Поиск по материалам сайта
Cлово "1914"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Россия. Страноведческий словарь. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Входимость: 7. Размер: 7кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ")
Входимость: 5. Размер: 76кб.
3. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
4. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 39кб.
5. МУРАТОВ Павел Павлович (1881-1950)
Входимость: 3. Размер: 7кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МЫТ")
Входимость: 3. Размер: 41кб.
7. ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРН
Входимость: 3. Размер: 15кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. ШЕСТОВ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 3. Размер: 72кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. КАРЕЕВ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
12. Альтернативная культура. Энциклопедия. АЛКОГОЛЬ
Входимость: 2. Размер: 9кб.
13. ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
14. БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971)
Входимость: 2. Размер: 24кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
17. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960)
Входимость: 2. Размер: 21кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДОР")
Входимость: 2. Размер: 45кб.
19. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 2. Размер: 49кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕТ"-"ФРА")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
21. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШАГАЛ
Входимость: 2. Размер: 10кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. РУБИНШТЕЙН
Входимость: 2. Размер: 23кб.
24. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 8, "КУК"-"КЭШ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
25. Большой толковый словарь по культурологии. БОГДАНОВ
Входимость: 2. Размер: 22кб.
26. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 2. Размер: 34кб.
27. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕРГСОН
Входимость: 2. Размер: 15кб.
28. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "З"
Входимость: 2. Размер: 52кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
30. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕРНАДСКИЙ, ГЕОРГИЙ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАС")
Входимость: 2. Размер: 34кб.
32. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
33. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 2. Размер: 11кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. РЕРИХ
Входимость: 2. Размер: 22кб.
35. ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973)
Входимость: 2. Размер: 16кб.
36. Россия. Страноведческий словарь. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
37. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
38. ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЛ"-"РИТ")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
40. ЗОЛОТАРЕВ Алексей Алексеевич (1879-1950)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
41. КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931)
Входимость: 2. Размер: 15кб.
42. Россия. Страноведческий словарь. ПЕТРОГРАД
Входимость: 2. Размер: 3кб.
43. Кун Н.А.: Легенды и мифы Древней Греции. Переводы важнейших произведений древнегреческих и латинских авторов, содержащие изложение греческих мифов
Входимость: 2. Размер: 5кб.
44. ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965)
Входимость: 2. Размер: 8кб.
45. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 2. Размер: 48кб.
46. Народы и религии мира. АРГЕНТИНЦЫ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
47. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 2. Размер: 68кб.
48. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
49. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 10кб.
50. РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874-1947)
Входимость: 2. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Россия. Страноведческий словарь. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Входимость: 7. Размер: 7кб.
Часть текста: конфликтов в истории человечества. Название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 г. До этого употреблялось Великая война (английское The Greate War, французское La Grande querre), в советский (см. Советский Союз ) период - Империалистическая война, в разговорной речи - германская. Традиции отмечать даты, связанные с Первой мировой войной, в России не сложились. Поводом для начала войны послужило убийство сербским студентом в Сараево 28 июня 1914 г . наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Правительство Австро-Венгрии объявило Сербии войну. Вслед за этим 1 сентября 1914 г. Германия объявила войну России, которая поддерживала Сербию и проводила всеобщую мобилизацию. В свою очередь, Великобритания и Франция объявили войну Германии. Осенью 1914 г. против России на стороне Тройственного союза выступила Турция. После вступления России в войну, на волне антинемецких настроений столица России Санкт-Петербург была переименована в Петроград (немецкие Peter и burg заменены на русские Петр и град). Участие России в войне вызвало продовольственный и топливный кризисы, развал сельского хозяйства в стране. Армия плохо обеспечивалась боеприпасами, процветало казнокрадство. Большая часть населения не понимала, за что воюет и кого защищает в этой войне Русская армия . В 1917 г ., когда война на Западном фронте...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ")
Входимость: 5. Размер: 76кб.
Часть текста: словарь по культурологии Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ") ВИТГЕНШТЕЙН Статья большая, находится на отдельной странице . ВИТРАЖ ВИТРАЖ - сделанная из кусочков цветного стекла (или другого прозрачного материала) декоративная плоскость, закрывающая окна, части дверей и т.п.; особенно часто использовался в романской и готической архитектуре. ВИТФОГЕЛЬ ВИТФОГЕЛЬ - Карл Август Витфо́гель (Wittfogel) (1896-1988) нем.-амер. историк и полит. философ. Образование получил в Германии; учился у Вундт а, Лампрехт а, М. Вертгеймера, А. Фиркандта. В 1928 защитил докт. дис. во Франкфурт. ун-те. В юности придерживался радикальных полит. взглядов, увлекался марксизмом, писал пьесы. С 1921 - член коммунистич. партии. Под влиянием К. Грюнберга, первого директора Ин-та социальных исследований во Франкфурте, занялся социальными науками. В 1924 опубликовал первую крупную работу "История бюргерского об-ва". В 1928-33 сотрудничал в Ин-те социальных исследований, из к-рого ушел, не разделяя целей нового директора ин-та М. Хоркхаймера. В юности у В. зародился интерес к вост. об-вам, в особенности к Китаю, во многом определивший направление его исследований. ...
3. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: окончательно сформировался филос. выбор Э. в пользу религ. метафизики. Дис. Э. были посвящены проблемам неоплатонизма в истории итал. католич. философии (магистерская — “А. Розмини и его теория знания”, 1914; докт. — “Философия В. Джоберти”, 1916, — автор не успел ее защитить). В 1916 Э. был избран членом Моск. Психол. об-ва. Однако научные, историко-филос., как, впрочем, и пед., интересы не составляли осн. направления мыслит, деятельности Э. В центре его внимания постоянно находились религиозно-филос. вопросы бытия и его церковного обновления, решаемые в духе онтологизма платонич. типа и теургич. идеи Вл. Соловьева, и проблематика типологии мировых культур и цивилизаций, — прежде всего сравнит, изучения культурной семантики России и Запада. Этими интересами Э. определялся круг ближайшего общения (среди его единомышленников — Флоренский, В.П. Свенцицкий, А.В. Ельчанинов, С.Н. Булгаков, А. Белый, в конце жизни — Вяч. Иванов) и институциональные формы его творч. самореализации. В годы “первой рус. революции” он — активный участник подпольного религиозно-филос. об-ва “Христ. Братство Борьбы” (образовано в 1905, некрое время возглавлялось Э. вместе с его другом Свенцицким), ставившего задачи создания рус. христ. социализма, основанного на идеалах соборности, христ. общественности, всеобщей любви — началах...
4. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Часть текста: общеславянской мифологии. Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и мифология восточных славян (племенные центры - Киев и Новгород). Можно предполагать существование и других вариантов (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в польско-чешско-моравской области), но сведения о них скудны. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов С. м. на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии - средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по С. м....
5. МУРАТОВ Павел Павлович (1881-1950)
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Часть текста: Добужинском, пейзаже в рус. живописи последовала кн. “Образы Италии” (1911-12, посвящена Б. Зайцеву); это сочинение не систематизатора и гида (М. учтены лит. путешествия по Италии от Гёте, Стендаля, Гоголя до В. Ли, Б. Беренсона, Мережковского ) , а писателя и пассеиста, пробующего возможности некоего промежуточного жанра, совмещающего жизнеописания легендарных личностей с вкусовыми зарисовками. С одной стороны, М. — лирик (итал. прошлое явл. необходимой частью любой совр. души, учащейся ценить красоту), с др., — арбитр вкуса, полагающий, что сила классич. итал. искусства обусловлена синтезом античного и христ. начал, “природной лат. религией”, — символич. активностью, не столько порожденной христианством, сколько освобожденной им и “направленной к цели”. Итал. “любовь к миру” родила важнейший европ. творч. миф — “осязательные формы”, или бессознат. ощущение осязаемого. Одна из центр, фигур итал. искусства — Джотто, видевший “одно человеч. существо” во всех фигурах, наполнявших его фрески, а также всегда трудившийся над воплощением пластич. связей между душой и телом человека. В февр. 1913 М. входит в комитет первой выставки рус....
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МЫТ")
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Часть текста: используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху. МОИСЕЙ Статья большая, находится на отдельной странице . МОНОГАМИЯ МОНОГАМИЯ (греч. monos - один + gamos - брак) - единобрачие - историческая форма брака и семьи. Возникнув из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя, моногамия стала господствующей формой брака. МОНОГЕНИЗМ МОНОГЕНИЗМ (греч. mono - один + genos - род, происхождение) - учение о видовом единстве человечества, согласно которому расы человека - подразделения одного вида (Homo sapiens) и имеют общее происхождение. Подтверждается множеством антропологических фактов. МОНОТЕИЗМ МОНОТЕИЗМ (греч. mono - один + theos - бог) - система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. МОНУМЕНТ МОНУМЕНТ (лат. monumentum) - памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относят памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городскую и парковую скульптуру, фонтаны и др. МОРАЛЬ МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный) одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех сферах общественной жизни. В отличие от...
7. ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: нашедший для себя мировоззренческие устои. Ш. — провозвестник трагич. умонастроения 20 в., выступивший с интерпретацией и развитием идей Ницше, а позднее и Кьеркегора — идей, вошедших в канон экзистенциализма. Как отклик на ситуацию, когда прежняя, бессознательная, дающаяся всем даром вера в целесообразность и осмысленность человеч. жизни рушилась, Ш., вслед за Ницше, предвосхищает мотив, доминирующий на Западе после Первой мир. войны, развеявшей иллюзорную веру в неизбежное торжество “гуманности” и “прогресса”. Но если Ницше связывает трагич. положение человека с его собств. духовным выбором, христ. морализмом, подорвавшим витальные силы человечества, то Ш. пишет прежде всего об алогизме самой почвы человеч. существования. Ш. находится в русле размышлений, оппозиционных к традиц. рационалистич. системосозиданию, в русле философ, эссеистики, сосредоточенной на вопросах и условиях человеч. существования. Впитавший традиции рус. духовной культуры, Ш. понимает философию как выявление первооснов человеч. жизни, жизненной подлинности, как своего рода служение, а не как способ выражения самодовлеющего интеллектуализма. Ш. — представитель линии филос. прозы (Кьеркегор, Унамуно, Ницше, Розанов ) , сосредоточенной на экзистенциальном претворении идеи, т.е. жизни лица в исповедуемом им принципе. Писательская одаренность сочетается у него с публицистич. темпераментом, склонным к эпатирующему парадоксализму и афористич. форме выражения. Его слово, поскольку оно служит философии как “великой борьбе”, подразумевает внут. диалог с противником (ср. установку на “чужое слово”, “двуголосое слово” — подобно персонажам Достоевского в исследованиях Бахтина ) . Ш. выступал как защитник заброшенного в мир и порабощенного спекулятивной философией индивида. Свое творч. амплуа он раз и навсегда связал с позицией...
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРН
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: к-рых впоследствии Э. считал своими учителями, задумал исследование платоновских диалогов и платонич. традиции в отеч. и зарубеж. философии, реализации к-рого посвятил всю свою недолгую творч. жизнь. После окончания ун-та был оставлен при кафедре всеобщей истории, впоследствии - доцент и проф. Моск. ун-та, по окончании к-рого нек-рое время живет в Германии и Швейцарии; в 1906 в Германии слушает лекции Гарнак а. Именно в это время окончательно сформировался филос. выбор Э. в пользу религ. метафизики. Дис. Э. были посвящены проблемам неоплатонизма в истории итал. католич. философии (магистерская - "А. Розмини и его теория знания", 1914; докт. - "Философия В. Джоберти", 1916, - автор не успел ее защитить). В 1916 Э. был избран членом Моск. Психол. об-ва. Однако научные, историко-филос., как, впрочем, и пед., интересы не составляли осн. направления мыслит. деятельности Э. В центре его внимания постоянно находились религиозно-филос. вопросы бытия и его церковного обновления, решаемые в духе онтологизма платонич. типа и теургич. идеи Вл. Соловьева, и проблематика типологии мировых культур и цивилизаций, - прежде всего сравнит. изучения культурной семантики России и Запада. Этими интересами Э. определялся круг ближайшего общения (среди его единомышленников - Флоренский , В.П. Свенцицкий, А.В. Ельчанинов, С.Н. Булгаков , А. Белый , в конце жизни - Вяч. Иванов ) и институциональные формы его творч. самореализации. В годы "первой рус. революции" он - активный участник подпольного религиозно-филос. об-ва "Христ. Братство Борьбы" (образовано в 1905, нек-рое время возглавлялось Э. вместе с его другом Свенцицким), ставившего задачи создания рус. христ. социализма, основанного на идеалах соборности, христ. общественности, всеобщей любви - началах коллективистского, общинного устроения...
9. Большой толковый словарь по культурологии. ШЕСТОВ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: труды, вошедшие в собр. соч. (1898-1912), носит отрицающий характер (филос. манифест Ш. "Апофеоз беспочвенности", 1905); во второй период, начиная с "Sola fide" ("Только верою"), (написана в 1911-14, полностью опубликована в Париже в 1966) Ш. выступает как автор, нашедший для себя мировоззренческие устои. Ш. - провозвестник трагич. умонастроения 20 в., выступивший с интерпретацией и развитием идей Ницше, а позднее и Кьеркегора - идей, вошедших в канон экзистенциализма. Как отклик на ситуацию, когда прежняя, бессознательная, дающаяся всем даром вера в целесообразность и осмысленность человеч. жизни рушилась, Ш., вслед за Ницше, предвосхищает мотив, доминирующий на Западе после Первой мир. войны, развеявшей иллюзорную веру в неизбежное торжество "гуманности" и "прогресса". Но если Ницше связывает трагич. положение человека с его собств. духовным выбором, христ. морализмом, подорвавшим витальные силы человечества, то Ш. пишет прежде всего об алогизме самой почвы человеч. существования. Ш. находится в русле размышлений, оппозиционных к традиц. рационалистич. системосозиданию, в русле философ. эссеистики, сосредоточенной на вопросах и условиях человеч. существования. Впитавший традиции рус. духовной культуры, Ш. понимает философию как выявление первооснов человеч. жизни, жизненной подлинности, как своего рода служение, а не как способ выражения самодовлеющего интеллектуализма. Ш. - представитель линии филос. прозы (Кьеркегор, Унамуно , Ницше,...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 3. Размер: 72кб.
Часть текста: на Зап. фронте и в Персии, участник антисоветского подполья и граждан. войны). В 1922-23 в эмиграции, в Берлине. До к. 20-х гг. ведущий представитель рус. формальной школы (см. Русская формальная школа ), инициатор создания ОПОЯЗа. Издал неск. десятков книг (научные труды по поэтике лит-ры и кино, лит. и кинематограф. критика, историко-худож. и мемуарно-худож. произведения, популярно-инструктивные работы), работал на киностудиях, автор многих киносценариев. Ш. первым выступил с теор. оправданием худож. практики Футуризм а, и это выступление ("Воскрешение слова", 1914) считается первой работой нарождавшегося рус. формализма. Ш. на основе переосмысления идей А.Н. Веселовского и А.А. Потебни развивает мысль о поэтич. речи как средстве обновления восприятия фактов бытия, переводе их из области автоматизированного повседневного пользования в область вновь увиденных, переживаемых и потому подлинно существующих вещей и явлений. Искусству, т.о., отводится в культуре вполне опр., хотя и несколько ограниченная, роль "механики воскрешения". Поэтич. слово (в обобщении - прием искусства) при этом оказывается "самовитым", затрудненным, отличным от слов и способов практич. жизни (различение "поэтич. языка" и практического). С этим связано введенное Ш. известное понятие "отстранения", имеющее смысл общекультурного стилистич. приема формообразования. Позднее Ш. переходит к развитию теории прозы, утверждая при этом специфику лит-ры (и искусства) в определении суммы приемов создания формы, превращающих любой жизненный материал в худож. произведение. Изучение приемов сюжетосложения и композиции, а также теории лит. эволюции как смены изживающих себя (автоматизированных) приемов, поисков нового материала искусства и новых соотношений...