Поиск по материалам сайта
Cлово "AVEC"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. ИОАНН ПАВЕЛ II
Входимость: 1. Размер: 12кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЛЕВИ-СТРОС
Входимость: 1. Размер: 10кб.
3. ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
4. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
6. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
7. ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
8. Мифы народов мира. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
10. ИОАНН ПАВЕЛ II (Войтыла (Wojtyla) Кароль; псевд.: А.Я. (A.J.), Явень (Jawien), Петр и др.) (р. 1920)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИОНЕСКО
Входимость: 1. Размер: 10кб.
12. 6. ЧУДОВИЩА И ВЫМЕРШИЕ ЖИВОТНЫЕ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. ШЕСТОВ
Входимость: 1. Размер: 14кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. ИОАНН ПАВЕЛ II
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: ИОАНН ПАВЕЛ II В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ИОАНН ПАВЕЛ II ИОАНН ПАВЕЛ II - Кароль Войты́ла (Wojtyla) (1920-2005) папа Римский, польский священник, краковский кардинал, ученый-богослов, проповедник, публицист, поэт, драматург. Учился в Ягеллонском ун-те на ф-те полонистики в Кракове, увлекался поэзией, принимал участие в театральной "Студии-39"; после начала Второй мир. войны (1939) возрождает (совм. с М. Котлярчиком) "Театр Рапсодычны" (1941), действовавший в духе Сопротивления. В период фашист. оккупации в Польше посещает подпольные курсы при теол. ф-те Краковск. ун-та как семинарист. В 1940-44, скрываясь от угона в Германию, работал на содовой фабрике и каменном карьере, впоследствии назвал эти годы "бесценным опытом" и "даром судьбы"; принимает решение стать священником. В 1946 - поэт. дебют ("Песнь о Боге Укрытом", анон.) и учеба в Ангеликум (Римский доминиканский ун-т); 1947 - пастырская служба в Европе; 1948 - диплом, работа об испан. религ. мистике 16 в. Хуане де ла Крусе; приходский священник, преподаватель на ф-те теологии Краковск. ун-та; с 1954 - в Люблинском католич. ун-те, где возглавил (1957) кафедру этики. В 1958 - помощник архиепископа Краковского; в 1960 издает получившую всемирное признание книгу "Любовь и ответственность"; с 1962 - капитульный викарий Кракова, постоянный участник II Ватиканского собора. Архиепископ Кракова (1964). В 1969 публикует работу "Личность и поступок". В 1978 избран папой Римским. В научно-публицистич. и худож. творчестве И.П. понятие культуры - всечеловеческой и христианской, имеет основополагающее значение, запечатлевшее личност. особенности И.П., его талант общения,...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЛЕВИ-СТРОС
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: также как «сверхрациоиализм», восстанавливающий единство чувственного и рационального начал. В своих исследованиях опирается на лингво-семиотические, логико-математические и другие конкретно-научные методы. Испытал влияние со стороны вульгарного материализма, марксизма и американской культурной антропологии. Вопросы эстетики и искусства занимают у Л. -С. одно из центральных мест, они присутствуют во всех его работах. Даже внеэстетическую проблематику он часто рассматривает в непосредственной связи и через призму искусства. Так, исследование мифов, составляющих главный предмет его научных интересов, Л.-С. проводит через сравнительный анализ с музыкой и искусством масок. Поэтому один из авторов назвал все его творчество «эстетической метафизикой», «логикой эстетического восприятия». Концепция Л.-С. во многом представляет собой переходный этап от традиционной эстетики к современной, лингво-семиотической. Однако в целом в его концепции преобладает языковой, знаковый взгляд на искусство. Оно рассматривается главным образом изнутри, с точки зрения внутренней структуры и формы, как самодостаточная знаковая система. В центре размышлений Л.-С. находится произведение, а не художник. Он критически оценивает роль творческой интуиции и других субъективных факторов, выступает против аналогий между процессом создания произведения и иррациональным актом, как и против понимания искусства в качестве высшего рода познания....
3. ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: к О. Конту”, 1899; “Философия Огюста Конта”, 1900; “Мораль и наука о нравах”, 1903). Уже в этих работах прослеживается его интерес к истор. изменениям и социальной обусловленности сознания и поведения человека и намечается сближение с социол. школой Дюркгейма, к-рый, разделяя основополагающую идею автора, высоко оценил книгу Л.-Б. “Мораль и наука о нравах”. Второй период творчества, принесший Л.-Б. всемирную известность и не умолкающие по сей день научные споры вокруг его исследований первобытного мышления, был отмечен появлением классич. трудов: “Мыслительные функции в низших об-вах” (1910), “Первобытное мышление” (1922), “Примитивная душа” (1927), “Примитивная мифология” (1935). Поводом для крутого поворота в научных исследованиях послужило знакомство с “Истор. записками” кит. историка Сыма Цяня и “Золотой ветвью” Фрэзера. Под их впечатлением Л.-Б. погрузился в изучение этногр. материалов и на протяжении последующих лет жизни обстоятельно обосновывал свою гл. идею — кач. отличия первобытного мышления от логич. мышления совр. цивилизованного человека. Л.-Б. противопоставил свои воззрения “постулату” Тайлора, согласно к-рому “мышление в низших об-вах повинуется тем же логич. законам, что и наше”. В действительности, полагал Л.-Б., первобытное мышление отличают четыре особенности: оно носит мистич. и пралогич. характер и подчиняется закону партиципации (сопричастности), к-рый управляет коллективными представлениями. Содержание первобытного мышления мистично, поскольку не отражает объективных свойств вещей и явлений, а выражает сакрально-фетишистские и мифол. смыслы и значения, к-рые им приписываются человеч. коллективом. Называя первобытное мышление пралогичным, Л.-Б. не считает его дологичньш, алогичным или антилогичным, а ...
4. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: Филатов В. П. — М., 1991. С. 27- 28. 2. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность.— М., 1980.— 287с. 3. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. — М., 1977. — 271 с. 4. Автономова Н. С. Фуко М. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П., — М., 1991. — С. 361 —363. 5. Анастасьев Н. А. В поисках формы// Литература США в 70-е годы XX века. М., 1983. — С. 111 —140. 6. Андреев Л. Г. Актуальные проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М....
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Часть текста: гостеприимство. Весть о болезни Л., особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к Нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11:22). Христос требует от нее исповедания веры в то, что Он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11:25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11:43). Л. выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Л. упомянут в числе «возлежавших» (12:2). Воскрешение Иисусом Христом Л. - не единственное: воскрешены дочь Иаира (Мф. 9:18-26, Мк. 5:22-43, Лк. 8:41-56) и сын вдовы из Наина (Лк. 7:11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточенную реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над Ним: воскрешение Л. многозначительно предваряет «страсти Христовы». Согласно средневековому преданию, Л. прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ЛАЗАРЬ УБОГИЙ ЛАЗАРЬ УБОГИЙ - персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от Бога награду в загробной жизни. Случай, когда...
6. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во вселенной - monarchya mundi. Тот же смысл - всемирная власть - вкладывалось в слово «М.я» и применительно к земным державам и государям. Когда Исидор Севильский (ок. 570 - 636) говорит, что монархи - это те, кто обладают «единоличной» властью (monarchae sunt, qui singularem possident principatum), как Александр у греков и Август у римлян, он, судя по выбору примеров, также подразумевает «единоличность» (singularitas) власти в пределах всей ойкумены, а не, скажем, в одном городе или стране. В немецких средневековых глоссариях слово monarcha часто переводилось как «единый государь мира» или «князь всего мира (ein einiger herre der weit, furste aller werlde). Такой традицией словоупотребления объясняется, почему средневековые авторы избегали называть monarchia многие «монархии» в современном понимании, например, ветхозаветное Израильское царство. Представление о «M.и» как всемирной емной власти (отражении вселенской влас-и единого Бога) получит четкое выражение концепции последовательной смены четы-ех «М.й» (т.е. мировых держав), ставшей ос-ювой для одной из самых популярных в средне века периодизаций истории. «Теория че-ырех М.й», восходящая к толкованию св. Иеронимом Даниилова пророчества (Дан. 2, 6-45), и является тем контекстом, в кото-ом на протяжении средних ...
7. ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: себя мировоззренческие устои. Ш. — провозвестник трагич. умонастроения 20 в., выступивший с интерпретацией и развитием идей Ницше, а позднее и Кьеркегора — идей, вошедших в канон экзистенциализма. Как отклик на ситуацию, когда прежняя, бессознательная, дающаяся всем даром вера в целесообразность и осмысленность человеч. жизни рушилась, Ш., вслед за Ницше, предвосхищает мотив, доминирующий на Западе после Первой мир. войны, развеявшей иллюзорную веру в неизбежное торжество “гуманности” и “прогресса”. Но если Ницше связывает трагич. положение человека с его собств. духовным выбором, христ. морализмом, подорвавшим витальные силы человечества, то Ш. пишет прежде всего об алогизме самой почвы человеч. существования. Ш. находится в русле размышлений, оппозиционных к традиц. рационалистич. системосозиданию, в русле философ, эссеистики, сосредоточенной на вопросах и условиях человеч. существования. Впитавший традиции рус. духовной культуры, Ш. понимает философию как выявление первооснов человеч. жизни, жизненной подлинности, как своего рода служение, а...
8. Мифы народов мира. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ - Судить о древнейшем периоде Р. м. чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н. э. - 4 в. н. э.) и часто содержат ложные этимологии имён богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определённых, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. (Aul. Gell. I 21), имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределённость пола древних божеств (ср. Палес ), отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (Фавн - Фавна, Полона - Помон и т. п.), в формуле обращения к божеству - «бог или богиня», «муж или женщина»; использование в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться» (II 28). Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы ...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: Р. как лона земли). С Р. связано также представление, согласно которому ничто живое не умирает, но лишь временно покидает этот мир, чтобы вновь появиться в нём, родившись повторно. С несколько более поздним периодом развития мифопоэтического мышления связаны процессы «космизации» представлений о Р., перевода биологических, сексуальных явлений на уровень астральных, планетарных (ср. особую роль солнца и луны в символике смерти и возрождения; постепенная замена женских и мужских знаков солярными и лунарными отмечается уже в неолите) и других природных процессов (ср. священный брак неба и земли). В этом кругу мифологических символов Р. из женского лона становится лишь частным случаем, преобладает Р. супружеской парой богов неживых объектов (например, островов в мифе об Идзанаки и Идзанами), появление живых существ из неживых объектов [например, первые люди создаются у палеоазиатов и индейцев Вороном из земли, травы, костей, пыли; в шумеро-аккадской мифологии - богиней Нинмах из глины и т. п.; в скандинавской мифологии прародитель богов Бури возник из солёных камней, которые лизала корова...
10. ИОАНН ПАВЕЛ II (Войтыла (Wojtyla) Кароль; псевд.: А.Я. (A.J.), Явень (Jawien), Петр и др.) (р. 1920)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: священник, преподаватель на ф-те теологии Краковск. ун-та; с 1954 — в Люблинском католич. ун-те, где возглавил (1957) кафедру этики. В 1958 — помощник архиепископа Краковского; в 1960 издает получившую всемирное признание книгу “Любовь и ответственность”; с 1962 — капитульный викарий Кракова, постоянный участник II Ватиканского собора. Архиепископ Кракова (1964). В 1969 публикует работу “Личность и поступок”. В 1978 избран папой Римским. В научно-публицистич. и худож. творчестве И.П. понятие культуры — всечеловеческой и христианской, имеет основополагающее значение, запечатлевшее личност. особенности И.П., его талант общения, тип мышления семиотич. категориями, разумеющий любое явление как знак, символ, элемент в системе взаимосвязей, общую направленность Ватикана к объединению христиан и шире — верующих, что нашло воплощение в т.н. экуменическом движении. И.П. — “Апостол мира”, совершивший более 150 поездок в разные страны. Обладая даром проповедника и ученого, публициста, поэта (автора оригинальных циклов стихов) и драматурга (ему принадлежат четыре пьесы на истор. и совр. темы, мистерия), И.П. в научных трудах, трактатах, обращениях и посланиях, а также в худож. произведениях важнейшие филос. идеи современности, носящие подчас абстрактный характер (феноменология, антропология, персонализм, томизм, религ. мистицизм), анализирует применительно к практике сегодняшней жизни человека, в к-рой “труд-культура-слово” составляют экзистенциальное целое. В высказываниях о труде, на к-ром “лежит печать человека и человечества, личности, действующей в общине, состоящей из личностей”, И.П. обосновывает философию труда в контексте гуманитаристики, в частности в энциклике “Совершая труд” (“Laborem exercens”, 1981), где труд в мире, разделенном конфликтующими полит, системами, рассматривается с т.зр. христианства как категория, объединяющая людей, в том...