Поиск по материалам сайта
Cлово "1964"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 8. Размер: 7кб.
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С"
Входимость: 8. Размер: 59кб.
3. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 52кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 5. Размер: 58кб.
5. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 5. Размер: 53кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 4, "КАЮ"-"КЕФ")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 4. Размер: 78кб.
8. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 4. Размер: 62кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 5, "КЕЦ"-"КЛИ")
Входимость: 4. Размер: 61кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. ЭТНОЛИНГВИСТИКА
Входимость: 4. Размер: 23кб.
11. ЭТНОЛИНГВИСТИКА (антрополог, лингвистика, лингвистич. антропология и др.)
Входимость: 4. Размер: 21кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЛ"-"РИТ")
Входимость: 4. Размер: 49кб.
13. Мифы народов мира. КОРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 4. Размер: 29кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАЛ"-"ВАС")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
15. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 3. Размер: 19кб.
16. КУЛЬТУРА 20 века
Входимость: 3. Размер: 44кб.
17. Большой толковый словарь по культурологии. СЕМИОТИКА
Входимость: 3. Размер: 19кб.
18. СЕМИОТИКА (семиология) (от греч. - знак)
Входимость: 3. Размер: 14кб.
19. Мифы народов мира. ПРАЗДНИК
Входимость: 3. Размер: 20кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРА 20 ВЕКА
Входимость: 3. Размер: 47кб.
21. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 3. Размер: 39кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 3. Размер: 65кб.
23. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 3. Размер: 128кб.
24. ЛИНГВИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ
Входимость: 3. Размер: 4кб.
25. Россия. Страноведческий словарь. ХРУЩЁВ Н.С.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
26. УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (1864-1936)
Входимость: 3. Размер: 14кб.
27. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОТМАН
Входимость: 3. Размер: 29кб.
28. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 3. Размер: 26кб.
29. Мифы народов мира. ПРОСТРАНСТВО
Входимость: 3. Размер: 18кб.
30. Большой толковый словарь по культурологии. УНАМУНО
Входимость: 3. Размер: 16кб.
31. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 3. Размер: 64кб.
32. ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)
Входимость: 3. Размер: 27кб.
33. Мифы народов мира. КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ
Входимость: 3. Размер: 20кб.
34. САРТР (Sartre) Жан-Поль (1905-1980)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
35. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
36. Библиография
Входимость: 2. Размер: 21кб.
37. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
38. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")
Входимость: 2. Размер: 62кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
40. Мифы народов мира. ГРЕХОПАДЕНИЕ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
41. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 8, "КУК"-"КЭШ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
42. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
43. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕБ"-"НУЭ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
44. РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
45. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 2. Размер: 34кб.
46. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
47. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 53кб.
48. Мифы народов мира. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕН"-"ЕША")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
49. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОХ")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
50. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 2. Размер: 57кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 8. Размер: 7кб.
Часть текста: Cult // American Anthropologist, 1965, vol. 67, p. 902-929. Fernandez, 1974 — Fernandez J. W. The Mission of Metaphor in Expressive Culture // Current Anthropology, 1974, vol. 15, p. 119-145. Firth, 1973 — Firth R. Symbols; Public and Private. L. , 1973. Geertz, 1973 — Geertz C. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture // Geertz C. The Interpretation of Cultures. Selected Essays by Clifford Geertz. N. Y. , 1973, p. 3-30. Hjelmslev, 1953 — Hjelmdcv L. Prolegomena to a Theory of Language. Bloomington, 1953. Jakobson-Halle, 1956 — J akobson R. , Halle M. Fundamentals of Language (Janua Linguarum: Series Minor 1). The Hague, 1956. Leach, 1954 — Leach E. R. Political Systems of Highland Burma. L, 1954. Leach, 1958 — Leach E. R. Magical Hair // Journal of the Royal Anthropological Institute, 1958, vol. 88, p. 147-164. Leach, 1961 — Leach E. R. Pul Eliya: A Village in Ceylon. Cambridge, 1961. Leach, 1964 — Leach E. R Anthropological Aspects of Language: Animal Categories and Verbal Abuse // New Directions in the Study of Language. Cambridge (Mass. ), 1964. Leach, 1970 — Leach E. R Claude Levi-Strauss. N. Y, 1970. Leach, 1971 — Leach E. R Kimil: A Category of Andamanese Thought // Structural Analysis of Oral Tradition. Philadelphia, 1971. Leach, 1972 — Leach E. R The Structure of...
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С"
Входимость: 8. Размер: 59кб.
Часть текста: По мнению совр. исследователей, с. сыграли важную роль в образовании римской народности. САВМАК САВМАК (греч. Saumakos ) вождь боспорских скифов, восставших в 107 г. до н.э. против боспорского царя Перисада V. О его происхождении в науке существует ряд гипотез. Согласно одной из них, С. был рабом, выросшим при дворе Перисада V, которого он убил во время восстания; последнее потерпело поражение, а сам С. был пленен и казнен. Жебелев С.А. Северное Причерноморье. М., 1953. С. 82-115; Казакевич Э.Л. К полемике о восстании Савмака // ВДИ. 1963. № 1; Немировский А.И. Понтийское царство и Колхида // Кавказ и Средиземноморье: Материалы конференции (1975 г.). Тбилиси, 1980. САВРОМАТЫ САВРОМАТЫ (греч. Sauromatai ) кочевые племена, родственные скифам; жили в приволжских и приуральских степях в VII в. до н.э. Первые сведения о них дал Геродот (История. IV); греки называли с. народом, которым управляют женщины. О ведущей роли женщин в жизни с. говорят исследования предметов, найденных в женских захоронениях, - конское снаряжение, оружие, жреческие атрибуты, - а также каменные алтари. В конце V - IV в. до н.э. с. потеснили скифов и перешли Дон; в это же время у них образовались новые союзы племен, в которые влились и пришлые племена с востока. С III в. до н.э. все эти племена стали называться сарматами. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964; Смирнов К.Ф., Петренко В.Г. Савроматы Поволжья и Южного Приуралья // Серия: Археология СССР. Свод...
3. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 52кб.
Часть текста: разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период. Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила наряду с собственно И. м. более ранние религиозно-мифологические представления древних евреев и сопредельных народов. Всё это явилось причиной того, что нередко мифы и исторические предания представлены в Библии не одной, а несколькими (иногда взаимоисключающими и содержащими разные концепции мировосприятия) версиями. Иудейский (ветхозаветный) канон делится, согласно традиции, на три части. 1. Тора («Закон»), или «Пятикнижие Моисея» (позднее было приписано Моисею): книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; 2. «Пророки», куда входят т. н. исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4-я книги Царств (1-2-я книги Самуила и 1-2-я книги Цареи), излагающие историю Палестины по начало 6 в. до н. э., и сборники речей «больших» пророков - Исаии, Иеремии, Иезекииля (в православном и католическом каноне Библии также и книга Даниила) и двенадцати «малых» пророков; 3. «Писания», к которым относятся Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломона, книга Иова и т. н. Плач Иеремии, сборник свадебной лирики Песнь песней, 1-2-я книги Хроник (1-2-й Паралипоменон), а также книги Ездры, Неемии, Руфи, Есфири, Даниила, Екклесиаста. Для выявления мифологических представлений наряду с книгой Бытия...
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 5. Размер: 58кб.
Часть текста: ЛЕНИН Статья большая, находится на отдельной странице . ЛЕ РУА ЛАДЮРИ ЛЕ РУА ЛАДЮРИ - Эмманюэль Ле Руá Ладюри́ (Le Roy Ladurie) (р. 1929) франц. историк. Окончил ун-т в Монпелье, преподавал там же, с 1973 - проф. Коллеж де Франс. Сотрудник Школы высших исследований в области социальных наук (до 1972 - VI секция Школы высших практич. исследовании), член Междунар. ассоциации по экон. истории, один из руководителей журнала "Анналы", директор Нац. библиотеки Франции. Член Франц. ин-та (Академия моральных и полит. наук). Область исследований Л. - история Юж. Франции в позднее средневековье и начале Нового времени. Л. получил известность в научном мире после публикации дис. "Крестьяне Лангедока" (Т. 1-2, 1966). В 60-е гг. активно проповедовал применение математич. методов в истор. исследованиях. Мировую славу ему принесла книга "Монтайю, окситанская деревня в 1294-1344 гг." (1975). Затем последовали сб. работ, в т.ч. методол. характера: "Территория историка" (Т. 1-2, 1978), книга "Карнавал в Романе. От Сретенья до Пепельной Среды 1579-1580" (1979) и др. Л. считает себя учеником Броделя (см. Бродель ). Однако, в отличие от него, он сосредоточивает внимание не столько на экономике и материальных условиях жизни, сколько на мировосприятии, картине мира...
5. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Часть текста: В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Р" РАВЕННСКИЙ ЭКЗАРХАТ РАВЕННСКИЙ ЭКЗАРХАТ - визант. провинция на Апеннинском п-ове (северо-восток Италии) с центром в г. Равенна. Известен с 584 г. как форпост против наступления варваров. Был завоеван лангобардами в 751 г. После завоевательных походов Пипина Короткого (754, 756) земли Р.э. от лангобардов перешли к франкам. Затем Пипин Короткий «подарил» их вместе с Рим. областью рим. папе, что положило начало Папскому государству. РАДЕГУНДА РАДЕГУНДА - франкская королева (521-587), жена Хлотаря I. Ушла в монастырь после того, как он убил в борьбе за власть во Франкском королевстве своего брата. В 567 г. Р. основала монастырь в Пуатье; духовником Р. в монастыре был поэт Фортунат Венанций. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ 1054 Г. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ 1054 Г. - окончательное разделение христиан. Церкви на католич. (западную) и православную (восточную). Начало процессу р.ц. было положено разделом в конце IV в. Рим. империи на Западную и Восточную. В дальнейшем этот процесс обусловливался различными ист. судьбами Зап. Европы и Византии и христианства в них. Уже в IV в. выявилось соперничество за лидерство в христиан, церкви между епископами двух крупнейших центров христианства - Рима и Константинополя. Определенные расхождения в догматике, обрядности, в церк. организации между ними существовали и ранее, но особенно они обострились и умножились в Раннем и нач. Высокого Средневековья. Разными были языки богослужения: латинский - на западе, греч. и ряд местных языков - на востоке; в Зап. Европе крестились всей ладонью, в Византии - тремя пальцами; на востоке хлебом и вином причащались и священники, и миряне, причем хлеб был квасным, на западе же миряне причащались только хлебом, и хлеб был пресным (облатки); в Зап. Европе все духовенство обязано было строго соблюдать целибат, а в Византии священнослужители (кроме епископов)...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 4, "КАЮ"-"КЕФ")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: - церемониалов гадания при выборе места в архаических строительных ритуалах (напр., у хеттов, индийцев, римлян), «сонников» и сборников примет (от Древнего Востока и до Мартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой «семантической» геометрии, в которой свойства геометрических фигур соотносились с «добродетелями», геральдики и этикета и т. п.,- выявляется связь К. с такими отправляющимися от геометрической специфики К. идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок. правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. К. или четырёхугольник (в более общем варианте), как и соотносимый с ними круг, образуют горизонтальную плоскость схемы древа мирового; при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обозначающие четыре или восемь основных направлений. В этих точках нередко находятся «малые» (или периферийные) мировые деревья, божества, в частности те, которые персонифицируют страны света (часто в этой роли выступают антропоморфизированные ветры), разного рода эмблемы, нередко восходящие к основным космическим элементам или стихиям. Шаманские карты или четырёхчастные бубны, изображения картины мира на некоторых других сакральных предметах четырёхугольной формы, ацтекские схемы, вписанные в К., все элементы которого соотнесены с особым кругом значений и через это друг с другом, служат наглядным примером моделирования мира (см. Модель мира ) в целом, прежде всего в его горизонтальном аспекте. Четырёхугольная (обычно именно квадратная) схема совмещает в себе классификационную систему двоичных противопоставлений, описывающих мир (верх - низ, правый - левый и т. п.), или основных элементов мира (ср. четырёхчленные системы типа «огонь - вода - земля - воздух») с образом идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса. К. служил моделью многих храмовых сооружений (зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), ...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Часть текста: обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного К., старающегося спрятаться около человека. В К. может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской...
8. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 4. Размер: 62кб.
Часть текста: мир в терминах, именах и названиях Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ") ГИЛЬОМ КАЛЬ ГИЛЬОМ КАЛЬ (?-1358) - руководитель крестьянского восстания Жакерия, крестьянин из дер. Мелло. Хроники изображают Г. К. как человека, «видавшего виды, хорошего говоруна, статного телосложения и красивого лицом». Накануне решительного сражения у Мелло по предложению командующего феод. войском короля Наварры Карла Злого Г. К. согласился на переговоры со своими противниками. Он явился на встречу, не потребовав заложников, был схвачен и после мучительных пыток казнен. Лишенные своего руководителя, «жаки» были разгромлены. ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ (собств. Джеральд Барри) (ок.1146 - ок.1220) - англ. писатель. Родился в знатной нормандской семье в Юж. Уэльсе. Учился в Парижском ун-те. Автор сочинений «Топография Ирландии» и «Завоевание Ирландии». В 1185 г. был участником англ. воен. экспедиции в Ирландию. ГИРЛАНДАЙО...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 5, "КЕЦ"-"КЛИ")
Входимость: 4. Размер: 61кб.
Часть текста: близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. К. - сын Мишкоатля и Чимальмат. Первые изображения К., обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н. э. В этот период К. был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагу на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н. э. культ К. распространился по всей Центральной Америке (см. Кукумац ). Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли ) и основателем культуры. К. добывает людям пищу: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. К. научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период у К. появляются и функции покровителя жречества: по мифу, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последующий период К. вступает в борьбу со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого К., и тот нарушает свои же запреты: пьянствует,...
10. Большой толковый словарь по культурологии. ЭТНОЛИНГВИСТИКА
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Часть текста: целям исследования к этнологии (см. Этнология ) и занимается исследованиями функционирования языка как одной (хотя и весьма специфич.) из культурных подсистем, способной поставлять информацию о прочих, т.н. "этнознание". Возникшее в рамках исследований культур и языков амер. индейцев, это направление работает преимущественно с данными, относящимися к бесписьменным традиц. культурам. Речь идет о направлениях амер. Э. (этносемантике и др.), принимающих в той или иной степени концепцию языкового релятивизма (гипотеза Сепир а-Уорфа), о франц. этнолингв. исследованиях, и - в совершенно другом плане - о польской и рус. Э. Другое крыло, оставаясь одним из разделов языкознания, ставит перед собой задачу разработки общей теории языковой (и других видов) коммуникации в рамках конкр. культур в целом и смыкается с социо- и психолингвистикой. Здесь мы находим этнографию речи Хаймза (и более общую этнографию коммуникации), народное языкознание (folk linguistics) Хёнигсвальда и нек-рые др. течения. Э. как научное направление,...