Поиск по материалам сайта
Cлово "1954"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 6. Размер: 32кб.
2. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 4. Размер: 7кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЛА"-"ГРА")
Входимость: 4. Размер: 35кб.
4. Россия. Страноведческий словарь. ЦЕЛИНА
Входимость: 3. Размер: 6кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 3. Размер: 33кб.
6. Мифы народов мира. АФРОДИТА
Входимость: 3. Размер: 23кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИИ")
Входимость: 3. Размер: 28кб.
8. ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В"
Входимость: 3. Размер: 40кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДУ"-"ДЯН")
Входимость: 3. Размер: 69кб.
11. Мифы народов мира. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Входимость: 3. Размер: 19кб.
12. ОТ КОММУНИКАЦИИ К КУЛЬТУРЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ СЭРУ ЭДМУНДУ ЛИЧУ НУЖНО ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Я.В. Чеснов
Входимость: 2. Размер: 49кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГА"-"АДХ")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
14. Народы и религии мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЕР"-"ЦЯН")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
16. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 64кб.
17. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
18. ЛИЧ (Leach) Эдмунд (р. 1910)
Входимость: 2. Размер: 3кб.
19. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 128кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
21. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 53кб.
22. Мифы народов мира. МЕТАЛЛЫ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
23. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
24. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
25. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
26. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 2. Размер: 48кб.
27. Мифы народов мира. ПИСЬМЕНА
Входимость: 2. Размер: 15кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВВЕ"-"ВЕР")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
29. Мифы народов мира. ОДИССЕЙ
Входимость: 2. Размер: 23кб.
30. Мифы народов мира. ДРЕВО ЖИЗНИ
Входимость: 2. Размер: 16кб.
31. Россия. Страноведческий словарь. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
32. ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
33. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
34. Мифы народов мира. ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 37кб.
35. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "П"
Входимость: 2. Размер: 46кб.
36. Большой толковый словарь по культурологии. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 29кб.
37. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 2. Размер: 67кб.
38. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 83кб.
39. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 2. Размер: 69кб.
40. ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
41. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
42. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИО"-"ЛОЦ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
43. Мифы народов мира. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕМИ")
Входимость: 2. Размер: 41кб.
44. Народы и религии мира. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
45. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БУЛЕЗ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
46. ЭГГАН (Eggan) Фредерик Рассел (р. 1906)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
47. Мифы народов мира. ПРЕДАНИЯ И МИФЫ
Входимость: 2. Размер: 15кб.
48. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
49. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega-y-Gasset) Xoce (1883-1955)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
50. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Ж"
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 6. Размер: 32кб.
Часть текста: бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту шутовского Ц. (см. в ст. Раб ). По мнению Хокарта, вера в божественных Ц. ...
2. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Часть текста: ниже работы либо упомянуты непосредственно в тексте книги, либо ссылка на них подразумевается. Barth, 1966 — Barth F. Models of Social Organization // Royal Anthropological Institute. Occasional Paper, 1966, No. 23. Barthes, 1967 — Barthes R. Elements of Semiology. L, 1967. Bauman, 1974 — Bauman R. Speaking in the Light: the Role of the Quaker Minister // Explorations in the Ethnography of Speaking. Cambridge, 1974. Cassirer, 1957 — Cassirer E. Philosophy of Symbolic Forms. 3 vols. New Haven, 1953-1957. Douglas, 1966 — Douglas M. Purity and Danger. L. , 1966. Douglas, 1970 — Douglas M. Natural Symbols. L, 1970. Douglas, 197Z — Douglas M. Symbolic Orders in the Use of Domestic Space // Man, Settlement and Urbanism. Cambridge (Mass. ), 1972, p. 513—521. Evans-Pritchard, 1956 — Evans-Pritchard E. E. Nuer Religion. Oxf, 1956. Fernandez, 1965 — Fernandez J. W. Symbolic Consensus in a Fang Reformative Cult // American Anthropologist, 1965, vol. 67, p. 902-929. Fernandez, 1974 — Fernandez J. W. The Mission of Metaphor in Expressive Culture // Current Anthropology, 1974, vol. 15, p. 119-145. Firth, 1973 — Firth R. Symbols; Public and Private. L. , 1973. Geertz, 1973 — Geertz C. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture // Geertz C. The Interpretation of Cultures. Selected Essays by Clifford Geertz. N. Y. , 1973, p. 3-30. Hjelmslev, 1953 — Hjelmdcv L. Prolegomena to a Theory of Language. Bloomington, 1953. Jakobson-Halle, 1956 — J akobson R. , Halle M. Fundamentals of Language (Janua Linguarum: Series Minor 1). The Hague, 1956. Leach, 1954 — Leach E. R. Political Systems of Highland Burma. L, 1954. Leach, 1958 — Leach E. R. Magical...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЛА"-"ГРА")
Входимость: 4. Размер: 35кб.
Часть текста: о сверхъестественном у юго-вост. банту. В 1938 Г. поселился в Сев. Родезии, где с 1939 работал в Ин-те им. Родса и Ливингстоуна; в 1941-49 возглавлял этот ин-т. В этот период провел ряд полевых исследований: исследование лози в Баротселенде, а также непродолжит. исследования народов тонга и ламба. Эти полевые исследования широко использовались впоследствии в его работах. В 1947-49 Г. преподавал социальную антропологию в Оксфорде. В 1949-71 возглавлял кафедру социальной антропологии Манчестер. ун-та; организовал в Манчестере Школу социальной антропологии. В 1954 вышла одна из этапных работ Г. "Ритуалы восстания в юго-вост. Африке" (Фрэзеровская лекция 1952). В этой небольшой работе были сформулированы осн. идеи о ритуалах восстания и о роли конфликта в укреплении социальной структуры и поддержании морального порядка. Предметом исследования были ритуалы свержения жреца-царя, бытующие у народов Зулуленда, Свазиленда и Мозамбика. На основе их анализа Г. пришел к выводу, что разыгрывание конфликта в этих церемониях выполняет катартическую функцию, а тем самым служит укреплению социального порядка и сплоченности членов об-ва: восстание против персонифицированной власти обеспечивает неприкосновенность внеиндивидуальной системы социальных институтов. Более того, поскольку в любом об-ве внутр. конфликты неизбежны, то ритуализированные формы конфликта являются одним из важнейших механизмов поддержания социальной стабильности. Сравнивая племенные об-ва с современными, Г. отмечал, что такого рода церемонии могут выполнять функцию укрепления социального порядка только в первых, поскольку требуют в качестве необходимого условия своей эффективности общность осн. верований и ценностей членов об-ва, а также общего стабильного полит. фона: ритуалы восстания характерны для об-в, базисные аксиомы и принципы организации к-рых не подвергаются сомнению участниками. Внутр. враги...
4. Россия. Страноведческий словарь. ЦЕЛИНА
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Часть текста: Россия. Страноведческий словарь. ЦЕЛИНА В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я ЦЕЛИНА Не подвергавшаяся обработке, никогда не паханная земля, обычно покрытая естественной степной (см. степь ), луговой растительностью или кустарником. Слово целина происходит от общеславянского слова целый. Особенно популярным и распространенным в русском языке оно стало в середине 50-х гг. XX в. после постановления Февральско-мартовского пленума ЦК КПСС 1954 г. Тогда было решено освоить целинные и залежные (то есть давно не паханные и не обрабатываемые) земли в южных и в восточных районах СССР , чтобы увеличить производство зерна в стране. Освоение целины было связано с именем и деятельностью Н.С. Хрущёва . В первую очередь осваивались степи Поволжья , Урала , Сибири , Дальнего Востока . Но самым важным районом освоения целины считались северные области Казахской ССР. Один из областных центров этой республики - Акмолинск - стал считаться «столицей» целинных земель и был переименован в Целиноград (ныне - Астана, столица Республики Казахстан). С 1954-1955 гг. в СССР развернулась активная пропагандистская кампания, призывавшая людей из центральных областей РСФСР и других республик Советского Союза осваивать целинные земли. Только в 50-е гг. на целину на постоянное место жительства выехали более 350 000 человек. Их называли целинниками (целинницами). Поездка на целинные земли стала популярной среди студентов: во время каникул они помогали убирать урожай, участвовали в строительстве новых совхозов (см. крестьянин ), поселков, городов. В почти безлюдных раньше степях были проложены автомобильные и железные дороги. Целинные земли были освоены, но проблема обеспечения страны товарным зерном окончательно решена не была. Климатические условия оказались слишком суровыми в большинстве целинных районов. Бесснежные и морозные степные зимы (см. зима ), пыльные бури весной и частые засухи летом не позволяли получать устойчиво высокие урожаи на освоенных землях. Память о первых годах освоения целины сохранилась в стихах и песнях тех лет. Самой популярной была песня Е.П. Родыгина на слова Н. Солохина «Едут новосёлы», в которой есть строки: Вьется дорога длинная, Здравствуй, земля целинная! Здравствуй, простор широкий, Весну и молодость встречай свою! Особой популярностью пользовался фильм режиссера И.В. Лукинского «Иван Бровкин на целине» (1958 г.). В конце 70-х гг. о целинной эпопее вспомнили в связи с выходом книги воспоминаний Л.И. Брежнева , возглавлявшего в те годы ЦК Компартии Казахстана. Книга Л.И. Брежнева называлась «Целина». Плакат с призывом осваивать целинные земли. 1954 г.: Целинники: Пропагандистский плакат 1957 г.: В начало словаря
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ") ЛИТУРГИЯ ЛИТУРГИЯ - христианское богослужение, сопровождающееся пением, музыкой; в православной церкви - обедня, всенощная; в католической - месса, реквием (заупокойная месса). ЛИХАЧЕВ Статья большая, находится на отдельной странице . ЛИЧ ЛИЧ - Эдмунд Лич (Leach) (1910-1989) англ. социальный антрополог, наиболее известный своими исследованиями обществ Юж. и Юго-Вост. Азии, а также исследованиями символизма и мифологии. Изучал инженерное дело и математику в Кембридже; затем в Лондон. школе экономики и полит. наук переориентировался на изучение антропологии, испытав сильное влияние Малиновского (см. Малиновский ). Перед началом Второй мир. войны проводил полевое исследование в Бирме, на основе к-рого написал книгу "Полит. системы горной Бирмы" (1954), посвященную социальной структуре и полит. институтам качинов; эта книга стала его докт. дис. и принесла ему известность; в ней он выступил с неортодоксальных для брит. школы социальной антропологии теор. позиций; осн. предмет его интереса - социальная структура и возможность применения для ее изучения математич. моделей (Л. называл свой подход "этногр. алгеброй"). В частности, при изучении терминологии родства он разработал гипотетич. модель социальной структуры, базирующуюся на семи принципах, и предпринял попытку рассмотреть совокупность эмпирич. фактов как модификацию этой модели. В нач. 50-х гг. Л. провел ряд полевых исследований в Курдистане, на Цейлоне и Борнео, опубликовав этногр. отчеты. В 1953-79 преподавал в Кембридже (проф. социальной антропологии); был ректором Королевского...
6. Мифы народов мира. АФРОДИТА
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Часть текста: также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она - богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33). По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИИ")
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИИ") ШАБАШ ШАБАШ - в средневековых поверьях - ночное сборище ведьм. ШАККА ШАККА - Микеле Федерико Шáкка (Sciacca) (1908-1975) итал. философ, ведущий представитель христ. спиритуализма, один из инициаторов Галларэтского движения; писатель. Преподавал философию в Павии (с 1938), в Генуэзском ун-те (с 1968). Основатель и директор журнала "Giornale di metafisica" - органа христ. спиритуалистов (1946-74). Автор работ по античной и ср.-век. философии, по итал. философии 20 в., культурологии. Метафизика Ш., составляющая ядро его философии, есть метафизика человека в его платоновско-августинианском, "спиритуалистическом" понимании: это метафизика внутр. опыта в его онтологич., а не только психол. значении. Онтология Ш. представляет собой синтез двух осн. традиций в христианстве: спиритуализма и томизма. Учение Ш. о бытии как Идее, постигаемой посредством изначальной интуиции - "интеллигенции" - близко идеям Августина об интериорности, а также ср.-век. спиритуалистич. традиции. В томизме Ш. привлекла метафизика - в первую очередь, учение Фомы Аквинского о бытии: расхождения с Аквинатом обусловлены, гл. обр., аристотелевскими мотивами последнего. В понимании Ш. своих задач как философа dell'esistente очевидно влияние экзистенциально ориентированных филос. учений 20 века. Важнейшая проблема для него - человек, в первую очередь как духовное бытие (animale spirituale - животное одухотворенное), и его онтологич. статус. Обладая особым онтологич. статусом (а человек - средоточие всех форм бытия: реального бытия, бытия как Идеи и присущего только человеку экзистенциального бытия) он изначально лишен равновесия, пребывает между конечным и бесконечным ("Человек, лишенный равновесия"). Личность наделена свободой воли, "моральной интеллигенцией" (направленностью воли на любовь к бытию); понятие "моральной интеллигенции" (изначальной интуиции) противопоставляется "этич....
8. ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Часть текста: (1875-1965) - протестант. теолог, органист и музыковед, врач, основавший в 1913 госпиталь в Ламбарене (Габон), лауреат Нобелевской премии мира (1952). В 1893 занимался теологией и философией в Страсбург, ун-те, в 1898-99 изучал философию в Сорбонне, защитил дис. “Философия религии Канта”, в 1900 — докт. дис. по теологии. Признанный теолог, многообещающий философ, известный историк музыки, блестяще концертирующий органист, проф. Страсбург, ун-та, автор имевшей большой успех книги о Бахе (1905), Ш. решает перейти от привычной деятельности к непосредств. служению людям, стать врачом и лечить больных в Тропич. Африке. Он руководствовался христ. мотивом общения с Богом через любовь к людям, через отдачу им самого себя. В 1905-08 он становится студентом мед. ф-та, не прекращая преподавания в ун-те, почти еженедельно выступает с проповедями и, продолжая вести интенсивные исследования, завершает работу по истории изучения жизни Иисуса — “От Реймаруса до Вреде” (1906), подготавливает нем., вдвое расширенное по сравнению с франц., издание книги о Бахе, пишет “Историю паулинских исследований” (1911) и работу о конструировании органов, издает сочинения Баха с практич. указаниями для исполнителей, по-прежнему продолжает концертировать. В 1913 защищает дис. по медицине: “Психиатрич. оценка Иисуса: характеристика и критика” и отправляется в тропики строить больницу для африканцев. Он умер в Ламбарене, оставаясь до последних дней врачом и руководителем экваториального госпиталя. Лит. наследие Ш. обширно и многогранно: помимо названных нескольких теол. работ, затрагивающих центр, для него философско-этич. проблематику, — “Христианство и...
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В"
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Часть текста: и мистериальными таинствами. Распутство и разврат стали причиной издания в 186 г. до н.э. сенатского указа, который ограничил проведение Вакханалий. ВАКХИЛИД ВАКХИЛИД (греч. Bacchylides ) (505 - ок.450 до н.э.) греческий поэт, родился на о. Кеос, некоторое время жил при дворе Гиерона в Сиракузах, писал заказные эпиникии - песни в честь победителей всегреческих спортивных соревнований. Им много написано об олимпиониках - победителях Олимпийских игр. В. соперничал с поэтом Пиндаром, но в своем творчестве не достиг самобытности и идейной глубины последнего. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. ВАЛЕНТИНИАН ВАЛЕНТИНИАН (лат. Valentinianus ) имя трех римских императоров. 1. Флавий В. I (321 - 375 н.э.) - сын Грациана; в 366 г. изгнал алеманнов из Галлии, успешно вел оборонительные войны с франками и саксами на рейнской границе: по Рейну и Дунаю по его указанию была построена система пограничных укреплений. В. I восстановил римскую власть в Британии, подавил восстание в Африке в 372 - 374 гг.; был ортодоксальным христианином, но к язычникам относился терпимо. 2. Флавий В. II (371 - 392 н.э.) - император с 375 г., сын Флавия В....
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДУ"-"ДЯН")
Входимость: 3. Размер: 69кб.
Часть текста: была особенно хороша для приготовления вина. б. р. ДУКУ ДУКУ - Дулькуг (шумер., букв. «священный холм»), в шумеро-аккадской мифологии жилище богов (располагалось будто бы где-то на восточной окраине Вавилонии); в нововавилонских текстах - также место в главном храме Мардука Эсагиле (в Вавилоне), где бог «определял судьбу». в. а. ДУМУЗИ ДУМУЗИ (шумер., букв. «истинный сын»), Ду'узу (аккад.), Таммуз (др.-евр., арам., в греч. передаче - Даозос, Даоннос), в шумеро-аккадской мифологии божество. Впервые имя появляется в составе личных имён периода Фары (26 в. до н. э.). В списке богов из Фары его имя встречается с эпитетом (или вторым именем) Амаушумгаль [полная форма - Амаушумгальанна, «мать (его) - дракон небес»], мифологическое значение которого неизвестно. В царском списке III династии Ура - два Думузи: Д. из Бадтибиры, «пастырь времён до потопа», и Д. из Урука, «рыбак, городом которого (первоначально) была Куара». О двух Д. говорится и в одном хозяйственном тексте времён III династии Ура, однако литературные тексты их не различают. Мифы о Д. обнаруживают тесную связь с урукским мифоэпическим циклом. Главные мифы - о любви Д. к богине Инанне, сватовстве, браке и безвременной кончине бога в подземном мире (изложение цикла мифов «Инанна - Д.» см. в ст. Инанна ) связаны с ритуалом священного брака, входившим в коронационные обряды «царства Шумера и Аккада» (III династии Ура и I династии Исина, 21- 19 вв. до н. э.). Эти мифы позволяют выделить три главных аспекта этого божества: супруг-возлюбленный богини любви и плодородия Инанны; божество, отданное богиней в подземный мир как выкуп за неё; олицетворение весеннего плодородия степи и в дальнейшем, видимо, божество плодородия в широком смысле слова. В одном из многочисленных мифов-песен о любви ...