раскрыв в ряде трудов (“Пропаганда”, “Полит, иллюзия”) механизм идеол. манипулирования, ввел в теорию культурных процессов понятие “социол. пропаганда”, под к-рой подразумевается воздействие на сознание людей через культурный контекст, образ жизни, символику и реальный мир социального окружения. Привлекая обширный истор. материал, Э. стремится проследить закономерности и особенности массовых движений современности. Он полагает, что все социальные революции, независимо от их характера, пагубны для человечества, приводят к краху иллюзий. Гл. рез-том революции Э. считает укрепление гос-ва и дальнейшее порабощение человека. Он проводит различие между революцией, к-рая связана с идеей прогресса и имеет программу, и бунтом, к-рый лишен истор. перспективы и нередко ставит целью возврат прошлого. Э. полагает, ...
6. Мифы народов мира. ПЧЕЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: зимоньку..., отомкни летечко..., лето хлебородное»), что и другие символы весны - жаворонок, кулик, Мати Пречистая. Но П. иногда выступает как орудие бога, способствующего пробуждению (вызыванию) божества плодородия. В хеттском мифе божество плодородия Телепинус исчезает и погибают растения, животные, люди и боги, всё застилает облако (пчелиного) роя. Мать богов Хан-наханна посылает на поиски Телепинуса П., которая находит и жалит его. Бог приходит в неистовство. Его гнев умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа (букв. «дух пчелиного роя», соответствует хатти Каттах-цифури, «царица богиня»). Когда гнев Телепинуса стихает, облако (пчелиного) роя исчезает. Свидетельство о связи П. с образом мирового дерева сохранилось и в русской обрядовой традиции [«Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поёт, посередь-то деревца да пчёлы яры (ср. ярость Телепинуса и связь с П. Ярилы) гнезда вьют»]. Согласно скандинавскому мифу, живительным священным мёдом пропитано древо Иггдрасиль. В ряде традиций существует связь П. с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Ср. басню Федра (II 13) о пчелиных сотах на высоком дубу или гимн Каллимаха к Артемиде, связанной с П., где говорится о выстреле в улей и затем в дуб (выстрел или громкий звук связывается с обузданием дикого роя П.). В русской традиции устойчив мотив появления П. на Руси из заморской стороны: бог посылает Зосиму и Савватия принести «божью работницу» (или Свиридина и Свиридину, т. е. самца и самку П.) на Русь из земли Египетской (из горы, из пещеры в стране идольской или, наоборот, райской); в свою очередь архангел Гавриил поднимает всю «пчелиную силу» и...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: не только цель и смысл этого процесса, но и во многом инстинкт самосохранения. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Экологи сформулировали три заповеди поведения человека по отношению к природе: «Не вреди!», «Уподобляйся» и «Черпай полной мерой». В этом контексте развиваются идеи экологической этики, в основе которой лежит осознание коэволюции человеческого «я» и природы. ЭКСЛИБРИС ЭКСЛИБРИС (греч. ex libris - из книг) - книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.); 2) в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющих начало развертывания фабульного действия; 3) (муз.) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения. ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства....
8. Словарь средневековой культуры. CHANSONS DE GESTE
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: П. Зюмтора); подтверждением тому служит и само обозначение «песни», ставящее данный жанр, при всей его специфике, в один историко-типологический ряд с «ткацкими песнями», «песнями о несчастливом замужестве» и пр. В подавляющем большинстве «песни о деяниях» анонимны; достоверно авторскими являются лишь несколько поэм, созданных преимущественно на рубеже XII-XIII вв. известными труверами: Бернаромде Бар-сюр-Об («Жирар де Вьенн», «Эмери Нарбоннский»), Грендором из Бри («Битва с Локвифером», «Монашество Ренуара»), Грендором из Дуэ («Песнь об Анти-охии», «Песнь об Иерусалиме», «Пленники»), Жаном Боделем («Саксы»), или, во второй половине XIII в., Адене-ле-Руа («Берта Большеногая», «Бёв де Коммарши», «Отрочество Ожье»). Стиль жест строится на устойчивых формулах и клише, с характерными для устного текста повторами и подхватами отдельных строк и оборотов, перебивающими линеарность повествования. Исполнителями жест были, как правило, жонглеры. Корпус сохранившихся целиком поэм насчитывает более 100 текстов; еще ок. двух десятков «песней» известны по фрагментам и упоминаниям в других произведениях. Объем текста мог варьироваться от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч стихов (преимущественно в поэмах-«сводах» XIV в., объединяющих ряд более ранних произведений). За редчайшими исключениями, памятники французского эпоса написаны десятисложным или двенадцатисложным ассонансным стихом, который, начиная с XII в., постепенно вытесняется рифмованным; иногда точная рифма и ассонанс соседствуют в одном и том же тексте. Структурной и семантической единицей поэмы выступает эпическая строфа - лесса, включающая от трех до нескольких десятков стихов, которые объединены одним ассонансом (рифмой) и содержат минимальный фабульный отрезок (Ж. Ришнер); лесса нередко завершается укороченной строкой; благодаря подхватам и повторам финального стиха в поэмах часто возникают сложные и разветвленные «цепочки» лесс. С тематической точки зрения единство жанра...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ") ГАБАЛЫ ГАБАЛЫ - Gabăli, Γαβαλεΐς, галльское племя в Аквитании, на юг от арвернов, в нынешней области Gevaudan в Севеннах, занималось горным производством и скотоводством. Caes. g. b. 7, 64. 75. Strab. 4, 191. ГАБИИ ГАБИИ - Gabǐi, Γάβιοι, ныне развалины близ Castiglione, город в Лации между Римом и Пренесте при Габинском озере, один из древнейших и могущественнейших городов Латинского союза, основанных жителями города Альбы-Лонги. Здесь, по преданию, воспитывался Ромул (Plut. Rom. 6. Dion. Hal. 1, 84); впоследствии Тарквиний Гордый взял хитростью город (Liv. 1, 53), который затем скоро потерял свое значение. Horat. ер. 1, 11, 17. Здесь было место древнего культа Юноны. Огромные каменоломни этой местности доставляли отличный строительный материал, которым воспользовались для отстройки Рима после пожара, постигшего город в правление императора Нерона (Gabinum saxum igni impervium). Tac. ann. 15, 43. ГАБИНА, ВИА ГАБИНА, ВИА - Gabina via, дорога, шедшая из Рима в Габии. На ней, по преданию, Камилл настиг и разбил галлов, отступавших от Рима. Plut. Cam. 29. Liv. 5, 49. ГАБИНА ВИА ГАБИНА ВИА - Gabina via, дорога, шедшая из Рима в Габии. На ней, по преданию, Камилл настиг и разбил галлов, отступавших от Рима. Plut. Cam. 29. Liv. 5, 49. ГАБИНИИ ГАБИНИИ - Gabinǐi, плебейский род: 1. Gabinius, военачальник в городе Скодре в Иллирии в 167 г. до Р. X. Liv. 45, 26; 2. Aulus Gabin., предложил закон lex tabellaria, 139 г. до Р. X., ср. Cic. legg. 3, 16, 35; 3. A. Gabin, пал в войне против союзников, 89 г. до Р. X. Flor. 3, 18, 13; 4. A. Gab., военный трибун, сражался под начальством Суллы при Херонее в 85 г. до Р. X. и был затем послан им в Азию с поручением к Мурене. ...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГЕБ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГЕБ") ГАЛОИ ГАЛОИ - Άλω̃α, τὰ, см. Dionysus, Дионис , 6. ГАЛОНЕСОС ГАЛОНЕСОС - Halonēsus, Άλόνησος, остров с городом того же имени в Эгейском море между Скиафом и Пинарефом, известный притон морских разбойников; из-за этого острова был спор между Афинами и Филиппом Македонским. Dem. Hal. 77. de cor. 248. Aeschin. Ctes. 83. Kiepert видит в нем нынешний остров Св. Евстратия, близ Лемноса, Bursian - остров Сканзуру между Хелидромией и Скиросом. Другой, совершенно незначительный, остров того же имени находился близ Корикского мыса в Ионии. ГАЛОС ГАЛОС - Halos, 'Άλoς, ό или η̉, город в Фтиотиде на крутом предгорье Офрия, некогда главное место рода Атамантова, принадлежал к царству Ахиллея; он лежал в плодородной Атамантской равнине, недалеко от реки Амфриса, близ Пагасейского залива. Ноm. Il. 2, 682. Hdt. 7, 173. Strab. 9, 433. ГАЛТЕРЫ ГАЛТЕРЫ - Άλτη̃ρες, употреблялись греками для того, чтобы придать телу при скачке больше размаха, и особенно при скачке вдаль - желаемое направление. Они имели вид гирь, употребляемых ныне при гимнастических упражнениях. ГАЛЬБА ГАЛЬБА - Galba, 1. Serv. Sulpicius G., знатного рода, родился в 5 г. до Р. X. 24 декабря; был в родстве с Ливией, супругою Августа, вследствие усыновления своею мачехою. Он скоро достиг высоких должностей, в 32 г. от Р. X. сделался консулом и правителем нескольких провинций, в том числе и Верхней Германии, где он неоднократно одерживал победы, отличался как полководец и выказывал большую строгость. Когда в правление преемников Августа приглашали его принять власть, которую ему, говорят, предсказал уже Тиберий (Tac. ann. 6, 20), он не поддался соблазну, управлял при императоре Клавдии Африкою, при Нероне, после продолжительного отдаления от дел,...