Поиск по материалам сайта
Cлово "ANTIKE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
4. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
5. Словарь средневековой культуры. EXEMPLUM
Входимость: 1. Размер: 16кб.
6. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
7. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
9. Мифы народов мира. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
11. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 81кб.
12. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: КРИТОЛАЙ - др.-греч. философ, уроженец Фаселиды ( Ликия ). В 155 н. э. вместе с другими философами прибыл в Рим с политич. миссией. Благодаря его лекциям идеи греч. философии оказали огромное воздействие на рим. публику. К. возглавлял школу перипатетиков в Афинах. КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3 - 2-м тыс. до н. э. и сильно воздействовавшей (начиная с 16 в. до н. э.) на культуру материковой Греции, и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры микенской культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, К. - м. к. сохраняла свою самобытность. Политич., экономич. и культурная жизнь крито-микенских государств нашла отражение в дворцовых сооружениях и городских постройках Крита и Микен; наряду с ними существовали, однако, сельские поселения с соответствующим способом производства. С 1900 начались системагич. раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса, в ходе которых была открыта минойская кулыура. На основании стратиграфия, характеристик Кносса и многочисл. корреляций с хронологией Египта Эвансом была построена периодизация минойской культуры, от которой ученые не отказываются и поныне. В слоях, следовавших за неолитич. и энеолитич., Эванс выделил три периода, между которыми, однако, нет резкой границы - они почти незаметно переходят один в другой: раннеминойский, или преддворцовый, период (2600 - 2000 до н. э.); среднеминойский, или др. дворцовый, период (2000 - 1700 до н. э.); среднеминойский, или новый дворцовый, период (1700 - 1400 до н. э.); позднеминойский, или ...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «Э.» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: Ю Я ПРЕКРАСНОЕ ПРЕКРАСНОЕ - Одна из главных этно-социо-исторически детерминированных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности, выражающая одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, генерирующих в реципиенте эстетическое наслаждение (см.: Эстетическое ) и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, идеала и идеализации. Наряду с благом и истиной П. - одно из древнейших сущностных понятий культуры, богословия, философской мысли. В имплицитной эстетике с древнейших времен термины «П.» и «красота» употреблялись в контекстах космологии, метафизики, богословия и практически - как синонимы, хотя, «П.» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» - для обозначения совершенства универсума и его отдельных составляющих, т. е. носил праонтологический характер. В средиземноморском ареале представления о красоте и П. восходят к древнеегипетской культуре. Уже во II тысяч. до н. э. мы встречаем множество текстов, в которых П. (нефер) выступает высшей характеристикой богов, фараонов, людей, предметов...
4. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: монахи. Однако Иисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 10-12, 27-28; Map. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирного времени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитет М.а среди мирян и в церкви. Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio) с сакральным (отсюда частое обозначение монахов как religiosi), с ростом христианских общин в III-IV вв. обусловило разрыв аскетов с общиной (в которой неизбежно происходило усреднение христианского идеала) и уход, по примеру Христа, in desertum, в пустыню (Мат....
5. Словарь средневековой культуры. EXEMPLUM
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: аудиторию с помощью спасительного урока» (Ж.Ле Гофф). E.um, применявшийся в античной литературе (Валерий Максим и др.), представлял собой повествование о герое или выдающемся человеке, жизнь которого могла послужить образцом для подражания. Его функции меняются при переходе в состав средневековой латинской словесности, со времен папы Григория Великого (VI в.) он становится существенным элементом церковной дидактики. В контексте проповеди или сочинения морального свойства E.um был призван иллюстрировать рассуждения общего характера и делать их более наглядными и убедительными. Е.а широко распространены в трудах средневековых философов и писателей (например, у Иоанна Солсберийского). В отличие от античных образцов, средневековые Е.а редко говорят о знаменитых людях и героях; в соответствии с их нравоучительной функцией персонажи церковных Е.а, как правило, анонимны и представляют собой некие человеческие типы. В центре внимания средневековых Е.а - не конкретная личность, но специфическая ситуация. E.um как демонстрация определенного типа поведения играл огромную роль в средневековой культуре; он должен был являть собой либо норму, коей надлежало подражать, либо положение, которого следовало бы избегать. Жизнеописание в средневековой литературе - не столько связная биография, сколько именно серия Е.а. Так, «История моих бедствий» Абеляра по сути дела представляла собой рассказ о критических эпизодах его жизни, поучительных именно в качестве Е.а. Средневековый автор был склонен оценивать собственную жизнь и отдельные свои поступки, сопоставляя их с «примерами», на которые он ссылался, идентифицируя себя с героями предшествующего времени, реальными или литературными, так что его ...
6. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: в Рим, Иерусалим и другие места). Центры П.а были связаны с местами погребения апостолов и святых, нахождения христианских реликвий. Верующий знал, что Бог присутствует всюду, но желал приблизиться к таким привилегированным в сакральном отношении местам, где был возможен физический контакт с божественной сферой и где молитва обещала быть скорее услышанной. Реликвии, место реального присутствия святого, рассматривались как потенциальный источник чуда; во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого - исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости. Древнее латинское слово peregrinatio употреблялось в двух значениях, о чем, в частности, говорит Данте: в узком смысле пилигрим (паломник) есть тот, кто идет к дому святого; в широком смысле peregrinus - тот, кто находится на чужбине, чужеземец, изгнанник. В этом смысле и Авраам, покинувший страну, в которой он родился, ради земли, обетованной Богом, - peregrinus. Исход ветхозаветных евреев, покинувших Египет, пересекших Красное море и блуждавших в пустыне в поисках земли обетованной, трактовался в христианской культуре символически. Подобно ветхозаветным евреям, христиане ищут небесный Иерусалим, но теперь народ божий ведет не Моисей, а Христос. Благодаря литургии и комментариям отцов церкви этот образ не покидал сознания христиан. Согласно средневековым представлениям, всякое П.о есть символический путь к Богу...
7. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: христиан Средиземноморья распространилось убеждение в том, что именно в Риме на Ватиканском холме апостол Петр претерпел мученическую смерть за веру. В Риме, согласно легенде, пал жертвой гонений и другой апостол - св. Павел, почитавшийся одним из крупнейших учителей христианства. То обстоятельство, что в вечном городе действовали сразу два прославленных апостола Христа, представлялось, в глазах ранних христиан, надежной гарантией того, что и преемники апостолов - римские епископы - сохранили правильное вероучение. В ситуации, когда христианское учение еще только складывалось, особенно настоятельно ощущалась потребность в церковном авторитете, способном разрешить спорные вопросы и примирить враждующие стороны. В кон. II-III вв. неримскими богословами Тертуллиа-ном, Иренеем Лионским и Киприаном Карфагенским обосновывается особое положение римской кафедры как «апостольского престола», правда, в ряду других епископств, основанных также апостолами. Доктрина о примате римской кафедры над другими центрами христианства и вытекающих отсюда верховных прерогативах епископа Рима складывается только в IV-V вв. По-видимому, к этому времени и уместно относить...
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: может относиться уже к любому виду единоличного правления - у Аристотеля применяется как к «хорошей» царской власти, так и к «плохой» тирании. В латынь monarchia проникает не ранее II в. н. э., поскольку встречается впервые у Тертуллиана (ок. 160 -после 220) и Лактанция (ум. после 317). На протяжении всего средневековья на Западе Европы слова monarchia и monarcha (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во вселенной - monarchya mundi. Тот же смысл - всемирная власть - вкладывалось в слово «М.я» и применительно к земным державам и государям. Когда Исидор Севильский (ок. 570 - 636) говорит, что монархи - это те, кто обладают «единоличной» властью (monarchae sunt, qui singularem possident principatum), как Александр у греков и Август у римлян, он, судя по выбору примеров, также подразумевает «единоличность» (singularitas) власти в пределах всей ойкумены, а не, скажем, в одном городе или стране. В немецких средневековых глоссариях слово monarcha часто переводилось как «единый государь мира» или...
9. Мифы народов мира. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родовой формации складываются утончённые формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. Источники. Сведения о Г. м. дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными источниками изучения Г. м. являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н. э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блёкнет, но в нём выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (5 в. до н. э. - Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок - вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: В историческое время почитался как герой-исцелитель главным образом в Фессалии, Карии и Южной Италии (Нот. П. II 729-733, Paus. Ill 26, 10; Strab. VI 284). в. я. ПОКОЛЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ - мифологические, способ организации времени, персонажей пантеона и героев сакральной истории. П. делятся на поколения богов, ведущие начало от первого существа (или пары существ), с которыми связан акт творения, поколения людей и промежуточные поколения (чудовищ, карликов, великанов и т. п., хотя великаны могут входить и в поколения богов; так, в греческой мифологии титаны предшествуют богам актуального пантеона). Иногда устанавливается соответствие между П. богов и П. людей (напр., греческий золотой век называют веком Крона). Сама идея П. характерна для развитых пантеонов и отчасти представляет собой способ упорядочения слишком разросшейся мифологической системы, осложнённой вариантами (вплоть до приурочения вариантов одного мифа к разным поколениям богов - в греческой традиции Афродита Урания и Афродита Пандемос отстоят друг от друга на два поколения). П. богов сменяются в большинстве случаев насильственно. Классическими примерами такого конфликта можно считать греческий и хурритский. В обоих случаях павшее (старшее) поколение богов производит новое чудовище, чтобы отомстить победителям (Рея рождает Тифона, Кумарби - Улликумме), причём это чудовище в сущности является братом предполагаемых жертв. Сходные мотивы можно найти у хеттов, шумеро-аккадцев, финикийцев. Интересный пример мифологической разработки темы П. даёт сказание о героическом детстве культурного героя - трикстера Ворона (Иель) у северо-западных индейцев-тлинкитов. Борьба молодого Иеля со старым ...