Поиск по материалам сайта
Cлово "BECK"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФАР"-"ФЕМ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
3. Мифы народов мира. АДАМ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
4. Мифы народов мира. ПЧЕЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФЛИ"-"ФРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 14, "АРИ"-"АРТ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
12. Реальный словарь классических древностей. ЕВРИПИД
Входимость: 1. Размер: 18кб.
13. Словарь средневековой культуры. КУПЦЫ
Входимость: 1. Размер: 24кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФАР"-"ФЕМ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: не так, как восточные народы, сбоку на кушаке, а на спине на портупее; он содержал 15-20 стрел. Народы, употреблявшие преимущественно этот вид оружия, называются у поэтов pharetrati, как, напр., Geloni в Скифии. Horat. Od. 3, 4, 35. ФАРМАКУССЫ ФАРМАКУССЫ - Φαρμακου̃σσαι, 1. 2 небольших острова у Саламина, н. Kyrades (см. Attica, Аттика , 19). Strab. 9, 395; 2. остров на расстоянии 120 стадий от Милета (н. Pharmakonisi), где Цезарь был взят в плен морскими разбойниками. Plut. Caes. 1. Suet. Caes. 4. ФАРМОКОПОЛА ФАРМОКОПОЛА - Pharmacopōla, см. Medici, Медики . ФАРНАБАЗ ФАРНАБАЗ - Pharnabāzus, Φαρνάβαξοσ, персидский сатрап, управлявший северо-западной частью Малой Азии (сатрапия Δασκυλι̃τις), с 413 г. помогал спартанцам (Thuc. 8, 6 слл. 39. 80), но уже в 410 г. заключил отдельный мир с Алкивиадом. Plut. Alc. 31. Хотя он сохранял верность царю, однако в то время как Кир был верховным наместником, оставался в своей провинции. Хеn. Hell. 3, 1, 9. В войне с Персией (с 400 г.) спартанцы,...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: и троянцев (Liv. I, 2). После исчезновения или гибели в бою Л. был обожествлён под именем Юпитера Латиариса; его святилище, общее для всех латинян, построенное римскими царями после разрушения Альбы, находилось на Альбанской горе (Plin. Nat. hist. Ill 68). Там ежегодно в т. н. латинский праздник сперва царями, затем консулами совершалось жертвоприношение (Dion. Halic. IV 49; VI 95). С Л. связан народный обычай качаться в праздник Либера на перекрёстках на качелях, якобы отыскивая на земле и на небе исчезнувшего Л. (Serv. Verg. Georg. II 383-389). е. ш. ЛАТУРЕ ДАНЕ ЛАТУРЕ ДАНЕ - в мифологии ниасцев (Западная Индонезия) бог нижнего мира, источник болезней, смерти, непогоды и землетрясений. Его цвета - красный и чёрный, символы - змея, луна и тьма. Л. Д.- близнец-антагонист Ловаланги. Он появился из мирового древа Тороа, по другим мифам, рождён прародительницей Инада Самадуло Хэси. Между ним и братом разгорается спор о старшинстве. Ловаланги тщетно пытается забросать Л. Д. скалами, а Л. Д., вызвав землетрясение, разрушает небесное обиталище брата. Спор разрешается в пользу Л. Д., но за Ловаланги остаётся верхний мир. По одному из мифов, Л. Д. рождён без головы, а Ловаланги без нижней части тела, так что только вместе они составляют целое. М. Ч. ЛАТЫШСКАЯ МИФОЛОГИЯ ЛАТЫШСКАЯ МИФОЛОГИЯ - см. в ст. Балтийская мифология . ЛАУМА ЛАУМА - Лауме (латыш, laûma, литов. laũme), в восточнобалтийской мифологии первоначально богиня родов и земли; позже - злой дух, ведьма, летающая по небу. По ночам Л. душит спящих, вызывает кошмары; подменивает родителям детей, прячет конец нити у прях и т. п. В Л. можно видеть трансформированный образ жены громовержца Перкунаса, наказанной мужем за измену и низвергнутой на землю [ср. литов. laũmës papas, laũmës pirštas (spenŷs), «громовая стрела», белемнит - в народных верованиях оружие громовержца]....
3. Мифы народов мира. АДАМ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2,5, ... 7..., 18-24). Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословский характер и исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о боге как творце вселенной; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира богом: «И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (1, 26-28). Содержание сказаний расходится по ряду мотивов. По одному сказанию, создатель человека - бог, именуемый Яхве; согласно другому, творец - тоже бог, но именуется он иначе. По одному, бог не представляется всесильным творцом вселенной, а скорее ...
4. Мифы народов мира. ПЧЕЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: люди и боги, всё застилает облако (пчелиного) роя. Мать богов Хан-наханна посылает на поиски Телепинуса П., которая находит и жалит его. Бог приходит в неистовство. Его гнев умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа (букв. «дух пчелиного роя», соответствует хатти Каттах-цифури, «царица богиня»). Когда гнев Телепинуса стихает, облако (пчелиного) роя исчезает. Свидетельство о связи П. с образом мирового дерева сохранилось и в русской обрядовой традиции [«Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поёт, посередь-то деревца да пчёлы яры (ср. ярость Телепинуса и связь с П. Ярилы) гнезда вьют»]. Согласно скандинавскому мифу, живительным священным мёдом пропитано древо Иггдрасиль. В ряде традиций существует связь П. с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Ср. басню Федра (II 13) о пчелиных сотах на высоком дубу или гимн Каллимаха к Артемиде, связанной с П., где говорится о выстреле в улей и затем в дуб (выстрел или громкий звук связывается с обузданием дикого роя П.). В русской традиции устойчив мотив появления П. на Руси из заморской стороны: бог посылает Зосиму и Савватия принести «божью работницу» (или Свиридина и Свиридину, т. е. самца и самку П.) на Русь из земли Египетской (из горы, из пещеры в стране идольской или, наоборот, райской); в свою очередь архангел Гавриил поднимает всю «пчелиную силу» и велит ей лететь на Русь. Согласно...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФЛИ"-"ФРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: равнина, окруженная со всех сторон высокими горами и имевшая форму треугольника с вершиною, обращенною на север, и окаймленного на юге Келоссою и Карнеатом (н. Мегаловуно), на востоке Трикараном (сохранившим и теперь то же название). У подошвы Карнеата вытекает единственная в стране река Асон (ныне река Св. Георгия). Из продуктов страны особенно славилось вино. Население, состоявшее первоначально из ионян и потом из дорян, было относительно многочисленно. Государственное устройство, за короткими перерывами, было аристократическое; поэтому Ф. вплоть до конца Пелопоннесской войны был на стороне спартанцев; 200 флиасийцев сражались вместе с Леонидом (Hdt. 7, 202), 1000 - при Платеях (Hdt. 9, 28); в Пелопоннесской войне на площади собралось 6000 граждан против Аргоса. Thuc. 5, 57. 6, 105. Изгнанным в 394 г. олигархам лишь в позднейшее время была возвращена спартанцами власть. Хеn. Hell. 5, 2, 8. 3, 10. Славные примеры храбрости и приверженности флиасийцев к Спарте рассказывает Ксенофонт (Hell. 7, 2). Позже Ф. принимал участие в Ахейском союзе. Polib. 2, 14. Город Ф., родина поэта Пратина и философа Тимона, был построен наподобие театра вплоть у восточной стороны равнины; н. развалины при Стафилике. Strab. 8, 382. У местечка Келей (Κελεαί), в 15 милях на юг от города, находился храм Деметры с мистериями, праздновавшимися каждые 4 года. ср.: Curtius, Peloponnesos, II, стр. 470 слл. ФЛОР ФЛОР - Florus, 1. Iulius, принадлежит к числу юных друзей,...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: же могли получать наследство, т. к. они приобретали его или для своего господина, или же для себя, если отпускались на свободу. Древнейшая форма З. была: t. calatum или calatis comitiis factum, которое составлялось патрициями в comitia curiata. Немного новее, но также очень древнее было test. in procinctu, которое могли составлять только военные, и притом устно in procinctu, т. е. перед вооруженным войском, после ауспиции полководца (Cic. de n. d. 2, 3 ). Обе эти формы были вытеснены test. per aes et libram, которое первоначально состояло в передаче имущества завещателя familiae emptori посредством mancipatio (см. Mancipatio ). По смерти завещателя familiae emptor должен был приводить в исполнение все распоряжения его, означенные в З. Мало-помалу это перешло в прямое назначение наследника и familiae emptor, и другие лица присутствовали лишь в качестве свидетелей, исполнение же условий З. переходило тотчас к настоящему наследнику. Изъявление последней воли называлось heredis nuncupatio; если она излагалась письменно, что впоследствии почти всегда делалось, то для этого брались деревянные таблицы, употреблявшиеся обыкновенно для писания, складывались потом свидетелями и запечатывались ими. Документ этот сохранялся у какого-нибудь друга завещателя или в каком-либо храме, особенно у весталок, позже также в городском архиве. Так называемое преторское З., вызванное преторским указом о bonorum possessio secundum tabulas (см. Bonorum possessio , b) было равносильно древнему гражданскому З., и обе эти формы долгое время существовали рядом, пока не слились в одну. Позднейшая форма З....
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: атмосфере взлета духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий, которая возникла в кругах европейской интеллигенции под влиянием социально-политических кризисов и конфликтов начала XX в. и новейших естественнонаучных открытий (в частности, атомно-энергетической теории строения материи). Основные идеи его эстетики были изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (в первом немецком издании под названием «Ruckblicke», 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Художник, по К., - пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель - выразить в художественной форме объективно существующее Духовное. В художнике живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое К. называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно: 1. личности самого художника, 2. его эпохе, 3. искусству вообще - «элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: др.). В ряде гимнов «Ригведы», в отдельных эпизодах эпоса, в перечислениях и классификациях в упанишадах все три группы богов выступают вместе. Но уже в брахманах В. связываются с землёй, тогда как рудры - с воздухом, а адитьи - с небом (Шат.-бр. I 3, 4, 12; IV 3, 5, 1). В «Чхандогья-упанишаде» (III 6-10) В. входят в состав пяти объединений, причём они связаны с А гни, рудры - с Индрой, адитьи - с Варуной и т. д. Агни как предводитель В. появляется только в поздних ведийских текстах, но уже в «Ригведе» он сопутствует В. (X 3, 2; 110, 3; 150, 1). В более ранний период руководитель В. - Индра (именуемый в эпосе Васава), хотя он и не может преступить их закон (X 48, 11); в позднем индуизме это место начинает занимать Вишну. Божества, составляющие группу В., представляют собой персонификацию природных явлений, стихий и объектов, ср. в «Вишну-пуране»: вода (Апа), полярная звезда (Дхрува), луна (Сома), земля (Дхара или Дхава), ветер (Анила), огонь (Анала или Павака), утренняя заря (Прабхаса), свет...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: по небосклону солнцем. Она приросла к земле и превратилась в гелиотроп - цветок, который постоянно поворачивает венчик вслед за солнцем (Ovid. Met. IV 256-270); 2) дочь Пандарея (Paus. X 30, 2), наложница беотийского царя Аминтора, из-за которой тот стал пренебрегать своей женой. По просьбе последней их сын Феникс соблазнил К. Ревнивый отец проклял сына, призвав эриний и сделав так, чтобы у того никогда не было сына (Hom. Il. IX 440-484; Schol. Hom. II. IX 448) (вариант: ослепил сына). м. б. КОАТЛИКУЭ КОАТЛИКУЭ («она в платье из змей»), Коатлантонан («наша змеиная мать»), в мифологии ацтеков богиня земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли. По мифу, К. была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа («400 южан-звёзд») и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день К. поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре К. почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ") ОРМУЗД ОРМУЗД - Ormuzd, Ώρομάζης, Ώρομάσδης, по древнеперсидски Агурамазда, главное доброе божество у персов, противоположно Ахриману, творец органической жизни и источник всего доброго и чистого: он - основное начало вечного света, которым он и освещает этот материальный мир тел. Он создал постепенно, в 6 периодов времени, свет и звезды, воду, землю, растения, животных и человека. Во время этого творения враждебная ему деятельность Ахримана вызывала разделение в созданном О. единстве и произвела многообразие индивидуумов. Фервы, духи света, составляют связь в этой еще и теперь продолжающейся борьбе двух противоположных начал, связь, которая объединяет между собою все добрые существа. ср.: Duncker, Geschichte des Alterthums, т. 4. ОРНЕАТЫ ОРНЕАТЫ - Ορνεα̃ται, т. е. жители Орней; Фукидид (5, 67) называет их σύμμαχοι, Геродот (8, 73) упоминает их наряду с периэками аргивян (Όρνεα̃τες καὶ περίοικοι); вероятно, это имя служило общим названием для союзников аргивян. ОРНЕИ ОРНЕИ - Orněae, Όρνεαί, 1. город в северо-западной Арголиде на границе Флиасии, лежащий у подножия Лиркеонских гор, вблизи нынешнего Палео-Леонти. Остатки стен носят название Сампирго (ср. Forchhammer, Halkyonia, стр. 8). Жители его были кипурийского происхождения. Hdt. 8, 73. Во время Пелопоннесской войны О. был в союзе с Аргосом (Thuc. 5, 67), а позднее, в 352 г., на стороне мегалополитанцев против Спарты. Потом орнфаты были переселены в Аргос. ср. Thuc. 5, 72. 74. 6, 7; 2. по Страбону (8, 376. 382. 13, 587), другой город этого же имени ...