Поиск по материалам сайта
Cлово "1948"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 5. Размер: 68кб.
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 4. Размер: 54кб.
3. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 4. Размер: 32кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДАЛИ
Входимость: 4. Размер: 14кб.
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОЖ"-"ВЫЧ")
Входимость: 4. Размер: 48кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 3. Размер: 50кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 3. Размер: 42кб.
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 3. Размер: 19кб.
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. КИНО
Входимость: 3. Размер: 25кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 3. Размер: 63кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
12. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. РЕЛИГИОЗНАЯ ЭСТЕТИКА РОССИИ
Входимость: 2. Размер: 24кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. ЛЕНИН
Входимость: 2. Размер: 30кб.
14. РАДКЛИФФ-БРАУН (Radcliffe- Brown) Альфред Реджинальд (1881-1955)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
16. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕД"-"МИП")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
17. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 42кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЛ"-"СРА")
Входимость: 2. Размер: 88кб.
19. ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад Цахариус (1903-1989)
Входимость: 2. Размер: 11кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
21. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 2. Размер: 27кб.
22. ЧЕЛОВЕК
Входимость: 2. Размер: 10кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. ЧЕЛОВЕК
Входимость: 2. Размер: 13кб.
24. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 2. Размер: 34кб.
25. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. АРТО
Входимость: 2. Размер: 11кб.
26. БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
27. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
28. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГОР")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЬ"-"ИНТ")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
30. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 2. Размер: 48кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВВЕ"-"ВЕР")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
32. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
33. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Входимость: 2. Размер: 4кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРО"-"ИУД")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
35. ИСИДА Эйитиро (1903-1968)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
36. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
37. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВСЕ")
Входимость: 2. Размер: 39кб.
38. Большой толковый словарь по культурологии. ЯСПЕРС, КАРЛ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОРЕНЦ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
40. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 9, "АРА"-"АРТ")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
41. БУЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф (1884-1976)
Входимость: 2. Размер: 8кб.
42. Большой толковый словарь по культурологии. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 29кб.
43. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХРЕ"-"ХЭХ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
44. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН"-"КУЛ")
Входимость: 2. Размер: 79кб.
45. Народы и религии мира. ОБЪЕДИНЁННЫЕ И МЕЖДЕНОМИНАЦИОННЫЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ
Входимость: 2. Размер: 14кб.
46. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "Б"
Входимость: 2. Размер: 26кб.
47. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
48. ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (1870-1924)
Входимость: 2. Размер: 27кб.
49. АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
50. ЛИТТ (Litt) Теодор (1880-1962)
Входимость: 2. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 5. Размер: 68кб.
Часть текста: погребальное сооружение. Современные мавзолеи могут служить одновременно усыпальницей и трибуной. МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ - термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе - как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления. Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса "Маисовые люди" (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магич. мировидение делает весьма проблематичным, а то и невозможным их взаимопонимание с белым человеком; ...
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 4. Размер: 54кб.
Часть текста: должностное лицо) государственная должность в Риме; эти должности появились в период становления Республики, на рубеже VI - V вв. до н.э. Поскольку должности м. считались почетными, никакой платы магистраты не получали. Первоначально все м., кроме народных трибунов, занимали исключительно патриции, в нач. III в. до н.э. они стали доступны плебеям. Все м. были временными (как правило, на один год) и коллегиальными. Различались м. ординарные (выборные) и экстраординарные (по назначению), высшие (избирались в центуриатных комициях) и низшие (избирались в трибутных комициях), курульные (привилегией которых было наличие специального курульного кресла) и некурульные. К ординарным м. принадлежали высшие курульные м. (консулат, претура, цензура) и низшие (курульный эдилитет, а также народный трибунат и квестура). Экстраординарными, высшими и курульными м. были должности диктатора, начальника конницы, децемвиров и интеррекса. По закону Виллия 180 г. до н.э. (lex Villia annalis) м. предоставлялась только после военной службы, повторное занятие должности разрешалось через три года; квестуру можно было занимать в возрасте не моложе 27 лет, эдилитет - 30, претуру - 33, консулат - 36. Корнелиев закон 81 г. до н.э. (lex Cornelia de magistratibus) установил другие возрастные цензы: квестура не ранее 29 лет, претура (после обязательного 10-летнего перерыва) - 39 лет, консулат - 42 лет; второй консулат можно было занимать только через десять лет после первого. Избрание в указанном возрасте называлось «избрание в свой год» («suo anno»). Бывший консул именовался консуляром, бывший претор - преторием, бывший эдил - эдилицием, бывший квестор - квесторием, бывший трибун - трибунцием. Бартошек М. Римское право. М., 1989. С. 210-211. МАГНЕЗИЯ МАГНЕЗИЯ (греч. Magnesia ). 1. Восточная часть Фессалии, расположенная между Пенеем и Пагасейским заливом; принадлежала к дельфийской амфиктионии. 2. Город в юго-западной части Ливии; основан колонистами из М. фессалийской. Его окрестности ...
3. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 4. Размер: 32кб.
Часть текста: В изучении мифологии Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДАЛИ
Входимость: 4. Размер: 14кб.
Часть текста: представителей сюрреализма. Родился в г. Фигерасе (Каталония, Испания). С юности отличался экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью, повышенным интересом к изобразительному искусству. Еще до поступления в Академию художеств в Мадриде ( 1921 ) познакомился в Барселоне с некоторыми направлениями современного европейского искусства - импрессионизмом, футуризмом и др., сильное влияние на его пластическое мышление оказали и формы органической архитектуры Гауди, прекрасные образцы которой сосредоточены в Барселоне. В мадридской Академии (1921-1925) он стремится к изучению техники живописи старых мастеров, которой, по его воспоминаниям, там никто не знал и не интересовался. Д. внимательно изучал ее сам в Прадо (а затем и в Париже) на оригиналах классиков живописи. Особо сильное влияние на него (о чем он и сам писал неоднократно в своих книгах) оказали Рафаэль, Я.Вермер Делфтский, Веласкес, Э.Мейссонье. Увлекается философской литературой, однако особый восторг вызвало у него знакомство с сочинениями З.Фрейда. В его психоанализе, теории сублимации, учении о сновидениях, искусстве, эротической символике он нашел много созвучного своему внутреннему миру и затем на протяжении всей долгой жизни активно и сознательно опирался на фрейдизм в своем творчестве. В Мадриде он познакомился и подружился с Г.Лоркой и П.Бунюэлем. Совместно с последним он создает в 1928,1930гг. два этапных для сюрреализма и кинематографа (см.: Кино ) в целом фильма «Андалузский пес» и «Золотой век». В 1925 г. состоялась первая персональная выставка Д. в Барселоне, в 1926 г. - первая поездка в Париж, знакомство с П.Пикассо и сюрреалистами; в 1929 г. приезжает в Париж надолго, вступает в группу сюрреалистов, возглавляемую...
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОЖ"-"ВЫЧ")
Входимость: 4. Размер: 48кб.
Часть текста: церемониях. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) (World Health Organization), межправит. учреждение, часть системы ООН. Членами ВОЗ, учрежденной в 1948 г., являются 166 гос-в. Ее штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). Государства-члены снабжают ВОЗ финансами и определяют ее политику на ежегодной Всемирной ассамблее здравоохранения. У ВОЗ две функции: быть направляющей и координирующей силой в мировом здравоохранении и поощрять технолог, сотрудничество между государствамичленами. С этой целью ВОЗ развивает общественное здравоохранение ; предоставляет информацию, консультации и помощь; содействует науч.-исслед. работе. В 1981 г. ВОЗ провозгласила глобальную стратегию здоровья для всех к 2000 году. Это явилось признанием здравоохранения неотъемлемым правом и подтвердило отношение ВОЗ к первой мед. помощи как ср-ву обеспечения равного доступа к мед. услугам и наиб, эффективному использованию ресурсов. ВОЗ наращивает усилия в области общественного здравоохранения, санитарной профилактики, призывает проводить иммунизациго всех детей против инфекционных заболеваний и улучшать питание. В сфере постоянного внимания ВОЗ такие эндемические заболевания, как малярия и туберкулез, и борьба с ними, а также обеспечение доступа к осн. лекарствам и службам планирования семьи. Воздухоплавание Воздухоплавание (ballooning), полеты на аппаратах легче воздуха. В. - вид спорта и становящееся все более популярным развлечение. Возд. шар, наполненный горячим воздухом, подогретым с помощью пропановой горелки, или водородом, поднимается естественным образом; спуском...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 3. Размер: 50кб.
Часть текста: Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ") ЭКОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЯ - понятие, введенное в науку в середине XIX в. и обозначающее взаимоотношение организмов друг с другом и с окружающей средой. С развитием цивилизации человечество все в большей степени воздействует на биосферу, нарушая баланс естественных процессов и вызывая необратимые изменения, ведущие к глобальному экологическому кризису. Человек, создавая новые средства овладения силами природы, утратил не только цель и смысл этого процесса, но и во многом инстинкт самосохранения. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Экологи сформулировали три заповеди поведения человека по отношению к природе: «Не вреди!», «Уподобляйся» и «Черпай полной мерой». В этом контексте развиваются идеи экологической этики, в основе которой лежит осознание коэволюции человеческого «я» и природы. ЭКСЛИБРИС ЭКСЛИБРИС (греч. ex libris - из книг) - книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.); 2) в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющих начало развертывания фабульного действия; 3) (муз.) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения. ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в.,...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: оригинальность его идей в общей филос. традиции, значимость вклада в психологию, прослеживает влияние философии и этики Спинозы на развитие совр. мысли в области метафизики, психологии и теории ценностей. Исследование проблем истории науки, вместе с занятиями антропологией, к-рая становится осн. сферой проф. интереса Б., создают необычный синтез. Общие рез-ты этой многолетней работы он собирает в "Теор. антропологии", 1953, к-рая становится гл. книгой его жизни. Смысл и общая направленность работы были определены названием, к-рое должно было подчеркнуть, что антропология обладает собств. корпусом теор. знания. Такая позиция Б. объяснялась официально негативным отношением к теор. построениям, сложившимся в школе Боас а. Б. не без основания полагал, что амер. культурной антропологией накоплен огромный опыт не только практич. изучения, но и теор. осмысления культуры и считал своим долгом собрать воедино и проанализировать все осн. метаантропол. постулаты, сформулированные к 40-м гг.: таковыми он считал проблемы человека и мира человека, концепции культуры, проблемы культурной динамики, соотношения этнологии и психологии, концепции мифа, концепции культурного кризиса, способы культурной интеграции и т.д. Выдвигая концепцию метаантропологии, Б. подчеркивал, что это не просто другое название для антропол. теории, но определение для особого рода теории, связанной с проблемами культурной реальности и природы человека, т.о. вводя название метаантропологии для науки о культуре. Соч. : The Psychology and Ethics of Spinoza. A Study in the History and Logic of Ideas. New Haven; L., 1940; Theoretical Anthropology. N.Y., 1968; Studies in General Anthropology, (ed.). The Hague, 1963. Л.А. Мостова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 БИЛЗ БИЛЗ - Ральф Леон Билз (Beals) (1901-85) амер. культур-антрополог, исследователь ...
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Часть текста: ремесленники и т. п. В античных странах основными источниками пополнения рабов были: войны, долговая кабала, пиратство, а также дети, рожденные от рабов и рабынь, и подкидыши. Со временем долговое р. было отменено: в Афинах - Солоном в 594 г. до н.э., в Риме - Петелием в 326 г. до н.э. Р. в период своего возникновения носило патриархальный характер, т.е. рабы были практически на положении членов семьи: жили в доме, ели вместе со всеми за столом и т.д. В классической же рабовладельческой системе рабы - это говорящие орудия труда, вещи владельца. Совр. наука не может определить точного количества рабов в античных странах: известно только, что рабов было значительно больше, чем свободных людей. В различных сферах производства характер труда рабов отличался: наиболее тяжелым был труд в каменоломнях, шахтах, на мельницах, в мастерских и гладиаторских школах. В лучших условиях находились рабы-интеллигенты: ученые, врачи, учителя, служащие учреждений и т.п. Рабовладельческое общество было более прогрессивным, чем первобытная община. При налаженной системе организации рабского труда и усиленной эксплуатации рабовладельцы получали огромные прибыли, а это давало большие возможности для развития производства, науки, искусства и т.п. Но, достигнув высокого уровня развития производства, производительные силы не могли дальше развиваться в рамках рабовладельческих отношений. К тому же борьба рабов не способствовала успеху производства и ускоряла его кризис и падение. Поэтому были найдены новые формы зависимости: вольноотпущенничество, колонат , пекулий и др. Эти формы зависимости способствовали переходу от рабства к феодальным отношениям и феодальному способу производства; происходил процесс дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений в новых условиях. И хотя законодательно р. не было отменено, оно постепенно само изжило себя. Валлон А. История рабства в античном мире / Пер. с ...
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. КИНО
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Часть текста: близким к люмьеровскому был аппарат Т.Эдисона («кинетоскоп»), также базировавшийся на идее световой проекции. Так как этот аппарат был создан на год раньше, то некоторые историки считают именно Эдисона изобретателем кинематографа. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: «фотография» (фиксация световых лучей) и «движение» (динамика визуальных образов). Эти две координаты становятся важным формализующим принципом для описания кинематографа. Фотографический принцип связывает К. с изобразительной традицией, идущей еще от живописи и очень влиятельной для фотографии XIX в., то есть с идеей исскусства. Что же касается «движущейся картинки», то она отсылает нас к балаганам, райкам, ярмарочным аттракционам, иллюзионам, то есть к традиции массового, развлекательного зрелища. Фактически уже первые фильмы братьев Люмьер сочетали в себе как фотографическое отношение к реальности («Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», «Выход рабочих с фабрики» и др.), так и развлекательность и зрелищность («Политый поливальщик», инсценировки из жизни Наполеона). Однако первым кинорежиссером, по-настоящему превратившим фильм в эффектное зрелище, стал Ж. Мельес. З. Кракауэр определяет две противоборствующие тенденции внутри кинематографа - «реалистическую» и «иллюзионистскую» - как «линию Люмьера» и «линию Мельеса». Ф. Трюффо, предлагая свою диалектику кино, также связывает ее оппозиционные элементы («исследование» и «зрелище») с именами Люмьера и Мельеса. Таким образом, технологический и исторический истоки К. взаимоутверждают друг друга. Технологическое развитие в К. всегда коррелировало с социальными явлениями в мире и, несомненно, влияло на появление новых выразительных средств, на формирование киноязыка. Это было существенным для возникновения тех национальных школ, которые выходили за пределы только...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 3. Размер: 63кб.
Часть текста: 4, "БОД"-"БЭС") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС") БОДИ-АРТ БОДИ-АРТ - body art - англ.: телесное искусство. худож. направление, использующее в качестве "сырой реальности" тело, телесность, позу, жест - невербальный язык тела. Близок к поп-арту, обыгрывающему артифактуальность бытовых предметов, а также к Хэппенинг у и Перформанс у с их публичной импровизационностью. Объектом Б.-а. служит как тело модели, так и его фотографии, муляжи. Композиции создаются по принципу живых картин. Философско-эстетич. специфика связана с повышенным интересом к пограничным экзистенциальным ситуациям: жизнь - смерть, Эрос - Танатос, сознание - бессознательное, искусство - неискусство. Другая доминанта - социальная, расовая, нац., сексуальная самоидентификация, фрейдистская символика, садомазохистские мотивы. Боль, насилие, риск, телесные страдания - эпицентр творч. интересов: Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, К. Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает собственную плоть и умирает от потери крови, что запечатлевается на фотопленку. Эти темы обретают особую актуальность в 70-е гг., когда Б.-а. становится достоянием панк-культуры с ее пристальным вниманием к проблемам агрессии и саморазрушения. Тело как первичный объект собственности, право распоряжаться им, его жизнью и смертью, проблематика аутоназии и сексуальных домогательств, мотив тела-фетиша, тела-вещи - совр. концептуальные аспекты Б.-а. Последний существует также в феминистской модификации,...