Поиск по материалам сайта
Cлово "ARTE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ИСТОРИОГРАФИЯ
Входимость: 4. Размер: 38кб.
2. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 4. Размер: 19кб.
3. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 4. Размер: 22кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРГ")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
5. Словарь средневековой культуры. ПРОПОВЕДЬ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
6. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 3. Размер: 47кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 3. Размер: 49кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
9. Словарь средневековой культуры. СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА
Входимость: 2. Размер: 28кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 83кб.
11. Словарь средневековой культуры. ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
Входимость: 2. Размер: 25кб.
12. Реальный словарь классических древностей. ГРАММАТИКИ
Входимость: 2. Размер: 14кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЦИ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
14. ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
15. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
16. Реальный словарь классических древностей. ТЕРЕНЦИИ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
17. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРЕ"-"ТЯЖ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
19. Словарь античности
Входимость: 1. Размер: 261кб.
20. Словарь средневековой культуры. МЕССА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
21. Мифы народов мира. ПАСТУХ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. ФИЛОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
24. Словарь античности. РИМ ДРЕВНИЙ
Входимость: 1. Размер: 44кб.
25. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 37кб.
26. Словарь античности. Статьи на букву "Ш"
Входимость: 1. Размер: 35кб.
27. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 16кб.
28. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
29. Реальный словарь классических древностей. ВОСПИТАНИЕ
Входимость: 1. Размер: 30кб.
30. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОТМАН
Входимость: 1. Размер: 29кб.
32. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
33. Словарь античности. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 27кб.
34. ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)
Входимость: 1. Размер: 27кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ИСТОРИОГРАФИЯ
Входимость: 4. Размер: 38кб.
Часть текста: как она случилась», - говорили в древней Скандинавии. В сознании ученых историографов латинского средневековья события прошлого столь же естественно отождествлялись с рассказом о них: «История есть рассказ о событии, посредством которого известно то, что было в прошлом... Ведь истории суть истинные вещи, которые были» (Исидор Севильский, ок.570-636). Сходным образом слова res gestae, gesta («деяния», «события») с успехом обозначали исторические описания данных деяний и событий - как назвали свои «истории» Видукинд Корвейский (ок.925-980) или Саксон Грамматик (ок. 1140-1220). Имя указанному тождеству- истина. Рассказ о прошлом равен прошлому в той мере, в какой правдив. История и есть чистая правда и тем отлична от «аргумента», неистинного, но правдоподобного, и «басни», неистинного и неправдоподобного. История есть голая правда, незамысловатый рассказ, все в котором следует понимать буквально. Слова, понятия и вещи предстают в ней в своем непосредственном значении и не предназначены для дальнейшего истолкования. Даже в средневековом юридическом акте, где, казалось бы, совсем не...
2. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Часть текста: седьмой. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 2-3). В данном тексте присутствуют такие слова, как opus, «дело», facere, «делать», которые входят в семантическое поле Т.а. Отдых Господень является одной из существенных проблем, связанных с осмыслением Т.а в средневековую эпоху. Семидневная периодичность станет одним из величайших новшеств иудео-христианского, а впоследствии христианского календаря, особенно в сопоставлении с античным греко-римским. Ритм 6+1 в результате оказывается полностью соотнесенным с практикой Т.а, соответствуя определенному психологическому ритму, внешним условиям созидательного Т.а и, разумеется, общим рамкам жизни. Второе место из Книги Бытия: «И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (2, 15-16). Т. е., согласно Книге Бытия, до грехопадения человека Господь предусмотрел для него Т. в раю. Третий текст - проклятие после впадения в первородный грех и изгнание из рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб»; и по отношению к женщине: «В болезни будешь рождать детей» (3, 16-19). В связи с этим последним следует указать на лингвистический курьез: во Франции помещения, где происходят роды, традиционно именуются salles de travail - средневековое осмысление дополнительного наказания женщины под именем Т.а. В средние века широко комментировался лишь третий текст, где говорится о проклятии и наказании Т.ом. Образы Господа-труженика из истории сотворения мира и человека-труженика в раю до первородного греха практически...
3. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: Само сосуществование такого рода разных стадий - скажем, устной и письменной культуры - не является специфической чертой средневековья; специфичен для него массовый переход отустности к письменности (на фоне и при поддержке давней письменной традиции). Римская культура в силу своего универсализма и самодостаточности попросту не замечала фольклор кельтско-германских народностей; кризис, поразивший высокую культуру в период переселения народов и падения Западной империи и ослабивший ее самососредоточенность, привел - как к одному из своих отдаленных последствий - к письменной фиксации фольклорных сказаний, в том числе мифологических (в Исландии, например). Ближе к концу первого тысячелетия с опорой на устную традицию происходит новое самопорождение базовых литературных родов и видов: романский и германский героический эпос , в котором историческая тематика оттесняет сказочно-мифологическую, характерную для более ранних этапов, и поэзия малых форм, представленная на севере Европы таким раннестадиальным явлением, как творчество исландских скальдов, а в романском регионе стоящая у истоков куртуазной лирики. Сходные процессы происходят и в латинской традиции, которая, завершив адаптирование классики к потребностям христианского мировоззрения, переходит к выработке нового литературного языка: рядом с метрической поэзией (основанной на противопоставлении долгих и кратких слогов) возникает ритмическая (основанная на счете слогов, воспринимаемых как качественно однородные), в поэзию из прозы проникает рифма, в рамках культовой деятельности заново формируется драма, активно обрабатываются фольклорные сюжеты («Вальтарий», «Руод-либ» и др.). Высшего своего расцвета и...
4. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРГ")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: понятие Э. для различения «осуществления» вещей в их форме (например, кувшин) от простой (активной и пассивной) «возможности» осуществления (горшок = глина + сила). Как способность физич. системы производить работу Э. в античности не определялась, впервые на это обратили внимание алхимики (Зосима из Панополиса, «24 книги об энергии»). ЭНИАЛИОС ЭНИАЛИОС (греч. enyalios - воинственный) дополнительное имя или прозвище греч. бога войны Ареса. ЭНКАУСТИКА ЭНКАУСТИКА (греч. enkausis - выжигание), техника рисования, при которой жидкая восковая краска посредством разогревания вплавляется в грунтовую основу (например, в дерево). В античности Э. применялась в числе прочего для изготовления портретов мумий. ЭНКЛИТИКА ЭНКЛИТИКА (греч. примыкающее слово), слабоударное слово, фонетически примыкающее к предыдущему полноударному; образует с ним единое ударение; в греч. яз. обычно теряет собств. акцент. ЭНКОМИЙ ЭНКОМИЙ (греч. хвалебные стихи, хвалебная речь), хвалебная песнь в честь богов или людей (лат. laudatio), исполняется во время праздничных шествий (komos), близка застольным песням (сколиям). Пиндар в качестве инструментов, сопровождающих его победные песни, называет формингу, лиру и флейту ( авлос ). Э. в честь князей, победителей соревнований и т. д. писали Симонид, Пиндар, Вакхилид, Феокрит, Овидий, Варий. Э. в прозе - это панегирики или риторич....
5. Словарь средневековой культуры. ПРОПОВЕДЬ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: целей проповеднической деятельности миссионеров было обращение язычников в христианскую веру ( Миссия ). На протяжении всего средневековья в центре внимания проповедников оставалось внушение верующим основных религиозных начал и моральных заповедей христианства. В условиях преобладания устной культуры П. выполняла функцию коммуникации между церковью и основной массой верующих, а слово проповедника было наиболее эффективным средством воздействия на них. Как правило, П. представляла собой истолкование какого-либо высказывания, взятого из Библии (с этого отрывка она и начиналась), смысл которого духовному пастырю надлежало раскрыть посредством использования назидательных «примеров» ( Exemplum ) и случаев из повседневной жизни или из агиографии. Обращаясь к слушателям, проповедник стремился наглядно разъяснить им принципы христианства, которые противопоставляли греховное поведение, влекущее за собой погибель души, нормам и требованиям, кои должны были способствовать ее спасению (Грехи и добродетели). П. -тот аспект христианской дидактики, в котором теология непосредственно соприкасалась с жизненной практикой народа. Поэтому в ней неизбежно затрагивались все без исключения стороны жизни, естественно, под углом зрения неизбывного конфликта между добром и злом. Проповедник не мог не принимать в расчет социальный и половозрастной статус аудитории и старался обсуждать такие темы, которые были существенно важными для нее. Так, уже на заре средневековья архиепископ Цезарий Арльский (VI в.), обращаясь к крестьянам Южной Галлии, использовал образы и понятия, близкие их сознанию. Например, пытаясь внушить своим слушателям, полуязычникам-полухристианам, мысль о необходимости соблюдать...
6. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" AB EPISTULIS AB EPISTULIS (лат. секретарь) придворное ведомство в Римской империи, ведавшее служебной корреспонденцией императора. Первоначально возглавлялось императорским рабом, затем, начиная с правления Клавдия, вольноотпущенником, а при Адриане - высокопоставленным чиновником из сословия всадников. AGENS IN REBUS AGENS IN REBUS (лат.), агент императорской секретной службы. Ее сотрудники выходили из службы обеспечения армии (фрументарии), носили особую униформу и составляли полицейскую стражу. Надел, полнотой власти, они вызывали страх у населения. При Диоклетиане получили новое должностное обозначение. AGER CAPTIVUS AGER CAPTIVUS (лат.), завоеванные рим. земли, которые становились частью рим. государств, терр. AGER COLONICUS AGER COLONICUS (лат.), часть рим. государств, земли, которая предоставлялась рим. гражданам или союзникам при основании колоний. AGER COMPASCUUS AGER COMPASCUUS (лат.), часть рим. государств, терр., которая не использовалась для земледелия (например, леса, пастбища, каменоломни). AGER DESERTUS AGER DESERTUS (лат.), земли, покинутые владельцами; пусгошные земли, площадь которых в Римской империи стала особенно расти начиная со 2 в. н. э. AGER OCCUPATORIUS AGER OCCUPATORIUS (лат.). 1....
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Часть текста: ИСКУССТВО (греч. - techne, лат. - ars, англ. и франц. - art, итал. - arte, нем. - Kunst) Один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического (см.: Эстетика , Эстетическое , Эстетическое сознание ); один из главных, сущностных наряду с религией компонентов Культуры (см.: ПОСТ- ); одна из основных категорий эстетики как науки. Современная наука относит происхождение И., как специфической человеческой деятельности, ко временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые связывают даже и само появление и развитие этого вида человека именно с И. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции, Риме) предпринимаются попытки и теоретического осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Здесь мы ограничиваемся только европейским ареалом, хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т. п. В античном мире термином «И.»...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: вокруг краями; ножка делалась из слоновой кости или дорогой делосской бронзы. Словом abaci обозначаются также гладкие поля в искусственной мраморной облицовке стен (Plin. 33, 56. Vitr. 7, 3, 10), иногда и пестрые поля мозаичных полов (αβάχιοχος,); затем - доски (Suet. Nero. 22), на которых играли камешками или костями (alea), кроме того - так называемые пифагоровы столы, усыпавшиеся песком или мукою, для математических вычислений и чертежей (Pers. 1. 131); наконец, abacus называлась плита (обыкновенно четырехсторонняя), покрывавшая сверху колонну и находившаяся непосредственно под архитравом (Vitr. 4, 1). см. Columna., Колонна . АБАНТ АБАНТ - Abas, 'Άβας, 1. см. Δαναός, Данай .; 2. спутник Энея. Verg. Aen. 1, 121. АБАНТИАД АБАНТИАД - Abantiădes, см. Perseus, Персей . АБАНТЫ АБАНТЫ - 'Άβαντες, по предположению некоторых новых ученых, народ ионийского происхождения, а по Аристотелю (Strab. 445) - фракийцы, переселившиеся из Фокиды на Эвбею и давшие свое имя древнейшим обитателям этого острова, а отсюда (Hdt. 1, 146) переселившиеся в Ионию в Малую Азию; с Евбеи же они под предводительством Элефенора на 40 кораблях отправились под Трою (Il. 2, 536), причем к ним тогда...
9. Словарь средневековой культуры. СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: квадривиум (quadrivium). В состав тривиума входили грамматика, риторика, диалектика, а квадривиум составляли арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Идея и составные части этого цикла предметов были заимствованы средневековой педагогикой из античной научно-дидактической традиции. До окончательного оформления их в том виде, который отвечал требованиям христианской морали, изменению отношения к миру и знаниям, произошедшему в V-VI вв., в школах Запада учителя следовали в основном тем дидактическим правилам, которые были сформулированы в отношении образования в Древней Греции и Риме. Начиная со времен античности канон учебных дисциплин находился в состоянии постоянной эволюции. Уже Платон впервые разделил все образовательные предметы на две группы - низшую, состоявшую из гимнастики, музыкальных упражнений и обучения письму, и высшую, куда входили арифметика, геометрия, музыкальная теория и астрономия. Эта четверка «свободных» предметов в последние дни существования независимой Греции и Римской республики объединилась с т. н. «практическими» штудиями софистов. Варрон, писавший о программах...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: понятие А. м. обязано немецкой философии, в которой термин «абсолютный» имел широкий спектр значений, из которых эстетическая концепция А. м. взяла пересечение «высшего», «идеального» и «самодостаточной сущности». Философская идея абсолюта адаптировалась к музыке в суждениях йенских романтиков об инструментальной музыке, контрастировавших с прежде устойчивым (у Руссо, Канта, в теории музыкальных аффектов Дидро и др.) признанием рангового превосходства вокальных жанров. Термин «А. м.» впервые введен Р. Вагнером в 1846 г. (в его «Программе» к Девятой симфонии Бетховена) в значении высших выразительных возможностей самостоятельного искусства звуков. Согласно Вагнеру, А. м. непосредственно выражает «бесконечное». В понятийное поле А. м. у Вагнера входят такие выражения, как «абсолютный язык звуков», «абсолютная мелодия», «абсолютная гармония». Под влиянием Фейербаха, полемизировавшего с «абсолютной философией» Гегеля, а также - собственных идей о «художественном произведении будущего» в 1850-е годы оценочная окраска термина «А. м.» у Вагнера меняется: теперь он означает «частичное искусство», отделившееся от своих корней (слова и танца в древнегреческой трагедии) и потому опустившееся до уровня «пустой абстракции». Однако музыкальная эстетика наследует от Вагнера первый смысл,...