Поиск по материалам сайта
Cлово "BIS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 62кб.
2. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 2. Размер: 21кб.
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 2. Размер: 88кб.
4. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
5. Словарь средневековой культуры. МУЧЕНИКИ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
6. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПОП-АРТ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
9. Реальный словарь классических древностей. ТЕАТР
Входимость: 1. Размер: 28кб.
10. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕП")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
12. ВИТТФОГЕЛЬ (Wittfogel) Карл Август (1896-1988)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
14. KPOHEP (Kroner) Рихард (1884-1974)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
17. Мифы народов мира. ИОСИФ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
18. Словарь средневековой культуры. ПЛЯСКА СМЕРТИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
19. Большой толковый словарь по культурологии. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
20. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
21. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
22. Словарь средневековой культуры. РЕЛИКВИИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
23. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
24. Словарь средневековой культуры. ГОСТЕПРИИМСТВО
Входимость: 1. Размер: 24кб.
25. Реальный словарь классических древностей. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Входимость: 1. Размер: 69кб.
26. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
27. Мифы народов мира. АФИНА
Входимость: 1. Размер: 25кб.
28. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
29. Мифы народов мира. РЫБА
Входимость: 1. Размер: 17кб.
30. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ")
Входимость: 1. Размер: 76кб.
32. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
33. The book about the motherland: analyzing discursive practices
Входимость: 1. Размер: 19кб.
34. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 16кб.
35. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН"-"КУЛ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
36. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
37. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 13кб.
38. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
39. Словарь средневековой культуры. КАРТОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
40. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИГРА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
41. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИК")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
42. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Часть текста: и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по-древнегреч. kosmos означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания в искусстве (мимесиса) фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению Э. Вполне закономерно, что Э. как наука возводит свою историю именно к этим опытам древней мысли по постановке проблем, вошедших в Новое время в поле ее зрения. Основная терминология и главные понятия Э. в европейско-средиземноморском ареале сложились в Древней Греции и затем в той или иной форме развивались до появления собственно дисциплины Э. К ним относятся такие термины и понятия, как красота,...
2. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: "Текстам пирамид", Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце-бог Ра. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке "Перефозчик Иару". В. Д. Гладкий ИБИС Ибис - птица, которая в Древнем Египте была посвящена богу мудрости Тоту. Ибисы, которым позволяли свободно бродить по улицам городов, считались бессмертными. Согласно Геродоту, ибисы истребляли змей и вредных насекомых. В. Д. Гладкий ИЕРАКОНПОЛЬ Иераконполь (Гиераконполь) один из древнейших городов Египта, центр культа божества Гора (Сокола). В энеолитическом периоде на месте Иераконполе находилось поселение и могильник. В погребении середины 4-го тысячелетия до н.э. обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей, изображавших лодки, сцены охоты и войны, по стилю близкая к росписям сосудов времени герзейской культуры. В Иераконполе был открыт храм I египетской династии (конца 4-го тысячелетия до н.э.), в котором хранились замечательные памятники...
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 2. Размер: 88кб.
Часть текста: (? - 47 до н.э.) римский политический деятель, народный трибун 67 г., претор 61 г. и консул 58 г. Как преданный сторонник Г. Помпея Г. провел закон о преследовании пиратов, согласно которому Г. Помпей получил верховное командование в войне с ними; в 66 г. отправился в качестве легата в Азию, в 65 г. принимал участие в войнах с Митридатом и с Парфией, управлял провинцией Сирия, в 55 г. подавил восстание в Иудее, восстановил на троне египетского царя Птолемея XII Авлета. Поскольку Г. не принимал участия в войне Г. Помпея с Ю. Цезарем, последний разрешил ему возвратиться в Рим и отправил его в качестве легата с войском в Иллирию, где в битве при Солонах Г. потерпел поражение от далматов и там же умер. ГАВГАМЕЛЫ ГАВГАМЕЛЫ - см. Александр Македонский. ГАДЕС (АИД) ГАДЕС (АИД) (лат. Gades , греч. Gadeira ) финикийская колония в Испании (совр. Кадис), основанная, по преданию, в 1100 г. до н.э. После 2-й Пунической войны она добровольно перешла под власть Рима. По числу жителей Г., бывший центром международной торговли со странами Атлантического побережья, уступал только Риму. ГАЛАТЕЯ ГАЛАТЕЯ (греч....
4. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на...
5. Словарь средневековой культуры. МУЧЕНИКИ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: прямых преследований и гонений на членов христианских общин в различных провинциях империи. В целом в течение первых столетий истории христианства преследования продолжались ок. 129 лет. Члены христианских общин (как уже принявшие крещение, так и подготавливаемые к этому катехумены), которые отказывались в ходе следствия и зачастую сопутствующих этому истязаний отречься от христианства и выполнить официальные религиозные ритуалы (поклонения императору или римским богам), подвергались казни. Именно эти жертвы преследований составили категорию раннехристианских М.ов, почитание которых в качестве бесспорных божественных избранников сформировалось уже в эпоху гонений и стало одним из центральных элементов религиозной и церковной жизни в период поздней античности и средневековья. Как почитание М.ов, так и сама концепция мученичества были укоренены в духовной и интеллектуальной атмосфере раннехристианской церкви. Первоначально греческое слово martys, вошедшее в латынь и народные европейские языки в качестве термина для определения христианских...
6. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: и интерпретации феномена святости. Истоки средневековой А.и уходят в эпоху раннего христианства. Своеобразным преддверием жанра считают многочисленные апокрифические сочинения, обращенные к образу Христа, его матери и первых учеников - апостолов. Подобные тексты -Евангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матвея, Евангелие Фомы, Никодимово Евангелие - делая акцент на человеческой природе Христа, являются первым опытом изображения в нарративном тексте этически образцовой жизни. Эти сочинения, изначально составленные в основном на греческом, в течение краткого времени были переведены на многие языки, включая латынь, и получили широкое распространение в христианских общинах. Первым типом сочинений, бесспорно относимым к агиографическому канону, стали мемориальные записи, повествующие о жертвах римских гонений на христиан I-III вв. Погибшие в результате репрессий члены христианских общин стали исторически первой и наиболее популярной на протяжении всего средневековья категорией святых - мучениками, а отражающие обстоятельства их гибели тексты, составленные, как правило, на основании документальных записей о судебных процессах, положили начало...
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПОП-АРТ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: искусство, абстрактный экспрессионизм). Своего апогея достиг в 60-е гг. П. является типичным продуктом технологического индустриального общества массового потребления. В нем нашла своеобразное художественное выражение принципиальная антиномия того времени, одна из главных антиномий возникающей ПОСТ-культуры, которая проявилась еще в авангарде начала столетия, а в дальнейшем на иных уровнях ставилась и решалась уже в более изощренных формах постмодернизмом: романтизация индустриального общества массового потребления (его идеалов, кумиров, имиджей, стереотипов, технологии и его продукции), как единственной и общезначимой реальности современной жизни, и ироническое дистанцирование от этого общества, иногда даже неприятие и резкий протест против него. Первый член этой оппозиции, как правило, все-таки преобладал в П. Начальные теоретические разработки П. появились в Англии в период 1952-55 гг., когда в Институте современного искусства в Лондоне образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников, критиков (среди них Р.Хэмилтон, Э.Паолоцци, Л.Эллуэй, Р.Бэнхем и др.). Позже к ним присоединились такие ставшие известными в П. фигуры, как П.Блейк, Р.Б.Китай, Д.Хокни, А.Джонс, П.Филлипс. Словечко «Поп» было...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: классических древностей Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА") ПОРСЕНА ПОРСЕНА - Porsēna, Πορσήνας, у поэтов также Porsena, царь (Lar) Клузия в Этрурии, по Ливию (2, 9 слл.), ходил на Рим во 2 году Республики, как друг изгнанных Тарквинием, но, побужденный подвигами Горация Коклеса и Муция Сцеволы, заключил с римлянами почетный мир, выдав им даже заложников. ср.: Plut. Popl. 16 слл. По свидетельству Ливия, римляне должны были возвратить отнятую у веентов область. Но из других свидетельств с большею вероятностью явствует (Tac. hist. 3, 72. Plin. 34, 39), что этот мир для римлян был не так снисходителен: они должны были передать город, уступить треть своей области и употреблять железо только для обработки полей. Это подчинение П. могло прекратиться только тогда, когда Арунт, сын П., потерпел поражение при Ариции от Аристодема, тирана Кум; тогда, вероятно, и Рим изгнал этрусский гарнизон и снова завладел отнятою областью. Flor. 1, 10. Dion. Hal. 5, 21 слл. Sil. It. 8, 389. Oros. 2, 2 слл. ПОРТАОН ПОРТАОН - Porthāon, см. Oeneus, Эней , II. ПОРТИК ПОРТИК - Portĭcus, (ср....
9. Реальный словарь классических древностей. ТЕАТР
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕАТР ТЕАТР - Theatrum, Θέατρον. I. Греческий Т. Древнегреческий T. предназначался не только для драматических представлений: трагедий, сатирических драм и комедий, но служил первоначально местом действия всех торжеств, относившихся к культу Диониса, в особенности же для постановки Дионисовых хоров (дифирамбов). Но т. к. из этих хоров мало-помалу развились трагедия и комедия, то при постройке большого каменного Т. в Афинах обращалось внимание и на то, чтобы в нем можно было давать также драматические представления согласно с тогдашним развитием драматического искусства. Вследствие этого двоякого назначения Т. он по виду и устройству во многом был не схож с подобными постройками нашего времени. Первоначальное назначение Т. объясняет чрезвычайное обилие их как в самой Греции, так и в ее колониях. Многие города имели обширные и великолепные Т., хотя о драматических представлениях в них не упоминается ни одним словом. В собственной Греции первый каменный Т. был построен в Афинах; он послужил образцом всем последующим Т. как по отношению постройки их вообще, так и расположения отдельных частей их. Т. этот помещался в Афинах на юго-восточном склоне акрополя, в ленейском округе, где стоял также храм Диониса. Постройка Т. началась в 70 ол., после того как обрушились деревянные подмостки и места, которыми до тех пор пользовалась публика. Достроен же и изукрашен он был, по преданию, лишь в 110 ол., когда афинскими финансами заведовал Ликург. Неизвестно, кто составлял план Т. и строил его; развалины его были найдены в 1862 г. при раскопках. В архитектурном отношении здание греческого Т. состояло из трех главных частей: 1. места для зрителей, собственно...
10. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: смыслом, необходимостью, на базе к-рой зачастую выдвигаются глобальные пророчества будущего, — отличит. черта И. В конечном итоге историцистские проблемы сопряжены с осмыслением существования субъекта во времени, в контексте космич. целого, обществ. эволюции. И. резюмирует содержание той или иной филос. доктрины, зависит от типа мировоззренч. рефлексии, превалирующего в культуре эпохи. Можно выделить натуралистич., религиозно-эсхатологич. и антинатуралистич. разновидности И. Натуралистич. И. античности специфичен рассмотрением динамики развития социокультурной сферы по аналогии с природными процессами, связан с рефлективным переосмыслением цикличных мифол. представлений. Сообразно с античными концепциями, человек включен в круговорот космич. целого, подчинен велению судьбы, от всевластия к-рой несвободны даже боги. Одновременно в эту эпоху утверждается и идея космич. благовремения — подобающего момента для свершения предначертанных судьбой событий. Поиск субстанциального начала существующего, диалектики вечности и времени обусловливает истор. воззрения и социальные идеалы представителей античной мысли от Гераклита до Платона и Аристотеля. Христианство приносит с собой универсалистское видение развития единого человечества в перспективе эсхатологич. И. Рассматривая явление Христа как центр и смыслообразующее звено истории, философы эпохи патристики и ср.-вековья подчиняют ее провиденциально-эсхатологич. сценарию, видят в ней постоянное противоборство “града земного” и “града Божия” — церковного сооб-ва. Человек, являясь сопричастным двум градам, оказывается вовлеченным в драму их противостояния. Если Августин полагал столкновение двух градов не примиримым в истории и уповал на завершение бедствий человечества за ее пределами, то Иоахим Флорский верил в торжество царства мира и правды, наступление эры Святого Духа и вечного Евангелия на земле. Фома...