Поиск по материалам сайта
Cлово "BAR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. МЕДВЕДЬ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВАЦ")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
3. Мифы народов мира. ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОР"-"БУН")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. ИУДАИЗМ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
7. Мифы народов мира. АДАМ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БИБ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
10. Мифы народов мира. ИИСУС ХРИСТОС
Входимость: 1. Размер: 39кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАЛ"-"ВАС")
Входимость: 1. Размер: 53кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. МЕДВЕДЬ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: ипостась и душа, оборотень и т. п. М. - один из главных героев животного эпоса, сказок, быличек, песен, загадок, поверий, заговоров и др. Значение М. определяется прежде всего его подобием человеку, толкуемым мифопоэтическим сознанием как указание на общее их происхождение или происхождение друг от друга. Тему подобия или тождества М. и человека в разных планах реализует ритуал медвежьей охоты, составляющий ядро культа М. Один из основных этапов ритуала медвежьей охоты (после убийства М.) в ряде сибирских традиций состоит в «расстёгивании» и последующем снятии шкуры (или «шубы»), что в известной степени означает первый этап принятия М. человеческим коллективом (превращение М. в человека, снятие различий между ними), за которым следует второй этап - вкушение медвежьего мяса. Медвежий ритуал («медвежий праздник») достаточно полно сохранился в ряде традиций (обские угры, кеты, нивхи и др.) вплоть до 20 в.; по многочисленным пережиткам он может быть восстановлен и для других традиций. Кроме того, целый ряд свидетельств (изображения М. в пещерах Франции, находки большого скопления медвежьих костей в пещерах ФРГ и Швейцарии, собранных в определённом порядке, что имеет аналогии в современных медвежьих ритуалах; петроглифы Скандинавии, Урала, Восточной Сибири) делает несомненными архаичность мифопоэтических представлений о М. и связанных с ним культов и исключительную устойчивость взгляда человека на природу М. и его сакральное значение. В пределах Евразии обычно выделяют два типа медвежьих ритуалов (праздников) - западный (обские угры, кеты, эвенки), связанный с охотой на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и другие народы Приамурья, Сахалина; к этому же типу относятся ритуалы, зафиксированные у вьетнамцев), включающий воспитание медведя в человеческой семье. У ряда сибирских...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВАЦ")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Часть текста: "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВАЦ") ВАГАНТЫ ВАГАНТЫ (лат. vagantes - бродячие) - в средневековой Западной Европе бродячие студенты, представители низшего духовенства, школяры. XII-XIII вв. - расцвет вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью. ВАКХАНАЛИИ ВАКХАНАЛИИ - в Древнем Риме празднества в честь Диониса (Вакха), со II в. до н.э. приобретшие характер оргий. Перен. - дикий разгул, оргия. ВАЛААМ ВАЛААМ - Б и л е а м (др.-евр.), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой-то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23:4), или Мадиама (срв. Числ. 31:8, Ис. Нав. 13:21-22), или Эдома. По библейскому рассказу (Числ. 22-24), Валак, царь Моава, пригласил В. на почетных условиях, чтобы тот изрек ритуально-магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта (и представлявшего опасность для моавитян). Бог (Господь) воспретил, однако, В. произносить это проклятие. Со стороны Валака последовали новые, еще более почетные приглашения, и колеблющийся В. отправился в путь. По пути ослица В. увидела незримого для В. грозящего Ангела, трижды преграждавшего ей путь, и заупрямилась, а затем обрела на миг дар речи, чтобы предупредить о воле Бога (мотив заговорившей валаамовой ослицы носит отчетливые черты древних мифологически-анимистических представлений). Прибыв на место, В. поднимается на священную гору («высоты Вааловы»), откуда может видеть часть израильского стана, после принесения жертвы уединяется особенно высоко, а затем в пророческом экстазе изрекает не проклятие, а...
3. Мифы народов мира. ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: особый характер теологии выражен максимально чётко, его теология и более разработана, и строже фиксирована, чем теология иудаизма (и даже более поздней монотеистической религии - ислама). Целые пласты характерного мифологического материала (например, обстоятельные сведения по фантастической космологии и др.), особенно богато представленные в буддийской мифологии, джайнской мифологии, т. е. в системах, типологически сопоставимых с X. м., практически отсутствуют в каноне христианского «писания» и «предания». Их можно встретить в христианских апокрифах или в фольклорных и полуфольклорных текстах; от официальной, общеобязательной доктрины они обособлены (и в них, как правило, нет ничего специфически христианского - например, учение о небесных ярусах, получившее популярность благодаря славянскому изводу «Книги Еноха», принадлежит, собственно, иудаистической мифологии). Хотя существуют примеры средневековой христианской рецепции ветхозаветных космографических представлений (свод «небесной тверди» над плоской землёй), введенных...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: словарь классических древностей Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАЛ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАЛ") ПАВИМЕНТУМ ПАВИМЕНТУМ - Pavimentum, см. Domus, Дом , 10. ПАВЛИИ ПАВЛИИ - Paulli, см. Aemilii, Эмилии . ПАВЛИН ПАВЛИН - Pavo, ταώς, птица, посвященная Юноне, вывезенная в Рим из Азии. Римские магнаты держали ее обыкновенно в своих поместьях. По примеру оратора Гортензия ее стали употреблять в пищу, как лакомое блюдо. Стоила она 50 денариев, а яйцо ее - 5 денариев; перья ее хвоста употреблялись на опахала. ПАВОР ПАВОР - Pavor, см. 'Άρης, Арес . ПАВСАНИЙ ПАВСАНИЙ - Pausanĭas, Παυσανίας, 1. спартанец, назначенный после преждевременной смерти отца Клеомброта (480 г. до Р. X.) регентом по малолетству Плейстарха, сына Леонида; его часто неверно называют царем. В 479 г. он выступил против персов при возобновлении войны с 5.000 спартанцев и 35.000 плотов, 5.000 лакедемонян и союзников. После того как на Истме с ним соединились остальные пелопоннесцы, а при Элевсине афиняне, он расположил у подошвы Киферона свое войско, состоявшее тогда из 38.700 тяжеловооруженных и 69.500 легковооруженных. Hdt. 9, 10 слл. Plut. Arist. 11. После долгих передвижений дело дошло до сражения при Платеях, в котором Мардоний пал, а персидское войско было уничтожено, в сентябре 479 г. Споры союзников об α̉ριστει̃α окончились признанием главной заслуги за платейцами. После раздела добычи и после заключения между греками защитительного и наступательного союза (Thuc. 2, 71. 3, 68) он направился против Фив и принудил их выдать виновников в союзе с персами для наказания. В следующем году он выступил во главе эллинского союзного флота, чтобы совершенно изгнать персов, покорил Кипр (Thuc. 1, 94) и Византию...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОР"-"БУН")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОР"-"БУН") БОР БОР (др.-исл. Borr, Burr, «рождённый»), в скандинавской мифологии сын Бури, отец богов Одина и его братьев - Вили и Be, рождённых им с Бестлой, дочерью великана Бёльторна. В «Старшей Эдде» упоминаются «сыны Бора» как устроители земли (они убили великана Имира и из его тела создали мир). Е. м. БОРАСПАТИ НИ ТАНО БОРАСПАТИ НИ ТАНО - в мифологии батаков (остров Суматра, Западная Индонезия) богиня земли, обычно принимающая облик ящерицы. При молитвах её имя произносится первым до Мула Джади и божественной триады (Батара Гуру, Мангалабулан, Сорипада). Б. н. Т. считается покровительницей дома и полевых работ. м. ч. Бораспати ни Тано. Бораспати ни Тано. Ящеричный орнамент в доме. Остров Суматра. БОРАТА БОРАТА - Борота, в осетинском нартском эпосе один из трёх родов, населяющих нижний квартал нартского поселения; отличается от других родов нартов - Алагата и Ахсартагката своим богатством: громадными стадами скота, табунами лошадей. Глава рода Бурафарныг (букв. «богатство, счастье») обычно выступает как заговорщик, подстрекатель других, не имеющих элементарного чувства чести. Чтобы показать своё богатство, он устраивает пиршества, для чего пригоняет большое количество быков и стада мелкого скота. Эта черта характерна для всего рода Б., который стремится выделиться среди других родов нартов, устраивая богатые поминки по своим предкам. Б. к. БОРДОНГКУЙ БОРДОНГКУЙ (Бордонкуй), в якутской...
6. Большой толковый словарь по культурологии. ИУДАИЗМ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения - Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь - синагога. Иудаизм - государственная религия Израиля. ............ ☼ религия, исповедуемая евреями (и прозелитами из других народов, см. ниже). Сам термин образован от этнонима «иудеи» (ср. альтернативное к термину «И.» обозначение «израильское вероисповедание», принятое в XIX - первой пол. XX в. в странах Европы). Известны (сравнительно немногочисленные) случаи, когда другие народы принимали И.: в VIII в. это сделала правящая элита хазаров, после падения своего государства растворившаяся в крымско-украинском еврействе; абиссинское племя фаллаша существует до сих пор (массовое переселение в Израиль). Однако в целом религиозное самосознание в пределах И. неотличимо от этнич. самосознания (ср. ниже). Это дает И. особое место в феноменологии религий между этнич. религиями типа индуизма и универсалистскими религиями-учениями (буддизм, христианство, ислам): в И. есть весьма важная доктринальная основа, И., в отличие от индуистских каст, оставляет некоторые возможности войти в него извне через принятие учения и инициационный обряд (обрезание), однако известное изречение Тертуллиана, согласно которому «христианами не рождаются, а становятся», было бы совершенно...
7. Мифы народов мира. АДАМ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2,5, ... 7..., 18-24). Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословский характер и исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о боге как творце вселенной; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира богом: «И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (1, 26-28)....
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: трактат о египетских иероглифах, перевёл Б. на коптский язык как «душа». Это значение употребляется и по сей день, хотя понятие «душа» не точно соответствует представлению египтян о Б. В период Древнего царства, согласно «Текстам пирамид», обладание Б. приписывалось только богам и фараонам. Б. мыслилось как воплощение их силы и могущества. Их могло быть несколько (множ. ч. бау). Позднее, согласно «Текстам саркофагов» и «Книге мёртвых», Б. считалось воплощением жизненной силы всех людей, продолжающим существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, Б. может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днём» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Б. осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т. д. Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве Б. богов нередко фигурируют священные животные (напр., Б. Себека - крокодил, Осириса - баран, Б. многих богов - змея) или другие божества...
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БИБ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: лозунги панарабизма для оправдания вторжения в Кувейт в 1990 г., Баасистская партия Ирака превратилась в инструмент гос. власти. Баганда Баганда (Baganda), народность в Уганде. Оседлые земледельцы, в 19 в. образовали королевство Буганда, верховным правителем к-рого считался король, правивший при помощи местных вождей. Б. состоит из 50 экзогамных кланов (т.е. основанных на браках, заключаемых за пределами клана), каждый из к-рых имеет свой собственный, отличный от др. тотем . В прошлом Б. поклонялись культу предков, в наст, время большая их часть - христиане. Бадминтон Бадминтон (badminton), спортивная игра с ракеткой чаще на крытом корте, в к-рой подача производится с лета через сетку высотой в центре 1,5 м. Снаряд для игры - волан, представляет собой сделанный из пробки мяч с прикрепленными к нему белыми гусиными перьями или полностью выполнен из нейлона. Ракетки имеют тонкие ручки и небольшую плоскую верхнюю часть шириной 21 см. Полная дл. корта - 13м, ширина - 6м для парной игры и 5 м для игры один на один. Игроки подают и принимают, как в теннисе, но прибавить очко к своему счету может только подающая сторона. Матч обычно длится до 15 очков в каждой партии, победителем считается лучший игрок по рез-там трех партий. Баланс...
10. Мифы народов мира. ИИСУС ХРИСТОС
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30 н. э. на кресте. «Иисус» - греч. передача еврейского личного имени Йешу(а) [j e šu(a'), исходная форма - Йегошуа, J e hošua', «бог помощь, спасение», ср. Иисус Навин ); «Христос» - перевод на греческий язык слова мессия (арам. mĕðîhâ', евр. mâðîãh, «помазанник»). Эпитетом И. X., как бы другим его именем, стало слово «Спаситель» (старослав. «Спас», греч.Σωτήρ, часто прилагавшееся к языческим богам, особенно к Зевсу, а также к обожествлённым царям). Оно воспринималось как перевод по смыслу имени «Иисус», его эквивалент (ср. Матф. 1, 21: «и наречёшь имя ему Иисус, ибо он спасёт людей от грехов их»). Близкий по значению эпитет И. X.- «Искупитель» - перевод евр. go'el («кровный родич», «заступник», «выкупающий из плена»), употреблённого уже в Ветхом завете в применении к Яхве (Ис. 41, 14 и др.; Иов 19, 25). Эти эпитеты - отражение догматического положения о том, что И. X., добровольно приняв страдания и смерть, как бы выкупил собою людей из плена и рабства у сил зла, которым они предали себя в акте « грехопадения » Адама и Евы. Особое место среди обозначений И. X. занимает словосочетание «сын человеческий» (греч. Υίος του άνθρώπου как передача арам. bar'enas): это его регулярное самоназвание в евангельских текстах, но из культа и письменности христианских общин оно рано и навсегда исчезает (возможно, табуированное как особенность речи самого И. X.). Его смысл остаётся под вопросом, но весьма вероятна связь с ветхозаветной Книгой...