Поиск по материалам сайта
Cлово "1955"
Входимость: 8. Размер: 81кб.
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Входимость: 5. Размер: 68кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 39кб.
Входимость: 4. Размер: 62кб.
Входимость: 4. Размер: 48кб.
Входимость: 4. Размер: 35кб.
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Входимость: 4. Размер: 49кб.
Входимость: 3. Размер: 44кб.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 128кб.
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 100кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 81кб.
Часть текста: ) узкое, заросшее лесом ущелье в горах Самния, возле г. Кавдия (Сред. Италия), где в 321 г. до н.э. римская армия потерпела поражение от самнитов. После капитуляции римские воины вынуждены были пройти безоружными и полураздетыми «под ярмом» - двумя копьями, воткнутыми в землю и соединенными третьим сверху. «Пройти под кавдинским ярмом» означает подвергнуться сильному унижению. КАДМ КАДМ (греч. Kadmos ) в греческой мифологии сын финик. царя Агенора и Телефассы. Основал в Беотии крепость Кадмею, ставшую ядром города Фивы. Традиция приписывает К. введение в Элладе финик. алфавита. КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА - купольная гробница в Болгарии, в 75 км к северо-востоку от Пловдива; обнаружена 19 апреля 1944 г. Над гробницей возвышался курган высотой 7,20 м и диаметром основания 40 м. Часть кладки и штукатурки была повреждена корнями деревьев, росшими на кургане, роспись же осталась нетронутой. Этот уникальный памятник эллинистической живописи кон. IV - нач. III в. до н.э. стал культурным достоянием не только Болгарии, но и всего мира. Расписывал гробницу, по мнению ученых, мастер, который был хорошо знаком с греческим искусством, но жил и работал у фракийцев и отлично знал их быт. Еще в...
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Часть текста: словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Э" ЭАК ЭАК (греч. Αιακός Aiakos ) в греческой мифологии основатель рода Эакидов, сын Зевса и Эгины. Согласно одной из легенд, Э. строил вместе с Посейдоном и Аполлоном троянские стены. После окончания работы на стену выползли змеи, и одна из них пробралась в город через участок, выстроенный Э. Жрецы истолковали это событие как указание на то, что потомки Э. овладеют Троей. ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (EVANS) ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (EVANS) (1851 - 1941) английский археолог, открывший в Кносе на о. Крит остатки большого дворца, известного по мифам как «лабиринт». Найденные предметы дали Э. возможность исследовать древнейшую в Европе критскую культуру; он расшифровал большую часть знаков линейного письма Б. Свои наблюдения и исследования Э. обобщил в фундаментальном труде «Дворец Миноса в Кносе» (Лондон. Т.1-5. 1921 - 1936), где он систематизировал все находки на Крите и дал периодизацию критской культуры, назвав ее по имени легендарного царя Миноса минойской: раннеминойский период (3000 - 2200 до н.э.), среднеминойский период (2200 - 1600 до н.э.) и позднеминойский период (1600 - 1200 до н.э.). Этой периодизацией пользуется и совр. историческая наука. Evans J. Scripta Minoa. V.1-2. Oxf., 1909-1952; Evans J. The palace of Minos. ...
Входимость: 5. Размер: 68кб.
Часть текста: константа лат.-амер. худож. мышления. Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса "Маисовые люди" (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магич. мировидение делает весьма проблематичным, а то и невозможным их взаимопонимание с белым человеком; в героях М.р. личностное начало приглушено: они выступают как носители коллективного мифол. сознания, к-рое становится гл. объектом изображения и тем самым произв. М.р. обретает черты психол. прозы; писатель систематически заменяет свой взгляд цивилизованного человека взглядом примитивного человека и пытается высветить действительность через призму мифол. сознания; в рез-те изображаемая действительность подвергается разл. рода фантастич. аберрациям. Поэтика...
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Часть текста: поэта против его врагов. СИТУЛ СИТУЛ - в период правления Каролингов мера жидкостей и сыпучих тел. Равнялся половине модия, или восьми секстариям, т.е. 25,75 литра. СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ - восстание в Сицилии в 1282 г. против Карла Анжуйского (брата фр. короля Людовика IX) и фр. владычества в Юж. Италии и Сицилии с 1268 г. (см. Сицилийское королевство ). Карл резко повысил налоги в Сицилии, расправлялся с городами, совершенно не считался с древними обычаями и вольностями местного населения, перенес столицу Сицилийского королевства из Палермо в Неаполь, окончательно закабалил крестьян. Все эти притеснения привели 31 марта 1282 г. к восстанию, которое вспыхнуло в Палермо и получило название «Св.». В результате этого восстания большинство французов (3-4 тыс.) было убито и Сицилия освободилась от фр. владычества. В 1282 г. корона Сицилийского королевства была предложена арагонскому королю Педро III, который овладел всей Сицилией в 1282 г. В 1302 г. Сицилия отпала от Юж. Италии и попала под власть Арагонской династии. СИЦИЛИЙСКОЕ КОРОЛЕВСТВО СИЦИЛИЙСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - государство, созданное нормандскими рыцарями на территории Юж. Италии и острова Сицилия в конце XI в. Окончательное оформление связано с коронацией Рожера II (1130-1154). В 1189 г. сицилийская корона перешла ...
Входимость: 4. Размер: 39кб.
Часть текста: местом казни осужденных. Ок. XII в. до н.э. в Л., заселенную кинурийцами, лелегами и ахейцами, стали проникать дорийцы. В X - IX вв. до н.э., вероятно вследствие объединения двух общин (ахейской и дорической), на берегу Эврота возникло поселение Спарта. Одним из его первых царей и реформаторов традиция называет Ликурга. Жители Л. кроме воинственности славились четкостью и краткостью языка - лаконизмом. ЛАНГОБАРДЫ ЛАНГОБАРДЫ (лат. Langobardi ) северо-германское племя, заселявшее левое побережье Нижней Эльбы. Во время войн германских племен в I в. н.э. л. выступили на стороне херусков против маркоманов. Часть из них в VI в. достигла Дуная и, победив герудов, основала между Дунаем и Тиссой государство; после этого л. переселились в Паннонию и Норик. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984. С. 191-197. ЛАОКООН ЛАОКООН (греч. Laokoon ) в греческой мифологии жрец храма Аполлона в Трое. За то, что он хотел уничтожить оставленного данайцами коня, боги послали на него огромных водяных змей, которые задушили Л. и его сыновей - этот сюжет был чрезвычайно популярен в античном искусстве. ЛАПИДАРИЙ ЛАПИДАРИЙ (от лат. lapidarius - высеченный на камне) специальное хранилище камней с античными надписями, где ведется их научная обработка (фиксация размеров, изучение письма, поиск аналогий), составляется картотека и пр. Л. находится преимущественно при музеях и историко-археологических заповедниках. В СССР первый античный лапидарий был создан при Херсонесском историко-археологическом музее в 1957 г. Гилевич А.М., Соломоник Э.И. Эпиграфический лапидарий // Сообщ. Херсонес....
Входимость: 4. Размер: 62кб.
Часть текста: на встречу, не потребовав заложников, был схвачен и после мучительных пыток казнен. Лишенные своего руководителя, «жаки» были разгромлены. ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ (собств. Джеральд Барри) (ок.1146 - ок.1220) - англ. писатель. Родился в знатной нормандской семье в Юж. Уэльсе. Учился в Парижском ун-те. Автор сочинений «Топография Ирландии» и «Завоевание Ирландии». В 1185 г. был участником англ. воен. экспедиции в Ирландию. ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО (собств. Доменико ди Томмазо Бигорди) (1449- 1493/1494) - ит. живописец Раннего Возрождения, жил во Флоренции. Фрески и картины Г., написанные главным образом на религ. сюжеты, отображали современную ему жизнь. Г. стал портретистом семейств Медичи, Спассетти, Торнабуони, писал портреты многих флорентийских гуманистов, писателей и поэтов. Его произведения производили хорошее впечатление на современников, хотя Г. оставался в стороне от новых творч. исканий ит. художников последней трети XV в. и работал в манере его предшественников. Ок. 1485 г. для алтаря капеллы Сассетти церкви Санта-Тринита Г. написал «Поклонение пастухов». Между 1486 и 1490 гг. создал самый обширный цикл своих фресок в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария Новелла, расписав три стены («Жизнь Иоанна Крестителя», «Жизнь Марии», эпизоды из жизни святых Доминика и Петра мученика). Известны также его фрески «Тайная вечеря» (монастырь Оньисанти, Флоренция) и «Призвание апостолов Петра и Андрея» (Сикстинская капелла в Ватикане). Лит.: Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. СПб., 1992; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982. ГИСТРИОН ГИСТРИОН (от лат. histrio - актер, трагик) - странствующий актер Средневековья. Был одновременно поэтом, рассказчиком, певцом, лицедеем, музыкантом-инструменталистом, танцовщиком,...
Входимость: 4. Размер: 48кб.
Часть текста: Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Втупительное слово От редакционной коллегии А АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (беспредметное, нефигуративное) АБСУРД АВАНГАРД АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ АККУЛЬТУРАЦИЯ АКМЕИЗМ (от греч. - расцвет, вершина, острие) АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА АНГАЖИРОВАННОСТЬ (фр. вовлеченность) АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ “АННАЛОВ” ШКОЛА АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный) АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ АРХЕТИП (греч.) АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ АССИМИЛЯЦИЯ АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) АФРОЦЕНТРИЗМ Б БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) БАРТ (Barthes) Ролан (1915-1980) БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919) БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (р. 1929) БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987) БИЛЗ (Beals) Ральф ...
Входимость: 4. Размер: 35кб.
Часть текста: а с 1934 - в Оксфорде, где сотрудничал с Эванс-Причард ом, М. Фортесом и Радклифф-Браун ом. Влияние этих ученых во многом определило теор. взгляды Г.; в эти годы сформировались и его осн. научные интересы - право и ритуал в племенных об-вах. В 1938 он защитил докт. дис., посвященную представлениям о сверхъестественном у юго-вост. банту. В 1938 Г. поселился в Сев. Родезии, где с 1939 работал в Ин-те им. Родса и Ливингстоуна; в 1941-49 возглавлял этот ин-т. В этот период провел ряд полевых исследований: исследование лози в Баротселенде, а также непродолжит. исследования народов тонга и ламба. Эти полевые исследования широко использовались впоследствии в его работах. В 1947-49 Г. преподавал социальную антропологию в Оксфорде. В 1949-71 возглавлял кафедру социальной антропологии Манчестер. ун-та; организовал в Манчестере Школу социальной антропологии. В 1954 вышла одна из этапных работ Г. "Ритуалы восстания в юго-вост. Африке" (Фрэзеровская лекция 1952). В этой небольшой работе были сформулированы осн. идеи о ритуалах восстания и о роли конфликта в укреплении социальной структуры и поддержании морального порядка. Предметом исследования были ритуалы свержения жреца-царя, бытующие у народов Зулуленда, Свазиленда и Мозамбика. На основе их анализа Г. пришел к выводу, что разыгрывание конфликта в этих церемониях выполняет катартическую функцию, а тем самым служит укреплению социального порядка и сплоченности членов об-ва: восстание против персонифицированной власти обеспечивает неприкосновенность внеиндивидуальной системы социальных институтов. Более того, поскольку в любом об-ве внутр. конфликты неизбежны, то ритуализированные формы конфликта являются одним из важнейших механизмов поддержания социальной стабильности. Сравнивая племенные об-ва с современными, Г. отмечал, что такого рода церемонии могут выполнять функцию...
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Часть текста: они брали с собой из храма одну из кукол, изображающих мальчика, в качестве талисмана и после рождения сына приносили в храм подобные куклы. Считалось также, что С. н. наделяет новобрачных даром плодовитости, поэтому во время свадебной церемонии музыканты исполняли особый гимн в её честь. Культ С. н. нередко сливался с культами Вися юаньцзюнь и Гуань-инь. Лит.: Алексеев В. М., В старом Китае, М., 1958, с. 46-46, 112. В. Р. СУНЬ БИНЬ СУНЬ БИНЬ - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа С. Б. реальное историческое лицо - стратег 4 в. до н. э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки в Китае Сунь-цзы. Согласно преданию, С. В., обучавшийся военному делу, был ложно обвинён в преступлении, за которое по закону ему отрубили ноги (ступни ног?), по другой версии у него отняли коленные чашечки и бросили в темницу. С. Б. сумел дать о себе знать послу царства Ци, который увёз его к своему князю, и тот назначил С. Б. военным советником. С. Б. сделал себе кожаные сапоги - своеобразные кожаные протезы, и ...
Входимость: 4. Размер: 49кб.
Часть текста: изменивший своим убеждениям, перешедший в лагерь противников; изменник, отступник. РЕНЕССАНС РЕНЕССАНС (от фр. renaissance - возрождение) 1) Возрождение - период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах -XV-XVI вв.), наступивший после средневековья; в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала замечательные образцы реалистического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением («возрождением») интереса к литературе и искусству Древней Греции и Рима; 2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры. РЕРИХ Статья большая, находится на отдельной странице . РЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio - обращение назад) 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ - ☼ состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста. Р.к. охватывает все виды рефлекторной деятельности, принося инновации, дает новую грань знания не только в плане интегративности, но и в плане специфичности, ибо речь идет о переосмыслении системы ценностей, норм и принципов, к-рыми руководствовались люди, о возможной и даже необходимой смене их для дальнейшего развития всего об-ва и каждого индивида. Т.о., Р.к. предполагает понимание самой рефлексии в широком смысле слова, трактуемой как процесс осмысления при помощи...