Поиск по материалам сайта
Cлово "1943"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 5. Размер: 63кб.
2. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 4. Размер: 48кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 4. Размер: 68кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. САРТР
Входимость: 3. Размер: 9кб.
5. Россия. Страноведческий словарь. КУРСКАЯ БИТВА
Входимость: 3. Размер: 6кб.
6. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 3. Размер: 26кб.
7. Россия. Страноведческий словарь. КРАСНАЯ АРМИЯ
Входимость: 3. Размер: 7кб.
8. Россия. Страноведческий словарь. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Входимость: 3. Размер: 12кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 3. Размер: 29кб.
10. САРТР (Sartre) Жан-Поль (1905-1980)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 31кб.
12. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
13. БИХЕВИОРИЗМ
Входимость: 2. Размер: 14кб.
14. Мифы народов мира. АПОЛЛОН
Входимость: 2. Размер: 25кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
16. Россия. Страноведческий словарь. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
17. КАЛЕР (Kahler) Эрих фон (1885-1970)
Входимость: 2. Размер: 10кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. САРТР
Входимость: 2. Размер: 15кб.
19. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ГЕССЕ
Входимость: 2. Размер: 12кб.
20. МАНГЕЙМ, МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (1893-1947)
Входимость: 2. Размер: 8кб.
21. БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-1945)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
22. ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич (1894-1943)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 2, "АДА"-"АЛЬ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
24. Народы и религии мира. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОР"-"ПЯТ")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
25. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БАТАЙ
Входимость: 2. Размер: 10кб.
26. Большой толковый словарь по культурологии. БИХЕВИОРИЗМ
Входимость: 2. Размер: 16кб.
27. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЫН")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. КОЛЛИНГВУД
Входимость: 1. Размер: 17кб.
29. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
30. Россия. Страноведческий словарь. СМОЛЕНСК
Входимость: 1. Размер: 6кб.
31. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
32. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
33. Словарь средневековой культуры. ИМПЕРИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
34. ПАНОФСКИ (Panofsky) Эрвин (1892-1968)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
35. Мифы народов мира. АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
36. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 5, "СРЕ"-"СЮР")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
37. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
38. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
39. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
40. АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943)
Входимость: 1. Размер: 15кб.
41. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОСЕВ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
42. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
43. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 12, "АФР"-"АЯМ")
Входимость: 1. Размер: 73кб.
44. Россия. Страноведческий словарь. КУТУЗОВ М.И.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
45. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
46. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГОР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
47. Россия. Страноведческий словарь. ВОЙНА И МИР
Входимость: 1. Размер: 8кб.
48. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
49. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
50. Россия. Страноведческий словарь. ВОЛГОГРАД
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОД"-"БЭС")
Входимость: 5. Размер: 63кб.
Часть текста: БОДИ-АРТ БОДИ-АРТ - body art - англ.: телесное искусство. худож. направление, использующее в качестве "сырой реальности" тело, телесность, позу, жест - невербальный язык тела. Близок к поп-арту, обыгрывающему артифактуальность бытовых предметов, а также к Хэппенинг у и Перформанс у с их публичной импровизационностью. Объектом Б.-а. служит как тело модели, так и его фотографии, муляжи. Композиции создаются по принципу живых картин. Философско-эстетич. специфика связана с повышенным интересом к пограничным экзистенциальным ситуациям: жизнь - смерть, Эрос - Танатос, сознание - бессознательное, искусство - неискусство. Другая доминанта - социальная, расовая, нац., сексуальная самоидентификация, фрейдистская символика, садомазохистские мотивы. Боль, насилие, риск, телесные страдания - эпицентр творч. интересов: Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, К. Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает собственную плоть и умирает от потери крови, что запечатлевается на фотопленку. Эти темы обретают особую актуальность в 70-е гг., когда Б.-а. становится достоянием панк-культуры с ее пристальным вниманием к проблемам агрессии и саморазрушения. Тело как первичный объект собственности, право распоряжаться им, его жизнью и смертью, проблематика аутоназии и сексуальных домогательств, мотив тела-фетиша, тела-вещи - совр. концептуальные аспекты Б.-а. Последний...
2. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 4. Размер: 48кб.
Часть текста: ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный) АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ АРХЕТИП (греч.) АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ АССИМИЛЯЦИЯ АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) АФРОЦЕНТРИЗМ Б   БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) БАРТ (Barthes) Ролан (1915-1980) БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919) БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (р. 1929) БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987) БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85) БИОГРАФИЯ БИХЕВИОРИЗМ БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953) БЛАНШО (Blanchot) Морис (р. 1907) БЛОК Александр Александрович (1880-1921) БЛОК (BIoch) Марк (1886-1944) БОАС (Boas) Франц (1858-1942) БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971) БОДИ-АРТ (body art - англ.: телесное искусство) БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (p. 1929) БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler) Альфред (1887-1968) БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-1945) БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 4. Размер: 68кб.
Часть текста: МАВЗОЛЕЙ МАВЗОЛЕЙ - первоначально - гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н.э.) - монументальное погребальное сооружение. Современные мавзолеи могут служить одновременно усыпальницей и трибуной. МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ - термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе - как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления. Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. САРТР
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Часть текста: метод экзистенциального психоанализа художественного творчества, полемизируя при этом с рядом положений теории бессознательного у Фрейда и ее интерпретацией в сюрреализме («диктовка бессознательного», «автоматическое письмо»). Существенное влияние оказала на него концепция интенциональности сознания Э.Гуссерля. В своем основном философском труде «Бытие и ничто» (1943) С. предлагает интенциональный анализ бытия-в-себе, бытия-для-себя и бытия-для-другого как трех форм проявления бытия в человеческой реальности. Самосознание - бытие-для-себя - может существовать, лишь отрицая инертное, пассивное, массовидное бытие-в-себе. «Ничто», как червь в яблоке, разъедает бытие-для-себя изнутри, обусловливая фундаментальный человеческий выбор, подобный античному року: человек «осужден на свободу», обречен ускользать от себя самого, что рождает чувство тоски, отчаяния, озабоченность, нечистую совесть - основные темы как философского, так и художественно-эстетического мира С. Идея интенциональности сознания стала фундаментом сартровской теории воображения. В работах «Воображение» (1936) и «Воображаемое» (1940) С., прибегая к методу феноменологической редукции, характеризует объект воображающего сознания как отсутствующий, а воспринимающего (перцептивного) сознания - как присутствующий, реальный. Этому соответствуют два поля сознания - достоверное (феномен редукции) и вероятное (феномен психологической индукции). Художественный образ - результат интенциональности сознания, не зависящий от восприятия: невозможно одновременно воспринимать и воображать. Воображение -...
5. Россия. Страноведческий словарь. КУРСКАЯ БИТВА
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Часть текста: противник сосредоточил две группы армий «Центр» и «Юг», насчитывавших около миллиона солдат, 2000 танков (половину всех имевшихся у вермахта, в том числе самых современных моделей «тигр»), около 1000 самолётов. С советской (см. Советский Союз ) стороны в сражении участвовало более 1300 тыс. человек, почти 3,5 тыс. танков и свыше 2,5 тыс. самолётов. Битва началась 5 июля как оборонительная, а 12 июля Красная Армия перешла в наступление. Под селом Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны . В результате боев на Курской дуге немецкое наступление было остановлено. Были освобождены города Орёл и Белгород. В честь этого события в Москве был дан первый за время войны салют. Курская битва считается поворотным пунктом в ходе войны, после которого Германия так и не смогла взять инициативу в свои руки. Это была третья - после Битвы за Москву и Сталинградской битвы - операция, которая окончательно решила исход Великой Отечественной и Второй мировой войн. В культурно-историческом сознании русских Прохоровское поле стоит в одном ряду с двумя...
6. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: философии и т.д. из этих особых черт нац. характера. Как писали А. Инкелес и Д. Левинсон, “изучение нац. характера, в конечном счете, может оказать нам помощь в понимании того, что является отличительным для отд. наций, а что — относительно универсальным для чело-веч. об-ва вообще”. Развитию совр. Н.х.к. предшествовала долгая история осознания и истолкования нац. различий. Уже в “Истории” Геродота (5 в. до н.э.) была предпринята попытка выделить типичные групповые черты азиатов и греков. Различия между народами, наличие у каждого народа своего особенного характера констатируются в соч. Платона и Аристотеля. Культурные различия, своеобр. особенности образа жизни разных народов, непривычные экзотич. традиции других племен, разные способы направления культурной энергии долгое время вдохновляли мыслителей, путешественников, купцов и миссионеров на размышления; так постепенно закладывалась основа для описат. сравнит, психологии народов. В 18 в. Монтескье использовал понятие “разл. характеры народов” (divers caracteres des nations), связывая эти нац. различия с разными климатич. условиями; аналогичная идея высказывалась также Вольтером. Руссо считал, что ...
7. Россия. Страноведческий словарь. КРАСНАЯ АРМИЯ
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Часть текста: красногвардейцев вошли в состав новой Рабоче-Крестьянской Красной Армии (сокращенно РККА), а 23 февраля стало днем рождения вооруженных сил Советского государства и отмечалось в СССР как ежегодный праздник (см. День защитников Отечества ). Уже к концу 1918 г. Красная Армия комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности, на службе в ней было более полутора миллионов человек, в 1920 г. - свыше 5 миллионов. На службу в Красную Армию пришли и около 50 тысяч военных специалистов из числа бывших офицеров и генералов царской армии . В первый год существования Красной Армии традиционная система воинских званий была отменена, все назывались красноармейцами. В последующие годы появились новые наименования командующего состава: командарм - командующий армией, комбриг - командир бригады, начдив - начальник дивизии и т.п. (см. советизм ). В 1943 г. в армию вернулось слово офицер, а звание красноармеец заменилось на рядовой. Красная Армия прошла большой и славный боевой путь, одержав победу в годы Гражданской войны и иностранной интервенции, отстояв свободу и независимость СССР во время Великой Отечественной войны . С 1946 по 1991г . Красная Армия официально именовалась Советской Армией . В советской (см. Советский Союз ) художественной культуре Красной Армии и красноармейцам посвящено много произведений искусства. Самые известные из них литературные произведения - роман А.А. Фадеева «Разгром» и поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» ; художественные фильмы - «Служили два товарища» , «Белое солнце пустыни» , «Комиссар»; картины - М.Б. Грекова «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной армии», А.А. Осмеркина «Красная гвардия в Зимнем дворце», К.С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара» и др. В 1943 г. в Москве была открыта Студия военных художников имени М.Б. Грекова, работы которой преимущественно посвящены...
8. Россия. Страноведческий словарь. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: ВЕЛ И/ КАЯ ОТ Е/ ЧЕСТВЕННАЯ ВОЙН А/ 1945 гг. Названа Великой , так как была выдающимся событием в истории России и СССР по масштабу и продолжительности военных действий; Отечественной - как война за независимость и свободу Отечества (стилистически высокое название Родины) по аналогии с Отечественной войной 1812 года . Война началась в 4 часа утра 22 июня 1941 г . после нападения фашистской Германии на СССР. К моменту нападения Германия сосредоточила на границе с СССР огромную армию: 5,5 млн. солдат, большое количество танков, самолетов и другой военной техники. Красная Армия имела в это время в приграничных районах всего 2,9 млн. солдат и в 2-3 раза меньше военной техники. Первый этап войны был связан для Советского Союза с большими потерями, обусловленными стратегическими просчетами руководства страны, а также с тем, что в 1930-х гг. многие опытные военачальники Красной Армии были объявлены «врагами народа» (см. «враг народа» ) и репрессированы. Перелом в ходе военных действий начался в 1942 г. после поражения фашистских войск под Москвой (см. Битва за Москву ). Коренным переломом считается Сталинградская битва 1942-1943 гг. Вслед за ней последовали прорыв блокады Ленинграда , Курская битва и другие...
9. Большой толковый словарь по культурологии. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Часть текста: той или иной культурной традиции таких общих личностных элементов и структур, к-рые обеспечивают общие для всех них (или доминирующие у них) формы мировосприятия, поведения и мышления. Эта совокупность особых личностных и поведенч. качеств отличает членов данной группы (и группу в целом) от представителей других групп. Для разл. Н.х.к. были характерны попытки выведения особенностей истор. развития народа, его культуры, лит-ры, искусства, религии, философии и т.д. из этих особых черт нац. характера. Как писали А. Инкелес и Д. Левинсон, "изучение нац. характера, в конечном счете, может оказать нам помощь в понимании того, что является отличительным для отд. наций, а что - относительно универсальным для человеч. об-ва вообще". Развитию совр. Н.х.к. предшествовала долгая история осознания и истолкования нац. различий. Уже в "Истории" Геродота (5 в. до н.э.) была предпринята попытка выделить типичные групповые черты азиатов и греков. Различия между народами, наличие у каждого народа своего особенного характера констатируются в соч. Платона и Аристотеля. Культурные различия, своеобр. особенности образа жизни разных народов, непривычные экзотич. традиции других племен, разные способы направления культурной энергии долгое время вдохновляли мыслителей, путешественников, купцов и миссионеров на размышления; так постепенно закладывалась основа для описат. сравнит. психологии народов. В 18 в. Монтескье использовал понятие "разл. характеры народов" (divers caracteres des nations), связывая эти нац. различия с разными климатич. условиями; аналогичная идея высказывалась также Вольтером. Руссо считал, что у каждого народа обязательно есть или, по крайней мере, должен быть свой нац. характер. Гердер примерно в то же время ввел понятие "народный дух". Рассматривая народ как "корпоративную личность", он полагал, что основу ее образует народный дух, одухотворяющий культуру народа и находящий выражение в его языке,...
10. САРТР (Sartre) Жан-Поль (1905-1980)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: в 1945 совместно с Р. Ароном, Мерло-Понти, С. де Бовуар и др. Притяжение и отталкивание, которые испытывал С. по отношению к марксизму и коммунизму, отразились в его публицистич. и теор. работах послевоенного периода — “Материализм и революция” (1946), “Критика диалектич. разума” (1960) и др. После 1968 С. окончательно порвал с коммунизмом и выступал в поддержку ультралевых полит, движений. Худож. творчество С. 40-60-х гг. включает в себя драмы “Мухи” (1943), “За закрытой дверью” (1944), “Грязные руки” (1948), “Дьявол и Господь Бог” (1951) и др., незавершенный романный цикл “Дороги свободы” (или “Пути к свободе”, 1945-49), наконец, автобиогр. кн. “Слова” (1964). В 1964 С. отказался от присужденной ему Нобелевской премии по лит-ре. Философия С., генетически связанная с феноменологией Гуссерля и экзистенциализмом Хайдеггера, является образцом той совр. “метафизики”, к-рая, по словам Мерло-Понти, представляет собой “истолкование человеч. жизни”, а потому может реализоваться в формах и отвлеченной рефлексии, и худож. творчества или же психоанализа конкр. истор. личности (напр., писателя). Переворачивая классич. тезис Спинозы, С. заявляет, что для человеч. сознания “существование предшествует сущности”, т.е. человек обретает свое бытие лишь в ходе своих взаимоотношений с предметами или другими лицами внешнего мира. Эти конкр. интенциональные отношения, принципиально несводимые к отношениям абстрактно-познавательным, составляют у С. гл. предмет феноменологич. анализа. В “Бытии и небытии” взаимодействие материальных вещей (“бытие-в-себе”),...