Наши партнеры

https://arskomekb.ru

Поиск по материалам сайта
Cлово "1930"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
Входимость: 4. Размер: 12кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОСЕВ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
3. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 3. Размер: 26кб.
4. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 3. Размер: 48кб.
5. Россия. Страноведческий словарь. КУЛАК
Входимость: 3. Размер: 4кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДОР")
Входимость: 3. Размер: 45кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "З"
Входимость: 3. Размер: 42кб.
8. ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 2. Размер: 57кб.
11. ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
12. Народы и религии мира. ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ (1988)
Входимость: 2. Размер: 10кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
14. Альтернативная культура. Энциклопедия. РАСТА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ч"
Входимость: 2. Размер: 11кб.
16. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 2. Размер: 39кб.
17. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 2. Размер: 65кб.
19. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
20. Народы и религии мира. Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
21. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АПОЛОГЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 6кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 2. Размер: 39кб.
23. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЬЕ")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
24. УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975)
Входимость: 2. Размер: 23кб.
25. Народы и религии мира. ОБЪЕДИНЁННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ
Входимость: 2. Размер: 9кб.
26. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
27. Мифы народов мира. САМОДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
28. Россия. Страноведческий словарь. ТРОЦКИЙ Л.Д.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
29. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). МАСТЕР И МАРГАРИТА
Входимость: 2. Размер: 10кб.
30. Россия. Страноведческий словарь. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
32. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАЛ"-"ДИА")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
33. Россия. Страноведческий словарь. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
34. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ЯЗЫКОВАЯ ИГРА
Входимость: 2. Размер: 7кб.
35. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФРА"-"ФУТ")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
36. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 46кб.
37. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
38. Альтернативная культура. Энциклопедия. МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ
Входимость: 2. Размер: 29кб.
40. РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863-1936)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
41. ДИФФУЗИОНИЗМ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
42. РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
43. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
44. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
45. Большой толковый словарь по культурологии. УАЙТ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
46. Россия. Страноведческий словарь. КОЛХОЗ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
47. Россия. Страноведческий словарь. БИБЛИОТЕКА ЛЕНИНА
Входимость: 2. Размер: 6кб.
48. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). ПИГМАЛИОН
Входимость: 2. Размер: 9кб.
49. Мифы народов мира. ИСТОРИЯ И МИФЫ
Входимость: 2. Размер: 23кб.
50. Россия. Страноведческий словарь. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г.
Входимость: 2. Размер: 11кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988)
Входимость: 4. Размер: 12кб.
Часть текста: с гимназич. лет до последних дней жизни, составляло и неизменный предмет критич. изучения, и стимул ктворч. дерзанию. Будучи студентом Моск. ун-та, активно посещает Религиозно-филос. об-во и Психол. об-во. Заканчивает ун-т (1915) по двум отделениям — классич. филологии и философскому, избирается (1919) проф. Нижегород. ун-та. На протяжении 20-х гг. интенсивно работает в Гос. Академии худож. наук, где заведует музыкально-психол. комиссией и комиссией по изучению истории эстетич. учений, сотрудничает в исследоват. группах по проблемам худож. формы и худож. терминологии; одновременно в Моск. консерватории ведет курс “Истории эстетич. учений” с тематич. охватом от античности до 20 в., а в неофиц. обстановке, хотя и не конспиративно, участвует в собраниях моек. кружка имяславцев. Чета Лосевых принимает (1929) тайный монашеский постриг. В течение двух лет, предшествующих аресту (апрель 1930 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли вплоть до инвектив Кагановича с трибуны XVI съезда ВКП(б) и неожиданно злобного выпада Горького в статье “О борьбе с природой”. Формальным поводом для ареста послужили вставки “контрреволюц. содержания” в книгу “Диалектика мифа” (1930), сделанные автором после ее утверждения Главлитом, однако в дальнейшем Л. проходит по сфабрикованному ОГПУ делу о т.н. церковном монархич. центре “Истинно-православная церковь”. В 1933 он освобожден, вместе с супругой, по инвалидности (Л. почти ослеп) и за ударный труд при завершении строительства Беломорканала. Далее ведет преподават. деятельность в разл. учебных заведениях страны, в т.ч. неск. лет — в МГУ, а с 1944 до кончины — в МГПИ им. Ленина. По совокупности работ (1943) Л. присваивается звание д-ра филол. наук. Вновь получает возможность публиковаться лишь после смерти Сталина, уже с неизбежной шифровкой собственных мироощущений. Общая библиография научных работ насчитывает около 650...
2. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОСЕВ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Часть текста: др.). Родился в Новочеркасске в семье народного учителя. Еще в юношеском возрасте (1911) формулирует важнейший императив "высшего синтеза" науки, религии, искусства и нравственности. Платон и Вл. Соловьев - их творчество неизменно вдохновляло его с гимназич. лет до последних дней жизни, составляло и неизменный предмет критич. изучения, и стимул к творч. дерзанию. Будучи студентом Моск. ун-та, активно посещает Религиозно-филос. об-во и Психол. об-во. Заканчивает ун-т (1915) по двум отделениям - классич. филологии и философскому, избирается (1919) проф. Нижегород. ун-та. На протяжении 20-х гг. интенсивно работает в Гос. Академии худож. наук, где заведует музыкально-психол. комиссией и комиссией по изучению истории эстетич. учений, сотрудничает в исследоват. группах по проблемам худож. формы и худож. терминологии; одновременно в Моск. консерватории ведет курс "Истории эстетич. учений" с тематич. охватом от античности до 20 в., а в неофиц. обстановке, хотя и не конспиративно, участвует в собраниях моск. кружка имяславцев. Чета Лосевых принимает (1929) тайный монашеский постриг. В течение двух лет, предшествующих аресту (апрель 1930 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли вплоть до инвектив Кагановича с трибуны XVI съезда ВКП(б) и неожиданно злобного выпада Горького в статье "О борьбе с природой". Формальным поводом для ареста послужили вставки "контрреволюц. содержания" в книгу "Диалектика мифа" (1930), сделанные автором после ее утверждения Главлитом, однако в дальнейшем Л....
3. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: χάος, chaos, от корня cha-, отсюда chaino, chasco, «зеваю», «разеваю»; X. поэтому означает прежде всего «зев», «зевание», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение»). Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, тартаром и Эросом (Theog. 116); им даётся одновременно и физическое (X. как бесконечное и пустое мировое пространство; 700), и мифологическое понимание X. (он порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день, Theog. 123 - 124). У схолиастов X. мыслится то как вода (с фантастической этимологией от cheo, «лью», «разливаю»), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом...
4. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Часть текста: Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я Втупительное слово От редакционной коллегии А АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (беспредметное, нефигуративное) АБСУРД АВАНГАРД АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ АККУЛЬТУРАЦИЯ АКМЕИЗМ (от греч. - расцвет, вершина, острие) АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА АНГАЖИРОВАННОСТЬ (фр. вовлеченность) АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ “АННАЛОВ” ШКОЛА АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный) АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ АРХЕТИП (греч.) АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ АССИМИЛЯЦИЯ АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) АФРОЦЕНТРИЗМ Б   БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) БАРНС (Barnes) Харри Элмер ...
5. Россия. Страноведческий словарь. КУЛАК
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Часть текста: Россия. Страноведческий словарь. КУЛАК В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я КУЛАК Богатый крестьянин , частный собственник, систематически использующий наёмный труд. Кулаки как особый социальный слой появились в России в 1860-е гг. в результате начала капиталистического развития деревни и социального расслоения крестьян. В начале XX в. кулацкими были 20% крестьянских дворов (см. двор ), они производили до 50% товарного хлеба . В первые годы советской власти кулацкие хозяйства продолжали существовать, но, начиная с 1929 г., политика партии (см. КПСС ) и государства по отношению к ним, как и ко всем частным собственникам, стала непримиримой - был взят курс на ликвидацию кулачества как класса. Были отменены законы об аренде земли и найме рабочей силы. Семьи кулаков было запрещено принимать в колхозы (см. колхоз ), началось их принудительное переселение в отдаленные районы страны, конфискация имущества. В 1930-е гг. было ликвидировано не менее одного миллиона кулацких хозяйств (до 15% крестьянских дворов. Этот процесс получил название раскулачивание . В современной русской речи слово кулак может быть использовано для негативной оценки хозяйственного, стремящегося к обогащению и скупого человека. В ироническом смысле иногда используется глагол раскулачить в значении ‘лишить кого-либо денег или вещей’. Плакат 1930-х гг.: Плакат 1930-х гг.: В начало словаря
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДОР")
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: в рамках хоз. культуры вычленяются сначала охотничья культура, потом - земледельческая, в рамках последней - подсечное, потом пашенное земледелие, животноводство, огородничество, садоводство и т.п. В трактовку Д.к. немалый вклад внесли представители эволюц. подхода, позже - исследователи структурно-функционального подхода. Последние связывали Д.к. с ростом плотности населения, интенсивностью межкультурных контактов, межгрупповых и межличностных связей в совр. культуре. Лит. : Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994. Г.А. Аванесова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 ДИФФУЗИОНИЗМ ДИФФУЗИОНИЗМ - теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологич. и культурантропологич., этногр. исследований. Д. зародился во вт. пол. 19 в. в Германии и Австрии. После Второй мир. войны его влияние ослабевает, получают распространение другие научные методологии: Неоэволюционизм , Структурализм , системный анализ, психоанализ, Семиотика , Герменевтика и др. Развитие...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "З"
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: исполнявших свои культовые обязанности; средневековые легенды иногда делали его первосвященником. Елисавета тоже была из священнического рода потомков Аарона. Они были «праведны пред Богом», однако у них, как у Иоакима и Анны, другой четы новозаветных родителей, до старости не было детей. Когда Захария служил в храме, ему явился Архангел Гавриил, предсказавший, что у 3. и Е. родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать «предтечей» Мессии. Захария сомневается в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены (срв. такое же сомнение Авраама, Быт. 17:17, и Сарры, Быт. 18:12). Как знамение и одновременно наказание за маловерие ему дается немота, которая должна разрешиться только вместе с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывает свою беременность. Между тем Дева Мария, родственница Елисаветы (1:36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправляется из Галилеи в Иудею навестить Елисавету; та по радостному «взыгранию» сына в ее чреве и по вдохновению свыше понимает, что перед ней мать Мессии. После трехмесячного пребывания в доме Елисаветы Мария возвращается в Назарет, а Елисавета рождает сына; семья намерена назвать его именем отца, но немой Захария пишет на дощечке для письма: «Иоанн имя ему» (1:63). Тотчас же к Захарии возвращается дар речи; «по всей нагорной стране иудейской» взволнованы этим знамением, а Захария в ветхозаветных метафорах пророчествует о приходе мессианского времени и о призвании своего сына (1:67-80). Византийские легенды, получившие широкое распространение в средневековом мире, повествуют далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем...
8. ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: в Каир, связав свою жизнь и лит. деятельность с исламским миром. Его творчество оказало значит, влияние на сторонников идей традиционализма (Т. Буркхардт, Ф. Шуон, А. Кумарасвами, М. Лингс, К. Мутти, Ч.А.Дж. Эвола), а также на франц. “новых правых” философов. Свою цель Г. видел в воссоздании универсального миросозерцания, в реконструкции духовных основ человеч. бытия. Истина синтетична по своей природе: она лежит по ту сторону всех мыслимых оппозиций, и для ее понимания непригоден методол. арсенал зап. философии Нового времени с ее культом разума и страстью к анализу. Подлинная мудрость сверхразумна и постигается посредством интеллектуальной интуиции, к-рой обладает лишь тот, кто достиг “метафизич. реализации”. Г. резко выступает против “философии ценностей”, отражающей присущее совр. миру тяготение к материальному и колич. аспектам бытия, он отказывается от детального анализа феноменов культуры и стремится к обобщенному видению ее сущности, пользуясь масштабом цивилизационных космич. циклов. Метафизика культуры Г. исходит из представления об изначальной “гиперборейской” традиции, имеющей трансцендентное происхождение. Из этого источника возникает все многообразие традиц. культур, в основу к-рых положены...
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: МАВСОЛ (греч. Maus(s)ollos ) сатрап Карии в 377 - 353 гг. до н.э., предводитель восстания против персов. М. первый перенес резиденцию из Миласы в Галикарнас, соорудил много дворцов и храмов, желая придать новой столице блеск и величие; прославился как умный политик. Еще при жизни М. было начато сооружение его гробницы, которое завершила жена М. Артемисия. Усыпальница получила название Мавсалейион (считалась одним из семи чудес древнего мира). От него происходит слово «мавзолей». МАГИСТРАТУРА МАГИСТРАТУРА (от лат. magistratus - начальник, должностное лицо) государственная должность в Риме; эти должности появились в период становления Республики, на рубеже VI - V вв. до н.э. Поскольку должности м. считались почетными, никакой платы магистраты не получали. Первоначально все м., кроме народных трибунов, занимали исключительно патриции, в нач. III в. до н.э. они стали доступны плебеям. Все м. были временными (как правило, на один год) и коллегиальными. Различались м. ординарные (выборные) и экстраординарные (по назначению),...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "С"
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: и Тихий океан - северо-западному проходу. Преодолеть его может лишь тот, кто способствует коммуникации между двумя ветвями современной культуры. Для осуществления такой коммуникации С. предлагает метод «беспорядочного энциклопедизма». Он исходит из неразделимости искусства, науки, мифологии, единства пространства-времени культуры, где Лукреций, Золя, Мишле, Тернер - наши современники. Хаос, изобретения и случайности поэтического мира Лукреция - прообраз множественности, сложности, поливалентности постнеклассического знания, проза Золя - предвосхищение физических открытий, пьесы Мольера - социологического изучения общества. С. считает эстетическое знание более комплексным, полным и гибким по сравнению с естественнонаучным. Философия, литература, миф, сказка способны увидеть те горизонты, которые сегодня еще недоступны физике и математике, и тем самым стимулируют научный прогресс. При этом эстетика не стремится занять все пространство культуры, но дает ее стереоскопическое видение. Научное творчество С. концентрируется вокруг трех определенных им в...