Поиск по материалам сайта
Cлово "BACCHUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. ДИОНИС
Входимость: 2. Размер: 17кб.
2. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "В"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕЛ"-"МЕТ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
4. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 26кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
6. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАР"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВАЛ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. ДИОНИС
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ДИОНИС ДИОНИС - Dionysus, Διόνυσος, Διώνυσος, Βάκχος, Bacchus, Liber, Вакх, сын Зевса и Семелы (Ноm. Il. 14, 325), бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце человека (χάρμα βροτοι̃σιν) и прогоняющий заботы и страдания (Λυαι̃ος, освободитель), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (σωτήρ) и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирному наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (Μελπόμενος); драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу. Он сближается и с Аполлоном; посредством своей воодушевляющей силы он сообщает дар пророчества; он - ιατρόμαντις, т. е. врачует болезни предсказаниями; в некоторых местах имел свои оракулы и получил участие в дельфийском оракуле. Относительно к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (Φλοιός от глагола...
2. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "В"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: достигла высшей точки своего могущества, сделавшись независимым царством при отце Навуходоносора. В 538 г. Вавилония была покорена Киром, царем мидян и персов, и Вавилон сделался одной из трех столиц Персидской монархии. Город Вавилон имел форму огромного четырехугольника, каждая сторона которого равнялась трем геогр. милям. Стены города были огромной высоты и толщины и окружены глубоким рвом. В Вавилоне находилось два замечательных сооружения, а именно храм Бела (или Ваала) и дворец Семирамиды с висячими садами, состоявшими из нескольких террас, построенных друг над другом на арках. Жители Вавилонии назывались халдеями; они славились своими познаниями в астрономии. В Священном Писании Вавилон называется Бабель, и основание его приписывается Нимвроду. ВАКХ Вакх (Bacchus, Βάχχος), т. е. шумный. Одно из прозвищ Диониса. См. Дионис . ВАКХАНКИ Вакханки (Bacchantes, Βάχχανται). Исступленные женщины, спутницы и жрицы Диониса. ВАЛЕНТ Валент (Valens). Брат Валентиниана I, император Восточной Римской империи (364-378 гг. от Р.Х.). ...
3. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕЛ"-"МЕТ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕЛ"-"МЕТ") МЕЛАНХТОН МЕЛАНХТОН - Филипп (1497 - 1560), с 1518 профессор греч. яз., с 1519 - и теологии в Виттенбергском университете; друг и соратник М. Лютера; крупнейший нем. гуманист, активно боровшийся против засилья схоластич. теологии в школах и университетах. Центральным методом обучения считал проверку принятых догм рациональным пониманием Писания. Для этого необходимо знание лат., греч. и др.-евр. языков. Свою основывающуются на гуманистич. принципах программу он изложил во вступительной лекции «De corrigendis adolescentiae studiis» («Об улучшении обучения юношества»). Благодаря своим теоретич. сочинениям («Школьный устав», 1528), многочисл. руководствам, комментариям, пособиям для школ, учебникам грамматики греч. (до 1622 - 44 изд.) и лат. (до 1757 - 84 изд.) яз. он вошел в историю как создатель новой системы обучения в протестантских университетах и лат. школах. МЕЛАС МЕЛАС (греч. черный), название ряда рек на терр. эллинистич. государств. МЕЛЕАГР МЕЛЕАГР (лат. Meleagrus). 1. В греч. мифологии сын Ойнея и Алфеи, прославившийся успехом в калидонской охоте. Шкуру калидонского вепря подарил принимавшей участие в охоте Аталанте, к которой воспылал любовью. Во время вспыхнувшей из-за этого ссоры М. убил братьев своей матери. Из мести та бросила в огонь головню, от которой зависела жизнь М., и он умер. В основе мифа, очевидно, лежат пережитки матриархата доисторич. эпохи. Наряду с мифом о калидонской охоте сюжет о М. и Аталанте нашел отображение в живописи ( Рубенс , Пуссен ). 2. М. из...
4. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" ДАМАСК Дамаск (Damascus, Δαμασχος). Чрезвычайно древний город, упоминаемый еще во времена Авраама. Это был главный город Целе-Сирии. Римский император Диоклетиан устроил здесь оружейный завод; до сих пор еще славятся дамасские сабли. ДАМОКЛ Дамокл (Damocles, Δαμοχλης). Любимец сиракузского тирана Дионисия Старшего. Он восхвалял счастье царей вообще и Дионисия в частности; Дионисий предложил ему самому испробовать это счастье. Он посадил Дамокла на роскошное сидение и во время пира приказал повесить над головой его меч на одном конском волосе, чтобы показать ему непрочность всего земного. ДАМОН Дамон (Damon, Δαμων) и Финтий (Phintias, Φιντίας). Два друга, последователи учения Пифагора, жившие в Сиракузах при Дионисии Младшем. Финтий был обвинен в измене тирану и был приговорен к смерти, но получил, разрешение устроить свои дела с тем условием, что он вернется к известному сроку, оставив заложником своего друга. Дамон согласился быть казненным в случае неявки Финтия; но Финтий вернулся вовремя, и Дионисий был так поражен таким доказательством их дружбы, что простил обоих (Баллада Шиллера "Die Bürgschaft"). ДАНАИ Данаи (Danai, Δαναόι). Древнее название греков. См. Данай . ДАНАИДЫ Данаиды (Danaides,...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Часть текста: ДИВ - дива, в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muž, diva žena, польск. dzivožona; сербо-лужицк. dziwja žona, dŸiwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны - со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu - «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый ) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа - дэва (см. Дэвы ). В значении «бог» у иранцев выступило...
6. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Βάρχας). См. Гамилькар . БАТАВЫ Батавы (Batavi). Народ кельтского происхождения, живший в нынешней Голландии и не раз восстававший против Рима. Известно восстание его под предводительством Цивилиса в 70 г. от Р.Х. БАХУС Бахус - или Либер (Bacchus, Liber). Римское божество, соответствовавшее греческому Дионису (см. Дионис ). Праздники в честь этого бога назывались Либералиями. С женским божеством Либерой римляне отождествляли Ариадну. Кроме того, в Риме существовал и тайный культ Бахуса, отличавшийся крайне распущенным характером. БЕЛ Бел (Belus). Главное божество ассирийцев, халдеев и финикиян, иначе называемое Ваалом. БЕЛГИ Белги (Belgae). Воинственный народ германского происхождения, живший на севере Галлии и с трудом покоренный Цезарем. БЕЛЛЕРОФОН Беллерофон (Bellerophon, Βελλεροφω̃ν). Мужественный герой, любимый богами, сын коринфского царя Главка, внук Сизифа. Его возненавидела Антея, жена Прэта, царя Аргоса, который послал его к своему тестю Иобату с письмом, требующим смерти Беллерофона. Иобат поручил Беллерофону умертвить чудовище Химеру, думая, что посылает его на верную...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАР"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАР"-"БЕР") БАРЗУ БАРЗУ (фарси), в иранской мифологии богатырь, сын Сухраба, внук Рустама. Б. была посвящена сохранившаяся во фрагментах эпическая поэма «Барзунома» (приписывается автору 11 в. Ходжа Ата ибн Якубу Атаи). В., как и его отец Сухраб, стал жертвой коварства Афрасчаба: тот, воспользовавшись неведением Б., одаривает его золотом и натравливает против деда. Вопреки советам матери Шахруй, Б. выступает против Ирана, пленяет богатырей Тусу и Фарибурза. Рустам освобождает пленных, но не может осилить Б. В поединок с ним вступает сын Рустама Фаромарз и пленяет Б. Мать Б. устраивает побег сыну, но Рустам настигает беглецов и после двух поединков побеждает Б. Шахруй открывает Рустаму, что побеждённый - его внук, и спасает Б. Тот переходит на сторону иранцев и вместе с дедом наносит поражение Афрасиабу. Царь Кай Хусроу жалует Б. земли Гура и Герата, наставляя его на праведное правление и покровительство земледельцам. и. б. БАРСИСА БАРСИСА (Barsîsâ), в мусульманской мифологии имя человека, поддавшегося искушениям шайтана, но обманутого Комментаторы ассоциируют Б. с соответствующим безымянным персонажем Корана (59:16). ...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕР") БАБРИЙ БАБРИЙ - Babrius (Babrias), Βάβριος, греческий баснописец, живший, по Лахману, при Домициане, по другим - еще позже, а по третьим - ок. 150 г. до Р. X. в Сирии, переложил, по примеру Сократа, басни Эзопа (см. Aesopus, Эзоп ) в холиамбы или скацонты (сенары, оканчивающиеся спондеем или хореем). Его труд состоял, полагают, из 10 книг и служил образцом для подражания всем позднейшим баснописцам, именно римским; но до нас сохранилась лишь небольшая часть его сочинений. Рукопись, содержащая 123 басни, найдена в 1844 г. на Афонской горе; ее издали Boissonade (1844), Lachmann (1845) и Schneidewin (1853). Миноид Минас (Minoides Minas), нашедший рукопись, продал ее в 1857 г. Британскому музею, вместе со списком еще 95 холиамбических басен, подлинность которых оспаривает Gobet, a защищает Sauppe. БАВИЙ БАВИЙ - Bavius, благодаря Вергилию (Exlog. 3, 90) прославившийся вместе с Мевием как дурной поэт. По Евсебию, он умер в 33 г. до Р. X. в Каппадокии. БАВКИДА БАВКИДА - Baucis, см. Philemon, Филемон . Βαυκαλήματα или καταβαυκαλήσεις, песни, которыми матери и кормилицы убаюкивали маленьких детей, нося их на руках. Колыбели вошли в употребление, по-видимому, только впоследствии. БАГАУДЫ БАГАУДЫ - Bagaudae, так назывались...
9. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: общественно необходимых работ была объективным явлением. В ходе развития общества деспот стал представителем правящего меньшинства. В своих трудах греки с гордостью противопоставляли греч. демократию перс. Д. (например, «Персы» Эсхила, «История» Геродота). ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА - система счисления, в основу которой положено число 10. В античности Д. с. была менее распространена, чем в наше время. Использовалась наряду с шестидесятеричной системой, в основу которой было положено число 60. ДЕФЕНЗОР ДЕФЕНЗОР (лат. defensor civitatis), управляющий процессами в городе или в корпорации. Валентиниан I создал должность Д. (сначала в Иллирии) для защиты плебеев от злоупотреблений власть имущих. ДЕЦЕБАЛ ДЕЦЕБАЛ (Decebalus), последний выдающийся царь даков, который в 85 - 86 вторгся в Мёзию и угрожал рим. государству (в 101 - 106 Дакия была покорена Траяном). С большой дальновидностью, используя помощь греч. и рим. специалистов., Д. провел перевооружение и укрепление своего государства, установив прогрессивные формы внутр. управления, вызвал в дакском народе подъем нац. самосознания. Во время 1-й Дакской войны он...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВАЛ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: одна нога. По преданию, в пустыне есть место, где растут пальмовые рощи, не нуждающиеся в искусственном орошении, и пасутся огромные стада скота. Джинны разводят там самых красивых верблюдов. Однако эта местность заколдована и охраняется духами. Человек может попасть в В. только волей случая. В странах, население которых исповедует ислам, бытует много легенд и преданий о таких случайных посещениях людьми В. м. п. ВАВИЛОНО-АССИРЙИСКАЯ МИФОЛОГИЯ ВАВИЛОНО-АССИРЙИСКАЯ МИФОЛОГИЯ - аккадская мифология, см. в ст. Шумеро-аккадская мифология . ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - и смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории» человечества (после потопа) и объясняют враждебным вмешательством бога первопричину языковой и территориальной разобщённости людей. «Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. И сошёл Яхве посмотреть город и башню, что строили сыны человеческие. И сказал Яхве: вот один народ, и один у всех язык; это первое, что...